25января российские студенты отмечают свой праздник в соответствии с указом президента РФ от 2005 года, согласно которому этот день был объявлен как День российского студенчества.
Почему именно 25(12) января, в День поминания святой великомученицы Татианы, бывшей одной из первых истинных христианок, для которой вера была смыслом жизни и пострадавшей за неё?
Именно 25 января 1755 года покровителем русской науки и культуры камер-юнкером Иваном Шуваловым был отдан на подпись императрице Елизавете указ об основании Московского университета, проект которого он разрабатывал вместе с выдающимся русским ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Выбор даты был не случаен. Этот указ стал необычным подарком графа Шувалова его матери - Татьяне, в день именин. А в 1791 году во имя Святой мученицы Татианы был также освящен храм Московского университета. С тех пор Святая Татьяна стала считаться покровительницей студентов и педагогов. И не только Москвы.
Из Москвы праздничная традиция перекинулась сначала в столичный Санкт-Петербург, а потом и в другие университетские города и фактически превратилась в праздник всей российской интеллигенции.
Татьянин день широко отмечался в университетско-профессорско-студенческой среде вплоть до Октябрьской революции, когда он был запрещён.
Интересно было прочитать у писателя и журналиста В.А. Гиляровского, как отмечался этот праздник в далёком для нас 19 веке.
«Никогда не были так шумны московские улицы, как ежегодно в этот день. Толпы студентов до поздней ночи ходили по Москве с песнями, ездили, обнявшись, втроем и вчетвером на одном извозчике и горланили. Недаром во всех песенках рифмуется: "спьяна" и "Татьяна"!
Это был беззаботно-шумный гулящий день. И полиция, - такие она имела расчеты и указания свыше, - в этот день студентов не арестовывала. Шпикам тоже было приказано не попадаться на глаза студентам.
12 января утром - торжественный акт в университете в присутствии высших властей столицы. Три четверти зала наполняет студенческая беднота, промышляющая уроками: потертые тужурки, блины-фуражки с выцветшими добела, когда-то синими околышами... Но между ними сверкают шитые воротники роскошных мундиров дорогого сукна на белой шелковой подкладке и золочеными рукоятками шпаг по моде причесанные франтики; это дети богачей.
По окончании акта студенты вываливают на Большую Никитскую и толпами, распевая "Gaudeamus igitur", {"Итак, радуйтесь, друзья..." (название старинной студенческой песни на латинском языке).} движутся к Никитским воротам и к Тверскому бульвару, в излюбленные свои пивные… Зарядившись в пивных, студенчество толпами спускается по бульварам вниз на Трубную площадь, с песнями, но уже "Gaudeamus" заменен "Дубинушкой". К ним присоединилось уже несколько белоподкладочников, которые, не желая отставать от товарищей, сбросили свой щегольской наряд дома и в стареньких пальтишках вышагивают по бульварам.
… С песнями вкатываются толпы в роскошный вестибюль "Эрмитажа", с зеркалами и статуями, шлепая сапогами по белокаменной лестнице, с которой предупредительно сняты, ради этого дня, обычные мягкие дорогие ковры. (Еще с семидесятых годов хозяин "Эрмитажа" француз Оливье отдавал студентам на этот день свой ресторан для гулянки).
Традиционно в ночь на 12 января огромный зал "Эрмитажа" преображался. Дорогая шелковая мебель исчезала, пол густо усыпался опилками, вносились простые деревянные столы, табуретки, венские стулья ... В буфете и кухне оставлялись только холодные кушанья, водка, пиво и дешевое вино. Это был народный праздник в буржуазном дворце обжорства.
В этот день даже во времена самой злейшей реакции это был единственный зал в России, где легально произносились смелые речи.
"Эрмитаж" был во власти студентов и их гостей - любимых профессоров, писателей, земцев, адвокатов. Еще есть и теперь в живых люди, помнящие "Татьянин день" в "Эрмитаже", когда В. А. Гольцева после его речи так усиленно "качали", что сюртук его оказался разорванным пополам; когда после Гольцева так же энергично чествовали А. И. Чупрова и даже разбили ему очки, подбрасывая его к потолку...
Пели, говорили, кричали, заливали пивом и водкой пол - в зале дым коромыслом! Профессоров поднимали на столы... Ораторы сменялись один за другим».
(В. Гиляровский. "Москва и москвичи").
Не хило, не правда ли?
Вот и не ворчите на современную молодёжь: всё познаётся в сравнении.
| Помогли сайту Реклама Праздники |