Заметка «Туринская Лошадь. Рецензия.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Без раздела
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 813 +2
Дата:
Предисловие:

https://en.wikipedia.org/wiki/The_Turin_Horse

Туринская Лошадь

Туринская Лошадь. Рецензия.



Фильм необычный, по крайней мере для меня, так что вызвал желание написать рецензию. Во-первых, где связь между Ницше и фабулой фильма? Сам по себе ответ на этот вопрос интересно найти. Во-вторых, можно смотреть этот фильм и понять что-то для себя без всякого знания чего-либо, относящегося к философии, есть какая-то самодостаточность в этом кинопроизведении.

Начнем с лошади. Важно что лошадь не умеет говорить. Но некоторые признаки символического языка животное выражает. Некоторые наблюдали сами, не только в кино, как умирают животные. Животные не ждут ниоткуда помощи, но, очевидно, чувствуют изменения состояния. Можно сказать, животные умирают более достойно, чем люди.

Итак в фильме действует очень бедная семья, отец и дочь, и непонятно что предшествовало наличному состоянию бедности. Реплики героев крайне скупы. Видимо некоторый ключ - это фраза отца, о том что он жил 58 лет, достаточно монотонно, видимо все эти годы в этом самом доме, который мы наблюдаем. Возможно, он зарабатывал на жизнь каким-то ремеслом, не очень ясно каким именно. Возможно, он сапожник. У него взрослая дочь, еще более загадочная с точки зрения социологии. Известно только то, что она умеет читать по складам - в фильме есть сцена это подтверждающая. У этой семьи есть дом, колодец, едят они картошку, а также есть тележка и лошадь. Фильм сделан, собственно говоря как реалити-шоу. Бушует буря. Лошадь в такую погоду отказывается везти тележку. Извозчик, отец семейства, бьет лошадь, но не сильно. Здесь есть слабая связь с избиением лошади на площади Карло Альберто, что так расстроило Фридриха Ницше. Но сцена недостаточно жестокая, лошадь оставили в покое. Укрылись в доме, ожидая хорошей погоды.

Далее по сценарию фильма произносится один единственный человеческий монолог, довольно странный, в котором есть что-то ницшеанское. Делается намек на мировой заговор, но в целом абстрактный и без привязки к тезисам Ницше или какой-либо научной философии. Но произносит этот монолог сосед, который заходит купить немного самогона. Монолог не становится диалогом. Разве что выслушав "манифест", хозяин делает реплику, по сути, вторую из трех осмысленных фраз, которую он произносит на протяжении всего этого фильма. А именно, он говорит равнодушно - "все это бред" - берет монетки за бутылку с самогоном и далее опять молчание.

Дочь ходит в сарай проверять лошадь и выясняется, что лошадь отказывается есть и пить. Лошадь никто не бьет, животное, возможно, напугано бурей. Или это символическая сцена.

Уклад семьи патриархальный. Дочь слушается отца и два раза спрашивает по пустякам - папа, что это все значит? Но папа не дает каких-либо разумных указаний. Кроме заключительной сцены, в которой как-то проясняется позиция и смысл наличного существования бедного семейства.

Фабула обостряется происшествием с колодцем. В колодце кончается вода, а без воды не жизнь. Возможно воду выпили цыгане, которые проезжали мимо и вели себя по-хамски. К дочери приставали и намекали, что увезут в Америку, а отец даже вышел с топориком, предложив табору убираться. Это была вторая социальная транзакция в фильме.

Наконец, поскольку в колодце кончилась вода, дочь собирают все пожитки в деревянный сундучок. Еще что-то побросали в тележку, затем направляются куда-то, оставляя дом. Кстати, лошадь ведут на привязи и не бьют. Никакой жестокости к животному не проявляют, тем более что лошадь не ест и не пьет. Скорее элементы жестокости наблюдаются по отношению патриархального старика к относительно молодой женщине. Поход сквозь бурю заканчивается ничем.
   
Возможно, вода в колодце появилась снова, это непонятно. Фильм символичен. Буря кончилась и семья снова сидит за столом. Дочь не проявляет интерес к еде. Отец ест свою картошку и говорит с укором - мы должны есть. То есть концепция еды, непрерывного человеческого питания, это не бред, это смысл жизни.

Конец фильма. Не могу теперь профессионально оценить игру актеров и операторскую работу, но фильм имеет какой-то смысл и отношение к Ницше. Видимо, попытка смоделировать измененное состояние или даже просветление философа, посвятившего жизнь изыскам древней Греции и специальному труду по мировой культуре, в момент соприкосновения с жизнью, точнее смертью, реальных существ. В частности это могла быть лошадь, которую били, но которая передавала нечто большее, и другие универсальные сигналы бытия.

Трудно вообразить, что пришло в голову Ницше на стадии обострения его душевной болезни, но авторы фильма попробовали заглянуть по ту сторону безумия.

С моей стороны это некоторая наглость спекулировать ресурсами мировой культуры, но не могу сдержаться. Возможно, тут дело в оценке бреда. Бред это, с одной стороны, симптом болезни. Но с другой стороны, многие люди, как бы и здоровые, живут в бреду.

У нас нет критерия, чтобы исключить бред из повседневной жизни. Великие идеи могут выглядеть как бред.

Ницше часто сравнивал людей с животными. Ниоткуда не следует, что человек это высшее животное. А если взять простую лошадь, то и тут вопрос о симпатии и просто вере в существование эволюции. По крайней мере животные защищены от бреда в форме литературы и вербального злоупотребления  общением, словами.






Реклама
Обсуждение
     18:33 27.04.2016 (1)
Автор, вы намерены поделиться с читателями своим мнением о фильме, я правильно понимаю?
Каком? "На деревню дедушке", и то было понятнее.
Значит так:  название фильма, имя режиссера, год создания, по возможности страна или киностудия, имена исполнителей.
     19:10 27.04.2016 (2)
))) название "Туринская лошадь", режиссёр Бела Тарр, венгр. Это то, что принято называть "авторским кино". Ницше там притянут за уши, просто упоминается в начале фильма, что он лошадь обнял и с ума сошёл потом..)) Фильм нудно-депрессивный, и музыка соответствующая.

   Бела Тарр в своё время выступал против Яноша Кадара в Венгрии и соответственно был малоизвестен, но потом потихоньку со сменой режима раскрутился и сейчас признанный мастер авторского вроде как кино. ))
     22:21 27.04.2016 (1)
что значит "нудно-депрессивный"...

вы не поняли, что вам показали там.

или вы и не посмотрели фильм вообще, скорее всего.
     06:06 28.04.2016 (1)
Ну почему так сразу и не понял?))
Что значит нудный?
Ну, например, возьмём самое начало фильма. Что мы видим? Мужик едет на лошади. Мы уже поняли, что едет, а режиссёр нам всё показывает и показывает, что вот мол едет, трудно ему, тяжело едет мужик. Ему тяжело и лошади тяжело, едут . И каждый на своём месте, лошадь везёт, а мумужик едет. Тяжко. Ветер. Едет..долго, очень долго, нелегка дорога..)) и т.д.

Ну это только моё мнение , и оно может и ошибочно. А вам , как видно, фильм понравился?)
Можете сформулировать коротко про что этот фильм? О чём то бишь?
     01:47 08.07.2016
Согласно Дао Дэ Дзин я могу не отвечать. Но хорошо, раз нужно сформулировать.. Пожалуйста.

У Тарковского есть фильм "Жертвоприношение", там тоже что-то о конце света. Но в "Туринской лошади" эта тема выражена минималистски. Конца света то никакого и нет в фильме. "Это бред" - выражается герой фильма.

Фильм об экзистенции человека в минимальном проявлении этого артефакта. Минимальность в смысле математики, или алгебры групп или колец, когда в пространстве рассматривается минимальное пересечение всех подсистем.

Старик Олдсдорф откровено самодостаточен. Он не меняет идеи на алкогольный напиток по ходу фильма. Он не  покупает ...

Ницше, напротив, посвятил себя сначала филологии и грекам, потом написал манифест с речами этого своего перса с гор, потом он переживал долго из-за Вагнера с его валькириями. В конце концов он сошел с ума в Турине, прожив там последние творческие годы. Зачем Ницше это себе устроил... Трудно сказать. Но в фильме Олдсдорф и слушать не будет, он занят своей лошадью. А дочь его, задает вопросы - "что это значит?". Девушка не понимает, также  как и зрители фильма про эту чертову сытую лошадь.
     20:30 27.04.2016 (1)
3
Перед "раскрутился" и перед "признанный мастер" не хватает "соответственно".
А так - шикарная справка.
     06:08 28.04.2016 (1)
1
Не глупите, Александр.)
     13:01 28.04.2016
2
Не острите, Александр Александрович.
Книга автора
Абдоминально 
 Автор: Олька Черных
Реклама