Заметка «ОБ ИУДАИЗМЕ» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 947 +1
Дата:

ОБ ИУДАИЗМЕ

В узком смысле под иудаизмом понимается религия, возникшая среди евреев на рубеже I-II тыс. до н.э. В широком смысле иудаизм — это комплекс правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определяющих уклад жизни евреев как нации.

Термин «иудаизм» происходит от названия еврейского племени Иуды, самого многочисленного среди двенадцати колен израилевых, как об этом повествуется в Библии. Выходцем из рода Иуды был царь Давид, при котором иудейско-израильское царство достигло наивысшего могущества. Все это обусловило привилегированное положение иудеев: термин «иудей» часто используется как эквивалентный слову «еврей».

Иудаизм как религия — важнейший элемент как мировой, так и еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национальную и политическую идентичность.

История древних евреев и процесс формирования их религии известны в основном по материалам Библии, точнее, ее наиболее древней части — Ветхого Завета. Вначале II тыс. до н.э. евреи, как и родственные им семитские племена Аравии и Палестины верили в различных богов и духов, в существование души, которая материализуется в крови. В каждой общине был свой главный бог. В одной из общин таким богом был Яхве. Постепенно культ Яхве выходит на первое место.

Новый этап в становлении иудаизма связан с именем Моисея. Это легендарная личность, однако, нет причин отрицать и возможность реального существования подобного реформатора. Согласно Библии Моисей вывел евреев из египетского рабства и передал им Завет Бога. Некоторые исследователи считают, что реформа религии евреев связана с реформой фараона Эхнатона. Моисей, который, возможно, был близок к правящим или жреческим кругам египетского общества, воспринял идею Эхнатона о едином Боге и начал проповедовать ее среди евреев. Он внес некоторые изменения в представления евреев. Его роль настолько значительна, что иудаизм иногда называют мозаизмом, например в Англии. Первые книги Библии называют Пятикнижием Моисея, что также говорит о роли Моисея в становлении иудаизма
.
Центральная идея иудаизма — богоизбранность евреев. Бог один, и он выделил один народ — евреев, чтобы помогать им и передавать свою волю через его пророков. Символом этой избранности является обряд обрезания, совершающийся над всеми младенцами мужского пола на восьмой день их жизни. Иудеем считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом. Бог по вероучению иудаизма не имеет образной формы, любые изображения Бога, а также изображения людей в иудаизме запрещены.

Основные заповеди иудаизма, по преданию, были переданы Богом через Моисея. Они содержат как религиозные предписания: не поклоняться другим богам; не упоминать имени Бога напрасно; соблюдать день субботний, в который нельзя работать, так и моральные нормы: почитать отца и мать своих; не убивать; не красть; не прелюбодействовать; не произносить ложного свидетельства; не желать ничего у что есть у ближнего твоего. Иудаизм предписывает евреям пищевые ограничения: пища делится на кошерную (дозволенную) и трефную (недозволенную).

Особенностью еврейских праздников является то, что они отмечаются по лунному календарю. Первое место среди праздников занимает Пасха. Сначала Пасха была связана с сельскохозяйственными работами. Позднее она стала праздником в честь исхода из Египта, освобождения евреев из рабства. Праздник шебуот или Пятидесятница справляется на 50-й день после второго дня пасхи в честь Закона, который Моисей получил от Бога на горе Синай. Пурим — праздник спасения евреев от полного уничтожения во время вавилонского плена. Существует множество других праздников, которые почитаются до настоящего времени евреями, живущими в разных странах. Еженедельным праздничным днем является Шаббат (Суббота) — день отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа, передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Священного писания.

Священное писание евреев известно как Танах. В него входят Тора (Учение) или Пятикнижие, авторство которого приписывается пророку Моисею, Нэвиим (Пророки) — 21 книга религиозно-политического и историко-хронологического характера, Кэтувим (Писания) — 13 книг разнообразных религиозных жанров. Самая древняя часть Танаха датируется X в. до н.э. Работа по составлению канонизированного варианта Священного Писания на иврите была завершена в III-II вв. до н.э. После завоевания Палестины Александром Македонским евреи расселились по разным странам Восточного Средиземноморья. Это привело к тому, что большая их часть не знала иврита. Служители культа предприняли перевод Танаха на греческий язык. Окончательный вариант перевода, по преданию, был осуществлен семьюдесятью учеными Египта в течение 70 дней и получил название «Септуагинта».

Приверженцы иудаизма считают, что одним из основных атрибутов Всевышнего является закономерность причинно-следственного развития. В соответствии с этим атрибутом реализовывается Божественный замысел. А инструментом этой реализации, является душа человека. Для этого, Всевышний наградил её свойством, называемым — иври, сутью которого является способность к развитию. И дал ещё, носителям этого свойства, инструкцию, как развиваться, что бы прийти к такому состоянию, когда душа сможет выполнить свою функцию на все сто процентов. Инструкция эта называется – Тора, а носители — евреи. Но суть Торы не только в том, что она инструкция, она ещё является носителем особого света — совершенствования души, который евреи и должны донести до всех народов мира.

Поражение евреев в борьбе с римлянами приводит во II в. н.э. к массовой депортации евреев из Палестины и расширению зоны их расселения. Начинается период диаспоры. В это время важным общественно-религиозным фактором становится синагога, ставшая не только молельным домом, но и местом проведения народных собраний. Руководство еврейскими общинами переходит к священникам, толкователям Закона, которых в вавилонской общине называли раввинами (великими). Вскоре сформировался иерархический институт руководства еврейскими общинами — раввинат. В конце II — начале Ш в. на основе объединения многочисленных комментариев к Торе составляется Талмуд (Учение), который стал основой законодательства, судопроизводства и морально-этическим кодексом для верующих евреев диаспоры. В современном виде включает Мишну —  толкования Торы и Гемару — толкования Мишны. Правовые положения составляют Галаху, сопутствующие Галахе мифы, легенды, притчи, рассказы, сказки —- Аггаду (Агаду). Некоторое представление об исключительно глубоком содержании положений Талмуда дают следующие цитаты:

Когда твой враг колеблется, не радуйся, и когда он споткнулся, не разрешай своему сердцу веселиться.
Не верь тому, кто говорит: «я старался, и не нашел».
Лучше всю жизнь зваться глупцом, чем хотя бы на час оказаться злодеем в глазах Всевышнего.
У праведников всех народов есть доля в грядущем мире.
Кастрюля, за которую отвечают двое, не нагреется и не остынет.
Спросили ученики у раби Нехонии: «чем продлил ты дни свои?» Ответил им: «никогда в жизни я не возвышался за счёт унижения другого».
Преступные мысли тяжелее самого преступления.
Если ты выучил много Торы — не хвались, ибо для этого ты и создан.
Не объединяйся со злодеем даже ради соблюдения заповедей.
Нельзя пообещать ребенку что-либо и не выполнить обещания, так как этим ты учишь его лжи.
Мир держится заслугами тех, кто по скромности своей ведут себя так, как будто их и нет.
Даже если острый меч лег на твою шею, не отчаивайся, ибо сказано: «Вот Он убивает меня — на Него надеюсь...».
Именно грешник привлекает к земле бедствия, но первой жертвой оказывается праведник.
Раби Элиэзер сказал: «Раскайтесь хотя бы за день до смерти». Тогда ученики спросили его: «Разве человек знает, в какой день он умрет?». Он ответил: «Пусть он раскается сегодня, ведь может быть, он умрет завтра.
Никто не может свидетельствовать о себе.
Закон государства — закон.
Всё, что делается Небесами, — к добру.
Злословие убивает троих: того, кто говорит, того, кто верит говорящему, и того, о ком говорится.
Из двух пререкающихся прав тот, кто умолкает первым.
Той же меркой, какой меряет человек, измеряют и его самого.
Жаль того, у кого двора нет, а он поставил ворота во двор!
Трое принимают участие в создании человека: отец, мать и Всевышний.
Молчание полезно мудрецу, и тем более — глупцу.
Кто мудр? Тот, кто предвидит последствия.


В эпоху Средневековья получают распространение идеи как рационалистического толкования Торы (Моше Маймонид, Иегуда га-Леей), так и мистического. Наиболее выдающимся законоучителем последнего направления считается раби Шимон Бар-Йохай. Ему приписывают авторство книги «Зоар» (ивр. «Сияние»)— главного теоретического пособия последователей Каббалы.
Каббала — мистическо-философское учение иудейского происхождения. Целью Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовных мирах. Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая  рассматривается в качестве глубокого мистического кода. Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор, пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Такое состояние называется «Гмар Тикун» — конечное исправление. Достижение этого состояния и есть цель Каббалы. С точки зрения Каббалы причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания.

Святой город иудеев — Иерусалим, в котором находится Храмовая гора и Стена Плача. Стена Плача — это фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. На иврите она не называется «Стеной Плача».
Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с этой стеной. Здесь мальчики, достигшие 13-летнего возраста, впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима. Миллионы


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      00:12 16.05.2016 (1)
Комментарий удален
     04:58 16.05.2016
Радуйтесь, что мы дали вам б-га
     04:57 16.05.2016
Мы избранные, и этим все сказано
Мазал тов!
     23:33 15.05.2016
1
     23:28 15.05.2016
а,что, у иудаизма с христианством.разница какая???ИЛИ её нет?!!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама