Заметка «Наконец, Булгаков, в который раз ...»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: М.А.Булгаков
Автор:
Баллы: 18
Читатели: 677 +1
Дата:
Предисловие:
Многократное повторение пройдённого

Наконец, Булгаков, в который раз ...

 

Сегодня, почти полностью разобравшись в содержании произведений М.А.Булгакова, когда для меня остались неясными лишь незначительные детали, которые никак не влияют на общую концепцию не только романа "Мастер и Маргарита" и его другой версии "Записки покойника" (более известной под названием присвоенным ему К.Симоновым "Театральный роман"), но и всего творчества замечательного писателя, я могу сделать довольно грустный вывод. М.А.Булгаков относился ко всему советскому  литературному окружению с крайней степенью иронии и неприязни, выделяя с сочувствием среди них очень немногих. 
Зато тех творческих людей родом из Серебрянного Века литературной России,  писатель отметил отдельно, закрепив их святые образы (не поленитесь прочитать, как Маргарита Николаевна в мыслях восхищается ими: "Интересно знать, кого это хоронят с такими УДИВИТЕЛЬНЫМИ лицами?", - провожая взглядом  процессию в главе 19) в числе тех 300, которые отважно выйдут в романе «Мастер и Маргарита» на похоронное шествие мимо Кремля и пристальных взглядов Азазелло (то есть НКВД) чтобы отдать последний долг своему лидеру М.А.Берлиозу, чьи инициалы отнюдь не случайно совпадают с самим автором (да ведь не  только инициалы, но и сама биография знаменитого композитора, состав семьи практически копируют историю самого М.А.Булгакова, разве мог автор избрать его случайно?!. Но так считают пресловутые булгаковеды). Скорее всего, он относил их всех к числу будущих жертв произвола советской власти, обречённых скоро погибнуть.
Так и случилось прямо на его глазах, когда тысячи лучшей людей России исчезли из Москвы. Кто-то в застенки Лубянки, кто-то в ссылку ... Остались в живых единицы ...

Ну, а остальных писатель подверг высшей степени сарказма, которую только он смог выдумать. Он заставил своих литературных современников и их преданных последователей год за годом вот уже 79 лет после его смерти тиражировать его мистификацию. Придёт время и бесчисленные тома их диссертаций и аналитических материалов станут всеобщим памятником невежеству книжников и фарисеев.
Жаль, что я уже вряд ли дождусь этого.

Тем не менее, я продолжаю пытаться рассказать читателям и почитателям творчества писателя о том, что высмеял гений М.А.Булгакова.
Конечно, на примере истории России, Булгаков показал, как невежественный ум продвинутой литературной публики легко ведётся на самую элементарную схоластическую тему, если она признаётся тираном в качестве образца. Ничем иным нельзя объяснить то, что кощунственное, по сути, описание пришествия Иешуа в Ершалаим и суд над ним прокуратора Иудеи признаётся ими в качестве реальной Евангельской истории, придуманной фантазией Булгакова.
Более того, одни  убежденно доказывают другим то, что М.А.Булгаков, записывая свою версию пришествия Христа на Землю, оставался правоверным христианином. Разве вправе грешный живой человек совершать подобное кощунство в отношении Библии и ее канонических текстов с точки зрения верующих людей? Другие же объявляют его язычником, который, потворствуя общественным представлениям, описал нечисть в качестве исполнительных слуг высших сил справедливости во имя строительства некоего "царства истины".
И то, и другое полная чушь ...

Но разве можно  понять их  иначе, когда литературная и религиозная общественность даже  современной России (всего русскоязычногоо социума мира) напрочь игнорируют    прямые противоречия, содержащихся в тексте романа «Мастер и Маргарита»?
В действительности, М.А.Булгаков нащупал нужную струну в психологии российского просвещённого интеллигента, готового десятилетиями рассуждать о чём-то, с его точки зрения, вечном и философском, высших материях, недоступных рядовым читателям. Таким, например, как я.
И при этом эта приверженность нашего литературного социума к теме Евангелия вполне сочетается с языческими рассуждениями о нечисти, которая присутствует в быту в их жизни каждую минуту. Они готовы от серьёзных дискуссий на религиозную тему перескакивать на пустую болтовню о чертях и бесах, нисколько не чураясь соседства несовместимых понятий.
Более того, эти же господа без всякой паузы тут же перейдут от нечисти к прекрасным обнажённым ведьмам, которые без стыда и срама рассекают небеса в Москве в их воспалённом (я бы даже добавил сексуально озабоченном) воображении. И мало того, наши литературные авторитеты будут с восторгом приписывать ведьмам романтические идеальные чувства, не замечая порочных деталей в их поведении. Например,  когда Воланд хлопает голую Маргариту, обращенную в романе к нему задом, не по этому привлекательному женскому предмету (что естественно подразумевается) а по спине, что придает сцене невинности описываемых автором  утех.
И, в конце концов, вся эта сумбурная белиберда уложится в головах нашего литературного авангарда в качестве некой поэмы о вечном противостоянии Добра и Зла …
Конечно, всё это было бы просто литературным курьёзом, если бы не длилось уже почти целый век. На самом деле, всё это очень печально.
Такой откровенно карикатурный портрет российской официальной литературной общественности изображён М.А.Булгаковым в своей абсолютной откровенности, чтобы мы могли высмеять сами себя прямо сейчас, не откладывая на потом, а просто читая роман "Мастер и Маргарита", периодически заглядывая в зеркало…
Послесловие:
Книжникам и фарисеям посвящается ...

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      13:11 28.05.2019 (1)
Комментарий удален
     06:17 29.05.2019 (1)
 Добрый день!
 Смотреть нечего. Надо читать.
Гость      09:49 29.05.2019 (1)
Комментарий удален
     11:32 29.05.2019 (1)
  Добрый день!

 Вам нравится нечто иное, чем то, что описал М.А.Булгаков.
 Бездомный в исполнении Галкина выглядит Емелей без мозгов. Этакий Иванушка-дурачок из русских народных сказок.
 В романе Иван Бездомный автор гениальной поэмы о В.И.Ленине, которого тот описывает как натурального Иисуса, но со всеми отрицательными чертами, то есть его прямую противоположность Антихриста, внешне неотличимую от оригинала, ну а по сути воплощение дьявола. Для убедительности позже М.А.Булгаков даст ему настоящую (не псевдоним Бездомный!) фамилию Понырев, обозначив  метафорически так то, что смысл его произведения скрыт глубоко под землей, как у подземной реки (понырь), и выйдет наружу где-нибудь и когда-нибудь ...
 Или Вы считаете, что М.А.Булгаков, работая над романом минимум 12 лет (так считают известные литераторы, а я думаю не менее 21-го года), зная его наизусть (по утверждению мастера в романе), мог оставить в нем кучу нечностей и случайных графоманских метафор?..

 Фильм получился бессодержательный. Впрочем, как и другие экранизации. Шоу для толпы зевак со всей атрибутикой.
Гость      11:39 29.05.2019 (1)
Комментарий удален
     11:42 29.05.2019 (1)
 Ваша вера в нечисть говорит за то, что Вы язычник, дорогой.
 Пора уже открыть Библию. Полезное дело, однако.
 Гордыня - это у Вас. У меня только логика.
Гость      11:45 29.05.2019 (1)
Комментарий удален
     14:12 29.05.2019 (1)
 И Вам счастливо.
 Только не забывайте Евангелие переворачивать, не удобно читать верх тормашками. И помните, что Евангелие не колыбельная, чтобы её слушать, засыпая ... Это кощунство, дорогой.
  Или Вы, как кот Бегемот, неграмотный, поэтому привычно избражаете чтение, держа паспорт наоборот (глава 18)?..
Гость      15:06 29.05.2019 (1)
Комментарий удален
     15:24 29.05.2019 (1)
 Забудьте про ехидство. Если обидел, то прошу прощения. Я не хотел.
 Лучше вчитайтесь в Булгакова.
 Все, кто любит произведения Булгакова и Гоголя, мне близки, поэтому я готов с ними общаться всегда.
Гость      15:25 29.05.2019 (1)
Комментарий удален
     15:57 29.05.2019
 Н.В.Гоголь учитель М.А.Булгакова. В их произведениях есть одни и те же персонажи. Например, император Тиберий. Кстати, на всех известных изваяниях (одно есть в музее имени Пушкина в Москве) император Тиберий исполнен с шевелюрой. О плешивости нет и речи.
 Попробуйте перечитать повесть о Тарасе Бульбе, как о сатирическом памфлете на имперские амбиции Российской Империи. Гоголь в первую очередь сатирик.
     02:36 15.01.2017 (1)
О как Вы мудро  разъснили  все. Пзор и пепел на  лысые  головы всех  литераторов.
     02:51 15.01.2017 (1)
Так и есть, дорогой Абакумов. Впрочем, для разъяснения всего я написал почти десять книг ...
 Хотя Вам не понять, дорогой ...
     02:56 15.01.2017 (1)
Я постараюсь  прочесть  все,  когда   меня  уйдут со  службы. Делать будет  нечего, буду  читать!
     06:18 15.01.2017
Читать надо не от безделья, а по призванию ...
 А маразм плохо способствует усвоению сложных понятий ...
Гость      15:55 14.01.2017 (1)
Комментарий удален
     17:43 14.01.2017 (1)
1
 Добрый день!
 Вы заблуждаетесь. Булгаков за свой гротеск ничем не расплатился.
 В сравнении со всем его литературным и интеллигентным окружением, его жизнь была просто шикарной.
 И игры нет.
 Есть поединок художника и тирана.
 Надо понимать, что на спектакле "Дни Турбиных" в своей ложе раз за разом (более 15 раз!) восседает Его Могущество Сталин, пытаясь посредством игры гениальных лицедеев разгадать смысл метафор М.А.Булгакова ...
 К этому роману нельзя относится НЕ СТРОГО и НЕ СЕРЬЁЗНО.
 Надо помнить, что завещал нам автор непосредственно перед смертью "ЧТОБЫ ЗНАЛИ" ...
 О чём же хотел сказать писатель, чего не мог назвать прямо?..
Гость      18:50 14.01.2017 (1)
Комментарий удален
     02:31 15.01.2017
 Это расхожее заблуждение.
 М.А.Булгаков написал множество писем в адрес непосредственно Сталина, которые просто шантажируют советскую власть, едва ли не с претензиями к ней за лишение свободы творчества и географического перемещения, которые Сталин частично удовлетворил, лично отдав распоряжение о трудоустройстве писателя. О ком ещё так беспокоился всемогущий вождь?.. В 1930-ые годы чета Булгаковых позволяла себе шиковать, есть, что заблагорассудится, Елена Сергеевна меняла шубы, шмотки (почитайте воспоминания современников, родни, дневник её самой), они постоянно принимали участие в раутах иностранных посольств ... Кому из литературной среды было такое дозволено в 1930-ые годы? И кто в последствии не был за такое поведение наказан? Только М.А.Булгаков.
  Нет, это расхожий стереотип. В реальности, Булгаков в сравнении со всем советским окружением жил припеваючи и с роскошью максимально возможной по тем временам.
Гость      22:06 14.01.2017 (1)
Комментарий удален
     02:21 15.01.2017
 Привет и Вам, Ваня Грозный!
Реклама