Заметка ««Формула обиды». «Обида» и «досада».»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 38
Читатели: 1757 +2
Дата:

«Формула обиды». «Обида» и «досада».

Почему люди часто обижаются на самых близких им людей. Простая формула расчёта обиды (есть и такая). Источники обиды. Как отличать обиду от досады. И почему всё это следует понимать.
____________________________
Предлагаю вашему вниманию "формулу обиды". Итак:
Условная величина обиды соответствует условно математической разнице между "ожидаемым" и "получаемым":

Обида = Ожидаемое – Получаемое

Причем, величины здесь не абсолютные, а берутся из системы понятий обижающегося субъекта.
К примеру, некому среднестатистическому субъекту очень нужны деньги... на покупку автомобиля.
1. Применим формулу в отношении, скажем, случайного прохожего. От него, естественно, субъект денег не ждет. С чего вдруг прохожему отдавать ему свои деньги? Он и не дает. "Ожидаемое" равно 0 и "получаемое" равно 0.
В итоге обида: 0 - 0 = 0
То есть, обиды в отношении прохожего - нет никакой.
2. Теперь, допустим, субъект обращается к родителям-пенсионерам с просьбой дать денег на покупку автомобиля . Он знает, что у них в банке есть некая кругленькая сумма. Но родители эту сумму скопили и отложили на черный день, и они эти деньги не дают. Ну, или согласны дать, но лишь процентов 10 от вожделенной суммы.
Скажем, наш субъект за долгую жизнь привык всегда получать от родителей всё, что ни попросит. А тут, понимаешь, не дали. Считаем: степень "ожидаемости" равна, допустим, 99%. А "получаемое" равно 10%.
Обида равна: 99 - 10 = 89
То есть, наш субъект, от роду иждивенец, не знающий отказов от предков, будет на них очень обижен. Запишет чуть ли не во враги, которые могли бы его легко осчастливить, но по старческой жадности не сделали этого. Вот такая обида на тех, кто свою жизнь положил на свое великовозрастное чадо, хотя и не был обязан.
________
Странно жизнь устроена. Мы обижаемся чаще на того, кто нас любит... или кого любим мы. :(
Абсолютная величина сделанного добра - не в счет. Когда мы привыкаем к постоянному, регулярному добру в наш адрес, то психологически принимаем его за должное. Малейшее занижение по шкале привычно потребляемого добра порождает чувство протеста, обиду. Причем, ощущение занижения может быть очень субъективным, а то и ошибочным.
Я, понимаю, что привел крайние примеры, но главное - донести саму идею. Таким образом, излишне обидчивым людям, дабы избавиться от крайностей и ошибок, следует правильно отрегулировать внутренний механизм, отвечающий за распознавание аспектов обиды, и синхронизировать его с чувством справедливости. Необходимо четко осознавать что и от кого вправе ожидать и обязательно отрегулировать морально-этический аспект.
_________
Перейдем к следующему вопросу:
Как следует трактовать тот душевный негатив, о котором мы любим говорить "МНЕ ОБИДНО", когда формула выше указывает на отсутствие причин на кого-либо обижаться. Как определить это чувство?
Определим его как "досада".
Теперь выявим ключевой момент отличия чувства "обиды" от чувства "досады".
Когда речь идет об "обиде", возникают понятия "вины" и "виновника". Потому что "обижаются" не просто так, а "обижаются" на кого-то. Когда же имеет место "досада", в душе возникает чувство по характеру родственное обиде. Оттого люди часто их путают. Но "виновника" нет. И если субъект не отличает одно явление от другого, то появляется желание найти виноватого или назначить кого-либо "виновником".
Проиграл в хоккей - виноват судья, противник, тренер, насморк, перелет в другой часовой пояс, рыхлый лед, кривая клюшка, тесные трусы. В общем, кто угодно и что угодно, но не сам. Кстати, обижаться на лёд, клюшку и т.п. нет смысла, им, скажем, не дашь по морде. А вот тренера можно уволить, понизить ему зарплату. Поэтому при неудачах очень часто ищут именно стрелочника.
Когда возникает желание обидеться, у человека должен срабатывать внутренний сторож - оценочный механизм. Необходимо успокоиться, подумать, исследовать причинно-следственные связи, используя формулу выше и понимание разницы между обидой и досадой. В итоге, можно совершенно неожиданно для себя прийти к мысли, что в возникшем негативном чувстве никто из людей, по сути, не виноват. Возможно сыграли роль обстоятельства.

В нашем примере причиной поражения вполне может быть усталость вследствие перелёта в иной часовой пояс, например в Канаду (разница между Москвой и Монреалем 7 часов). А вот рыхлый лед не обвинить, ведь другая команда тоже играла на этом льду.

И, наконец, немногие могут прийти и к выводу, что виноваты сами. ;) Самокритика - нечасто встречающееся качество. ;)
Предлагаю тем, для кого подобный взгляд на проблему нов, не отвергать сразу. Иногда жить становится легче от осознания новых истин.
__________
В моей жизни был случай:
Автомобиль был в ремонте, а мне необходимо было съездить по своим делам... довольно далеко, с ночевкой. Я занимался мелким бизнесом, водились деньги, и пешком перемещаться или общественным транспортом было "влом". И был у меня друг детства, жил недалеко от меня. В общем, я у него одолжил машину, Ауди 100. Неплохая по тем временам модель... Ночью машину раздели... Сняли зеркала (одно было изначально треснуто и крепилось на скотче), так же сняли пластмассовые накладки с бампера, и специальные колпачки с колес. Увидев такое разорение я рванул на авторынок.
В дороге позвонил друг. Я ему объяснил ситуацию и куда еду... Друг на меня жутко обиделся, как будто я лично раздел его машину. Нахамил мне, бросил трубку... На рынке я купил ему элитные зеркала с дополнительными секциями, накладки, ... все как полагается. Здесь следует вспомнить, что левое зеркало ранее было разбито. А, значит, я вернул другу машину куда лучше, чем была.
Но хоть "ложки нашлись, а осадочек остался". Моему другу сходу не хватало мудрости разобраться в ситуации и понять чья вина. Досаду от случившегося он трактовал как обиду, а я был назначен виновником. На следующий день он попросил прощения за грубость. Не исключаю, что до него, наконец, дошло соображение полученной в итоге выгоды. Теперь уже у меня был повод обижаться. Поскольку я от него "ожидал" большего (понимания), а "получил" реакцию гораздо хуже. И думаю, я от друга смел ожидать большего. Поэтому и обижаться были справедливые основания.
Но, если копнуть глубже, можно постичь "гармоники истины" второго порядка. Так, например, нынче думаю, что не стоило брать у друга машинку... Дрель, отвертку одолжить - куда ни шло. А автомобиль некоторым - почти вторая жена. Возможно, зная свой характер, и другу бы стоило изначально со мной перетереть вопрос и не одалживать. Я бы понял.

Всем всего самого доброго!
Любите друзей, близких. Семь раз подумайте, прежде, чем ссориться. Тем более из-за ерунды.
Обсуждение
20:25 10.06.2025
Irina Krupenina
Очень понравилась статья, Александр. Интересно написано, особенно примеры. 
18:31 05.03.2018(1)
Вячеслав Киричок
Автор - психолог, аналитик. 
Многие боятся узнать истинную или мнимую цену себе.
Далеко ходить не надо. Сайт "Фабула". 
Посмотрите, кто яростно выступает против "плюсиков" и "минусов".
 У них большая обида на тех, кто ставит им минусы или дает критические комментарии. 
Яркий пример - Алексей Буряк. Ему так страшны минусы и низкие оценки его произведений членами редколлегии, что он дошел даже до такой низости, что стал задавать членам редколлегии вопросы, кто какую оценку ему поставил. В его понимании те, кто ставит ему низкие оценки, графоманы и изверги.
Алексей не может понять, что есть авторы, для которых пресловутые "минусы" абсолютно ничего не значат.
Он постоянно донимает меня сообщениями типа: у тебя рейтинг - 1490!
Сегодня, прочитав два таких сообщения Алексея под моими комментариями, занес его в ЧС. Надоел.)

18:39 05.03.2018(1)
1
Таня Майх
Комментарии из ЛГ:

Феликс Бейнер29.01.2018

Страдал я запором - судьба нелегка,
Похуже, чем в попе заноза,
Но вот прочитал я стихи Буряка-
Теперь не спастись от поноса.

---------------------------------------
Феликс Бейнер28.01.2018

Легка рука у Буряка,
Не устаёт писать она
Не для меня, для дурака,
А для Сергея Сатина.
От смеха взявшись за бока,
Читает он ПИСЯТИНУ...
Мне грустно: юмор Буряка
Понятен только Сатину.
P.S. Писятели - сочинители Буряковского толка, писятина - их сочинения.
-----------------------------------------

Александр Яковлевич28.01.2018

— Куда же Горького девать? —
Коллег вдруг спросит Поляков.—
Ужель его с ЛГ убрать,
И поместить сто Буряков.
18:54 05.03.2018(1)
Вячеслав Киричок
Таня, это комментарии из "Литературной газеты"?
Замечательно!
18:56 05.03.2018(2)
Таня Майх
Да, из ЛГ. Комменты под последним его "шыдэвром".
http://lgz.ru/article/-3-4-6628-24-01-2018/lyubimchiki-kluba-ds-3-2018/
19:47 05.03.2018(2)
Пётр Иванов( Дядя  Петя)
Травите , с этим  , киричОком больного чела и радуетесь... Грех на вас великий повиснет... Хотя , этот Вячик , чуток интеллигентнее пономаря, но гнуснее даже изгнанного с  Фабулы прохфэссора... Почитайте  пещерный негатив В. Киричока в адрес России и народа страны... Его давно надо поганой метлой вымести...
21:31 05.03.2018(1)
-1
Вячеслав Киричок
Дядя Петя, вот и не назначает вас админ модератором Фабулы, на который вы напросились и который был вроде обещан вам. Вы сразу же заявили, кого будете удалять из "Фабулы". У вас пещерная юдофобия и украинофобия.

Именно благодаря таким дремучим российским ура-патриотам, как вы, из Фабулы был изгнан профессор Игорь Денисюк, который работал в оборонной сфере и в своих статьях сравнивал оружие России и США. Была изгнана или сама ушла из-за травли кандидат философских наук Любовь Шифнер (Бурова).
 
Много ли осталось на "Фабуле" авторов, имеющих ученые звания? Ну, разве что кандидат на Нобелевскую премию Абсолют Мысли.)
21:35 05.03.2018(1)
Александр Красилов
Кандидаты (и даже доктора) сейчас, Вячеслав, пошли очень... ненадёжные.
20:08 06.03.2018
Вячеслав Киричок
Да, это так.
Например, считается, что депутат законодательного органа должен иметь иметь ученую степе в области права или экономики. Берут пример с парламентариев европейских стран!

Привожу сведения о российских депутатах, но украинские в этом отношении не отстают.

51 депутат Госдумы РФ с ученой степенью - плагиатор.
Почти у половины депутатов Госдумы России, у которых есть ученая степень, обнаружен плагиат в диссертациях.
Как сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на Радио Свобода, об этом свидетельствуют результаты исследования сообщества экспертов "Диссернет".

Плагиат был обнаружен в работах 51 депутата. Еще 24 диссертации эксперты не смогли проверить из-за того, что их "не существует в природе". При этом в трех случаях работы были засекречены, а еще в двух члены Госдумы защитили диссертации в учреждениях, не признанных Высшей аттестационной комиссией. В диссертациях 43 депутатов заимствований не найдено.

Ранее "Диссернет" публиковал результаты экспертизы по диссертационной работе спикера Госдумы Сергея Нарышкина, согласно которым около 40% в ней - заимствования.

В целом в Госдуме ученую степень имеют 133 депутата.
19:58 05.03.2018(3)
1
Таня Майх
В вопросах политики я с Киричком крайне несогласна... а вот в том. что Буряк достаёт всех - поддерживаю..
Одно другому не мешает.
Я Буряка не травлю.  Уж насколько я лояльна бываю!!!Я с ним и так и сяк пробовала, но лишь один мой какой-то коммент вызвал в нем негатив ко мне, и он уже второй год не отстаёт от меня. а я всего-то хотела ему помочь. Вы же знаете- советов по поэтической грамоте он не принимает.
Но разница в чём- я с ним разговариваю вежливо, а он и в личку и в комментах оскорбляет меня.
Ну, и я стала по-другому с ним разговаривать, раз по-хорошему не понимает.
Чего его травить-то? Его травить- себя не уважать. Да... и жалко больного человека.
А пишу про него потому что не все знают, почему Буряк называет себя ГЕНИЕМ.
Вот и Вячеслав, видимо, не знал... 
 А слова Буряка, хоть и больного - очень обидны. И ему ничего не докажешь. К тому же он напишет коммент или письмо в личку, а отвечать не даёт.
21:41 05.03.2018
Вячеслав Киричок

 А слова Буряка, хоть и больного - очень обидны.

Я, Таня, на больных не обижаюсь.

Просто надоедает он как назойливая муха. 
21:40 05.03.2018
Пётр Иванов( Дядя  Петя)
Киричок, не пускайте шепоток из -под ЧС...Цена твоя определена... 30 центов и не более от щедрот Трампа и Порошенко... И не обращайся более к Дяде ибо недостоин, тренируйся на баобабах, будущая шишка  на осине...
20:10 05.03.2018
1
Пётр Иванов( Дядя  Петя)
Пришла весна...Прилетели Обострения! И с этим ничего не поделаешь...И ещё на Фабулу прилетела всякая чёрная нечисть, выкинутая за неадекватство  с других сайтов...Вот кого канать надо, а не юродивого нашего  ... А насчёт Кирочока и Буряка- они в ЧС у Дяди ...И хрен с ними! и вам советую от этих...подальше...
19:37 05.03.2018(1)
Вячеслав Киричок
Спасибо, Таня, за очень интересную информацию.
Я думаю, после этой страницы "ЛГ" поставит на Алексее Буряке точку.
Да и он вряд ли наберется смелости что-либо туда направлять.
Хотя, кто его знает...
Наглость некоторых людей неисповедима.
19:39 05.03.2018
Таня Майх
в личку
06:59 05.03.2018(1)
Tatyana Vi
Вот ведь... словно у психотерапевта на приёме побывала.
Непростое это дело не обижаться и не обижать, когда эмоции зашкаливают.
Выдержке надо учиться. Да.
12:44 05.03.2018(1)
Александр Окро
Привет, Татьяна.
Выдержке всегда надо учиться. :)

Но заметка была больше о другом. О том, что обида возникает не от недополученного количества добра, а от несбывшихся ожиданий. И о том, что порой мы ждем от людей большего, чем имеем право получить.

06:32 06.03.2018(1)
Tatyana Vi
Для кого-то добро может оказаться и не добром вовсе.
А ожидания обладают таким свойством - не сбываться.
Стало быть, обида - крест.
И соскочить с него нет никакой возможности.
Важно - не позволять на себе, как на обиженном, "воду возить".
)
12:51 06.03.2018(1)
Александр Окро

А ожидания обладают таким свойством - не сбываться.
Стало быть, обида - крест.

А например?
17:07 06.03.2018
Tatyana Vi
Пример из жизни. 
Время меняет всё и всех, и беззаботная хохотушка может превратиться в сварливую завистливую особу, 
а умняга и острослов в просто бабника. 
Единожды побывала на вечере встречи выпускников спустя лет 10 после окончания школы. 
Так сложилась жизнь, что, выйдя замуж, уехала далеко из города детства, и побывать на подобных встречах не было возможности. 
А в тот год звёзды сошлись, и мне «повезло». 
Надеялась повеселиться в компании друзей, вспомнить, пошутить… 
На деле оказалась в немногочисленном обществе людей, с которыми мне было не интересно. 
Больше подобные мероприятия не посещаю, даже если есть на то возможность.
А сколько разочарований в жизни семейной! 
Ожидаемый принц на белом коне оказывается вовсе и не принцем.) 
Конечно, все эти копания и претензии возникают первые годы совместной жизни.
В ступор впадаешь от всего: от скрученного восьмёркой тюбика зубной пасты, 
не опущенной крышки унитаза, носков, стоящих в уголке, плохо вымытой чашки, 
и прочие, как тогда казалось, не мелкие мелочи.
Ожидаемая круглая дата совместной жизни превратилась в одиночное плавание из-за работы. 
Обижаешься порой, сама того не желая, и понимая, что вины «обидчика» вовсе нет, так складываются обстоятельства. 
Значит, обижаешься на обстоятельства.)
Если ничего от жизни не ждать, то и разочарований не будет. 

Но этого быть не может.
)
21:23 05.03.2018

 
Обида - это детская болезнь
 взрослый человек никогда не обижается
Гость14:29 05.03.2018(1)
Комментарий удален
15:31 05.03.2018(1)
1
Александр Окро
Способ простой, согласен. 
Но это тропа одиночества...
А порой таит в корне обиду на всё человечество.
Гость18:24 05.03.2018(2)
Комментарий удален
19:24 05.03.2018
Вячеслав Киричок
Замечательно, Алиса!
Я бы еще добавил:
... и ты никому ничего не должен.
19:03 05.03.2018(1)
1
Александр Окро
Когда у человека есть настоящие друзья, он всегда им за что-то обязан/должен. Собственно, как и они ему. 
Когда человек никогда не полагается на друзей и ничего от них не ждет, это говорит о том, что что-то не то с этой дружбой.
А без полноценной дружбы путь человека одинокий... Согласно моему пониманию вопроса.
19:26 05.03.2018
Вячеслав Киричок
Понятно, Александр.
Вы боитесь одиночества.
22:59 04.03.2018(1)
Александр Кинунен
Умно и наблюдательно! Запомню себе.
Одно замечание: у Вас не теорема (теорему Вы должны доказать), а, скажем так, опытный факт, гипотеза.
Удачи Вам!
01:07 05.03.2018
1
Александр Окро
Спасибо.
__
Теорема в математике доказывается четкими формулами и однозначной логикой.

Жизненные понятия, социальные явления, как правило, сложны. Однозначно, бывает, не доказать. Доказывается практикой, статистикой и логикой "из общих соображений". После того, как я назвал свою формулировку "теоремкой", я постарался не быть излишне занудливым и привел пару примеров. Это и есть мое доказательство. Увы, не столь строгое, как в математике. Но по сути "теоремка" - шуточное название, да и не принципиальное.
Короче говоря, я переименовал, чтобы лишний раз не разбирать малосущественное :) 

Удачи!
23:04 04.03.2018(1)
Наталья Семёнова
О грустном с юомром)))
01:08 05.03.2018
Александр Окро
В общем, юмора здесь немного... Больше действительно грустного.
11:10 05.03.2018(1)
Валентин Филиппов
Вспомнишь прошлые  обиды и  грусть заполняет  сердце. Ничто  не проходит бесследно.
12:44 05.03.2018(1)
1
Александр Окро
Есть такое дело
14:33 05.03.2018
Сергей Медведев (Таксист)
Хто старое помянет,- тому глаз вон! И поделом!
01:54 05.03.2018(1)
Сергей Медведев (Таксист)
Обида, досада... Я бы всё это упростил до "переменчивости настроения". Стоит ли писать о том, что было некоторое время и бесследно исчезло, сменившись на хороше настроение посредством, скажем, смешного анекдота?
Без привязки скверного характера к этому "дуэту", а Вы о нём не упомянули, выше изложенное теряет актуальность
12:47 05.03.2018(1)
Александр Окро
Я написал о механизме возникновения обиды. А не о времени, в течение которого обида забывается.
Можешь развить тему... :)
14:28 05.03.2018
Сергей Медведев (Таксист)
Не, я не считаю жизнь точной наукой, в ней при абсолютно одинаковых данных, результаты могут быть взаимнопротивоположны.
Гость04:30 05.03.2018(1)
Комментарий удален
12:35 05.03.2018
Александр Окро
Побудительные причины я как раз рассмотрел в заметке. Это досада от того, что пострадал его автомобиль, возможно ещё обида на меня за то, что я его одолжил, плюс досада на себя, что мне его дал. И ещё момент... В тот день я должен был успеть вернуть машину до определенного часа, чтобы друг поехал на работу, а поскольку я срочно рванул на авторынок, ему пришлось поехать общественным транспортом.

Вообще, по всему выходит, что друг у меня был "тормоз". Не сразу до него дошла выгода сей ситуации.