Заметка «Польская поэзия. Станислав Ежи Лец»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: Заметки о польских поэтах
Автор:
Баллы: 20
Читатели: 1146 +1
Дата:

Предисловие:
Стани́слав Е́жи Лец (польск. Stanisław Jerzy Lec), настоящее имя Стани́слав Е́жи де Туш-Летц (польск. Stanisław Jerzy de Tusch-Letz); 6 марта 1909ЛембергАвстро-Венгрия — 7 мая 1966ВаршаваПольша) — польский поэтфилософписатель-сатирик и автор афоризмов. Родился во Львове. В еврейской семье. Это не мешало, однако, его отцу — в той фантастической стране, какой была Австро-Венгрия Франца-Иосифа, — иметь поместье, титул барона и аристократическую фамилию де Туш-Лец (для литературы Лец удовольствовался второй половиной фамилии). Ян Спевак, однокашник Леца по Львовскому университету, вспоминает, что студент Лец был модником, носил толстую трость, курил трубку, а в его глазу блестел монокль. Вскоре он резко изменился, стал левым, по окончании университета (1933) уехал в Варшаву, где сотрудничал с левыми изданиями. Первая книга стихов — «Цвета» (1933) была последним вздохом польского футуризма. Зато первые же фрашки Леца, написанные в 1930-х, восхитили Тувима, тут же включившего их в антологию «Четыре века польской фрашки». Тувим оказался прав: Лец — крупнейший польский фрашкописец XX века. Позже он стал и крупнейшим польским афористом. Накануне Второй мировой войны — как сотрудник закрытой властями левой газеты «Дзенник популярны» — был на подозрении, скрывался от ареста в Румынии. В 1939— 1941 находился во Львове. В 1941 в гитлеровском концлагере, из которого в 1943 ему удалось бежать и добраться до Варшавы (помогло и великолепное знание немецкого). Подпольщик в Польской рабочей партии. Партизан в Армии Людовой. Стихи подпольных и партизанских лет составили книгу «Полевой блокнот» (1946). В 1946-1950 культурный атташе в Вене. В 1950 уехал оттуда в Израиль, но в 1952 вернулся в Польшу. Здесь стихи из книг 1946-1963 и фрашки разных лет. Переводы Британишского.


Фрашка (польск. fraszka, по-итал. frasche — пустякивздор, по-франц. frasque — шалостьпроказы) — один из литературных жанров. Получил распространение в польской литературе начиная с XVI в., благодаря влиянию двора королевы Боны и многочисленным путешествиям поляков в Италию с целью усвоения гуманистического образования и внешнего лоска. В обычном употреблении фрашка означает мелочь, пустяки. В литературном же значении это слово, насколько известно, впервые было употреблено Яном Кохановским для обозначения таких литературных произведений, которые соединяют в себе признаки эпиграмм, отличаясь от них только сильно шутливым и пикантным тоном. Обычно фрашки, как и эпиграммы, состоят из двух-четырёх строк (редко длиннее). Могут сочиняться на самую разную тематику


 

Польская поэзия. Станислав Ежи Лец


ПЕСНЯ

Чернику я не забуду,
пылившуюся от маршей,
от ягод черные зубы,
сверкавшие в рукопашной.
И в песнях лесных и болотных
от ягод горчащих сладость.
Для нас, окровавленных, потных,
черника постелью стлалась.
Письмо диктовал мне товарищ,
был мох под ногами мягок.
—  Пиши, о чем тут мечтаешь,
чернилами черных ягод.
На запад приказ нас бросил,
и Висла вот-вот уже близко.
Товарищ лежит среди сосен,
а лоб черникой обрызган.
 ПОСТОЙ В БАБЯНКЕ

Спокойно! Разведке известно,
когда и куда нам деться.
Нас из лесу вывела песня
в усадьбу. Попал я — в детство.
Аллеи, а рядом — коровник,
густой аммиак долетает.
Кто б думал: дедовских хроник
внук старую книгу листает.
С плеч сброшено всякое бремя.
Тоска и вся амуниция.
Как сквозь цветенье апреля
в солдатские будни пробиться?
Среди газонов зеленых
муштрует капрал новобранцев.
Глядит эконом удивленный
на странных лесных оборванцев.
В кустах одичавшего сада,
в некошеных травах внезапно
возник садовник усатый
и — Здравствуйте, панич! — сказал мне.
А я от могил партизанских
домой? Как в детстве? Вакации?
Листаю журнал: парижанки,
пожелклые иллюстрации.
Товарищ, хоть в руку ты ранен,
хоть жить нам горько и терпко,
раскрой свой трофейный ранец
и вынь лиричное сердце.
И сны перепутались с явью,
и чары дурманят так тяжко.
Ты слышишь, цветут соловьями
черемух поющие чаши.
История, ты мне знакома,
как гроттгеровская1 картина:
салон опустевшего дома
и мой карабин у камина.
Расстроенное фортепьяно
терзает романсами кто-то.
А завтра же кровь партизана
впитают леса и болота.
Только не надо Шопена!
Не бередите раны.
Ведь вся эта ночь мгновенна
в антракте кровавой драмы.
 С ПОЕЗДА НА ПОЕЗД

Летом во время отпуска
на какой-то железнодорожной станции
молодая мать, как индийское божество, многорукая,
как плодовитая груша, тяжело нагруженная,
на каждой ветке —
сумки, пакеты, сетки,
чтобы, не знаю которой уж там, рукой ухватить еще один узел,
неожиданно подала мне своего младенца.
О, муза расписанья поездов!
Я внезапно почувствовал в разгаре мертвого сезона
жизнь в моих руках,
взаправдашнюю, мокрую, как мох ранним утречком,
жизнь.
 *  * *

Не раз меня хоронили.
Меня провожали только
судья, палач и могильщик.
И век я им не забуду
проявленного вниманья.
А к прочим я безразличен:
не подали признаков жизни.
Но, помню, плакал тихонько
чей-то далекий голос.
Все новый — все тот же.
 ТАМ, ГДЕ ВЕДАЕТ СМЕХОМ ГИЕНА

Там, где ведает смехом гиена,
смех питается мертвечиной,
эхо стелется низко
и похоже на стон.
 ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

Черным по белому
удостоверить хотел
существованье людей
господин Силуэт.
Но не гораздо ли ярче
гроза
высветляет во тьме
силуэт человека?
 ТЯЖЕЛАЯ СЛЕЗА

Тяжелая слеза должна
быть грозной, как тяжелая вода,
сверкать
в людских глазах
угрозой
силам зла.
 КОГДА ПОД МАРШ СО СВИСТОМ

Когда под марш со свистом
рыба попрет на сушу,
не будет кончины света,
вот только не сможет рыба
по прежней цене продаться,
хотя себя доставляет
прямо акулам в пасть.
 КОРОТКИ РУКИ У СМЕРТИ

Коротки руки у смерти,
чтоб рот зажать человеку.
Сквозь пальцы костлявые смерти
плюет он,
будто сквозь зубы.
 В ЭПОХУ КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ

В эпоху космических полетов
выросли у меня ангельские крылья.
Летать с такими стыдно.
В кабину залезать неловко.
Усесться просто невозможно.
И вновь,
хоть в ангельском обличье,
кричу
по-человечьи:
«Что делать?»
 КТО БЕЛЫМ ФЛАГОМ

Кто белым флагом
машет,
тот забывает,
что могут
обагрить его кровью
и тогда уж с полным основаньем
как тряпку
отбросят
условный знак
сдающихся на милость
 ЧТО ДУМАЕТ ЧАСОВОЙ

Что думает часовой о часовом:
первый часовой о втором,
второй о третьем,
третий о четвертом,
что думает первый часовой о шестом,
что думает шестой часовой о первом —
пересеченье всех этих мыслей
и составляет сеть,
в которой запутались
люди.
 ЦАРЬ ПРИКАЗАЛ

Царь приказал
хлестать бичом
бунтующее море.
Какой почет
оказан был природе!
 БОЛЬШЕ СВЕТА!

—  Больше света! —
воскликнул Гёте.
Но к нам это не относилось.
Это был первый указ министра
в Царстве Вечной Тьмы.
А МОЖЕТ БЫТЬ ПОРА

А может быть пора
чтоб новый Прометей
пришел
и у людей
украл
огонь.
Пускай
едят друг друга
в холодном виде.
 СТРАНИЧКА ИЗ ПОТУСТОРОННИХ ЗАПИСОК

Сказал мне Харон:
В кассе недостача,
я перевозил пассажиров
с залитыми гипсом устами,
из которых добыть я не мог
положенного мне обола,
перевозил и других,
с устами, распахнутыми страхом,
выронившими, наверно, монетку, —
я заглянул в мою книгу:
я говорю о годах
1939-1945
от рождества иудея,
которого пресса привыкла
называть по-гречески:
 Христос.
 ФРАШКИ

 О ЧЕЛОВЕКЕ

Начальника лагеря спросили в судебном зале:
«Зачем же вы в землю живьем людей зарывали?»
А тот, сокрушенный, ответил адептам права:
«Убить человека я не решился бы, право!»
 О ЯЗЫКЕ

Мне говорят, что язык у меня острый и неприличный,
я вам язык показываю: польский язык, обычный!
Острый, покуда собственное мнение им говорится,
если ж начнет подлизываться, сразу же притупится.
 ВОСПОМИНАНИЕ

Как вспомню о друзьях, о давних временах...
В живых уже их нет: все в должностях, в чинах.
 * * *

Коль внук поэта лет через сто
с потомком цензора вступит в беседу,
позвольте полюбопытствовать, кто
сведет разговор к покойному деду?
 ВРАГАМ САТИРЫ

Посмешищем ты быть не перестал,
хоть кулаком закрыл зрачки зеркал.
Наутро капельки росы на розе
твоей кривой смеяться будут роже.
 О ПОРТРЕТЕ ПОЭТА

Его портрет — стихи. И что же за портрет?
Рот — льстивый. Гордый нос. Лба, к сожаленью, нет.
 О КАЗАНОВЕ

Скульптор, как бы ты изваял статую Казановы?
Там, где обычно фиговый лист, сделал бы я лавровый.
 ЛИНГВИСТИКА

Язык наш — распущенный, как ни следим:
свиданье, так сразу — один на один.
 О ЧИСТОТЕ

Пусть чистым прошлым всякая грязь не гордится.
Ведь каждая девка когда-то была девица.
 ПАРАДОКС

Этой грустной фразой плачу я дань
той тоске, что грызет меня, многолетняя:
Почему, к сожаленью, последняя дрянь,
к сожаленью,
дрянь еще не последняя?
 Э X!!!

Аскеты
досыта могут вкусить диеты.
 О НАИВНОСТИ

Слыша льстецов придворных пышные глаголы,
я крикнул, так, как в сказке: «А король-то голый!».
Льстецы меня прогнали едкими смешками:
«Цыц, глупый, зря кричишь ты, мы ведь знаем сами!»
 ЭХО

Часто пафоса эхо
аж трясется от смеха.
 ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

Страдал, когда жгли людей на кострах.
Дым щекотал в ноздрях.
 ОБЩНОСТЬ

У бедного духа
с телом общее брюхо.
 РОДИВШИЕСЯ В РУБАШКЕ

Лишь в одном счастлив гном:
в гнома редко метит гром.
 ОЧЕВИДНОЕ

Чтоб евнух показался наго,
ему нужна мужская отвага.
 О ПЛАНИРОВАНИИ

Смену богов готовя, должны планировать мы,
кто будет богохульствовать, кто будет петь псалмы.
 О ЗРЯЧИХ

Лишь слепые куры найдут себе зёрна.
Зрячие не евши в суп идут проворно.
 СТРАННЫЙ КЛИМАТ

Температура ниже нуля,
а душно так, что дышать нельзя.
 О ДАНТЕ

Не восхищайтесь Дантом:
по части ада был он дилетантом.
 ИЗ МЫСЛЕЙ ГИДРАВЛИКА

Кровь — не вода!
Течет — не беда!
 БЫЛА ЛИ

Была ли на земле такая каста,
которая себе сказала: «Баста!»?
 СЧАСТЛИВЫЙ

Счастлив покойник, коль не тревожится,
веря, что как-нибудь все уложится.
 РЕЦЕПТ

Не нужно травить псами,
коль можем загрызть сами.
 О СТРУНАХ

Власть выдает певцам златые лиры.
Струн много в них, кроме одной:
сатиры.
 РУБАШКА БЛИЖЕ К ТЕЛУ

Продолженье фрашки на старую тему:
«Если нет рубашки, тело ближе к телу».
 ОДНО ТОЛЬКО

Одно только правдиво в снах —
страх.
 ВЗДОХ ОБЛЕГЧЕНЬЯ

Вздохнула с облегченьем Этика:
«Теперь пусть правит Кибернетика».
 О ВЕРУЮЩИХ

Вере жертвуют порою
ею самою.
 ВРЯД ЛИ

То, что прошло сквозь сито,
вряд ли — элита.
 ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ

Придать плоти
чуть-чуть сути.
 ГВАРДИЯ

Знаете эту фразу (верно ли мне вспоминается):
«Гвардия не сдается, гвардия продвигается!».
 БЕСЕДА

Беседовало молчанье с молчаньем.
Я слушал с ужасом и отчаяньем.
 РАЗНИЦА

Коль убийце платят, важно, на поверку,
кому платят снизу, кому платят сверху.
 СОВЕТ

Рану, чтобы не чувствовать боли,
посыпь щепоткой аттической соли.
 ГЛУПОСТЬ

Глупость не в каждой эре
живет в одной и той же Абдере.
 ОКОЛЬНЫЙ ПУТЬ

Мысли, которым запретили ходить по свету,
приходят в голову поэту.
 О  ПЕРЕМЕНЕ ПОЛА

Перемена внешности кошмарна:
превратилась Жанна д'Арк в Жан д'Арма.
 РАСПРОСТРАНЕННЕЙШИЙ

Распространеннейший тип мессии:
силой навязывается в святые.
 СТРАННО

Особенно громко поют «Осанна»,
когда им рты наполняет манна.
 ЗАКОН ЭСТЕТИКИ

Естественно, что пигмеи
Имеют карликовые идеи.
 ЭПИТАФИЯ НАДЕЖДЕ

Здесь она
осуществлена.
 О ЧЕЛОВЕКЕ

Душа имеет тело,
чтобы душа болела.
 ВПЕРЕД

Годы, сквозь все погоды, идут вперед, как содаты.
От мокрых дел остаются только сухие даты.
 ИНФОРМАЦИЯ

Жив Сим, жив Иафет. А Хам? Что стало с ним?
Жив. Носит псевдоним: зовется Антисим.
 О МОИХ ПРЕДШЕСТВЕННИКАХ

Жаль, что мыслей целый ряд
у меня украл Сократ.
 К ЧЕЛОВЕКУ

На свете ты не один: за углом, за этим вот домом
ждет тебя человек. Тоже не один.
С ломом.
 ОБЪЯВЛЕНИЕ

 Касса
 срочно возьмет на работу царя Мидаса.
 НЕ ДЕЛАЙ

Не делай другому, что тебе немило:
вдруг бы для другого это счастьем было!
 ГОРДАЯ ФРАШКА

В крохотных флакончиках фрашек
запах дней сохранится наших.
 
Послесловие:
Примечания

 1  А. Гроттгер (1837-1867) — известный польский живописец и график, создавший,

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:48 30.08.2017 (1)
Интересно) Он писал на польском? Это перевод или оригинал?
     18:54 30.08.2017
На польском. Это переводы. Конкретно эти стихи в переводе Британишского (в предисловии об этом сказано).
     10:12 30.08.2017 (1)
1
Спасибо,Танечка Одно время зачитывалась этим автором И вот сейчас ты напомнила Спасибо!
     10:15 30.08.2017 (1)
Я тоже купила себе его книгу, буду изучать, а так пока только отдельные его фразы слыхала, нравятся.
     10:24 30.08.2017 (1)
1
ДА! У меня где-то аж в третьем ряду стоит его книга Надо поискать. Читаешь, смеешься- чудесный остроумный автор
     11:13 30.08.2017 (1)
Обнови его, ага.))
     13:49 30.08.2017 (1)
1
А почему такая музыка в сопровождении?
     13:56 30.08.2017 (1)
Ну у меня такое музыкальное восприятие сложилось этого автора. Я когда читаю, всегда какая-то музыка всплывает в сознании или в целом, или иногда за отдельный стих зацепившись, или вообще за 1 строку или слово. Сейчас я уже не помню. Это не Катюша, это душа пошла в разнос для меня, видимо, тогда так почувствовала Леца. Заметки я готовлю заранее, потому уже и не всегда помню, что подвигло на выбор музыки.
     14:00 30.08.2017
1
понятно.
Гость      06:43 30.08.2017 (1)
Комментарий удален
     09:03 30.08.2017 (1)
-1
Вот эти авторы еще потрясают

АС
БЛ
А. Сл


Гость      09:10 30.08.2017 (1)
Комментарий удален
     09:19 30.08.2017 (1)
В смысле?
Гость      09:29 30.08.2017 (1)
Комментарий удален
     09:34 30.08.2017 (1)
1
ага, тут голова малость делами-проблемами занята, туплю...))
Гость      10:33 30.08.2017 (1)
Комментарий удален
     11:12 30.08.2017 (1)
))
Гость      11:23 30.08.2017 (1)
Комментарий удален
     11:31 30.08.2017

     09:00 30.08.2017 (1)
1
"Черника" - вообще до слез...

Спасибо, Тарина
     09:05 30.08.2017
Спасибо, Ляман. Лец у нас известный автор, но больше "непричесанными мыслями".
Реклама