Заметка «Михаил Юрьевич Лермонтов» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 37
Читатели: 1313 +2
Дата:

Михаил Юрьевич Лермонтов


 на снимке: зал Литцентра, участники вечера



Михаил Юрьевич Лермонтов, 15.10.1814 – 27.07.1841 годы
Всякий раз (а это бывало нечасто) как появлялся на экране телевизора Ираклий Андронников, я, замерев, слушала его  эмоциональную, завораживающую речь о жизни и творчестве великого Поэта.
И поминая благодарным словом замечательного лермонтоведа,замечу, что здесь я так или иначе обращаюсь к его исследовательским работам…

Мне пришлось дважды проводить вечера, посвящённые творчеству
Михаила Лермонтова: в 2012 и 2014 (юбилейном) годах –  в Литературном центре г. Коврова (Владимирская область).

На этих вечерах  стихи М. Лермонтова читали поэты города, а также учащиеся общеобразовательных школ и музыкальной школы. Песни на его стихи исполняли руководитель детского хора О. Духина, барды  Н. Морозова и Р.  Яковлева. Прозвучали произведения, посвящённые Лермонтову: «Ульяна и Демон» Борислава Степанюка и «Мой Лермонтов» Ашота Гарнатирьяна.
Приведу отрывки из своих выступлений…
 
…Поэт погиб неполных 27 лет от роду. Совсем молодой человек создал около тридцати поэм, сотни стихотворений, роман «Герой нашего времени». Его коротенький, но яркий жизненный путь сравним с полётом птицы. Поднявшись в небо, она стремительно набирает высоту, но роковой выстрел обрывает прекрасный могучий полёт.

А за четыре года до этого погиб на дуэли Пушкин, а позднее – трагически оборвутся жизни Есенина и Маяковского. Некоторые литературоведы склонны видеть в этом мистический смысл: талантливые поэты пришли на землю русскую, чтобы выполнить свою миссию – «глаголом жечь сердца людей», и ушли, когда их творческий потенциал был на исходе.

Но так ли это, в частности, в истории с Лермонтовым?
Виссарион Белинский (философ, публицист, литературный критик), лично знавший Лермонтова, – писал своему другу В. Боткину, что поэт планирует создать трилогию об эпохах: двух предыдущих и современной – «николаевской». В день роковой дуэли поэт сообщил своему секунданту М. Глебову, что задумал романы: «о наполеоновских сражениях», о Кавказской войне, участником которой был сам, и о «Персидской» войне, жертвой которой стал Грибоедов…

Вынашивать такие грандиозные замыслы мог только человек с огромным запасом жизненной и творческой энергии. И каких бы высот достиг Лермонтов, проживи он дольше, нам знать не дано…
***
Как давней и верной поклоннице  творчества поэта, мне хотелось бы видеть в нём и идеального человека. Но мнения о его характере и поступках самые противоречивые. Одни  из его современников утверждают, что он  был язвительным, высокомерным, злобным, порой и буйным, другие – отзываются о нём как человеке простом в общении, отзывчивом и, отмечая юношескую горячность, подчёркивают при этом почти женскую деликатность в обращении. Его любили. Его ненавидели.

Офицер Раевский, встречавшийся с Лермонтов в Пятигорске, так описывает общее настроение у гроба погибшего поэта:
-- Все плакали, как малые дети...
-- Вы думаете, все тогда плакали? Все радовались, -- спустя годы вспоминает священник Эрастов, отказавшийся отпевать поэта.

Даже по поводу его смерти эмоции недругов хлещут через край. И, предвидя это,  он написал пророческие строки:
…И вижу гроб уединённый,
Он ждёт: что ж медлить над землёй?
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моём.

Пробел между «аз» и «веди» в характере и поступках поэта, очевидно, так и останется не заполненным за давностью лет. 
Наверняка на формирование его как личности повлияли драматические события – в его раннем детстве. Мать умерла, когда ему было всего три года. Заботливая богатая бабушка, взявшая на себя хлопоты по воспитанию внука, создала все условия для развития любознательного ума и интеллекта. Но лишила возможности общаться с отцом – бедным армейским капитаном, которого считала виновным в преждевременной смерти своей дочери. Но к чему привело её стремление разорвать духовную связь отца и сына?
 На этот вопрос отвечает сам поэт в связи со смертью Юрия Лермонтова:
Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть,
И жребий чуждого изгнанника иметь на родине с названьем гражданина!
Но ты свершил свой подвиг, мой отец, постигнут ты желанною кончиной;
Дай бог, чтобы, как твой спокоен был конец того, кто был всех мук твоих причиной.
Но ты простишь мне! я ль виновен в том, что люди угасить в душе моей хотели
Огонь божественный, от самой колыбели горевший в ней, оправданный творцом?
Однако тщетны были их желанья: мы не нашли вражды один в другом,
Хоть оба стали жертвами страданья…
Страдания, чувство обездоленности и даже собственной вины перед отцом – с таким тяжким душевным грузом и рос Лермонтов. И не из детства ли, пусть сытого и беззаботного, но сиротливого,  тянутся корешки его ранимости и вспыльчивости?  
И вырос он человеком,  наделённым сильными страстями и волей, умом глубоким и критическим, характером сложным или, как сейчас говорят, некоммуникабельным.  И проявлял поэт себя по-разному, в зависимости от ситуации и окружения…
***
Фундамент современной литературы возводился в период николаевской эпохи, и в первую очередь, Пушкиным, Гоголем  и Лермонтовым.

Пушкину принадлежит заслуга в создании нового литературного языка. Он объединил книжный  язык с народным, сделал его гибче, живее, проще.

Обозначив главные достоинства фразы – точность и краткость, поэт подчёркнул, что они «требуют мысли и мысли", кропотливого труда. Лермонтов, по словам Б. Пастернака, стал «первым обитателем дома», возведённого Пушкиным. 

Гоголь, знавший поэта, как-то бывший на его  выступлении, восторженно произнёс:
«Никто из нас до него не писал такою правильной прекрасной и благоуханной прозой!»
«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова», – вторит ему Чехов.

О Лермонтове говорят как о преемнике Пушкина, его стиля, на что резко возражает Белинский:
«Нет двух поэтов, столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов: у Пушкина – грация и задушевность, у Лермонтова – жгучая и острая сила».

А вот высказывание Горького:
«Почти незаметные у Пушкина ноты начинают громко звучать у Лермонтова – это жадное желание дела, активного вмешательства в жизнь».

И ведь вмешался, и заявил о себе в полный голос, когда Пушкин погиб на дуэли! Десять лет писавший романтические и лирические произведения, Лермонтов стихотворением «Смерть поэта» заявил о себе не только как художник слова, но и как человек мужественный, как гражданин.

 Одним этим стихотворением он навлёк на себя немилость монарха до конца своих дней. А жить ему оставалось четыре года. Всего четыре!

 Находился поэт это время, в основном, на Кавказе, в своём драгунском полку.  Здесь и раскрывается его талант в полную силу. Жизнь во всех проявлениях отражается в произведениях Лермонтова: любовь, мужество, патриотизм, а рядом – разочарование в любви, людях,  гнев, чувство одиночество…

Столкновение антитез, кипение человеческих страстей, глубокий драматизм – в этом весь Лермонтов.  Неслучайно его сравнивают с Шекспиром.

Опыт боевых действий дал богатый материал для написания произведений на тему подвига, любви к отчизне и предательства: «Мцыри», «Беглец», «Завещание»… Поэт открывает для россиян Кавказ с его уникальной природой, с нравами и традициями народов, его населяющих…
***
Тема природы, погоды – один из любимых поэтами способов самовыражения. Лермонтов мастерски описывал пейзажи, через них передавал своё настроение.  

Часто и одушевлял предметы быта, объекты природы и явления, наделял их разумом, осмысленными действиями.

Но если, к примеру, у Есенина природа и он сам  – одно органически целое, то у Лермонтова природа --заповедный, заветный уголок, куда он бежит от житейских неурядиц, где ищет утешения и умиротворения. В произведениях на эту тему он, как правило, рассуждает о своём одиночестве, разочаровании в жизни, мечтает о душевном покое. 

Для него природа – собеседник, многоголосый и многоликий. Поэт слышит, как «звезда с звездою говорит», спорят горы Казбек и Шат (Эльбрус). Он видит, как летит в поисках приюта листик и странствуют тучки-изгнанники, вечно холодные и свободные…

Используя богатую палитру красок-слов, Лермонтов создаёт сказочные и аллегорические образы: «Утёс", «Три пальмы», «Кинжал»… 

Тот же одинокий «мятежный» парус в море сравним с человеком на жизненном пути, который сломя голову мчится в неизведанное – навстречу опасности...
***
Много лет назад мне подарили книгу «Русский романс», изданную в 1987 году. Автор сборника – Вадим Рабинович.
Романс как песенный жанр пришёл из Европы в нашу страну, буквально означает «по-романски», то есть «по-испански».
В сборник включены все русские романсы от начала восемнадцатого века до пятидесятых годов прошлого столетия – больше всего на стихи А. Фета, А. Толстого, А. Дельвига, А. Тютчева, Н. Цыганова, А Плещеева, А. Кольцова, Я. Полонского, В. Жуковского, А. Пушкина, С. Есенина и других авторов, в том числе и «безымянных». 

Но абсолютный лидер в этом списке – М.Лермонтов.
Музыку к его стихам писали Рахманинов, Глинка, Чайковский, Даргомыжский –  и не только. Что удивительно, к текстам отдельных стихов свои мелодии сочиняли не один, не два, а десятки человек!

Например, на стихи «В минуту жизни трудную» написано разными композиторами 40 романсов, «Нет, не тебя так пылко я люблю» – 80, а «На севере диком стоит одиноко» – аж 100!
Почему так популярны стихи Лермонтова у музыкантов?...

Романс – произведение для сольного исполнения.
По смыслу он – лирическая исповедь, или философское размышление, или монолог о любви, жалоба на измену, крушение грёз… словом, душевное откровение, доверительно обращённое к каждому.

Романсу часто свойственна тихая печаль, да ещё и своеобразное упоение этой печалью – страдание, изложенное в красивой поэтически-музыкальной форме, вызывающее сопереживание слушателя. Один немецкий философ писал: «…отдал бы все блага Запада за русскую манеру печалиться».

А любовной и философской лирике  Лермонтова присущи и тихая грусть,и страдание, и сожаление, и доверительность, и образность…
***
При жизни Поэт выпустил один сборник, но с какой тщательностью он отбирал произведения! В книгу


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      21:01 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     21:06 02.09.2019 (1)
Однозначно другие, чем о Валерии Цыбуленко
Баре Малеевом.
Гость      21:16 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     21:25 02.09.2019 (1)
Оговорилась. Признаю.
У вас тоже оговорочка: не хомяки
комяки, а коми-зыряне.
Но грамоту не предлагаю учить.

Гость      21:43 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     21:58 02.09.2019 (1)
1
Не хоть...
Коль не указываете на оговорку,
а ёрничаете по этому поводу,
следите и за своей речью.
----------
А вам, верно, память отшибло,
что речь не о Троцком как таковом,
а об отсутствии доказательств в пользу
якобы совершённого им убийства.
Гость      22:03 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     22:32 02.09.2019 (1)
Аналогично: что в моей речи вас не устроило?
Делайте замечание спокойно, без надрыва и ёрничания.
Повторю: я вам тоже сделала замечания по тексту
вашего произведения.
Оставьте же переливание из пустого в порожнее.

Гость      22:43 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     22:52 02.09.2019 (1)
Смотрите свой рассказ на своей страничке, открытой под вашим
настоящим именем.
Тогда и поговорим.
Гость      23:03 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:12 02.09.2019
Вот и ладненько.
Закроем тему.
     15:16 05.09.2019 (1)
1
Интересно, "кто же  он, наш современник?"- человек не бездарный, но...означает ли, что он талантлив?
Если человек не дурак, значит ли, что он умен?
Ничего не будем утверждать, но к этому человеку есть вопросы по поводу его ума и таланта.
То, что он хам и жлоб- здесь вопросов нет.
Но сидел человек всю жизнь при борще, уткнувшись в  мягкое и теплое- как там у Маяковского...
Но у Маяковского были -Жизнь и Мир, то есть Поэзия.
Но у нашего героя -журавль, который давно улетел,
И синица которая сдохла в его руках.
При этом наш герой патологически завистлив.
Сосед купил машину и еще чего доброго квартиру,
жена у него .... и т.д.
Но, главное-стихи...
Если человек такие "понты колотит", конечно я стал искать, и нашел в одном интернет-журнале (Великорос)
Что сказать? Хорошо.-Но ведь и не более того.
Чего уж так "пыжиться".Если только в среде домохозяек.
При ближайшем рассмотренье  сказать про нашего современника, и...
нечего.
Наталья, пишите лучше о Лермонтове.

     18:33 05.09.2019
Добрый вечер, Борис!
Как я поняла, вы рассуждали о моём оппоненте, "колотившего понты"
на этой страничке. Интересный комментарий с перчинкой
оправданной иронии. Улыбнулась. Спасибо Вам!
---------
Вы не позволяете себе снисходительного
или презрительного тона с собеседником.
С Вами легко, комфортно разговаривать.
Спасибо Вам и за это.
С уважением.
     21:18 02.09.2019 (1)
1

Например, на стихи «В минуту трудную»

Исправьте.
"В минуту жизни трудную" - так правильно.

И там ещё в середине есть разнобои в кавычках:
что они «требуют мысли и мысли", 
«Утёс, «Три пальмы», «Кинжал»…
Гость      21:50 02.09.2019 (2)
Комментарий удален
     22:04 02.09.2019 (1)
Пропустила кавычки в одном месте и слово в названии стиха - и трояк?
И вы так серьёзно об этом говорите? И Александр с таким важным видом
поясняет, что "автор любит Лермонтова".

Помнится, Валерий Бар, читала вашу одну повесть (или рассказ) -  кавычек понаставлено,
что кольев в изгороди, где надо и не надо. Видать, на всякий случай.
Я и комментарий на сей счёт оставила. Вежливый. Не припоминаете?

Гость      22:09 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     22:28 02.09.2019 (1)
Во-первых, я написала о конкретных вечерах (конкретно
в нашем городе, а не в интернете),
посвящённых великому поэту. Это кому-нибудь
да будет интересно. Нет - человек пройдёт мимо.
Судя по комментариям, заметка многих заинтересовала.
-------
И ставя мне "трояк" за оговорки в живом диалоге, позаботьтесь
о грамотном изложении своих произведений.
Гость      22:39 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     22:50 02.09.2019
Не нужно лукавить. И отрекаться от себя. Вас читала. Вас.
Под каким вы тут именем не появляйтесь, а суть-то не скрыть.
Ну, а остальное не стоит обсуждения.
Читайте, дружите, любите, причисляйте, отчисляйте...
Надеюсь, я вас не обидела.

     21:52 02.09.2019 (1)
Нет.
Автор любит Лермонтова.
Это дорогого стоит.
Гость      21:54 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     21:59 02.09.2019
Так а как иначе?
Коли жена борщ с любовью сготовит, что будет за муж, коли не похвалит? Уж какое бы там ни было качество.
Но это шутки шутками.

Лермонтов - не борщ. И я говорю вполне серьёзно. Любовь к поэту может многое открыть в его творчестве.
Да, собственно, я и не знаю примера, когда личностно значимым для читателя творчество поэта стало бы без любви к самому поэту.
     00:05 19.09.2017 (1)
2
Лермонтова тоже люблю, но раз уж вы упомянули о "мистическом смысле", то не угодно ли рассмотреть одну таблицу...

1814 -> (+50) 1864 - (+100) 1914 - (+150) 1964 - (+200) 2014 ...
1841 -> (+50) 1891 - (+100) 1941 - (+150) 1991 - (+200) 2041 ...


Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Не относитесь к этому слишком серьёзно!


     09:34 19.09.2017 (2)
Нет, Ирина, не принимаю эту таблицу всерьёз.

В 1914 году - Первая мировая война
В 1941 - Вторая мировая
В 1964 - кажется,отправлен в отставку Хрущёв (не бог весть какое событие)
В 1991 - развал СССР
В 2014 - смена власти в Украине ? (событие за пределами России)
В 1891 в нашей стране не было крупных событий, если не ошибаюсь
Не вижу никакой мистической связи с датами жизни Лермонтова.

Да и речь в моей заметке шла о "предначертанности" насильственных 
смертей талантливых поэтов.
Пушкин и Лермонтов - погибли на дуэли,
Есенин, Маяковский покончили самоубийством.
В этом тоже не вижу "происков" рока. 
Все четверо были людьми
холерического типа,  активными,  амбициозными 
и, ко всему прочему, жили в смутные времена
и были - подумать только! - талантливы.
А, значит, завистники и недруги вечно дышат в затылок.
А тут ещё и недовольство власть имущих.
Отсюда и нервные срывы, депрессии, дуэли и суициды.

Кстати, у Есенина скоро день рождения (у меня с ним разница в один день)
Тоже сохранилось выступление. Может, помещу на страничке.






     06:56 02.09.2019 (1)
Уважаемая Наталья, в 1891 была изобретена винтовка Мосина. Благодаря ей (и созданному позже на её основе карабину) Россия не потерпела абсолютного разгрома в первой мировой войне, и в Великой Отечественной, особенно в начале. Я сам некоторое время пользовался таким карабином, пока не выдали автомат Калашникова 1947-го года выпуска.  
     09:07 02.09.2019
Доброе утро! Спасибо за комментарии.
О винтовке Мосина знаю (читала, когда готовила статью о нашем
конструкторе Симонове).
Гость      05:04 20.09.2017 (1)
Комментарий удален
     09:47 20.09.2017 (1)
Видела телепередачи- исследования, где говорилось о наличии ушибов у Есенина, но не о
пробитой голове. Выдвигалась версия о его убийстве с политическим мотивом. По поводу Маяковского выдвигается
версия, что ему едва не в руки сунули смертное оружие. И опять по политическим соображениям. У некоторых исследователей любимый конёк - убийство по политическим мотивам. 
Это только версии, к которым я отношусь соответственно: как к версиям. Есенин мог и подраться, причём на бытовой
почве, а потом повеситься. Истину мы так и не узнаем. Но бесспорно то, что у него были и загулы, и депрессии.
Он сам говорил, что вся его жизнь - в его стихах. А пессимистические нотки проявляются во многих его стихах.
Даже в "Отговорила роща золотая", "Не желаю, не зову, не плачу", "До свиданья, друг мой, до свиданья".
Каково "в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей"?! И это пишет человек 28 лет от роду.
После этого стиха по стране прокатилась волна самоубийств.

     07:20 02.09.2019 (1)
1
Уважаемая Наталья, Есенина убили по личному указанию Троцкого. Так что недаром потом Бронштейну ледорубом голову проломили,- это в том числе и за Серёжу...
     09:13 02.09.2019 (2)
1
Убийство Есенина не доказано.
Как раз об этом шла бурная дискуссия
на страничке моей же статьи о нём.
А предполагать мы можем что угодно.
Гость      18:42 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     20:51 02.09.2019
Бедный Поэт (упокой Господь его душу)!
Кто только и как не спекулирует на его смерти.
Особенно стараются противники "проклятых" большевиков.
Везде ищут их кровавый след.
Само понятие "масонство" извращено, изначально
основой своей деятельности считающее благотворительность
а духовной опорой веру в высшие силы.
Троцкий то как масон, то просто как большевик совершает/организует
убийство грубым способом: Поэту проламывают череп,
после чего вешают.
С таким подходом, как сказала одна читательница,
"договоримся до того, что и Цветаеву повесили".

     16:26 02.09.2019 (1)
1
При всём старании скрыть улики убийства, осталось несколько фотографий и посмертная маска, где явно виден след удара тяжолым, скорее всего металлическим, предметом в лицо, в область переносицы и левой надбровной дуги. "Вмятина" такова, что наверняка были раздроблена (а возможно и проломлена) кость черепа в районе надбровной дуги, кости и хрящи верхней части носа явно были сломаны и смещены. При самоубийстве, повесившийся обычно, и практически всегда, не имеет таких повреждений. Есть и другие следы борьбы. И если всякие ссадины и синяки теоретически могли быть получены и не обязательно в минуты смерти, то вот тот удар сам себе человек не мог нанести. И свидетели не видели этого на лице Есенина в момент прихода в здание. То есть этот удар был нанесен именно там, и именно тогда. Любой имеющий глаза да увидит. А лохам можно впаривать любую удобную властям "версию". Мне не нужно никаких особых дополнительных доказательств. Никакая "официальная" бумазея выданная кем бы то ни было ничего не изменит. Факты налицо, и на лице. Людей отрицающих очевидное рассматриваю как умышленно искажающих факты, и не просто неспособных разобраться в ситуации, а специально занимающихся очернительствов русских поэтов. Если хочется поспорить - спорьте со своим благоверным... И ещё одно - нормальные люди, в отличие от демагогов,  предполагают не что угодно, а то, что близко  к истине. А бурные дисскуссии с малообразованными и, что особенно важно, недобросовестными и навязывающими другим своё мнение людьми - это пустое занятие. Ещё раз повторю - посмотрите фото. И попробуйте быть честной хотя бы сама с собой.
     18:32 02.09.2019 (2)
Видела фото - и не только. Судя по-всему, ни мою заметку
о Есенине, ни коменты вы прочитать не удосужились,
а предлагаете мне быть честной самой с собой.
Но повторю для вас: я не исключаю убийство Есенина,
в частности - на почве бытовой ссоры.
Это раз. Но не исключаю и суицида.
При всём том, что Троцкий как историческая личность
мне крайне неприятен, обвинение его в недоказанном
убийстве как раз и считаю нечестным.


     23:02 02.09.2019 (1)
1
Можете считать себе, что угодно, но троцкистам не удалось скрыть правду, как ни старались. Если не можете разобраться во всём, что доступно по этому вопросу, то можете ограничиться воспоминаниями (фактически показаниями) о том дне данными учителем Сергея Есенина - Николаем Клюевым. И о какой честности вы глаголете в отношении людей убивших не только Есенина, но и Кирова, а позже даже и самого Сталина, и Берию?.. А чего стоит развязанная ими в стране в тридцатых волна репрессий и террористических актов,  неизбежно вызвавшая ответную волну репрессий к ним и их пособникам? А отравления рабочих в столовых, а порча дорогостоящих импортных станков, и тысячи других "добрых дел"... А как они помогали фашистам в начале Великой Отечественной войны. Типичный пример: перед самой войной в Брестской крепости (по приказу вот этих самых троцкистских саботажников) сняли сразу все старые фортификационные орудия, под предлогом замены на новые. Но новые (почему-то) установить не успели, кроме всего одного. Но когда нужно было из него стрелять, то оказалось, что вместо пороха в снарядах - целлюлоза... Ясно, что это было зделано специально, поскольку орудия нужно было менять, как и положено в таких случаях, по одному, последовательно. Этот факт рассказал мне, давно ушедший в мир иной, участник войны, бывший в то время лейтенантом артиллерии.
     23:16 02.09.2019 (1)
Если не можете разобраться во всём, что доступно по этому вопросу, то можете ограничиться воспоминаниями (фактически показаниями) о том дне данными учителем Сергея Есенина - Николаем Клюевым.

- Клюев был во время суицида или убийства Есенина?
     02:01 03.09.2019 (1)
Да, Николай Клюев заходил в номер 5-ть гостиницы "Англетер" вечером 27-го декабря, и так называемые "друзья" Есенина не дали посмотреть, кто лежит укрытый с головой... На его вопрос:"Где Серёженька?" ему ответили:"Иди, старик.", и вытолкали взашей. Троцкий в своей статье от 19 января 1926 г. в газете "Правда" (некролог на смерть Есенина) указывает на дату его смерти 27 декабря, а не 28-го, которую всем навязали имитаторы самоубийства. Сохранились и воспоминания о масшабных следах борьбы, позже подчищенных - разбитой и разбросанной посуде, зброшенной на пол скатерти, опрокинутых в беспорядке вещах и предметах. Для тех, кто чего-то не понимает надо бы учесть, что в Ленинграде в то время безраздельно правила именно троцкистская террористическая группа. И всё это "именем революции". И хватит тут уже талдычить про "подрался на бытовой почве...". Вся эта деза запущена для дискредитации Сергея Есенина заказчиками его убийства. После поэмы "Страна негодяев", где персонаж Чекистов списан с Троцкого, и заявления Есенина за кордоном, мол,"Не хочу возвращаться в Россию, пока там правит Троцкий-Бронштейн. Он не должен править." судьба его была практически предрешена. Императора с семьёй расстреляли, что им стоило убрать крестьянского поэта...
     11:50 03.09.2019
И хватит тут уже талдычить про "подрался на бытовой почве..."

.
- а кто талдычит? Это одна из возможных версий, как все прочие.
Зайдите-таки на саму заметку о Есенине. Там об этом говорено-переговорено.
Уважаю ваше мнение, вот только не наезжайте на меня.
На этой страничке отвечать по "есенинской" теме больше не буду.
Уж извините.
Гость      21:22 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     21:43 02.09.2019 (1)
Значит, вы не "какой-то хохол"?
Странно, а по манере речи - вылитый он.
Бывают же такие совпадения.
Гость      21:47 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:14 02.09.2019 (1)
Хорошо-то как вам из-под маски вещать...
Гость      23:16 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:20 02.09.2019 (1)
Ага, " У попа была собака..."
Гость      23:24 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:26 02.09.2019 (1)
А рожки выглядывают-то
Гость      23:29 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:32 02.09.2019 (1)
Ну, вот... ВЦ проявился во всей красе.
Гость      23:34 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:36 02.09.2019 (1)
А то! Сам себя не похвалишь...
Гость      23:41 02.09.2019 (1)
Комментарий удален
     23:45 02.09.2019
Вас, по вашим же словам, тошнит.
Посему отдыхайте, а я удаляюсь.
     06:43 02.09.2019 (1)
Здравствуйте, Наталья. Просьба присмотреться к словам «глаголем жечь сердца людей» Я так понимаю, что это опечатка закралась ("глаголем" - глагол, а существительное - "глаголОм")
     09:14 02.09.2019
Опечатку исправила.
     07:31 17.11.2017 (1)
2
Спасибо, за Вашу работу.
     10:48 17.11.2017
Благодарю Вас на добром слове!
     10:06 26.09.2017 (1)
2
Баланс на грани темноты и света
И черный зев чужого пистолета.
К барьеру, не к лицу бояться пули...
Затихли горы, словно вдруг уснули...
За честь и гордость страшная расплата...
Смерть улыбнулась робко, виновато...
Ушел, как жил, открыто и неспешно,
А небеса рыдали безутешно...
     10:22 26.09.2017 (1)
Благодарю, Казбек, за высокую оценку моей заметке и прекрасный экспромт!
     10:59 26.09.2017 (1)
2
Вам спасибо, Наталья, за напоминание... Один из моих любимых поэтов. С детства знаю наизусть "Беглец", "Спор", "Кинжал", "Поэт", "Царица Тамара", отрывки из "Мцыри" и "Измаил-бей". Не хвастаюсь - хвастаться нечем, просто очень люблю его творчество.
Мартынова, как несчастную и невинную жертву, не воспринимаю. Циничный пижон. Разгуливал, обвешанный оружием, по курорту. Два огромных кинжала - зачем? Дешевое попугайство... "Горец с большим кинжалом" - что в этом такого? Из-за этого нужно было убивать человека... Лермонтов выстрелил в воздух, а это... И никакого раскаяния...Слякоть...
     13:24 26.09.2017 (1)
С уважением отношусь к вашей точке зрения на события. 
Но вправе ли мы высмеивать людей, да ещё и публично, только
потому, что они жалки, недалёки, одеты нелепо, что-то из себя корчат?
Лермонтов, как известно, высмеивал Мартынова при каждом удобном случае,
а последний раз - в присутствии дамы, за которой волочился.
Какому мужику (если он не тряпка) подобное понравится?
За такое и в наше время драки (а то и поножовщины) Лермонтов не избежал бы.
Тогда подобные конфликты разрешались в дуэлях.


     13:51 26.09.2017 (1)
1
Я не идеализирую Лермонтова. Но вправе ли мы убивать людей за неудачную шутку? При всей своей язвительности, Лермонтов относился к чужой жизни с достаточным уважением. В отличии от Мартынова.
Мартынов ведь тоже написал эпиграмму на Лермонтова: «Mon cher Michel». И что? И ничего. Сравнение с горцем в то время воспринимали не как оскорбление, а, скорее, как комплимент.
И на дуэли Лермонтов имел возможность убить Мартынова, стрелял он не хуже.
     14:12 26.09.2017 (1)
1
Возможно, истина где-то посередине. И нет здесь правых и виноватых.
А если есть, нам этого знать не дано. 
Но мы вольно или невольно на стороне Лермонтова, подарившего нам 
прекрасные произведения.
     14:27 26.09.2017
2
Да, все так.
Не знаю, правдивы ли слухи  о том, что Мартынова выгнали из полка за то, что он передергивал в карты, но судя по всему, передергивать он любил во всем.
А в истории остался лишь потому, что убил Лермонтова.
Знаете,  как в анекдоте:

Сидит пьяный киллер перед пустой бутылкой водки, жалуется на судьбу:
- Мартынов в 27 лет застрелил Лермонтова, Дантес в 25 - Пушкина. Мне сегодня 33, а я еще ничего не сделал в этой жизни!
Гость      04:55 20.09.2017 (1)
Комментарий удален
     10:42 20.09.2017
В памяти Лермонтова сохранилась такая "картинка": трёх лет от роду он сидит на коленях у матери,
играющей на рояле...
 Да, Юрий Лермонтов не мог дать сыну достойное образование и отдал его на воспитание
 богатой бабушке. И ладно бы. Но ведь она поставила  дикое условие: отцу не видеться  с сыном.
Напротив, нужно было свои амбиции и обиды убрать куда подальше и просить зятя почаще навещать
сына. Представляете, каким счастьем были б для ребёнка эти встречи! Ибо бабушки-дедушки,
какими бы они не были заботливыми, никогда не заменят родителей. 
Впрочем, тут и спорить не о чем. Лермонтов предельно ясно и с горечью высказался на сей
счёт в стихотворении "Ужасная судьба отца и сына..."
     09:32 20.09.2017 (1)
3
Возвращаясь к нашему разговору, Наталья.
Мне кажется, Лермонтов сознательно искал своей гибели.
Как закомплексованное куражистое дитя лезет на рожон.
Пушкин тоже не отличался ни красотой черт, и куражом его Бог не обидел.
Но у него было все как бы светло, все же в знак плюс, в свет.
"Печаль моя светла" - гениальнейшая строка у Пушкина. Гениальнейшая! 
Так же как и "Мороз и солнце". Это же не просто описание зимнего утра, это мировосприятие, жизненная философия. "Солнце, несмотря ни на что!
Верно и очень емко сказал о Пушкине Белинский: "Разум и лелеющая душу гуманность" Лелеющая душу! Нацеленная все же на добро.
У Лермонтова - муза даже не печали, а разрыва.
Порой мне думается, что, если бы он настойчиво не искал своей смерти на дуэли, задирая в общем-то ни в чем не повинного Мартынова (спрашивается - зачем? Что тебе неймется?), он бы закончил дни свои в монастыре, что в общем-то тоже своеобразная смерть, ибо отринут мир от тебя, а ты от него.
"Душой - дитя, судьбой - монах" - помните?
Это ведь завуалированное пророчество Лермонтова и о себе
А это:
Но я без страха жду довременный конец
Давно пора мне мир увидеть новый
Пускай толпа растопчет мой венец
Венец певца, венец терновый
Пускай! Я им не дорожил...

