Так уж повелось нынче, что всяк, желающий пощеголять своей эрудицией, говоря о литературе времён заката советской эпохи, в личной ли беседе, в периодике, по телевидению, в интернете, повторяет как попугай два-три имени. Энциклопедист этот обычно даже не подозревает, какой пласт поэзии и прозы стоит за этими именами. Причём стоит даже не «за», а «рядом», поднимаясь зачастую и «над» раскрученными модой и попугаями-эрудитами именами.
Открывает зимний номер журнала для школьников «Санкт-Петербургская Искорка» постоянная рубрика «Ленинградская классика». Ведёт её известная петербургская поэтесса Ирэна Андреевна Сергеева. На этот раз она представила стихи лауреата Государственной и Пушкинской премий известного поэта второй половины прошлого века Вадима Шефнера.
За время существования рубрики Ирэна Андреевна познакомила читателей с такими великолепными поэтами как Михаил Дудин, Сергей Орлов, Всеволод Рождественский, Александр Прокофьев, Екатерина Серова, Леонид Хаустов. К сожалению, многие из блестящих творцов совсем недавнего прошлого сейчас почти забыты, их книг нет на полках городских и районных библиотек, их произведения не включают в сборники, некому оцифровать их стихи и поместить в интернет. С этим явлением редакция вплотную столкнулась в прошлом году, когда к шестидесятилетию «Искорки» готовился материал о Вольте Николаевиче Суслове, в течение восемнадцати лет возглавлявшем журнал. Этот яркий, весёлый, талантливый автор, издавший более сорока книг для детей и юношества, книги по истории Ленинграда, в том числе знаменитую «50 рассказов о блокаде» и книгу о блокаде для детей «Красные облака», сейчас почти забыт. В районной детской библиотеке, куда мы обратились, его книг не оказалось вообще, ни одной.
Классика – и русская и советская – списывается и исчезает, освобождая библиотечные полки под современность, иногда качественную, а иногда и уровня «16 шедевров современной детской литературы, которые даже взрослым показывать страшно». О них в своём выступлении на конференции в Российской государственной детской библиотеке говорила Уполномоченная по правам ребенка при Президенте Анна Кузнецова.
Впервые в новейшей истории чиновник уровня окружения Президента заговорил о детской литературе. Неужели, наконец-то, начнётся обсуждение проблем в этой отрасли? А накопилось их «выше крыши», причём «крыши» какого-нибудь небоскрёба. Неужели, наконец, кому-то удалось достучаться до властей? Ведь ещё лет пять назад, озабоченные проблемами в детской литературе, детской периодике, руководители двух писательских союзов Петербурга Б.А. Орлов и В.Г Попов, главный редактор журнала «Вестник детской литературы» профессор Т.А. Федяева и главный редактор журнала «Искорка» обратились к губернатору Петербурга с предложением создать Совет по детской книге, чтобы пытаться решать многие и многие насущные вопросы. Из Комитета по печати был тогда получен ответ, что у них там всё хорошо, и ни в каких Советах и советах они не нуждаются.
Детская литература, детская периодика брошена государством на произвол судьбы, нищенствует, и, пытаясь выжить, зачастую вынуждена отказываться от серьёзной литературы и публиковать развлекательные произведения, книги. Власти полностью исключили детскую литературу и детскую периодику - этот мощнейший инструмент в деле формирования личности ребёнка - из процесса формирования этой личности. Неужели никто из власть предержащих не задумывается никогда над словами Высоцкого о порядочном, честном, благородном человеке – «знать хорошие книги он в детстве читал». Связь по барду прямая: читал хорошие книги – стал хорошим человеком.
В большинстве стран детская литература, детская периодика активно поддерживается государством, издаётся множество книг, журналов, возникает множество сайтов. К примеру, у наших соседей финнов более половины издающихся книг это книги для детей. Дотягивает ли то, что издаётся у нас на гранты Правительства Петербурга хотя бы до десяти процентов? Вряд ли. В обычной гимназии в небогатой Сербии мне подарили школьный журнал, изданный раз в десять богаче, ярче, чем серенький журнальчик на весь наш город – издание для школьников Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Среди взрослого населения по разным оценкам читают книги от трёх до десяти процентов, а дети читают все – либо сами, либо по заданию учителей, с бабушками, дедушками, с мамами, папами – но все без исключения, все сто процентов. Не обращать внимания на то, что они читают нельзя, разговор о проблемах литературы давно назрел. Под звонкие фанфары об «огромной проделанной работе в области книгоиздания» раздающиеся и у нас в стране, и доносящиеся с какого-нибудь книжного салона в каком-нибудь Париже от писателей небожителей и сопровождающих их, живущих в параллельном мире чиновников, под такие же звонкие фанфары ежегодно звучащие и у нас в городе по итогам Петербургских книжных салонов, страна скатилась в далеко не самую читающую в мире. Для этого, и в самом деле, надо было потрудиться.
На реплику омбудсвумен о детских книжках, отмеченных читателями в интернете, «как шедевры, которые даже взрослым показывать страшно" тут же дружно отреагировало писательское и окололитературное сообщество, сходу обозвав своих оппонентов, недовольных этими опусами, «недоучками». И сходу задав, таким образом, интеллектуально-этический уровень назревшего обсуждения.
Поучать, так поучать - сообщество предложило также проконсультировать Кузнецову и помочь ей правильно понять эти книжки. В чём, интересно, они собираются её убедить? В том, что стишок «о глазике, пропавшем в унитазике» необычайно познавателен для ребёнка? И что сказка «О бычке-дристунке» поможет развить его интеллект? Кстати, у сказки, возможно, есть продолжение, заканчивается она так: «Кабы рюмочку винца, так сказала б до конца». Так что, скорей всего, «бычок-дристунок» ещё кого-то обрызгал, и новые его похождения тоже потребуют защиты писательского и около сообществ от недовольных читателей. Можно было бы порекомендовать им ещё одну книжечку. Как-то на заседании секции документальной прозы, её руководитель В.Е. Ширский с возмущением показывал на глянце и с вырубкой изданные «Приключения какашки».
Странные метаморфозы мы наблюдаем в новаторстве. Если раньше новаторы работали с формой, раздвигая горизонты, то для «новых новаторов» форма дело десятое. Они двигают горизонт в одну сторону – в направлении эпатажа и похабщины. И эти обычные, в общем-то, похабники ещё и претендуют на то, чтобы пристроиться где-нибудь сбоку и встать в один ряд с новаторами в искусстве.
Эстетические вкусы, воззрения, предпочтения формируются в детстве. А потом проносит их человек через всю свою жизнь, как груз или крылья. И можно только посочувствовать авторам и защитникам всего этого непотребства. Непростое, судя по всему, на их долю выпало детство.
Разговор, если он, в конце концов, состоится, будет трудным. Позиции заявлены. С одной стороны, дружно выступившие за своё право (даже не писать - да пишите вы что хотите), а публиковать всё, что взбредёт им в голову, писатели. А с другой стороны читатели, тоже дружно выступившие за своё право брезговать кое-чем из того, что взбредёт в голову дружным писателям.
Кстати поэт Суслов всё-таки присутствовал в районной библиотеке. Но лишь в одном странном издательском изобретении – детской книжке, где его фамилия не была даже вынесена на обложку, а обрывки из стихов поэта использовались художником, как подписи к своим рисункам.
В рубрике «Уроки мужества» журнал начал публиковать автобиографическую повесть Виктора Николаевича Васильева «Зарубки на сердце». В ней автор рассказывает о своём военном детстве, о тяжёлых годах, проведённых в оккупации в Гатчинском районе Ленинградской области, а затем в концлагере и в рабстве, батраком у поддерживающих фашистский режим прибалтийских крестьян.
В номере продолжается публикация двух непохожих, но одинаково интересных и талантливых произведений московских авторов из «Школы авторов». Михаил Клыков представляет фантастическую повесть «Ростик – семечко со звёзд», Юлия Пучкова фантастическую сказку «Две кошки – Лида и Беж». Оба автора представители новой, постсоветской волны в детской литературе, эрудированные, прекрасно чувствующие форму, каждый со своим стилем, впитавшие в себя весь гуманизм русской и советской литературы, формировавшиеся как творцы во времена приподнятого «железного занавеса», и знакомые, поэтому, со всеми мировыми достижениями в литературе. То же самое можно сказать и о поэтах, представленных в журнале - Марии Мухи, проживающей в Англии, москвички Ирины Пантелеевой и Елены Халдиной из города Касли Челябинской области, и о многих других писателях и поэтах «Школы авторов», с которой «Искорка» продолжает плодотворное сотрудничество.
«Православные странички» её ведущий петербургский писатель Николай Коняев открывает стихотворением о Рождестве «В эту ночь Земля была в волнении…» Его автор поэт, философ-богослов 19 века, основоположник славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии наук Алексей Хомяков. В этой же рубрике продолжается публикация чрезвычайно любопытных, наполненных интересными деталями и наблюдениями о жизни России начала прошлого века, исторических заметок «Детство дворцового мальчика». Они написаны чистым, дореволюционным языком, напоминающим стиль классика русской литературы Ивана Шмелёва, сыном садовника в оранжереях Царского Села Иваном Андреевым. Здесь же читатели могут познакомиться и с мистическим эссе Николая Коняева «Святые следы» о старцах монахах из далёкого прошлого, таинственным образом и нынче охраняющих земли Приладожья.
О знаменитых людях Ленинграда и Петербурга в рубрике «Они прославили наш город» повествует детям писатель Вениамин Пастухов. В номере печатается продолжение его очерка «Кузница врачей и учёных» об известном на весь мир академике, физиологе, генерал-полковнике, начальнике Военно-медицинской академии Леоне Абгаровиче Орбели
В информации инструктора физкультуры Татьяны Павловой рассказывается о нашей современнице - двукратной чемпионке России по боевым искусствам, шестнадцатилетней петербургской школьнице Ольге Семёновой.
В номере публикуется целый ряд стихотворных подборок. Это и тонкие лирические зарисовки о городе, о природе нашей землячки поэтессы Ларисы Александровой. И подборка стихов читательницы «Искорки», шестиклассницы Ксении Самохиной.
В отделе юмора «Кактус» публикуется смешная, с неожиданной развязкой миниатюра известного петербургского юмориста Ильи Бутмана. А также мудрая, весёлая сербская народная сказка «Король при смерти», переведённая Миланом Тешичем.
Последние пятнадцать страниц журнала по традиции отведены для материалов, предоставленных пресс-службой спонсора «Искорки». В этом номере читатель с удовольствием познакомится с рассказами о давно прошедшем лете, недавно встреченном Новом годе, о путешествиях
В инете есть. В конце заметки есть сайт журнала, там можно прочесть. Много талантливых авторов появилось, жаль печататься им негде, книги не выходят.
Спасибо за рецензию. Всего Вам самого доброго!
Вступлюсь за детскую литературу. Сейчас целая плеяда новых талантливых имен, чьи книги подростки читают с удовольствием. В Москве существует клуб детских писателей "Синяя птица". Мы с ними дружим. Уже 4 года подряд проводится Всероссийский фестиваль детской и юношеской книги в РГДБ. Море народа!
Веркин, Доцук, Крюкова, Жвалевский и Пастернак, Лазарева, Шолохова, Сабитова, Абгарян, Петросян, Нечипоренко, Крапивин (все еще пишет)...
Почитайте обзоры о детской литературе Ольги Бухиной!!! Загляните на сайт РГДБ в раздел рекомендательной литературы!
Новых открытий!
Было бы желание.
ВЫ хоть одного из этих авторов читали, чтобы так хамски начинать ответ?
Их читают, вручают международные премии...
А вы с таким подходом так и будете сами себя читать.
Стыдно рассуждать о том, чего не видели, не то что в руках не держали
А еще почтенный человек.
Не покупайте хрень. Это зависит от родителей и бабушек-дедушек.
А вы не слышите меня: печатают много хорошей детской литературы. И не только русской. Есть великолепная переводная. Читали "Оскара и розовую даму" Смитта, о мальчике умирающем от рака, о его последних 10 днях? А "Чудо" Паласио? История мальчика с врожденным уродством лица, прошедшего серию операций на лице и получившем кучу шрамов на сердце? Из наших есть Мишенька Самарин "Подари мне радугу" - книга вышла, когда парню было 14 лет. Месяц жил с повязкой на глазах, чтобы написать о слепом друге, его собаке-поводыре и заработать на операцию парню... Я много могу об этом говорить. В теме. Книгу Э. Веркина "Облачный полк" должны прочитать не только дети, подростки, но и взрослые!!! Это о жизни ребят в партизанском отряде... Потрясающая вещь!
Писатели должны сами читать очень много. Только это обеспечивает развитие мысли, воображения и всего прочего)))
Нечитающий писатель - скучно. Современный автор должен идти в ногу со временем или даже чуть впереди. Вот таких дети читают. Даже если вы будете устраивать им квесты в прошлое, в параллельные миры, превращать в незвестные существа и т.д. и т.п. или просто рассказывать о современниках.
Так и я об этом пишу - есть новые талантливые авторы, яркие, своеобразные, начитанные, образованные. Но им негде печататься, даже московским, по крайней мере тем, которых я знаю по "Школе авторов". А уж о Петербурге и говорить нечего. Видите ли, многие, если не все, талантливые люди не пробивные. Да и не очень я верю в тех, кто сбивается в стайки. Творят в одиночестве и в тишине. А стайки нужны для другого.
Всего Вам самого доброго!
А знаете что, Юрий, на моих глазах раскручивали одного архитектора, написавшего свои детские воспоминания (по форме похож немного на "Денискины рассказы" Драгунского) - "Рассказы толстого мальчика" Алесанадра Блинова. А через год у него вышла уже вторая книга. И прошло с того времени всего 2 года.
На ФБ есть страничка Юрия Нечипоренко и своя у Александра Блинова. Пообщайтесь с ними. Почитайте. Юрий ведет журнал для подростков, возглавляет московский клуб и Всероссийский фестиваль детской книги. Очень отзывчивый.
Попробуйте ему показать свои произведения...
Рискните.
Будет время, загляну к Вам, почитаю. Поделюсь впечатлением.
Удачи.
Всех, кого я назвала, успешно печатаются большими тиражами в новых детских издательствах. И не один год.
Вы просто поинтересуйтесь. Двое из названных - из Белоруссии. Их раскручиват московское издательство "Время". Есть "Розовый жираф", есть "Самокат", "Аквилегия-М". Бывает так, что книги одного автора выходят в разных издательствах.
Видимо, Вы, Юрий, немного отстали от времени.
Ольга Бухина. Запомните это имя. У нее прекрасные и толковые обзоры детской литературы.
Книга Вольта Николаевича Суслова "Рассказы о Ленинграде", вышедшая в Ленинградском отделении издательства "Детская литература" в 1988 году, есть у меня.
Попала ко мне (среди других) при закрытии одной из наших библиотек лет десять назад.
Не всё так трагично.
Книги писателей и поэтов советского времени есть на полках библиотек. Но они невостребованы.
И раньше у этих авторов было не так много читателей. Известность того же Вадима Сергеевича Шефнера, мною горячо любимого, не сравнить с известностью, например, Твардовского. Да и Твардовского раньше читали кто? Школьники. Почему? По программе надо было. У писателей, не входящих в школьную программу, всегда был узкий круг читателей. Сейчас исчез из библиотек и этот круг. Читатель оттуда исчез почти.
Вот и Вы пишите, что книга Суслова попала к Вам из библиотеки, у нас в городе его книг в библиотеках нет. А поэт хороший. Круг читателей у поэтов всегда был узкий, но зачем же их книги убирать из библиотек? Говорят, и Бианки всего убрали. Но его же читали.
Всего Вам самого доброго!
Объяснения традиционные: обновление фондов, недостаточность помещений для книгохранения.
В советское время списанные книги уничтожали. Дабы не было искушения у библиотекарей нажиться на перепродаже списанных экземпляров (вдруг озолотились бы?)
В перестроечные годы, наконец, разрешили продавать списанные книги. До властей дошло, что библиотека - не то место, откуда рекой могут потечь миллиарды в карманы библиотекарей. Это разрешение действует и до сих пор. Да вот только... кому они нужны, эти списанные (многие - в отличном состоянии) книги? Чтобы списанная книга нашла того, кому она была судьбой предназначена, сколько условий места и времени должно совпасть! Да и истончается он, круг этих книгочеев. Все они, как правило, люди возрастные и большинство из них, как это ни горько, сознаёт, что библиотека, собираемая ими, потомкам их абсолютно не нужна.
Библиотеки и в доме занимают много места. У меня просто огромная, часть свожу на дачу, и там в комнатах всё не помещается, лежит в коробках, на чердаке, на чердаке гаража. Что делать с книгами, даже не знаю, но выбросить или продать рука не поднимается.
Всего Вам самого доброго!
А кто ж мешает хорошо писать?
И душу в одиночестве спасать
Какие ну их в .... графоманы
Вам могут воспрепятствовать вполне
Стихи писать и прозу, и романы
Читать друзьям соседям и жене?
Были частые исключения, и мы интуитивно их чувствовали.
Спасибо, Юра! Если это всё есть в инете, обязательно отыщу и прочитаю.
Ещё раз спасибо!