Заметка «Глокая куздра, или Фальшивомонетчики от поэзии (С)»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Читатели: 1602 +1
Дата:
Предисловие:

Глокая куздра, или Фальшивомонетчики от поэзии (С)

Графомания, на мой взгляд, бывает двух типов.
1.Откровенная. Её характеризует элементарное невладение словом и простейшими приемами стихосложения. Здесь всё просто и не стоит обсуждения. Это нижняя ступень.
2. Скрытая. Гораздо более коварный вариант. Автор достаточно хорошо знает русский язык, но в составлении образов не силён, да и мыслей в голове не густо - тех, которыми бы стоило поделиться. А писать-то хочется, причем, так, чтобы читатель принял опус чуть ли не за новое слово в литературе или хотя бы озадаченно «почесал репу»: «Наверное, в этом что-то есть…» Автор должен иметь возможность легко уходить от прямых вопросов о содержании. Но как?

Ответ находится быстро: писать непонятно. Так замутить воду в луже, чтобы скрывшееся от взгляда дно дало возможность предположить в ней большую глубину… Вот об этом стоит поговорить.

Недавно я задумалась над неким «секретом», содержащимся в стихах определенного типа: грамотных, порой хорошо звучащих, не лишенных эпизодических образных находок, но абсолютно не поддающихся общей расшифровке. Вроде бы, написано по-русски, слов незнакомых нет, а о чем прочитал – бог весть. И тут вспомнила я про эксперимент академика Л. В. Щербы, который на лекциях по языкознанию предложил студентам ответить на вопрос, на каком языке произнесена фраза: «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». Ответ последовал: «На русском!» Получается, даже если заменить корневые морфемы на случайные сочетания звуков, приблизительный смысл сказанного всё равно будет улавливаться.

Я заинтересовалась: а если взять вполне «нормальные» слова (совершенно друг с другом не соотносящиеся по смыслу), но правильно согласовать их - создаст ли это иллюзию осмысленной речи? Безусловно! И это явление можно с успехом использовать при написании «стихов». Стоит задать «схему» произведения (об этом чуть ниже), а потом «оживить» её, заполнив чем попало, «с потолка»,  (однако не забывая соблюдать правила построения предложений), - и получится правильное по форме стихотворение! Правда, лишенное скрепляющего стержня -  внутренней идеи – но это ничего: абракадабра нынче в моде.

На этом я прерву монолог ради потрясающих примеров из творчества весьма известного и многими обожаемого автора – солиста современной группы «Калинов мост».
Не беда, что один человек так пишет, беда, что подобная лжеманера лжетворчества становится массовой.

***
Перекрестком полдень дрогнул звонами выпало
В синих блестках пил дорогу доблестным выбором
Вскрыл забрало сном младенца пугалом накричал
Белым справил полотенце мерить на два плеча
Ветер вымел смыл рассветом клочья сырых волос
В горе имя гон расцветит если так повелось…

А вот ещё, уже из других «произведений»:
***
Колесо вперед, колесо назад,
Знает скрип сердец правды стороны.
Каменей плечо, раздавить яйцо,
Дорогим питьём изстолованы.

***
Волна самоубийств...
С легендами останутся долги
Тугие сплетни вокруг голов разбитых
Останутся сиротами колки
И жены - не прорвавшиеся в титры
Ветер, будь добрее -
Сам себе задором опостылел,
В гон латаю хохотом затылок
Все хотел гордыней окопаться,
Днями примириться бритым плацем:
Дурень!

***
Дымились кони
В узор оков.
Просили травы
Из - под копыт
Вернуться равным
В круг догопыт.
Без рукавицы
Пьяной молвой
В осень дымится
Степь булавой.
Голос ходил ночью сполохом,
В ворох годин
Лапу полога
Сбросил с глаз -
Пробудил уверень доли.
И ни за что
Кинут шкурами,
Взят усачом
Целым куренем:
Стал горазд
На пути встречать повторень

Хватит «поэзии». Поговорим о её способе создания.
«Схема», в которую, как в таблицу, вписывают слова, вероятнее всего, имеет ритмический характер – она дает больше возможностей для эксперимента. Возьмем вот такую:
/--/-/- /--/-/- Та-Татата-Тата-та Та-Татата-Тата-та

/--/-/- /--/-/  Та-Татата-Тата-та Та-Татата-Тата

Теперь оживляем её. Пегас, нноо!
Вставляем в начало любое существительное, к примеру, «ночь». Завязка есть, ура. Подлежащее требует присутствия сказуемого. Ау-у, глаголы? Оп, ухватила: «разлиновать». Нам нужно согласование в числе и роде, значит, «ночь разлинует» /--/-
Далее в схему должно встроиться двухсложное слово с ударением на первом слоге /-. Но не любое, а грамматически привязанное к уже написанному. «Ночь разлинует» - что? Голос? Пекло? Рифму? Воду? О, точно: воду. Её «разлиновать» как бы можно. Во всяком случае, с большим успехом, чем голос и пекло. Уже что-то вырисовывается: «ночь разлинует воду»  /--/-/-

Теперь, чтобы сделать предложение полноценно-распространенным, вводим второстепенные члены. Разлинует небо – чем? Схема требует введения одного длинного слова или двух покороче /--/. Пусть будут два: «красной пургой». Согласуем следующее слово в падеже: пургой чего? –  пусть будет «заката». Всё! Тяп-ляп и готов кораб:
Ночь разлинует воду красной пургой заката
Славное начало. Даже не полная бессмыслица. Только лучше воду поменять на небо, раз уж про закат написалось. Ап! Сделано:
Ночь разлинует небо красной пургой заката

Аналогично конструируем вторую строчку. А смысл сочиним потом. Не сочиним – назовем произведение ассоциативным стихом. Думай, голова, вставляй циферки в уравнение с неизвестными! (Здесь включаю «перемотку» - ускоряемся). Результат второй строки:
Эхо костра взметнется, в бисер окутав сон
Бис! Ни один филолог не придерется! Не поймет - его проблема: поэзию чувствовать надо.
Теперь задача усложняется: с третьей строки нужен подгон под рифму. Давай-ка её сразу и придумаем. «Заката» - «вата», «помято» (то есть помятоМ – предложный падеж). Пусть оно и остается. Остальное кропаем единым росчерком: мало ли слов бродит в голове?
/--/-/- /--/-/-
Стань перелетным криком! в сердце его помятом
Не, что-то не то… совсем маразм. Заменим-ка «помятом», на «пернатом», поскольку выше есть слово «перелетным». Ап!
Стань перелетным криком! в сердце его пернатом
Так лучше.
«Сон» рифмуется со «стоном». Нам каждое лыко в строку, берем «стон» не раздумывая: точные рифмы всегда в цене.
Рвись на клочки бессилья, речь обращая в стон.

Читаем результат:
Ночь разлинует небо красной пургой заката,
эхо костра взметнется, в бисер окутав сон.
Стань перелетным криком! В сердце его пернатом
рвись на клочки бессилья, речь обращая в стон.

Если бы что-то не согласовалось – можно было бы препинаки исключить - это маскирует ляпы, когда читатель профи. В смысле, профан.
Очень милый сюр. Съедят за милую душу - добавки попросят. А въедливому критику я скажу, дескать, ты, уважаемый, шибко начитан, однако твои знания не стоят гроша ломаного, поскольку ЧУВСТВОВАТЬ ты не умеешь, транспортиром и линейкой душу измерить пытаешься! Стихи требуют иррационального подхода, «ума сердца», если угодно. Но ты тут не силен: ты бюрократ, упершийся лбом в сухие директивы. Но ведь давно известно, что «суха теория, а древо жизни пышно зеленеет». Кажется,  классик сказал? Угу. Фауст звали. Ты ведь не против классиков? То-то же. Так что иди отсель, в своих текстах закорючки правь. Народ вон плачет (видишь благодарственный список?), в избранное берет. Это ли не аргумент против всех твоих доводов? Ха-ха на тебя.

Выдумываем смысл
На самом деле, разве плохо получилось? А смысл… ми-ну-точ-ку! Пурга заката – это значит, по всему небу отблески разметались, как снег на ветру. Ночь разлинует небо закатом – почему нет? Бывают же красные полосы в вышине! Почему закат ночью? Так это авторское допущение, известный приём.
«Эхо костра» - ну тут о перекличке небесного и земного, типа, заходящее солнце «крикнуло» светом, костерок «отозвался» из кустов. Бисер… это искры костра, рассыпающиеся по воздуху мелкими частичками. Почему ими окутан сон? Да просто ЛГ спать хочет. Его нужно призвать оживиться, встрепенуться, подать голос - «стать перелетным криком». Ну, типа, поэт – глас народа… Ну чё вы…
В сердце «пернатом»... тээкс, что бы это могло быть? Не иначе - индивидуально авторский эпитет, наводящий на мысль о духовности автора, его способности к «полёту».  «Рвись на клочки бессилья»… Кто рвись? А, неважно. Пусть во всеобъемлющем сердце ЛГ рвётся ВСЁ. Ёмкое слово, что к нему добавить? Почему «бессилья»? Ну, не всё же сбывается в жизни… «Речь обращая в стон» - а это о том, что стихи ЛГ всеми вокруг поняты и прочувствованы – до слез, до стонов.
Вот какой глубинный подтекст содержит моё творение! И пусть кто-то посмеет сказать, что пишу заумь: имеющий уши (читай, душу) да услышит посыл произведения. А остальных я пошлю куда подальше!

Заключение
Сказка ложь, да в ней намек. Мы, читатели, слишком много работаем за авторов. Они позволяют себе писать что угодно, нимало не утруждаясь тем, чтобы действительно расставлять «наилучшие слова в наилучшем порядке», а мы, с нашим недюжинным воображением, вкладываем в стихи-пустышки смысл. Не вычитываем, а выдумываем. И говорим себе: если в нас пробудился фейерверк эмоций – значит, автор гений или, как минимум, мастер слова. А он просто халтурщик и немного психолог. Понимает, что безграмотным читателям, как тем слепым курам, везде пшеница. И чем стиш мудрёней, тем лучше: у читателя будет возможность торжественно объявить, что он понимает ТАКУЮ! поэзию, значит, и сам немножко посвящённый. Самоутвердится человек. Грамотным читателям тоже понравится: всё сформулировано верно с точки зрения языка. А заумь – не заумь вовсе, а их величество «образ»!
«Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…» (с)

Разное:
Реклама
Обсуждение
     12:36 22.02.2013 (1)
А как же Хлебников?
     13:03 22.02.2013 (1)
Дык, по-прежнему. "Поэт для поэтов". Сиречь не для всякого. Впрочем, об этом уже Михаил Пучковский ниже говорил.
Мне почему-то представляется, что то словесное и семантическое творчество, кое анализируется в статье Юлии, есть не самый характерный пример графомании.
Юлия классифицирует графоманию довольно просто:
1.Откровенная. Её характеризует элементарное невладение словом и простейшими приемами стихосложения. Здесь всё просто и не стоит обсуждения. Это нижняя ступень.
2. Скрытая. Гораздо более коварный вариант. Автор достаточно хорошо знает русский язык, но в составлении образов не силён, да и мыслей в голове не густо - тех, которыми бы стоило поделиться.

Между тем, полагаю, в вопросе сем существуют более тонкие градации.
     13:10 22.02.2013 (1)
поведайте нам о них, Александр! как графоман поэт графоманам поэтам, искренне!  
     17:41 22.02.2013
Трудна повесть сия.   Паче того - оная тема многажды обсуждению подвергнута была. Здесь, а такоже и в местах иных, сего отличнейших. По моему же скромному разумению, графоман - суть многописатель. Тот же, кто изредка с рифмою балуется, не может быть графоманом именуем. Равно же никто только лишь по причине немногочисленности сочинений и к поэтам отнесён быть не может. Многописание - не единственный признак графоманического начала, но сдаётся мне, что - определяющий. Это условие необходимое, но отнюдь не достаточное. На основании же лишь качества текстов приходить к окончательному умозаключению - стезя опасная. По совокупности судить надо, по ней сáмой.
     17:44 17.04.2012 (1)
А как же быть с  поэтами - шизофрениками?

     17:28 20.04.2012 (1)
А паэтам можно всё - хоть шизофрениками, хоть филателистами. Паэтому они и паэты!)))
     18:56 20.04.2012
Пишу стихи филателистам
На марке цикла "Города":
Поэт быть может даже глистом,
Но глист поэтом - никогда!!!

На марке Глаз го или Вена,
А может - Печени Коллапс?
Поэт, скажи, какого хрена
Рифмуешь ты по пьяни бабс?!

Рифмуй и дальше, мне "до фени",-
Я сам рифмую "май - снимай"
Поэт - по духу шизофреник -
Как хочешь это понимай!:)))))
     12:29 26.11.2011 (1)
Этак бы начать стоило с Велимира нашего Хлебникова. Который именно стихи писал, а не рок тексты, которые, как мы знаем, являются частью синкритического триединства - музыка-текст-сценическое камлание. А Хлебников исходил из того, что смысл начинается на уровне фонемы. Ну и сразу в ту же копилку добавить до кучи символистов, будетлян, футуристов, обериутов... Нет, что-то не вытанцовывается.
     13:52 26.11.2011 (1)
Михаил, я думаю, что автор берёт за образец К.М для того чтобы не превращать заметку в обзор.
Возможно получилось некое смешение явления, которое имеет право быть и его противоположности.
Ну наверне достаточно будет применить инфо только к собственному творчеству, не заморачиваясь на примерах.
Я так и сделала.))
     13:57 26.11.2011 (1)
Я боюсь, что Автор не полне догоняет, как метко заметил Арджуна, к каким случаям схема применима, а к каким - не очень. А она не универсальна, мы это понимаем. Я бы рассмотрел вполне беспроигрышный вариант стихотворчества помошницы Путина: "Гладко выбритая змея//тычет в сердце холодной мордочкой..." и далее по тексту шедевра.
Впрочем, и Хлебникову немало доставалось, а вот не убыло ж от него, и от Ревякина не убудет ) есть среди прочих подходов и такой - сделать звучание текста самодостаточным музыкальным инструментом. В контексте партитуры звучания группы. И разрывать этот синкритизм, чтобы искать и не найти смыслов - неверный подход, показывающий дробность мышления в его стремлении расщепить целостность.
     14:01 26.11.2011 (1)
А мне вполне понятна разница между направлением в поэзии и направлением в графомании.))
Автор такой же сетератор, как и мы все, но по-моему достойно справилась, я бы даже близко к этой теме не подошла...
     14:03 26.11.2011 (1)
И не надо, пока не дозреешь до глубокого понимания, а не водомерочного. Я считаю так, Юра вроде тоже.
     14:09 26.11.2011 (1)
А я думаю, что если не пробуя, ждать пока дозреешь, то как говорила моя  Ладуська, проходив неделю в детский сад - "сморжопишься и умрёшь".)))
     14:12 26.11.2011 (1)
Да, но с другой стороны есть опасность публично обкакаться. И Автор это понимает, именно поэтому в качестве объекта избрал Ревякина, чьи тексты литературным творчеством в полном смысле этого слова не являются, да и не претендуют на какую либо отдельную литературную ценность. А не Хлебникова и не Хармса, за которых можно ох как по сусалам получить от тех, кто действительно разбирается в сути вопроса. Благо диссертация не одна защищена, и ох как не на уровне сетевой болтовни нескольких дилетантов.
     14:18 26.11.2011 (1)
Ну могет быть, могет быть...такая опасность существует всегда, для всех и каждого, за-то может кто-то пользу извлечёт из анализа.)))
Я всё-таки склоняюсь к тому, что автор статьи не стала рассматривать конкретные примеры графоманско-сайтовых выплесков только из-за  последствий публикации обзора.)
     14:23 26.11.2011 (1)
аааа... ну если это всё свести к подковыриванию таких же дилетантов - тады ой, смущенно умолкаю. а мне казалось - такая прям заявка... на участие в финале... чего-нибудь там, параолимпийских вокругдаокололитературных игрищ каких-нить
     14:28 26.11.2011 (1)
честно - не знаю, не могу же я за другого человека ответить.)))
Подозреваю, что всё же к сетературе относится, но это имха ессесно, подковыривания не вижу...)
     14:37 26.11.2011 (1)
Ну конечно, к чему это еще может относиться, не к филологии же... тормоз я, тормоз.
     19:27 30.11.2011 (1)
Я тут подумала и меня осенило следующей мудростью:
интересно получается, с таким же истовым рвением, с каким мы отстаиваем и защищаем свои любимые
музыкальные, литературные, даже - спортивные и т.д и т.п. пристрастия,
те же самые МЫ - обижаем своих любимых людей.)))
Но это не по теме...
А если по теме, то представляю себе, что бы тут началось, если бы я только заикнулась
о том, что не люблю Высоцкого (признаю конечно же все таланты и прочие способности, но...не люблю
его творчество.)
Мммм дя!!!Но это если бы заикнулась, а я ведь не заикаюсь.)))))
     19:53 30.11.2011
Да как угодно можно относиться к торчеству Высоцкого, если признавать, что оно - творчество таки ) сердцу-то не прикажешь, да и вкусы свои у всех.
     17:59 26.11.2011 (1)
хлеба высокие налево,
направо - душ тугая плева  
     18:40 26.11.2011 (1)
себя, увы, не отлучаю от графоманческого чая.
А Вы, милейший, тут случайно?))))
     18:48 26.11.2011 (1)
моей душе на сайте тесно,
я хений, это всем известно!  
     18:49 26.11.2011 (1)
Да хто бы сомневался, Саша.
Вы - наше всё! Вы - счастье наше!!!))))
     18:51 26.11.2011 (1)
     21:29 26.11.2011
А вы, друзья, как ни рядитесь,
всё ж в графоманы не годитесь!
     18:36 26.11.2011 (1)
Глубокая мысля в вашем тексте, только к чему и нахрена?Как жить дальше и что нам со всем этим делать?
     18:41 26.11.2011
Прежде чем искать глубокую мыслю, Вы бы просто прочитали внимательно и тогда узнали бы главное - текст не мой, я бы так не смогла!))
Вам не надо, ну и слава те, оспидя.
     12:53 26.11.2011 (1)
вот ведь поганка какая , чомга перелётная, опять цифирки поотключала, игрунья некоронованная
лан, попозжее напишу, написано же знатно, но несколько поверхностно: верно ухвачен механизм, только неверно истолкованы корни сего :) глыбже смотреть надоть, глыбже, а вы всё по верхам плаваете
потому и может подойти под эту схему, и верное и неверное :)
     13:56 26.11.2011 (1)
ыыыыы))))) Арджуна-джан, до "глыбже" с десяток кротов докопаются, а остальные как же?))))
Я же ж говорю, не надо воспринимать общо...
Так и чешутся ручонки добавить конкретики, но удержусь, удержусь.))))))
     13:58 26.11.2011 (1)
да лана, пока что я ни одного крота не вижу, зато вижу полчища водомерок, которые дальше слов, их очаровавших, пойти не могут :) и держит-то их всего лишь вода, в стихах которая и в голове  
     14:06 26.11.2011 (1)
Так уж и одних?))
Что даже до бобра ещё никто не дорос?
У всех есть время на перевоплощение, а сколько его и как им распоряжаться...дело каждого.
     14:16 26.11.2011 (1)
ай, солнце, ну к словам-то цепляться не надо да, это ж патетически, идею-то видим сквозь блики ? :)
     14:21 26.11.2011
да видим, видим...Арджуна - джан, продемонстрируйте нам идею воплощённой, очень хочется разобраться в перепитиях.))
Буду ждать.)
     11:32 26.11.2011 (1)
Опять всё о том же! Неиссякаемый источник вдохновения написать о том, как кто-то пишет...
     13:45 26.11.2011 (1)
Анализ - двигатель прогресса ( даже с медицинской точки зрения.))))
     13:52 26.11.2011 (1)
Любим мы копаться в себе и других, ох, как любим!
     13:57 26.11.2011 (1)
Ну, согласись, иногда случаются интересные находки!))
     14:04 26.11.2011 (1)
Пока отделишь семена от плевел, спина сломается, а глазки на клаву выпадут!
     14:09 26.11.2011
А никто и не обещал, что будет легко!))))))
     12:54 26.11.2011 (2)
Какая я же ты молодчина, что такое выставила!!!))))
Сказано здорово в статейке))

снимаю шляпу!))))
     13:58 26.11.2011
Мне оооочень понравилась статья и автор какова! Сложная тема, не всякий возьмётся.)
     12:55 26.11.2011 (1)
не она - читайте внимательно   :)
     12:56 26.11.2011
я уж заметила))))
     03:34 26.11.2011 (1)
Метко припечатали ))
..Проблема в том, что существуют и хорошие стихи, которые действительные стихи (как говорила одна преподавательница у нас, бывают просто романсы,и романсы - романсы), которые могли быть написаны ровно также. Вы вообще говоря описываете процесс подбора слов к синтаксической и ритмической схеме, который в голове происходит у каждого говорящего.. просто у поэта он может быть более осознанным. Или не быть.
     04:26 26.11.2011
Это не я "припечатала".)) Автор указан в предисловии и заметка
размещена здесь с её разрешения.

По поводу схемы - само собой разумеется, что без оной никуда...
Просто начинающий стихоплёт вынужден концентрировать внимание
на технической части стихосложения, а более опытный - нет.

Но, насколько я поняла, речь-то идёт о подмене понятий,
то есть о сознательной замене неким автором, истинного яркого и глубокого образного
мышления (основы поэзии), коим этот автор не обладает, на суррогат, обманку, пустышку.

Грубо говоря - есть скелетик стиха (схема), прикрытый
псевдообразностью как плащом, а там где подразумевается тело
(смысл каждого, отдельно взятого образа, поэтического приёма,
метафоры и, как результат их связанности - общий смысл и цельная картина) - полный ноль.

Ну вот...как-то так.)
     01:49 26.11.2011
= Браво, Юлия!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама