Заметка «Дуэлянт. Некоторые соображения по горячему следу»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 33
Читатели: 774 +1
Дата:

Дуэлянт. Некоторые соображения по горячему следу




О фильме я впервые услышал пару месяцев назад, когда в Канаде готов был разразиться визовый скандал — режиссёра Алексея Мизгирёва долго не пускали на какой-то кинофестиваль, где он должен был представлять этот фильм. Фильм я взял на заметку, а когда он появился в свободном доступе, тут же его посмотрел.
         Увы. Фильм меня разочаровал.
         Во-первых. Хоть и созданный русским режиссёром и русскими актёрами, фильм по своей сути русским можно назвать лишь с большой натяжкой. Кроме русских фамилий и имён, больше там русского ничего нет. Создан он исключительно в западной эстетике. А начинается с американской заставки "Колумбия пикчерз". Представьте Лондон середины 19-го века — грязь, слякоть, непрекращающийся дождь. Все герои с серыми костистыми лицами. Тесные обтягивающие фраки, неизменные цилиндры, будто другой одежды тогда не носили. Всё чёрное, бесконечные затемнённые сцены. Временами казалось, будто смотрю какой-нибудь "Видок" или "Банды Нью-Йорка". Это тем более резало глаз, что наш зритель все-таки воспитан на отечественном кино, основывающемся на русской литературной традиции. Это чувственная и интеллектуальная глубина. Даже если присутствуют длинные паузы, они всё равно содержат некое чувственное наполнение, которое нельзя не воспринять. Даже фильмы, созданные на основе произведений Бориса Акунина, далеко отошедшего от традиций русской классики, не вызывали такого отторжения, как здесь.
         Во-вторых, крайне скудные диалоги. С диалогами просто катастрофа. Диалоги, примерно, такие же, как в сериале "Менты" — целенаправленно обеднённые для лёгкости усвоения. А может, такими получились сами собой — в силу культурного ничтожества автора сценария. "Здоров! — Здоров! — Ты дурак! — Сам дурак!". Ну и т.д.
         В третьих, зрителю всё время напоминается, что дуэли — исключительная прерогатива дворянства. Точнее, что именно дуэли и есть главная характеристика принадлежности к дворянству. Как будто без дуэлей дворянство перестанет быть дворянством. И носятся с этим тезисом из кадра в кадр, как с писаной торбой, как будто русскому дворянству в 19 веке нечего было делать, как только выяснять, кто дворянин, а кто нет.
         В четвёртых, западно ориентированный фильм не мог, конечно, обойтись без элементов русофобии. Следуя голливудским рекомендациям, Россия и русское общество показаны мрачной инфернальной сферой, где возможны только злодейства и ничего доброго. Русский солдат обязательно жесток. А каким же ещё должен быть русский солдат? Только насильником и убийцей, истребляющем несчастных алеутов. Всё это легко укладывается в давно установившиеся на Западе представления о России и русских людях.
         В целом складывалось впечатление, будто фильм снимала группа лакеев, которые всю жизнь прислуживали господам и потому справедливо считали, что знают о господской жизни всё. Продолжение традиций Нечаевых, Шариковых и прочих выдуманных и невыдуманных персонажей — ведь даже злодеи в фильме — не вселенское зло, как, к примеру, у Достоевского в "Бесах" и других его романах, а какие-то деградировавшие шпанята, тырящие в гардеробе мелочь из карманов. Я понимаю, что чем дальше от золотого века русской литературы, тем более расплывчатыми становятся картины, но именно в этом случае очень уж явственно угадываются целенаправленные предпочтения авторов, ориентирующихся не на отечественные традиции, а на поощрительные похлопывания западного "культурного" истеблишмента.
         По жанру, фильм можно позиционировать как триллер, который, конечно, может быть кому-то интересен, но вряд ли найдёт поклонников в среде думающих людей...


Реклама
Обсуждение
Гость      18:33 07.11.2016 (1)
Комментарий удален
     00:00 09.11.2016 (1)
Вит, не смотрел - и правильно. Фильм не заслуживает к себе повышенного внимания...
Гость      00:08 09.11.2016 (1)
Комментарий удален
     00:21 09.11.2016 (1)
2
Для меня главным в этом фильме было то, что крадут у нас образ русского общества 19 века, который создан сотнями и тысячами художников. Это наше достояние, от которого мы питаемся. Его влияние делает нас лучше. Взять хотя бы "Войну и мир". Ведь как величественно прекрасно преобразуются герои по ходу повествования - даже отрицательные персонажи. В этом сила наследия 19 века. А в фильме попытка заменить жизнь на суррогаты, оправдывая это коммерческими соображениями. И я не совсем понял про попытки сделать кино на хорошем уровне - что тут имеется в виду под словом "хороший"? Техническое завораживающее совершенство, под которым всё то же убожество? На мой взгляд, попытка сделать лучше - это развитие уже существующей глубины. Не знаю, что будет с будущими поколениями - будущее принадлежит им, но как-то тревожно, честно говоря, когда глядишь на общемировые тенденции... Русский народ ещё совсем недавно считался самым читающим - а сейчас? 36-е место в мире. А если задуматься о качестве читаемого, то и того, наверное, больше...
Гость      00:38 09.11.2016 (1)
Комментарий удален
     00:51 09.11.2016 (1)
Вит, всё правильно. Я и сам всё это понимаю. Но положа руку на сердце, как это можно назвать? Продажа первородства за чечевичную похлёбку.
Гость      01:02 09.11.2016 (1)
Комментарий удален
     01:43 09.11.2016
1
Против этого трудно что-либо возразить - это естественное взаимопроникновение. Причем естественное тогда, когда двум сторонам действительно есть чем диффундировать. А если нет, а только видимость? Процесс долгий. Выглядит как диффузия, а на самом деле вытеснение одного другим. Причём решающую роль здесь играет внешнее оформление, которое в последние годы достигло невиданных высот. Потому-то сейчас так популярны "трансформеры" и пр. Но я речь веду не столько о внешнем, сколько о содержании. По первой сути вопрос современного искусства коммерческий, по сути уже второй вопрос социального обустройства. Даже не сколько социального обустройства, сколько канона, стоящего в центре и определяющего обустройства. На данное время нам известно только два таких канона (хотя их может и больше) - это справедливость и милость. Современный мир (особенно западный) выстраивается по канону справедливости, выражающей себя через юридическое право. Справедливость на первый взгляд вещь хорошая, но при длительном социальном раскрытии обнаруживает катастрофические недостатки - в первую очередь месть, интеллектуальные обоснования тех или иных действий, а на самом деле ложь, и т.д. Всё это мы наглядно видим на примере западной политики, юридического права, искусства и пр. Милость же всегда предполагает перспективу здорового культурного развития цивилизации. По сути, весь наш золотой век литературы кричал об этом. Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов, Гончаров, Булгаков. Это почти отсутствует в западной литературе, где доминирует расчет. В наши дни мы видим завершающую фазу деградации канона справедливости. Тут один человек как-то сказал, что мы ещё не достигли дна. Но, чёрт возьми, его не ужасает то, что уже есть сейчас? Это еще не дно? Из какого мира этот человек? Если бы он был из мира милости, его ужаснуло бы гораздо меньшее. Это свидетельство деградации человека в целом. Тут ведь и такая деталь: дно это смотря для кого? Для кого-то это дно, а для кого-то лишь отсчёт в некую сверхцивилизацию лжи - так условно называю я эту альтернативу. Подытоживая, скажу так: два вида цивилизации противостоят нынче друг другу - цивилизация милости и цивилизация справедливости. В этом контексте я и рассматриваю любое более менее значимое культурное явление.
     05:36 03.11.2016 (1)
1
Посмотрел в сети. Да, слабо.
Не "Левиафан".
     05:49 03.11.2016
Так ото ж. Одни расстройства...
     20:46 02.11.2016 (1)
В целом согласен. По четвёртом пункту только небольшие соображения. Мне кажется, акцент на русофобию несколько сужает проблему.
     20:48 02.11.2016 (1)
Что вы имеете в виду?
     20:55 02.11.2016 (1)
1
Культурное обнищание - общечеловеческая проблема, не только российская. В первую очередь западно-европейская, где обработка населения через культурный рупор началась значительно раньше, чем у нас. Позитивную роль, как ни странно, тут сыграл и железный занавес. Таким образом, мы отстаём от канонов европейской культуры значительно. Если западные страны уже давно улеглись под образцы нового времени, то мы ещё сопротивляемся. Такое сопротивление западному кукловоду не нравится - потому он прибегает ко все более жёстким формам давления. Ведь в его безусловных планах взятие под контроль всего человечества. Он и не может иначе - ведь по своей сути культурное пространство нынешнего запада - пространство деградации и вырождения, где действенными методами могут быть только насилие и ложь. Само понятие русофобии здесь - лишь следствие этого давления, а не какая-то особенная нелюбовь к русским. Любой, кто сопротивляется, будет всячески истребляться любыми методами - в том числе и идеологическими.
     20:58 02.11.2016 (1)
Пожалуй, вы правы! Я согласен с вашей трактовкой. Добавлю только, что уступать нельзя ни в коем случае.
     20:59 02.11.2016
Ну, разумеется.  
     19:12 02.11.2016 (1)
1
Игорь, спасибо за заметку. 
Присоединяюсь и полностью поддерживаю.
     19:56 02.11.2016
Спасибо, Ирина. Наболело...
     16:40 02.11.2016 (1)
1
у меня такое соображение, что он не найдёт зрителя и у не думающих...))
но мне понравилась...
ваша заметка...
     16:45 02.11.2016 (1)
1
Спасибо, Владимир! Тут ведь досада, что добрый культурный континент уплывает, а вместо него подплывает разнообразный мусор, сбившийся в кучу. То, что выбросили когда-то - старую мебель, тележные колёса, пластиковые бутылки и пр., вдруг смыло со свалки и вновь подносит к цивилизационным берегам. Можно ведь эстетику и в мусоре найти и целое поколение на нём воспитать...
     16:58 02.11.2016 (1)
3
что и делается, Игорь, что и делается... вот и "хилуин" казался безобидной тыквой, однако-ж отмечает молодёжь...наступает, буквально заваливает чуждый, искривлённый мир, где Пикассо - классик, Берроуз - лит.бог, Полански - режиссёр шедевров... ничего, и это переживём... 
     17:01 02.11.2016
3
Западное искусство - искусство смерти. Россия по наивности многое проглатывает, что оттуда идёт, но в итоге всегда трансформирует во что-то совершенно уникальное. Так что да - переживём)))
     16:42 02.11.2016 (1)
1
Коли так, то и не стоит, я полагаю, тратить время на просмотр этого опуса.  
     16:46 02.11.2016
1
Согласен.
Книга автора
Феномен 404 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама