Заметка «Фаллические идолы или психическая патология "антиязычников".» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 912 +1
Дата:
Предисловие:
Автор имеет свое мнение обо всем, в том числе о ваших увлечениях, религиозных и политических взглядах, ваших друзьях и, возможно, вас лично. Потому прочтение данного творчества может оскорбить ваши чувства. Если вы предполагаете, что произведение может что-то оскорбить или разжечь - лучше не читайте.

Фаллические идолы или психическая патология "антиязычников".

Одним из показателей низкой осведомленности «антиязычников» является их претензия о якобы примитивности идолов, принадлежащих язычникам. Недовольство этой группы вызывают как материал («дерево! Толи дело античные мраморные статуи!») так и форма («фаллос изобразили!»).

Ну, начнем с того, что навязчивое стремление увидеть во всем фаллос является скорее медицинской психиатрической патологией (парафильное расстройство), нежели признаком объективного анализа. Фаллосом может померещиться стоящий прямо человек, фаллическую форму можно увидеть в фонаре… Да чего греха таить? Церковные купола христианских церквей при сравнении с языческими идолами, зачастую могут показаться куда более фаллическими. [Уж простите за такое скудное количество примеров: беден в фантазиях, коими богаты люди с отклонениями.]

Далее хотелось бы отметить, что из древних идолов (стараниями христиан) мало что сохранилось. В основном это капи для домашних божниц, создававшихся методом кустарного производства, а соответственно, качество и красота таких творений варьируются в зависимости от таланта творца. И выставлять их, как пример храмовых идолов, все равно, что судить ОБО ВСЕХ культовых изображениях христианства по московскому («Селище Мякино 1») змеевику со сценой крещения Иисуса (на нем три рахитичных пучеглазых карлика с огромными треугольными головами и короткими ножками) или по мощевику викингов из музея г. Лунд (где изображен Христос с неимоверно узким телом и огромными руками).
http://ec-dejavu.ru/z/zmeevik_1.html
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Viking_age_christian_cross_found_in_Lund_sweden.jpg



И даже эти простые «домашние» статуэтки не были стабильно «фаллической формы», как ошибочно думают антиязыческие пропагандисты или же люди, поверившие их лжи. До нашего времени сохранилась традиция ставить в «красный угол» так называемые «панки» - т.е. объемные изображения, вырезанные из половины поленца. [Кстати, отмечу любопытный факт:как правило, их устанавливали НАД иконами, что можно увидеть и сейчас в этнографическом музее Санкт-Петербурга].
http://vk.com/photo54553872_325149802

Так вот, о том чтобы увидеть в полукруглой панке нечто пошлое психически здоровый человек даже не подумает.

Возможно, к поллюционным фантазиям «критиков язычества» были бы ближе идольцы, резанные из цельной болванки или иного цилиндрического предмета. Но, во-первых, как видно из вышесказанного, это была не единственная возможная форма, а во-вторых, даже цилиндрической заготовке не всегда придавалась желаемая «господами гусарами» форма. Например, идол из Старой Ладоги имеет голову на крюкообразной шее, и если он похож на первичные половые признаки, которые чаще всего видели «антиязычники», то мне жаль этих людей…

[Маленькое отступление: кстати, полноценными исследователями (коих среди «антиязычников» обычно не наблюдается) редко используется по отношению к идолам определение «фаллическая форма», куда чаще применяется термин «столбовая». И это, между прочим, отсылает нас к теории, согласно которой наиболее грубые идолы (вроде збручского) на самом деле являлись не культовыми предметами, а могли быть всего лишь элементами конструкции храма (столбы ворот, несущие опоры и т.п.) украшенными более простой резьбой, а настоящие культовые изображения располагались за ними. Отчасти, эта теория подтверждается моим наблюдением о схожести «ярусного» устройства Збручского идола и элементов христианских храмов (например, лопатки жертвенника и грани межапсидного прохода, которые можно было увидеть в Успенском соборе 12 века (Старая Ладога), которые во многом унаследовали традиции языческого устройства культовых мест (об этом наследовании можно узнать в книге Красноречьева Л.Е и Тынтаревой Л. Я. «Как мера и красота скажут»)
http://vk.com/wall54553872_3535
http://vk.com/wall54553872_9033]

Да, я не спорю, что столбу проще оставить его естественную форму, слегка украсив резьбой или лепниной, чем превратить его в антропоморфное изображение. Но, как показывает пример неоязычников из Тольятти, многим людям это вполне по силам.

http://clubs.ya.ru/4611686018427396206/replies.xml?item_no=4717


Остается задаться вопросом: ужели наши предки были не способны создать то, что создали потомки с помощью аналогичных инструментов из аналогичного же материала?

Ну, а раз мы коснулись вопроса о предках, то обратимся же и к первоисточникам:

1) «И есть у них дом, который создал один из их царей на Черной горе, которую окружают удивительные воды, отличающиеся разными цветами и вкусами, все очень полезные. И у них в нем есть огромный идол в образе Сатурна, сделанный в виде старца с посохом в руке, которым он шевелит кости мертвых в могилах. Под правой его ногой есть изображения чего-то наподобие насекомых, а под другой (его ногой) — вороно-черные изображения грачей и других (птиц) и удивительные изображения чего-то по¬добного абиссинцам и неграм.
У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мрамора и камней зеленого изумруда. В середине его огромный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Против него — другой идол в виде девушки. Ему обычно приносят жертвы и воскурения (ладана)».

Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (X в.). Промывальни золота и копи драгоценных камней.

2) «В том владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мраморный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей <…>»

Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского

3) «Владимир <...> в Киеве очень много храмов построил и идолов по горам окрестным поставил, в частности идол Перуна, бога грома, туч и молний (которого больше всех чтил), роскошнее всего сделал: само тело было из дерева искусно вырезано, голова его из серебра, уши из золота, в руке же держал камень наподобие пылающей молнии, в честь и славу которому огонь из дубовых дров, названный вечным, жрецы, для того приставленные, жгли.»

Мацей Стрыйковский. Хроника Польская, Литовская и всей Руси

4) «{О Перуне:] ноги железные. В руках же держал камень наподобие молнии пылающей, рубинами и карбункулами украшенный»/

И. Гизель. Синопсис

5) «Имел он, Живе, возле Кракова святилище и изваяние, из золотистой бронзы отлитое, изображавшее мужа, одетого львиной шкурой, держащего перед ногами рукой узловатую дубину, с поросенком и быком у ног;»

Прокош (Пшибыслав Диаментовский). Славяно-сарматская хроника

6) «статуя из золота в виде человека, сидящего на троне, была вылита, что несла образ и имя бога Зелу»

«Золото отдал [князь Незамысл] мастеру, чтобы отлить изображение Красатины, которое было помещено в дворцовом святилище.»

«Людмила, поистине Кросину больше всего остального сонма богов и богинь украшать и почитать с малых лет приученная, <... > мужа своего Борживоя особо подвигла, чтобы он <...> приказал отлить изображение в человеческом облике из золота.»

Вацлав Гаек из Либочан. Чешская хроника

7) «Среди Мораван Венера, или Красопани, называемая также Дзидзилеля, почиталась с большим великолепием. <... > Ее нагое изваяние изумительной работы имело вид прекраснейшей женщины или девушки; глаза были игривы, сладостны и полны соблазна, тело белоснежно, волосы ниспадали до колен; миртовый венок, переплетенный красными розами, украшал голову; уста, скромно усмхавшиеся, держали срезанную розу; на месте сердца был виден луч или пылающий факел; сзади тело было раскрыто, так что можно было увидеть сердце. Богиня ехала на золотой колеснице, которую везли два белых голубя и два лебедя. Рядом стояли три нагие девы, или Грации, взявшись за руки, спинами друг к другу»

Иржи Стржедовский. Церковная история Моравии

8) «В нем [городе] нет ничего, кроме храма из дерева, искусно сооруженного, который, как основы, поддерживают рога разных зверей. Его стены снаружи украшают изображения богов и богинь, удивительно вырезанные, как видно рассматривающим; внутри же стоят боги рукотворные, с вырезанными на каждом именами, грозно облаченные в шлемы и кольчуги, из которых первый зовется Сварожич и больше остальных всеми язычниками почитается и чествуется»

Титмар Мерзебургский. Хроника

9) «Главный из них — Радигост. Идол его сделан из золота, ложе — из пурпура.»

Адам Бременский. Деяния гамбургских епископов

10) «Когда же капища и изображения идолов были уничтожены благочестивым Оттоном, нечестивые жрецы золотое изваяние Триглава, которое больше всего ими почиталось, унесли в глушь и отдали на сохранение некоей вдове, жившей в скромной деревне, где не было опасности, что статую найдут»

Эббон. Житие Отгона, епископа Бамбергского

11) «Были в городе Щецине четыре контины, но одна из них, главная, была сооружена с удивительным старанием и мастерством. Внутри и снаружи она имела скульптуры, выступавшие из стен изображения людей, птиц и зверей, столь соответственно своему виду переданные, что казались дышащими и живущими; <...> краски внешних изображений никакая непогода, снег или дождь не могли затемнить или смыть, таково было мастерство художников.»

Герборд. Житие епископа Оттона

12) В этом городе два дома, которые, словно от того, что содержали (continerent) заключенные в них изображения богов, издавна назывались континами. С большим старанием и искусством сооруженные, они, однако, далеко отстояли друг от друга»

Монах Прифлингенский. Житие Оттона

13) «Отличием этого города [Кореницы] были три здания выдающихся храмов, заметные блеском превосходного мастерства»

Саксон Грамматик. История Дании

14) «есть в окрестностях Гадебуша, который обтекает река Радагас, носящая имя божества, корона которого (из меди, от расплавленного его идола), поныне видна в окне храма»

Николай Марешалк Турий. "Анналы герулов и вандалов»

15) «Славяне поистине отступили от клятвы и восстановили старого бога, звавшегося Флинц, который стоял на кремне, был изображен в виде мертвеца в длинном плаще и имел в руке палку с горящим факелом, и на левом плече — вздыбившегося льва, который будет воскрешать мертвы»

Конрад Бото. Саксонская хроника

16) «Идол, подобный Венере, стоящей на колеснице с тремя Грациями, был в Магдебурге, городе, который от этой богини славяне также называли Девин»

Адальберт Кранц. Вандалия

17) «Был же он [Флинц] подобен мертвецу, бледный, с черными кудрями, одетый в длинный плащ красного цвета; в правой руке держал шест, на верху которого был прикреплен то ли рыжий сноп, то ли горящий пучок колосьев»

Христофор Манлий. Записки о делах Лужиц

18) «Держали перед собой идола, означающего солнце, испускающего лу¬чи от лица, с огненным кругом на груди»

Экхардт. Памятники Ютербога


Так о чем нам сообщают хронисты?

1) В качестве материала для изготовления служили мрамор, драгоценные камни, золото, серебро, железо, дерево, бронза и медь. Причем металлами идолы не только украшались, но и отливались из них.

[u]2)

Реклама
Обсуждение
     00:26 21.02.2018
1
Реклама