О фильме я впервые услышал пару месяцев назад, когда в Канаде готов был разразиться визовый скандал — режиссёра Алексея Мизгирёва долго не пускали на какой-то кинофестиваль, где он должен был представлять этот фильм. Фильм я взял на заметку, а когда он появился в свободном доступе, тут же его посмотрел.
Увы. Фильм меня разочаровал.
Во-первых. Хоть и созданный русским режиссёром и русскими актёрами, фильм по своей сути русским можно назвать лишь с большой натяжкой. Кроме русских фамилий и имён, больше там русского ничего нет. Создан он исключительно в западной эстетике. А начинается с американской заставки "Колумбия пикчерз". Представьте Лондон середины 19-го века — грязь, слякоть, непрекращающийся дождь. Все герои с серыми костистыми лицами. Тесные обтягивающие фраки, неизменные цилиндры, будто другой одежды тогда не носили. Всё чёрное, бесконечные затемнённые сцены. Временами казалось, будто смотрю какой-нибудь "Видок" или "Банды Нью-Йорка". Это тем более резало глаз, что наш зритель все-таки воспитан на отечественном кино, основывающемся на русской литературной традиции. Это чувственная и интеллектуальная глубина. Даже если присутствуют длинные паузы, они всё равно содержат некое чувственное наполнение, которое нельзя не воспринять. Даже фильмы, созданные на основе произведений Бориса Акунина, далеко отошедшего от традиций русской классики, не вызывали такого отторжения, как здесь.
Во-вторых, крайне скудные диалоги. С диалогами просто катастрофа. Диалоги, примерно, такие же, как в сериале "Менты" — целенаправленно обеднённые для лёгкости усвоения. А может, такими получились сами собой — в силу культурного ничтожества автора сценария. "Здоров! — Здоров! — Ты дурак! — Сам дурак!". Ну и т.д.
В третьих, зрителю всё время напоминается, что дуэли — исключительная прерогатива дворянства. Точнее, что именно дуэли и есть главная характеристика принадлежности к дворянству. Как будто без дуэлей дворянство перестанет быть дворянством. И носятся с этим тезисом из кадра в кадр, как с писаной торбой, как будто русскому дворянству в 19 веке нечего было делать, как только выяснять, кто дворянин, а кто нет.
В четвёртых, западно ориентированный фильм не мог, конечно, обойтись без элементов русофобии. Следуя голливудским рекомендациям, Россия и русское общество показаны мрачной инфернальной сферой, где возможны только злодейства и ничего доброго. Русский солдат обязательно жесток. А каким же ещё должен быть русский солдат? Только насильником и убийцей, истребляющем несчастных алеутов. Всё это легко укладывается в давно установившиеся на Западе представления о России и русских людях.
В целом складывалось впечатление, будто фильм снимала группа лакеев, которые всю жизнь прислуживали господам и потому справедливо считали, что знают о господской жизни всё. Продолжение традиций Нечаевых, Шариковых и прочих выдуманных и невыдуманных персонажей — ведь даже злодеи в фильме — не вселенское зло, как, к примеру, у Достоевского в "Бесах" и других его романах, а какие-то деградировавшие шпанята, тырящие в гардеробе мелочь из карманов. Я понимаю, что чем дальше от золотого века русской литературы, тем более расплывчатыми становятся картины, но именно в этом случае очень уж явственно угадываются целенаправленные предпочтения авторов, ориентирующихся не на отечественные традиции, а на поощрительные похлопывания западного "культурного" истеблишмента.
По жанру, фильм можно позиционировать как триллер, который, конечно, может быть кому-то интересен, но вряд ли найдёт поклонников в среде думающих людей...
Увы. Фильм меня разочаровал.
Во-первых. Хоть и созданный русским режиссёром и русскими актёрами, фильм по своей сути русским можно назвать лишь с большой натяжкой. Кроме русских фамилий и имён, больше там русского ничего нет. Создан он исключительно в западной эстетике. А начинается с американской заставки "Колумбия пикчерз". Представьте Лондон середины 19-го века — грязь, слякоть, непрекращающийся дождь. Все герои с серыми костистыми лицами. Тесные обтягивающие фраки, неизменные цилиндры, будто другой одежды тогда не носили. Всё чёрное, бесконечные затемнённые сцены. Временами казалось, будто смотрю какой-нибудь "Видок" или "Банды Нью-Йорка". Это тем более резало глаз, что наш зритель все-таки воспитан на отечественном кино, основывающемся на русской литературной традиции. Это чувственная и интеллектуальная глубина. Даже если присутствуют длинные паузы, они всё равно содержат некое чувственное наполнение, которое нельзя не воспринять. Даже фильмы, созданные на основе произведений Бориса Акунина, далеко отошедшего от традиций русской классики, не вызывали такого отторжения, как здесь.
Во-вторых, крайне скудные диалоги. С диалогами просто катастрофа. Диалоги, примерно, такие же, как в сериале "Менты" — целенаправленно обеднённые для лёгкости усвоения. А может, такими получились сами собой — в силу культурного ничтожества автора сценария. "Здоров! — Здоров! — Ты дурак! — Сам дурак!". Ну и т.д.
В третьих, зрителю всё время напоминается, что дуэли — исключительная прерогатива дворянства. Точнее, что именно дуэли и есть главная характеристика принадлежности к дворянству. Как будто без дуэлей дворянство перестанет быть дворянством. И носятся с этим тезисом из кадра в кадр, как с писаной торбой, как будто русскому дворянству в 19 веке нечего было делать, как только выяснять, кто дворянин, а кто нет.
В четвёртых, западно ориентированный фильм не мог, конечно, обойтись без элементов русофобии. Следуя голливудским рекомендациям, Россия и русское общество показаны мрачной инфернальной сферой, где возможны только злодейства и ничего доброго. Русский солдат обязательно жесток. А каким же ещё должен быть русский солдат? Только насильником и убийцей, истребляющем несчастных алеутов. Всё это легко укладывается в давно установившиеся на Западе представления о России и русских людях.
В целом складывалось впечатление, будто фильм снимала группа лакеев, которые всю жизнь прислуживали господам и потому справедливо считали, что знают о господской жизни всё. Продолжение традиций Нечаевых, Шариковых и прочих выдуманных и невыдуманных персонажей — ведь даже злодеи в фильме — не вселенское зло, как, к примеру, у Достоевского в "Бесах" и других его романах, а какие-то деградировавшие шпанята, тырящие в гардеробе мелочь из карманов. Я понимаю, что чем дальше от золотого века русской литературы, тем более расплывчатыми становятся картины, но именно в этом случае очень уж явственно угадываются целенаправленные предпочтения авторов, ориентирующихся не на отечественные традиции, а на поощрительные похлопывания западного "культурного" истеблишмента.
По жанру, фильм можно позиционировать как триллер, который, конечно, может быть кому-то интересен, но вряд ли найдёт поклонников в среде думающих людей...