Заметка «О БАХАИЗМЕ»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 500 +1
Дата:

О БАХАИЗМЕ

В IXX веке получило развитие мессианское ответвление ислама шиитского толка — бахаизм, в основе которого лежит представление о существовании единого бога, единого человечества и единой религии. Вначале бахаизм воспринимался как гуманистическое движение за мир, и лишь сравнительно недавно стал рас  сматриваться как новая вполне самостоятельная религия. «Бахаизм — это независимая религия наравне с Исламом, Христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаизм — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии» (Арнольд Тойнби).
В наше время насчитывается более 5 млн. приверженцев бахаизма, общины которых имеются на всех континентах. Всемирный центр находится в г. Хайфа (Израиль).
Родиной этой религии является Ирак, а именно — город Багдад. Первую общину сформировал перс, по имени Мирза Хусейн Али. Кем же был этот человек — Мирза Хусейн Али, которому удалось положить начало религиозному течению, что распространилось из Ирака на все континенты мира? Родился он двенадцатого ноября 1817 года в столице Персии — Тегеране. Его отец служил первым министром при дворе у шаха. Уже в возрасте четырнадцати лет Мирза Хусейн Али прославился своим умом и после смерти отца, получил предложение занять его пост. Но уже тогда он понимал, что государственная служба не для него. В 1844 году в Ширазе появился некий торговец, который называл себя «Баб», что в переводе с арабского означает «врата». Он утверждал, что его задача — подготовить человечество к приходу нового пророка. Баб критиковал стяжательство и безнравственность в среде священников. Для шиитского духовенства идеи Баба были не просто еретическими, но воспринимались как направленные на подрыв основ ислама. Поэтому против Баба и бабистов развернулась борьба, которая после серии восстаний закончилась поражением последователей Баба. Баб был арестован, подвергнут бичеванию, заключён в тюрьму и 9 июля 1850 года расстрелян на площади в городе Тебризе. За период с 1844 по 1863 годы было казнено около 20 тысяч его последователей по всей Персии, а еще больше посажено в тюрьмы. Сегодня в городе Хайфе (Израиль) находится величественное здание с позолоченным куполом, в нём похоронены земные останки Баба. Смерть Баба лишь укрепила верующих в справедливости его слов, что вскоре появится пророк, который займет место в ряду: Авраам, Моисей, Будда, Заратуштра, Кришна, Иисус Христос, Мухаммед, и который объединит все религии и всех людей Земли. Среди попавших в тюремные застенки оказался и Мирза Хусейн Али. Когда он сидел в тюрьме, ему было видение, что он именно тот, кто указан в пророчестве Баба. Он пробыл в тюрьме около четырёх месяцев. А после его изгнали из страны и забрали всё, чем он владел. Путь к новому дому был долог и мучителен, но, в конце концов, он попал в Багдад. К нему стали приходить люди за благословением — так как он прослыл мучеником, и тем самым  человеком, о котором говорил Баб. Он стал поддержкой для последователей Баба, а также обрёл множество своих сторонников по всей стране. Конечно же, там где есть друзья, есть и враги, которые сделали так, что его сослали в город Акку — город-тюрьму. Там ему пришлось пройти через множество невзгод. Но через несколько лет ему удалось покинуть этот город, и поселиться в местечке под названием «Усадьба в Бахджи». Здесь 21 апреля 1863 г. (этот день считается днём рождения бахаизма) он открыл своим ученикам истину, полученную им от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Баха-Улла («Блеск Аллаха») и является тем пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб. С этого дня Баха-Улла перестал быть проповедником бабизма и стал проповедником новой независимой религии — бахаизма. Баха-Улла умер двенадцатого мая 1892 года, завещав духовную власть своему старшему сыну Аббасу эфенди по прозвищу Абдул-Баха («Раб Блеска Аллаха»).
Количество священных книг в бахаизме точно не подсчитано, но, во всяком случае, их более ста. Все книги, которые приверженцы бахаизма признают священными, можно разбить на две группы. В первую группу входят сочинения, которые написали Баб, Баха-Улла, его сын  Абдул-Баха и его правнук Шоги Эффенди, а также послания Всемирного Дома Справедливости. Во вторую группу входят священные книги других религий. В частности, в качестве священных бахаисты почитают Библию, Коран и Бхагавадгиту. Из всех священных книг особо выделяется книга Баха-Уллы «Китаб-и-Агдас» («Наисвятая книга»).
Сердцевину бахаизма составляют 12 принципов:
 Все человечество является единым целым: «Вся земля — одна страна, а все люди — её граждане».
 Все люди должны познавать истину самостоятельно. Истина зависит лишь от человека, поскольку не существует ничего, что являлось бы ее носителем. Верующие должны сами читать, изучать и интерпретировать священные писания.
 У всех религий общая основа — это Бог, вокруг которого собственно и складывались разные религии. В этих религиях обнаруживаются черты конкретных эпох и этносов, но в то же время их вневременные ценности остаются неизменными, даже если в разных религиозных учениях они выражаются по-разному.
 Религии со всеми их атрибутами (священными книгами, церковью, обрядами) должны объединять, а не разъединять людей разного вероисповедания, быть основой их единения и взаимопонимания. Религия, ведущая к разброду, к смуте и к насилию — это не религия.
 Религия не должна противоречить науке и разуму. Религия без науки приводит к суеверию. Наука без религии — к оголтелому материализму. И от того, и от другого исходит вред.
 У мужчин и у женщин должны быть равные права не только на словах, но и на деле. Человечество вступило в новую эру, в которой мужские и женские элементы культуры должны непременно гармонизировать друг друга.
 Следует избавиться от предрассудков любого рода. В первую очередь имеются в виду этнические, религиозные, политические, экономические и расовые предрассудки.
 Нужно стремиться к миру во всем мире путем реализации федерального принципа построения мирового сообщества, создания механизмов обеспечения всеобщей безопасности и международной справедливости. Первый шаг на этом пути — разоружение и создание сообщества народов.
 И мужчины, и женщины должны получать многостороннее духовное и светское воспитание, включая обязательное школьное образование.
 Решительные усилия следует направить на решение социальных проблем. Прежде всего, нужно обуздать процессы глобализации, сделать их более справедливыми как с экономической, так и с общественной точки зрения.
 Следует ввести вспомогательный язык для всего мира, чтобы на нем можно было изъясняться всем без исключения.
 Человечеству надлежит создать новую мировую цивилизацию на основе приоритета общих духовных ценностей, а также отказа от фанатизма, азартных игр, употребления алкоголя и наркотиков.
Концепция Бога в бахаизме строго монотеистична и трансцендентна. Считается, что всякие попытки описать Бога бесполезны. Единственной связью между Богом и людьми осуществляется посредством посланников Бога (пророков). Говоря о человеке и его предназначении, бахаизм учит, что физическое тело есть форма существования людей на Земле, но изначальная сущность каждого человека — это душа, которая и отличает людей от животных. Жизнь в этом мире подобна жизни ребёнка в чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек с помощью Бога воспитывает в себе, будут «органами», необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования. После того, как тело умирает, душа продолжает жить. Она отправляется в путь к Богу через множество миров или плоскостей существования. Успешное духовное путешествие к Богу в традиционных терминах подобно жизни в раю. В случае неуспеха душа остаётся пребывать вдалеке от Бога, и её существование становится адом. В свою очередь, душа развивается и крепнет только через отношения человека с Богом, которые осуществляются посредством молитв, медитаций, изучения откровений Пророков, моральной самодисциплины и служения человечеству в той сфере, где каждая личность может наилучшим образом реализовать свои способности.
В бахаизме нет духовенства. Координация деятельности каждой из местных общин обеспечивается советом из девяти членов, избираемых раз в год (21 апреля) тайным голосованием всех взрослых членов общины. Эти советы, предусмотренные в Писаниях Баха-Уллы, называются Домами Справедливости, или Местными Духовными Собраниями. Они избираются раз в год, несут ответственность за организацию всей деятельности общины и за  ботятся о благосостоянии ее членов. По последним данным, в мире имеется около 30 тысяч Местных Духовных Собраний. Общины финансируют свою работу из добровольных пожертвований своих членов.
Мировое сообщество бахаи сотрудничает с ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНЕП и ВОЗ, отстаивая идеи создания всемирной федерации, введения общего вспомогательного языка, координации мировой экономики, всеобщей системы образования, единого кодекса прав человека, согласованного механизма коммуникаций в масштабах планеты, унифицированной системы денежных единиц, мер и весов. Бахаитская литература публикуется во всем мире на 700 языках.
В России бахаизм был известен еще в дореволюционный период. О нем знал Иван Тургенев, а Лев Толстой относился к бахаизму весьма благожелательно. В Ашхабаде в 1905 г. был построен первый в мире Дом Поклонения бахаи. Сейчас на территории СНГ действуют Российское и Грузинское национальные духовные собрания. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи, одновременно с которым проводились спутниковые конференции в десяти крупнейших городах мира, в том числе и в Москве.
В настоящее время в России имеется более 350 общин бахаи, большинство из которых не зарегистрировано.
Символ бахаизма — стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:24 15.05.2016
И.-ты.за это сколько денег получил???
  ОЧЕНЬ ТЯЖЁЛАЯ.ОНА...
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама