В России, как известно, две беды. Одна из них – дураки. А выискивают их умники. И чем выше рангом умник, чем большей властью он обладает, тем больше дураков попадает в его поле зрения.
Умники из местных управлений и учреждений, ссылаясь на несуществующие правила, инструкции и прочие прибамбасы, дурачат граждан, а порой занимаются самоуправством.
Как-то прихожу на почту. Народу – три человека: две работницы, что глаз не сводят с мониторов, и старая женщина. Она их о чём-то просит. Ей в ответ:
– Завтра приходите. Сегодня не получится.
– Так это ж опять сюда идти. Может, выдадите, а? – тянет старушка.
Её теперь в упор не замечают. Вздыхая, она уходит.
– Девушки, мне бы бандероль получить, с наложенным платежом, – поздоровавшись, бодро говорю я. Просьба зависает в воздухе. Повышаю голос: – Ау, девушки! Я к вам обращаюсь.
Та, что моложе, говорит:
– Сегодня вы её не получите. Поздно.
На больших настенных часах – пять минут шестого (вечера), а почта работает до шести.
– Разве я не вовремя? – удивляюсь.
– Вовремя, – заверяет меня девица. – Но мы по компьютеру уже отчёт сделали. Невозможно вести денежные расчёты. Завтра приходите.
– Завтра? Так это вы из-за отчёта старушку отфутболили! Ну, уж нет. Я получу свою бандероль сейчас. Жду…
В ответ – молчание. Глубокое. Игнорирующее.
– Вы меня слышите? – вопрошаю я.
Вторая работница почты впервые подаёт голос:
– Вам же объяснили, что мы уже отчитались, подбили итог.
– Меня интересует бандероль, а не ваши итоги, – закипаю я. – Выдайте мне её.
Опять молчание. Глубокое. Осуждающее. Нахмурившись, обе дамы неотрывно смотрят на экраны компьютеров. Я требую позвать заведующую, принести Книгу жалоб – и бандероль мне, наконец, выдают.
Отдельные ведомства, компании стремятся обновить оборудование, приборы за счёт населения – причём немедленно, добившись узаконивания соответствующей акции.
Помнится, ковровская Горэлектросеть выдвинула населению ультиматум: или меняйте свои счётчики на новейшие и точнейшие, или платите по тарифам.
И пошли мы с соседкой в досточтимое учреждение показывать их же акты, согласно которым счётчики у нас исправные. Что замена их денежек стоит. Что уж если менять, то хотя бы в складчину с горсетью. Шустрая девица отрезала: никакой складчины, покупайте счётчики сами. Пришлось раскошелиться. Куда ж деваться, коль побор узаконен!
А вот потрясающий по масштабам пример одурачивания населения.
В июле 2004 года правительством РФ принято постановление, согласно которому все жители высотных домов обязаны оплачивать пользование лифтом, если иного местные власти не предусматривают. Всякому закону предшествует, как известно, обсуждение.
Чиновники наверняка дебатировали. Думаю, вот так…
– Это свинство, – возмущались часть депутатов, – принуждать жителей первых этажей высоток платить за лифт, который им нужен, как корове седло!
– Не горячитесь, коллеги, – осадили их коллеги-умники. – Нам доподлинно известно, что «первоэтажцы», прежде, чем пойти в магазин, на работу – вообще на улицу, любят с ветерком прокатиться на лифте. Ну, а любишь кататься, люби и саночки возить.
– Они, эти жители совсем того? – изумились оппоненты, ещё пошумели как водится, и абсурдный проект стал законом. И вот четырнадцатый год подряд сотни тысяч жителей первых этажей высотных домов отстёгивают свои кровные за фиктивную коммунальную услугу...
А, да, у нас осталось право написать в Думу письмо с целью опротестовать драконовский закон...Пытались.
Активисты (я в их числе)составили письмо, собрав подписи жителей первых этажей трёх девятиэтажек. И кстати: шли выборы мэра.Кандидаты вели приём граждан, принимали письменные просьбы и жалобы.
Приняли и от нас, передали для решения во Владимирское областное законодательное собрание: мол, оттуда с соответствующим приложением письмо отправится в Госдуму. Мы периодически звонили, интересовались, что принято по нашему вопросу. Секретари отвечали,что ещё не рассмотрен, потом сказали, что депутаты ушли на каникулы...А там уже и власть поменялась, и письмо не нашли.
Прошло лет семь. В прошлом году на встрече в нашей мэрии с кандидатом в депутаты Госдумы, я вернулась к этому вопросу. Удивительно, но помощником его (или доверенным лицом) был человек, некогда принявший от нас письмо. Я его попросила найти это письмо. "У вас должно быть оно зарегистрировано. Если вы передали его выше, копия-то должна остаться". Он покраснел, извинился: мол, нет его, где, не знаю. И мне было предложено по-новой составить письмо. Не пишу. Не верю халатным и безответственным чинушам.
Помню из прошлых лет чёткие сроки по принятию решений по жалобам граждан и ответа на них:
не более 10 дней, а если требуются дополнительные меры - не более месяца.
А тут не абы кто, а местные и областные законодатели не только все сроки безбожно просрочили, а вообще письмо потеряли, подписанное почти сотней граждан...
Дико! Или, правда, дураками простых граждан считают?
Послесловие: насколько мне известно, в Москве, Петербурге жители первых этажей лифт не оплачивают…
Лампочка была ввернута на следующий день.
А Вы говорите...
Сейчас везде так.