БЕСТАЛАННАЯ?
Я стою, держа в руках записку от учительницы рисования, и на глаза навертываются слезы: «У вашей дочери нет никаких способностей к рисованию. Считаю, что ей продолжать ходить на кружок нет смысла».
Нет, вы только не подумайте, что, вот, слепая материнская любовь, свое чадо просто обязано быть гением в искусстве, если уж не Рафаэлем, то кем-то не намного ниже. Нет-нет, дело не в этом. Просто ребенок ходит на кружок с таким энтузиазмом, приносит рисунки, всем показывает, ждет если не всемирного или всенародного, то семейного признания наверняка. А тут, «нет никаких способностей». А если девочка так хочет рисовать, неужели нельзя ее научить? Ведь есть столько талантливых людей, которых с детства насильно водили в разные кружки, в музыкальные школы и т.д. Я знала много таких детей, ставши взрослыми, они демонстративно на пушечный выстрел не подходили к музыкальным инструментам.
Когда я рассказала об этой записке моей подруге, тоже учительнице, она возмутилась, резонно заявив, что настоящий учитель никогда так не скажет об ученике. Тем более, всего после трех (!) занятий с ним. Настоящий учитель постарается подбодрить ученика, помочь ему раскрыться, научить, если не создавать талантливо, то обязательно талантливо видеть прекрасное.
Что же получается, после Льва Толстого должно быть стыдно любому, кто даже искоса посмотрит на чистый лист бумаги с острым желанием написать что-то свое, сокровенное!?
Мне кажется, что и до Толстого были, и после него были и будут великие творцы. Каждый человек имеет право попробовать себя на любом созидательном поприще. Именно творчество отличает человека от зверя. Было бы глупейшей ошибкой не дать желающему творить испытать себя. Но, для этого нужен опытный наставник.
НАСТАВНИК
«Учитель это общественная плевательница», любила повторять эту многозначительную фразу моя школьная учительница химии. И она была права на все сто процентов. Т.к. через школу проходили все без исключения слои населения, то каждый, кому не лень, считал своим правом, долгом, называйте это как хотите, высказаться по поводу народного просвещения. Хорошо, если высказаться. Обычно такого рода откровения точнее, чем плевком и назвать нельзя было. Но, почему-то теперь все признают, что в советские времена в бывшем Союзе народ был самым читающим в мире. Да и сейчас, репатриировавшись в Израиль, приятно удивляешься такой разношерстной, но все еще читающей русскоязычной публике. А сколько приехало кандидатов и докторов наук? Сомневаюсь, что они получали научные титулы с пеленок. Их тоже кто-то учил. Они тоже не умели читать и писать задолго до того как начали делать важные научные открытия. Несомненно, кто-то из них тоже может припомнить слова недалекого и недальновидного человека (не хочу даже рядом писать слово «учителя») о том, что у него нет к чему-либо способностей.
Истинного педагога, наставника, Учителя с большой буквы надо растить и лелеять.
ПЛОХОЙ УЧЁНЫЙ ЭТО ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ?
«Будете плохо учиться, пойдете в учителя». Этот крылатый перл часто повторяли так называемые преподаватели одного из республиканских университетов. В университеты попасть всегда было очень сложно, и не только евреям. Обычно студенты-везунчики рассчитывали на безоблачную послеучебную рутинную научную жизнь. Идти работать в школу никто не хотел. Понятное дело, зайти в класс все равно, что зайти в клетку с хищниками, причем, голодными. Но и ученых тоже много не нужно было. Так вот, более слабых студентов пугали школьным зверинцем.
Отсюда и пошла молва в народ, что в школу идут те, кто в ВУЗах плохо учится. А кто хотел, чтобы его дорогое чадо, чаще всего единственное, обучал профан и неуч?
УЧИТЕЛЕМ НУЖНО РОДИТЬСЯ
Как жаль, что много талантливых учителей не получили должного признания в обществе. Статус учителя в советской школе очень упал и ни в какое сравнение не шел с дореволюционным. Исходя из различных исторических сведений, учитель гимназии считался одним из самых уважаемых граждан в царской России. Очень хотелось бы, чтобы отношение к современному учителю изменилось к лучшему. Стоит понять, что это как система сообщающихся сосудов: чем меньше уважают учителя, тем больше проказничают. Чем хуже учатся в школе, тем больше совершают всевозможных, порой фатальных ошибок во взрослой жизни.
Я с благодарностью вспоминаю слова великой актрисы Фаины Георгиевны Раневской, которая говорила, что актером, врачом и учителем стать нельзя, им нужно родиться.
* * *
Учитель с большой буквы, где вы?
|