Заметка «Некоторые аспекты язычества славян» (страница 1 из 3)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Азбука начинающего язычника
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 1074 +1
Дата:
Предисловие:
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.

Некоторые аспекты язычества славян

В данной главе мне хотелось бы обратить ваше внимание на те особенности политеизма, которые обсуждаются христианами (и людьми в целом) достаточно предвзято. Эти особенности – жертвоприношения, половая жизнь, многоженство, одержимость, идолопоклонство и христоборчество.
Честно говоря, вышеуказанные аспекты нередко преподносятся, как единственные составляющие язычества, и, как правило, их выставляют с наиболее невыгодной стороны, сдобрив предварительно домыслами.
Ныне пришло время сказать правду.

I. Жертвоприношения «...и оскверняли землю требами своими » - пишет про язычников древний летописец. Имеется довольно забавное сравнение: в Ветхом завете многие истории (к примеру всемирный потоп или жертвоприношение Авраама) заканчиваются благодарственной жертвой Богу, а именно – забоем или сжиганием барана или тельца. И, при этом, прямым текстом сказано, что Бог наслаждается жертвенным смрадом. Новый Завет отменил жертвы, но почему-то забыл причислить ветхозаветных жрецов к рангу осквернителей земли. Опять и опять возникает известный аргумент: «Но они – язычники, а мы – христиане; все, что в их руках проклято, то в наших – благословляемо»
Однако же, спешу вас уверить, что наши боги не «наслаждались» дымом жертв. Чаще всего на алтари клались плоды земли и человеческого труда: мед, молоко, хлебы, необмолоченные снопы, льняная ткань, ремесленная продукция, вино и т.п. Такие жертвы обозначали, прежде всего, уважение людей к богам, демонстрацию полученного изобилия и приглашение разделить людскую радость или людское горе. Разве это чем-либо хуже обычных родственных посиделок, принятых среди людей?
Видели алтари и приносимую в жертву скотину. Но происходило жертвоприношение не так, как это любят описывать христиане: дескать, язычники забивали животное и бросали окровавленную тушу в огонь или на алтарь. На самом деле, забитая скотина свежевалась и потрошилась исполнителями обряда, а затем из нее готовилась пища, которая и подносилась богам. Причем часть мяса раздавалась участникам. В эти жертвы вкладывался тот же смысл, что и в описанные выше: уважение к богам, приглашение разделить радость или горе, демонстрация изобилия. Опять же, чем это отличалось от родственных посиделок или деловых банкетов? Тем более, что в пользу такого сравнения говорит факт раздела жертвенного мяса между богами и людьми. В конце концов, человек забивает скотину на свои нужды, и большинством людей это не осуждается. Так чем же подношение богам мясной пищи хуже обычного человеческого обеда?
Вы, наверное, спросите, почему я разделил обычные жертвы и мясные, если между ними нет принципиальной разницы? Ответ прост: как не все люди употребляют в пищу мясо, так и среди богов большинство не принимает «кровавых жертв».
Клались на алтари и трофеи – охотничьи и боевые: клыки, рога, шкуры, черепа животных, оружие и доспехи. Этими подношениями демонстрировали своим богам и чужим людям ту мощь и удачливость, которыми небесные покровители наделили этот род. Скажите мне, пожалуйста: если доставка трофеев на капища оскверняет землю, то, что сказать про обычай христиан вывешивать в храмах трофейные знамена и строить вокруг церквей ограды из трофейного оружия? Опять христиане праведны только потому, что они христиане?
Я предполагаю, что были и человеческие жертвы. Но не так они были поставлены, чтобы никто из людей не чувствовал себя в безопасности.
В тяжелую годину, когда враг ли побеждал, неурожай ли голодом грозил или же мор-болезни людей косили, как коса траву, а боги, казалось, молитв и не слыхали, тогда и вызывался доброволец лично сходить к богам и указать им на беды. Почетом он окружался, спасителем его называли, а семью его как святых почитали и берегли.10 Так и уходил по своей воле человек к богам через жертвенный нож или священный костер. А если же не было добровольца, а боги все не слышали людей, да беды все наседали, жребием тогда решали, кому из людей быть вестником.
Возможно, что это пережиток. Однако, вы видите причины, его порождавшие. Поэтому я прошу вас не ставить славянского «вестника» в один ряд с жертвами африканских каннибалов. В конце концов, сам Христос был примером добровольной жертвы, и она до сих пор почитается как священная. Только вот Иудеи хватило лишь на одного добровольца (Исхак не в счет), а на Руси их были десятки, если не сотни.
Бытует легенда о том, как при князе Владимире I жертвенный жребий пал на отрока-христианина, а отец отказался его отдавать и стал поносить богов, за что язычники убили обоих. Мнений по поводу этой легенды может быть много, но лично мое выражается так: во-первых, если бы подобная ситуация сложилась в христианской среде, то отец сам отдал бы сына и при этом плакал бы от счастья, что тот идет на богоугодное дело и будет причислен к лику мучеников, а во-вторых – если уж так сложилось, что некий христианин решил жить среди язычников, то ему стоит либо вообще не лезть в чужие обряды, либо быть наравне со всеми11.
Л. Прозоров дал еще две вполне правильные трактовки жертвоприношений, исходя из того, что Род принес себя в жертву и из его тела получилась вселенная:
1) Каждая жертва – сопричастность акту создания мира;
2) Преступник посягает на мировой порядок, уподобляя тем самым себя первотворцу. Вполне закономерно, что остальные люди обязывают его пройти весь путь Рода до самого конца – смерти.
Что же касается всеобщего возмущения современников нашими жертвоприношениями, то и здесь вышеуказанный автор тоже имеет что сказать: «По сути – [аборт – примечание Лифантьева С. С.] самое примитивное жертвоприношение: убей малыша, получи выгоду (экономия материальных средств, личного времени и пр.), только вот такого размаха ритуальное детоубийство никогда не достигало не то, что у славян, но даже у карфагенян и ацтеков – этих образцовых изуверов древности <….> Современники принесения детских жизней в жертву идолам комфорта и карьеры в промышленных масштабах не имеют ни малейшего права на чувство морального превосходства перед предками, изредка отправлявшими к богам пленных (которых, впрочем, при современном оружии может и не быть), преступников (которых сейчас как раз лелеют и кормят до конца их дней) и добровольцев (каковых в наше шкурное время, скорее всего, не нашлось бы).»12И по сути, он прав. Взять хотя бы аборты, каковых в России происходит 30 000 в день (соответственно 10 950 000 человеческих жертвоприношений в год!) вкупе с неоправданно мягким отношением к тем, кто действительно заслуживает смерти. Нынешнее общество не может похвастаться большей нравственностью, нежели наши далекие предки. Поэтому его суд по отношению к ним или к нам неприемлем.
Гасанов Богумил (волхв Богумил Мурин) справедливо отмечал, что археологическими изысканиями у восточных славян не было зафиксировано человеческих жертвоприношений: кости людей, найденные на жертвенниках, скорее всего принадлежали погибшим защитникам капища, иначе, становится непонятно, зачем оскорблять чувтсва людей и богов брошенными трупами). В хрониках же, за исключением жертвоприношений выродку-Чернобогу, упоминается только один случай – умерщвление киевлянами двух варягов-христиан Федора и Иоанна. Однако же, как отмечал Мурин, сведения разных летописей сильно разнятся, грешат большим количеством притянутости и что единственное, что четко можно сказать по ним, так это то, что во время устроенного Владимиром праздника в честь победы над ятвагами, толпа разгромила варяжскую усадьбу, а причиной погрома можно считать, в том числе, и банальный хмель. К тому же, Богумил нашел аналогичные истории в жизнеописании более «древних» святых, и это дало ему повод предположить, что история с двумя убитыми «по пьяни» варягами была подогнана под уже существующий штамп в целях христианской пропаганды.

II Половая жизнь. «Для того, чтобы отпраздновать купальскую ночь, язычникам хватало стога сена», - пишет современный писатель, вторя христианским летописцам, которые, в свою очередь, старались выставить язычников похотливыми скотами. «Что ж, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Но столь же часто все выглядело решительно наоборот» – поддакивает им исследователь-дилетант. «Добрачные дети не были позором, наоборот, они говорили о самом почитаемом – способности девушки рожать» – добавляет его коллега.
Ну, у такого варианта язычества не может быть мало поклонников. Однако же, я никогда не слышал, чтобы публичный дом официально называли языческим капищем.
- Язычество сейчас в моде! – утверждал в одной из газет, после рассказа о развратной оргии «язычников», некий человек, подписавшийся псевдонимом.
- В моде сейчас не конкретно язычество, а любая религия, в которой есть оправдание человеческой испорченности, – отвечал ему я.
С этих слов и начнем «разбор полетов».
а) Праздники плодородия и сексуальная магия. Все это было. Но, во-первых, смысл свободной любви в тот праздник заключался не в удовлетворении похоти и животных инстинктов, а в передаче земле плодородной силы; соответственно, не было оргий с «групповухой», инцестом, гомосексуализмом, визгами, писками, беготней и т.п., а был обряд, проводимый в благоговении, тишине и почете. Во-вторых, не такой уж «свободной» была любовь в этот праздник: как я уже сказал многое попросту запрещалось как бесполезное, а то и вредящее основной цели – исполнению обряда. Рассмотрим это подробнее.
1)​ Гомосексуализм и кровосмешение были запрещены по таким причинам: было замечено, что от первого никогда не появлялись дети, а второе приводило к рождению детей с физическими и умственными отклонениями; поэтому и то, и другое сводило к нулю результат магии плодородия.
2)​ После 1 тыс. лет до н.э. у славян появились представления о том, что бог Сварог, во время своего правления среди людей, повелел «женам за одного мужа выходить и ходить, говея», чем, по сути дела, освятил брак. Именно потому требовать любви от замужних/женатых и посватанных, как и заниматься групповым сексом, считалось серьезным нарушением воли богов!
3)​ Было запрещено домогаться тех, кто предпочитал сохранять девственность по причине особого ее почитания славянскими народами (подробнее эту тему мы рассмотрим ниже)

И в-третьих, это было не столь глобально, как хотелось бы и христианам, и, еще более – современным «неоязычникам»: такой праздник был в году всего один, а не каждый день.

В итоге получается, что весь «религиозный разврат» язычников сводился к тому, что раз в год супружеские пары и по нескольку одиноких мужчин и женщин уходили в лес, дабы провести обряд магии плодородия (и накормить всех окрестных комаров!!!). Остальные же просто купались в реке, прыгали через костер, сжигали звериный череп, искали цветок папоротника. Сохранились и свидетельства о том, что подобный обряд проводился ежегодно на свежезасеянных полях. Замечу, однако, что в тех же свидетельствах говорится только о супружеской паре.
б) Добрачный бытовой секс. Вот тут я могу сказать только одно: за исключением редких случаев, являвшихся следствием развращенности отдельных индивидуумов (порицаемой


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     14:28 24.02.2017 (1)
Интересно!
     17:23 24.02.2017
А с моей точки зрения, незнание вопроса в принципе. 
Реклама