Величие гения наверно в том и заключается, что никто о них  не скажет лучше чем они сами. В стихах Лермонтова вся его жизненная программа.
Да, в школе нам его представляли как певца бури, мятежности, чуть ли не провозвестника грядущего горьковского буревестника.
Но мятежность - мятежности рознь.
Иной раз мятежность - это просто неудовлетворенная страстность, бьющаяся в рамках нравственных вериг.
Савонарола тоже был страстен и фанатически религиозен. Под влиянием его речей чуть ли не весь город стал вести пуританскую жизнь, доходящую до абсурда. Даже легкая веселая  улыбка считалась грехом.
Кому от этого стало хорошо?  Да, никому. И самого проповедника сожгли на костре. Да, его имя вошло в историю как символ пламенной страстности, ну, так и что из этого?...
Мятежность лермонтовской поэзии - как мне кажется, - львиная доля неудовлетворенного самолюбия.
Ну, и конечно, гений. Это бесспорно. Но вектор этого гения не был светел, не был направлен на добро.
Кто или что тому виной - не знаю. Чахоточная ли мать (а ТБЦ вносит свои коррективы в поведение и психику человека и отражается на здоровье плода), слишком ли властная и активная бабушка с молодых лет оставшаяся фактически одна (жизнеописание Е.Арсеньевой вы, наверно, помните), интеллигентный, но слабовольный отец, - не знаю.
Мальчика, не отличавшегося ни крепкой психикой, ни крепким здоровьем, ни особо привлекательной внешностью (а это все же важно для чувствительных натур. Некрасивая внешность - источник многочисленных комплексов) сделали разменной монетой, трофеем  в борьбе самолюбий. Да, любили, но чего больше было в этой любви - Мишеньки, или собственного самолюбия - неясно.
Получилось, что получилось. И молодой офицер ушел в вечность в 27 лет и остался в ней символом "мятежника, просящего бури".
Ну, значит, такому и быть...

Но есть несколько строк Лермонтова, читая которые, не могу сдержать слез. Это:
1. Стихотворение "Тучки"
2. "Как ночи Украйны/В мерцании звезд незакатных/Исполнены тайны/Слова ее уст ароматных (княгине М.А.Щербатовой)
3. "Выхожу один я на дорогу"
4. Отрывок из "Героя нашего времени" "Для чего я жил, для какой цели родился? А верно была она, и верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в своей душе силы необъятные..."

Всегда помню их с благодарностью и любовью.
     10:26 20.09.2017
Какой шикарный комментарий вы написали! Подписываюсь почти под каждым вашим словом.
Сиротство наносит человеку глубокую душевную травму. А в юные годы (15 лет)
Лермонтов пережил и неразделённую первую влюбленность. Не везло ему в любви и позднее.
 Комплексовал по поводу и своего маленького роста. 
Неудовлетворённое самолюбие, обездоленность, жизненные драмы - прошли лейтмотивом
через многие его произведения.
И Лермонтов, верно, "лез на рожон". 
Мартынова, убившего его на дуэли, многие пытаются представить мелким, жалким человеком.
А факты таковы, что Лермонтов  не раз его высмеивал публично,
говоря попросту, стебался. Итог - трагический - предсказуем.

     22:35 18.09.2017 (1)
3
Спасибо Вам, Наталья, за великолепную, очень трепетную, душевную статью о поэте. Спасибо от всего сердца.
Не могу назвать его своим любимым поэтом, все же мне ближе Пушкин.
Но Лермонтов, бесспорно, это целая глыба, или, я бы сказала, - одинокий утес в пучине изящной словесности. И, конечно, он заслуживает благодарного т вдумчивого внимания потомков.
Соберусь с мыслями и напишу более подробно свои размышления.
Но Вас я искренно благодарю.Как радостно читать подобные статьи, напоенные любовью, в наше неласковое время.
     23:02 18.09.2017
1
Большое спасибо, Ляман,  за добрый отзыв об этой заметке! Статьёй я её не считаю, так как в ней приведено
достаточно выдержек из трудов того же И. Андронникова наряду с моими собственными размышлениями
о жизни и творчестве Лермонтова с соответствующими отрывками из стихов.
 
Лермонтова я не сравниваю с Пушкиным. Это два разных автора с неповторимым почерком.
Правда то, что в юности Лермонтов подражал Пушкину, а ещё раньше Байрону. И герои его ранних
поэм - бунтари по духу.
Впрочем, многие начинающие поэты находятся под впечатлением творчества своих кумиров -авторов
зрелых и в той или иной мере подражают им.
Эта заметка ещё и дань благодарности всем тем, кто участвовал в проведении вечеров, посвящённых
поэту. И вечера эти, по отзывом наших гостей, были действительно праздниками.


Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама