Заметка «Без любви. О поэзии. Стихи и читатели»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 15
Читатели: 1287 +1
Дата:

Без любви. О поэзии. Стихи и читатели


«Мастерство — леденит…»

.............Стефан Малларме


«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна...»

..............Иосиф Бродский


«Никто не говорит о том, как изменился читатель. (...) Современный человек с неограниченным ресурсом доступа к практически любой информации утерял главные свойства читателя — наивность и тягу к открытиям. Ему нужны развлечения. И его трудно в этом винить...»

..............Виталий Мамай «Смерть читателя»





Многие считают: современная поэзия — это какие-то скучные, запутанные, непонятные стихи, «читатель умер», а слава русской поэзии осталась где-то там, в эпохе «Серебряного века». Это ошибка.

Откуда возникло расхожее мнение насчет того что «русская поэзия умерла» и почему сложилось такое неестественное положение вещей в официальной издательской системе — это отдельный разговор. Долгий, печальный и нелицеприятный.

О «смерти русской поэзии» обычно уныло рассуждают те, кто разочарован в читателе, страдает от невостребованности собственной «поэтической продукции». Литературная тусовка реального читателя не заменит. И каждый пишущий чувствует подмену, и всё понимает. Потому и сетует...

Реальный, живой читатель, бескорыстно и беззаветно любящий стихи, никуда не делся, не «исчез». Читательская аудитория, по понятным причинам, переместилась в Сеть — туда, где обитают (за неимением выбора и за нежеланием биться в глухие стены головой) хорошие поэты, стихи которых люди просто любят читать. Читатели редко регистрируются на литературных сайтах. Они самоорганизовываются в читательские форумы, сообщества, сетевые клубы, и там делятся своими сетевыми находками, постепенно создавая свой, читательский хрестоматийный контент. 

Поэзия же существует и здравствует. Она живет своей незаметной жизнью — отдельно от горластых манифестантов, «ультрамодных литературных тусовок» , от «толстых академических журналов», которые взялись определять, кому «полагается» или «не полагается» представлять поэзию, и что поэзией называть. От тех, кто создали свою, глубоко субъективную, прикладную эстетику, которой обосновывают свой узенький «мейнстрим». И ретиво формируют «эстетические вкусы» за нас. Вернее, уродуют их.

Все эти «законодатели модных тенденций» во всех областях культуры давно уже надоели здоровым людям. Они отталкивают вменяемых зрителей-читателей от того, что сами показывают, навязывают, нарекая лучшими образцами «современного искусства». Чтобы потом те, кому «надо», говорили: посмотрите, русского искусства нет, было — да вышло всё. Осталось в допотопном Серебряном веке. А всё, что после — барахло, нецивилизованная «совковость», «старьё». Кроме постмодернизма, разумеется, который давно уже искусство «мировое», то есть элитарно-обезличенное. Предназначенное не для всех, а только для тех, «кто понимает», для «прогрессивного человечества», а не для непонятливого, застрявшего в своих традиционных смысловых координатах, «быдла».

Такие утверждения есть ничто иное, как один из способов расчеловечивания русской культуры, обесценивания русского языка, искажения эстетики русской поэзии.

Поэтому читатель бежит от толстых журналов. Редко посещает литературные междусобойчики. Это — закономерно. Народная любовь, она такая... Молчаливая. Её не приобретёшь в обмен на нахальную рекламу, не купишь за взаимные лайки.

История показывает: аудитория русской поэзии во все времена составляла процентов 15 от читающей публики. Этот процент не изменился, а если даже изменился — то разница не существенная. Читателей стало не намного меньше, чем раньше. А может, и больше.

Не надо на народ грешить. Это не народ «не такой». Это нам, подчас, нечего ему предложить, нечего показать, кроме своей вечной эгоистической потребности в литературных «вассалах», «рейтингах», «афишах», «кубках», «золотых перьях»... Кроме самодовольно-шизофренической «инаковости»  нарциссов, да псевдоинтеллигентской спеси. Кто виноват в том, что наши личные мизантропические «душевные вавки» никому не понятны, да и не интересны, по большому счету.

Беда в том, что мы сами — никого не любим, кроме себя и собственных виршей. В грош не ставим читателей, их жизнь, ценности, которые им близки. Не знаем, о чем они, наши читатели, мечтают. Чего хотят, на что надеются, чего боятся… Не интересен он нам, живой реальный читатель.

Не любим, но относимся — потребительски. Ждем, что будут читать и почитать — только потому, что мы такие вот необыкновенные личности. И ведь пишем об этой нелюбви так, как будто это — круто, презирать окружающую среду, выискивая в ней любые гадости, мерзости, любой негатив — лишь бы самоутвердиться в мелочном, сварливом «эго» , в закукленном личностном превосходстве. Как правило, мнимом.

А поэзия без любви — механический набор мертвых слов. Трескучая уродливая пустышка, каких бы мы туда не впихивали необычных рифм, каких бы ни плодили противоестественных метафорических монстров. Сколько бы ни прилагали «ледяного мастерства».

Наши стихи таковы — каковы мы сами. Читатель лишь платит взаимностью.

Так что давайте, господа «творцы», без драм и пессимизма. Талантливых поэтов, с интересными, качественными текстами и щедрой, доброй душой — ценят, читают, цитируют, да еще как…

Русская поэзия есть! И она «не может не есть». Как бы кое-кому ни мечталось о том, что она всё-таки умрёт.

P. S.

«Если только Россия откажется от бесконечных разговоров об особой духовности русского народа и особой роли его… … Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой XIX века, что они уже не в состоянии ничего нового сделать… Россия наконец должна расстаться с образом великой державы и занять какое-то место в ряду с Бразилией, Китаем, Индией…» (Альфред Кох, интервью русскоязычной радиостанции США WMNB, 23 октября 1998)

Имеющий уши - да услышит. Как говорится — без комментариев.

Послесловие:

П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова/Триумф ремесленника



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:27 12.10.2018 (1)
Наверное, есть смысл поставить вопрос шире-жива ли европейская поэзия конца 20-го, начала 21-го вв.?
Наряду с поэзией Серебряного века - паралельно  и вместе с ней была европейская поэзия- Апполинер, Элюар, Лорка, Паунд, Оден, Элиот, Йетс...
А что сейчас, на переломе эпох- какие имена?- Можно,конечно, полистать в интернете...
Тоже самое и в России.
В этом смысле, очень остроумно у Одена О.Х.-
"Да, Фортунат, дурные времена,
 Всё дохнет, что ещё не сдохло"...

На мой взгляд- Бродский был последним, завершившим поэзию Нового и Новейшего времени.
Он не был самым значительным, но последний камень здания от Данте и до него Бродского, положил именно он.
     16:51 12.10.2018 (2)
Европейская давно уже не жива. Почему-то после 2 мировой она закончилась. впрочем, мы можем не знать. как и о том что в Китае, например, в этой области творится.
Теперь добить пытаются русскую. но не получается - слишком много бед у людей. есть о чем писать, о чем переживать. пока что не оскотинились еще. есть область эксперимента - "шоу-бизнес". но там поэзия ночует лишь иногда и не задерживается долго. стоит поэту попасть на сытые хлеба - он перестает писать стоящие вещи.
Бродский не был последним. это иллюзия, или сознательное искажение действительного положения вещей, это к Коху с такими иллюзиями. поэзия живет и цветет. отдельно от государства, и от кормушки.
Бродский любил поэзию, поэтому и сказал:
«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна...» (Иосиф Бродский)

Когда любишь - все живет, и развивается. создается, строится, цветет... а когда не любишь или ненавидишь - то все дохнет. все просто. потому и любят поэтов в виде трупов в основном - это первый признак отсутствия любви к людям, живым.
Если ты с Бродским - у тебя поэзия есть, если ты с Кохом - то поэзии у тебя нет. Ну у таких все дохнет - культура, жены, куры, и даже герань на окне... (Ты - фигура речи, это не к Вам относилось).


     22:50 12.10.2018 (1)
Причем здесь мелкий политик - Кох, и поэзия.
Поэзия, как и всё в мире существует во времени- есть периоды взлета, и есть периоды паденья.
Последним античным поэтом был Овидий. Это не значит, что после него перестали писать стихи...
Это означает, что ничего значительного в этом жанре, после Овидия не было.
Тоже, что касается Бродского...
Нет ничего значительного в поэзии,после Бродского. Нет имён. Нет резонансных произведений.
А стихи, это пожалуйста -"полный" интернет. Но интереса к поэзии нет.- Ни на Западе,ни на Востоке.
Кстати, на Бродском овидиева печать... Печать изгнанника.
     08:02 13.10.2018 (1)
первое: Я по другому отношусь к стихам. просто - разное у нас с Вами отношение к поэзии. 
в общем картина следующая: в моем мире с поэзией все в порядке. в вашем - ее нет. и интереса к поэзии нет - чьей? вашей? вполне возможно. бывает. там в начале статьи это мнение уже озвучено цитатой от "Мамая", которому и народ неправильный, и читатель не такой.

второе: Кох - это не мелкий политик, это большой жулик и паразит, его слова -  квинтэссенция политики по отношению к русской культуре в 90х годах, квинтэссенция КОЛЛЕКТИВНОГО ИХ ОТНОШЕНИЯ, этих мелких деятелей, которые убивали страну и все что с ней связано. и дело его живет, и процессы запущенные в начале девяностых - работают.  такое было ОТНОШЕНИЕ у них. Кох это прекрасно выразил. 
я счел нужным привести эту цитату, чтобы лучше выразить мою мысль.


     20:12 13.10.2018 (1)
Послушайте, я написал комментарий вовсе  не затем, чтобы добиться Вашего одобрение, и до Вашего" мира" мне нет никакого дела.
Я говорил с книготорговцами крупных книжных магазинов, которые жаловались на затоваривание книжной продукции.
И заметьте, это Санкт-Петербург, культурная, так сказать, столица.
Поэтому то, что Вы пишите по поводу интереса к поэзии, самое обыкновенное начетничество, в лучших  традициях.
Что касается Коха с его "бессмертным" высказыванием, после того,как он свалил за кордон, то и здесь Вы уводите в сторону от истины. Мелкий жулик Кох не был виновником распада и разграбления страны. Когда организм умирает, в его останках селятся паразиты, которые это тело пожирают. Кох всего лишь один из них.
Настоящими убийцами были КПСС во главе с Горбачёвым и Яковлевым.- Именно они ответственны за распад страны, и её разграбление. С точки зрения идеологии это было продолжения 20 (разгромного) сьезда КПСС, до его логического 
завершения.
Не может быть интереса к искусству "широких народных масс" в условиях транснационального империализма.
Возможен только тонкий слой интеллекталов, обслуживающий транснациональную буржуазию.
Тем более в России, и на всём постсоветском пространстве, которые являются карикатурой на Запад - по выражению Александра Зиновьева.

     20:28 13.10.2018 (1)
А я и не писал что он был виновником. Он был исполнителем. Одним из многих. И его мысли тут ни при чем. Это - позиция по отношению к русской культуре. Коллективная. Он ее просто озвучил. И ничего с тех не изменилось. Политика та же. А народу все это не интересно. Люди ищут то, что их душе нужно. И западают на что попало - именно поэтому. Потребность есть - а истеблишмент предлагает что угодно, только не поэзию. 
Люди остаются людьми. 
"Не может быть интереса к искусству" (ББ)... - тем не менее он пока еще есть. 

Остальное - да, верно, о продолжении 20 съезда. Но это там, на верху. А реальный народ - сам по себе. Не надо уже так лишать его самостоятельности. Я о людях говорю. А не "широких народных массах". О человеческом, которое не истребили никакие "условия транснационального империализма". О частном - в человеке. 
     12:51 15.10.2018 (1)
Если речь идёт об отдельном человеке, то это совершенно другая категория. С точки зрения отдельного человека- любая власть-это угнетение. С точки зрения власти- (любой), отдельный человек а приори - виновен.
Что касается" частного человека", то это обычный обыватель, биомасса, которую использует любой, кто имеет власть.
С одной стороны, людей превращают в биомассу-"раскрепощают", так сказать...
Но с другой стороны,люди не борятся против того, что их превращают в биологический мусор,
они-приспосабливаются.
У Кафки есть роман "Процесс". Он заканчивается словами героя- "как собаку".
Это и есть судьба отдельного человека. Так заканчивается Процесс. С точки зрения обывателя,отдельный человек  виновен, еще в большей степени, чем у тех, кто имеет власть

     13:25 15.10.2018 (1)
С точки зрения власти- (любой), отдельный человек а приори - виновен.

Борис, мы не об этом говорим. Я даже комментировать это не хочу.
Простите, но если у человека любая власть  и государственность - угнетение, то ему пора к психиатру. 
Я же писал об интересе к стихам у нормальных людей. И об ответственности за то, что мы делаем - те кто пишет. Загадить мозги хотим людям - или наоборот, внести ясность и осмысленность в окружающий мир. И я знаю, что таких людей достаточно много. Все написано в статье. И в комментах (о читательских сообществах, и т.д. да что вы мне рассказываете - я цифры подписчиков указал где-то в комментах.
Хватит спорить - ни о чем этот спор.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
А инфантильные вопросы насчет "государство враг человека" я даже не хочу обсуждать - все это не интересно, не нужно нормальным вменяемым людям, это нужно тем, кто хотел бы разрушить государство (Россию, в данном случае, ибо Украина уже разрушена, считай, и расчеловечена, все готово к живодерне в этой несчастной стране). 


Вл. Соловьев хорошо сказал, что государство существует не для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
(Н. Бердяев, Философия неравенства, письмо 3, О Государстве)

С этим утверждением согласятся все беженцы мира. И я тоже.



А все эти рассуждения... для меня например Кафка - не авторитет, скучный до чертиков.Не люблю его, да. Вот такая я дремучая непроходимая личность)


Зачем подменять тему - не понимаю. Честно. 
     14:36 15.10.2018 (1)
  Я бы с Вами не стал говорить на эту тему. Но ведь Вы говорите о каких-то" нормальных" людях. Я Вам говорю, что это обычные обыватели. Посмотрите тиражи журналов, попробуйте художественные журналы в газетных киосках.
Сравните тиражи в 80-е годы (хотя к тому времени всё было кончено, но тем не менее.), и в 2010-2018.
Зачем врать? Я уже не говорю про телепрограммы.
То, о чем я сказал  это проблема экзистенцианальная, а не проблема разрушения государства и социального хаоса.
Почему большевики победили, и перевернули мир- не только Россию, потому что они не были "нормальными" людьми,они были людьми идеи, сверхидеи, которым Вы собрались отправить в психиатричеескую больницу.
Смотрите чтобы они Вас не отправили куда-нибудь.
Конечно, Ваша статья. Ваше дело.
Что касается меня, то я считаю Ваши мысли, которые Вы пытаетесь противопоставить надвигающимуся хаосу- мелкими, и это гораздо хуже, чем просто ложные.
     15:19 15.10.2018 (1)
Я Вам говорю, что это обычные обыватели.

Да, именно так. А я говорил о феях и эльфах? Или обычные обыватели - это ругательство?
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Почему большевики победили, и перевернули мир- не только Россию, потому что они не были "нормальными" людьми,они были людьми идеи, сверхидеи, которым Вы собрались отправить в психиатричеескую больницу.

Большевики не разрушали государство, не убирали царя и т.д. История большевизма не такая простая. Если Вы имеете в виду троцкистскую свору, называвшую себя "большевиками", но имевшую заначки на Уолл-стрит (типа многочисленных бронштейнов) то - да, тут только психиатрия поможет, впрочем - не факт, поэтому ледоруб был в самый раз для певца кровожадной сатанинской революции.
Большевики спасли уже разрушенную страну, когда власти уже не было по большому счету, и отстроили ее (а это уже не "революционеры" делали, а те большевики, которые пришли в 30е, из староверов, старообрядцев, строители и пахатели-сеятели, а не истеричные революционные кадры. 
Не надо большевикам приписывать боевые и коррупционные заслуги февралистов, и всех, кто был возле Временного правительства, а потом - переобулся. Переобулись многие. Ничего нового - все как сейчас.
Смотрите чтобы они Вас не отправили куда-нибудь. (ББ)

Я не понимаю, тут какая тема? Может, я что-то путаю?
А меня - да, то троцкисты все грозятся... то сионисты. то неонацики. такие же придурковатые, как и бандеровцы. "особенные", не обыватели, да. то богоизбранные, то арии, блин.
От судьбы не уйдешь.
И я прекрасно отдаю себе отчет, что мы живем в лицемерном обществе. И человек - просто человек. Сегодня оно тебе лыбится - а завтра оно бежит донос писать или приходит к тебе домой убивать шоблой. Я это уже увидел в одной "революционной" стране. Как люди становятся оборотнями.
Зачем Вы мне это пишете вообще?
Здесь речь о стихах, подписчиках и читателях.
Не понимаю Вашего возбуждения. Неужели из-за цитаты Коха? Я наблюдал это на одном из сайтов. Вот на этой же статье человека сильно колбасило. И тоже почему-то Кох беспокоил.
__________________________________________________________________________________
1. Я против революций. Мне ближе позиция государственника - такого как Сталин, как Путин.
2. Русская поэзия есть - и будет. Как бы ни верещали мелкие Кохи и те, чье мнение эти Кохи выражают.
___________________________________________________________________________________
А чем Вы меня или мои мысли "считаете", меня волнует мало. Вы имеете право на Ваше мнение. В отличие от либерально-троцкистско-бандеровских кадров, такие как я, не преследуют людей за мнение, отличное от моего.

Что это Вы меня тут прям прессуете и прессуете?
Чего добиться хотите от меня?
     15:56 15.10.2018 (2)
Ничего я от Вас не хочу. Я Вас понимаю, Вы меня-нет.
Я на Вас не вешаю ярлыки троцкизма,нацизма, сионизма,и т.д. 
К большевизму Вы тоже отношения не имеете.
На старообрядцев, пахарей, сеятелей Вы  не похожи.
Что касается Коха- он не оригинален, и скорей всего кого-то повторил.
Точно так же, как Вы повторяете кого-то, может быть неосознанно.
В том-то и дело, что Вы неоригинальны.
Именно эту мысль я пытался высказать. И вот, наконец, высказал.
     16:09 15.10.2018 (1)
Что касается Коха- он не оригинален, и скорей всего кого-то повторил.

Вы действительно не понимаете моих слов?
Какая разница. Кох - никто! Просто один из паразитов, которые дерибанили страну по поручению западных кураторов своих. гауляйтеры мелкие.
Он ОЗВУЧИЛ отношение к русской культуре, политику (на тот момент, государственную политику УПЫРЕЙ, которые пришли к власти в 90х и планомерно уничтожали эту культуру).
Что тут непонятного?
Это - официальное интервью. Он сказал то, что подготовил к этому интервью. То, что было ВАЖНЫМ. Чтобы это услышали. И все - услышали.
И запомнили.
     16:25 15.10.2018 (1)
Я смотрел это интервью. Я его очень хорошо помню.
Я помню  интонации Коха, и его ухмылки.
Но у меня было чувство, что это я много раз слышал.
Это говорили часто до него. Где-то начиная с 89 г.
Но человек он недалёкий, поэтому ему  казалось,что он первый.


     16:29 15.10.2018
Дело не в Кохе. первый он или сто первый. 
дело в политике.
а подготавливалась почва, да. гадостей много лилось в конце 80х и льется сейчас. в том числе и про "русская поэзия умерла", "поэтов нет и не будет" и т.д. мантры и пассы. обычные технологии. отравить сознание, лишить веры, посеять презрение, пренебрежительное отношение... обесценить, запомоить.
об этом и отчитывался Кох американским кураторам через интервью.
     16:00 15.10.2018 (1)
Я тоже ни на кого здесь ничего не вешаю. и поверьте, все я вижу и все понимаю.

К большевизму Вы тоже отношения не имеете.
На старообрядцев, пахарей, сеятелей Вы  не похожи.

Я что, утверждал что-то? Я говорил об истории большевистского движения. уточнил то, что Вы исказили у себя в комментарии. 
и вы говорите, понимаете меня? ну-ну.
Я не большевик, не троцкист, не нацист, не черносотенец, не еврей, не представитель... блаблабла... чего нибудь особенного.  и еще не... не... не....
Неоригинален, я сам по себе. На оригинальность не претендую - достаточно фриков в сегодняшних "культурных кругах".
Да. я человек скромный, неоригинальный.
Я просто пишу и всё. И стараюсь делать это хорошо, по-русски. Люблю русскую поэзию. И вообще литературу. 
     16:10 15.10.2018 (1)
"Я просто пишу и всё". -Я Вам ответил.
Вы за этим пишите, чтобы был отклик(?)
     16:23 15.10.2018 (1)
Мне все равно. Откликам рад, их отсутствие меня не огорчает. их эмоциональная окраска (особенно негативная) и оценки того, что я пишу (особенно негативные) меня волнуют мало. я знаю цену своим текстам. и знаю где мои слабые и сильные стороны. 
Вы за этим пишите, чтобы был отклик(?)

Я даже не знаю, как это прокомментировать. Нет, я не " за этим" пишу. 
     16:33 15.10.2018 (2)
Я вообще-то не собирался Вас огорчать. Я просто Вам ответил.
В принципе мог бы не отвечать. И лучше бы не отвечал.

     17:23 15.10.2018
Борис, я может отвечал резко некой совершенно непонятной Озеряковой Анне, которая постоянно забывает "закусывать". 
она уже то ли стерла свой высокоинтеллектуальный коммент, то ли он куда-то делся. загадка.так что если было что-то резкое - это было не Вам.

с ув. Ю.
     16:49 15.10.2018
Да Вы меня и не огорчили. с чего Вы взяли. 
люди разные, и взгляды разные на мир.
ничего удивительного - это жизнь.
главное чтоб никто никому мозг не выносил своими идеями и убеждениями.
     16:57 12.10.2018 (1)

Европейская давно уже не жива.



Опять-таки, Вы перевернули всё с ног на голову.
Европейская-то как раз жива.
     17:16 12.10.2018 (1)
а русская умерла. кто бы сомневался. Вам Саша к Коху. это ложь.
а по поводу европейской - не встречал, если честно, интересного ничего.
но я заранее сказал - 

впрочем, мы можем не знать. как и о том что в Китае, например, в этой области творится.

Вы одним глазом читаете?
     17:31 12.10.2018 (1)
Не думаю, что русская, вернее, написанная на русском языке поэзия умерла. Мне вообще не представляется удачным заниматься метафорами и прочей ерундистикой в отношении процессов и явлений, к которым не следует применять метафоры. Что значит "умерла"? Это же не рыбка и не собачка.
Явление либо есть либо нет. Дождь ведь не умирает. И гора. Так и поэзия.
Умерла ли древнеегипетская поэзия? Или римская?
Носители языка умерли. Факт поэзии их остался. 
     18:16 12.10.2018 (1)

Что значит "умерла"? Это же не рыбка и не собачка.

Саша, так и я об этом!
     18:29 12.10.2018 (1)
Хм... Но я ещё не всё договорил.
Я не говорю, что она умерла. Тут надо просто использовать качественный показатель.
А качественный показатель определяется количеством гениев на временной промежуток. А гении рождаются спонтанно. Бывают десятилетия и двадцатилетия вообще без гениев (или когда гении замолкают - временно или навсегда). Такое можно обнаружить и в 19-веке, и в 20-м.
И ещё - прогресса в искусстве нет.

 
     21:15 12.10.2018
Это оценочное суждение, мнение... не иеющее ничего общего с объективными процессами.
"Ставьте реальные цели" (с)
     20:04 12.10.2018 (2)

Поэтому читатель бежит от толстых журналов

кто вам такое сказал?..  покупают меньше, потому как у них есть электронные версии, но чтобы бежали?.. -)
     21:18 12.10.2018 (1)
Вы не пробовали тупо сравнить тиражи за разные годы? А список издаваемых периодических изданий - начиная, например, с 70х и до наших дней?
Попробуйте, помогает очень избавиться от иллюзий.
     21:50 12.10.2018
а вы не пробовали осмысливать весь комментарий?.. -)
от каких иллюзий?.. ясно, что тиражи меньше, зачем тратить лишние деньги, если не купят... но количество читателей?.. вы же в конечном итоге говорите, что от них читатели бегут... а они просто перешли с бумажных на электронные версии...-)
     21:14 12.10.2018 (1)
Я знаю что говорю.
Реальность. Хоть и не утешительная, да. для толстых журналов.
     21:54 12.10.2018 (1)
да, им теперь сложно... но не потому, что от них читатели бегут по причине того, что там не то печатают (качества) , как вы утверждаете... -) 
     08:05 13.10.2018
Потому что они НЕ ИНТЕРЕСНЫ. вместе со своей либеральной эстетикой и междусобойчиками. стихи низкого качества и мутного содержания. вот и все.почитайте пародии на этих пассажиров, это жесть.
пародистов высочайшего класса - Евг. Минина, например.
это ж позорище, а не стихи.

     16:50 12.10.2018 (1)
1

аудитория русской поэзии во все времена составляла процентов 15 от читающей публики.

Никогда.

Это 15-кратное завышение.
Один, всего-навсего один процент.
1 %. 
     17:17 12.10.2018 (1)
так говорят "литераторы". реальная картина другая. 
     17:25 12.10.2018 (1)
 Мне представляется, что реальная картина соответствует ещё меньшей цифре.
     17:29 12.10.2018 (1)
вы заблуждаетесь.
     17:44 12.10.2018 (4)
Проведите эксперимент.
Опросите двадцать человек из Вашего окружения (не круга Вашего общения, а окружения - то есть кассира в магазине, слесаря-водопроводчика, врача, учительницу физики, студента, племянницу, экскаваторщика, инженера по ТБ, таксиста и т.д.  - просто людей) на предмет, например, кто автор строки "Я убит подо Ржевом" или "В этой роще берёзовой..." и получите ответ.
Именно: не "Отговорила роща золотая" и не "у Лукоморья дуб зелёный", а вот приведённые мною строки, ну или что-то подобное. Нет, не будем ходить к Бродскому или Тарковскому, не будем также брать то, что стало уже крылатым - "Времена не выбирают", а возьмём вот именно то, что любой читатель поэзии обязан знать. Не по программе школьной и не потому что это афоризм, а именно по причине того, что у него есть любовь к поэтическому слову.
     18:03 12.10.2018
да, и "читатель обязан" - это не работает. читатели уже научены. поэтому ответ на "читатель обязан" обычно такой: "кому должны мы - всех прощаем".
ну не работает здесь вся эта фигня литераторская, снобизм... читатель дик нынче, но искренен, с такими подачами и послать может - если начнете рассказывать, что они обязаны знать)))
там принято делиться. лучшим. поскольку там нет литераторов - то обычно это и есть то, что они считают лучшим.
разная поэзия. бывает и не очень профессиональная. бывает очень интересная.
в обществе есть СПРОС - поэтому толпы прутся на рэперов, мечтая о полноценной лирике.
спрос есть на поэзию сегодня.
поэтов мало.
но их никогда много не было.
     18:01 12.10.2018
Опять умничаешь?
     17:59 12.10.2018 (2)
1
Нет. Вся соль как раз в том, что читатель никому и ничего не обязан. И выбор что именно ему читать он делает исходя исключительно из собственных соображений. )
     18:06 12.10.2018 (1)
Совершенно напротив.
Именно обязан.
Иначе не называйся читателем.
Называйся просто человеком, умеющим читать. Грамоте учён. Как в старину говорили.
Объявление, телефонную книгу, роман Чейза, рассказ Набокова, смску в смартфоне. Сможешь прочесть? Смогу. Это же всё тексты. 
     18:29 12.10.2018 (1)
1
В своих рассуждениях Вы совершенно оторвались от реальности. Ваше видение отношений мира литературы и читателя показывает как должно было бы быть или по крайней мере, как хотелось бы, но жизнь вносит свои коррективы и мы наблюдаем противоположное. 
     18:40 12.10.2018 (3)
Почему противоположное? Мы наблюдаем то, что наблюдаем. Обычный стандартный набор обывателя (это отнюдь не обидное слово). Обыватель (от слова быть, бытие) - это просто обычный человек, который ходит в театр (потому что и другие ходят), делает евроремонт в квартире (потому что и другие делают), водит своего первоклассника на кружок английского (потому что и другие водят), покупает "плазму", смотрит по ней "Остров", потому что другие смотрят, закачал в смартфон "Никогда, никогда ни о чём не жалейте" Дементьева, потому что и другие закачивают...
     19:11 12.10.2018 (1)
1
И тут Вы не правы. Во-первых, все люди разные и это даже очень хорошо. 
А во-вторых, нужно мыслить шире, нельзя же всех под одну гребёнку...
     19:12 12.10.2018
Нельзя.
     18:42 12.10.2018 (2)
1
Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но, скорее, наша видовая цель. Если то, что отличает нас от остального животного царства, — речь, то поэзия — высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения, будь то политика, торговля и т. п. В общем, единственный способ застраховаться от чужой — если не от своей собственной — пошлости. К тому же поэзия — это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи или зависимости, о существовании которых вы и не подозревали: данные в языке, речи. Это уникальный инструмент познания.

Интервью с Иосифом Бродским
«Московские Новости» No 50, 23 — 30 июля 1995 г. С нобелевским лауреатом поэтом Иосифом Бродским беседует собкор «МН» в Нью-Йорке Дмитрий Радышевский


я просто оставлю это здесь)
     20:11 12.10.2018 (1)
Я подумал,что это Ваше и восхитился.Но то, что помните и напомнили тоже хорошо,так что плюс под комментарием оставляю.
     21:24 12.10.2018
А это и моё! я с Бродским согласен!!!
     18:43 12.10.2018 (1)
Ну, так о чём тут Бродский говорит?
Об этом самом одном проценте, который и обеспечивает продолжение вида "Хомо сапиенс".
     18:46 12.10.2018 (1)

Ну, так о чём тут Бродский говорит?
Об этом самом одном проценте, который и обеспечивает продолжение вида "Хомо сапиенс".

Не надо приписывать Бродскому собственные соображения.
     18:49 12.10.2018 (1)
Почему собственные?
Говоря "мы" он, полагаете, имел в виду кого-то иного, кроме себя и Рейна?..
Он о жителях Норенской (о которых очень тепло, кстати, вспоминал), думаете, говорил?
     19:03 12.10.2018 (1)
Почему собственные?
Говоря "мы" он, полагаете, имел в виду кого-то иного, кроме себя и Рейна?..
Он о жителях Норенской (о которых очень тепло, кстати, вспоминал), думаете, говорил?

Саша. зачем предполагать о том, чего мы не можем знать в силу не-гениальности своей?
Для того чтобы подменить реально сказанное - нашим неполно и превратно понятым?
Я этими глупостями не занимаюсь.
Ну честно, Вы же умнейший человек. 
зачем так уплощать.
     19:12 12.10.2018 (1)
Оставим в стороне мои умственные способности.
Да и вообще оставим в стороне эту дискуссию.
Пусть каждый остаётся при своём мнении.

Я прочитал Ваши слова о "мудром Сталине".
Меня они покоробили и заставили задуматься, поскольку у меня несколько иной взгляд на преступления этого человека.
     19:19 12.10.2018 (1)
Это Ваше право. я изучаю историю, а не пламенный шизобред а ля Солженицыных и прочих Сванидзей. давно отошел от беллетристики с выдушиванием слезы из чувствительных сердец и малообразованных в области истории государственности интеллигентов.
     19:32 12.10.2018 (1)
Хорошо сказали... Но наших либерастов этим не проймёшь, у них чёрный огонь мщения горит в крови...
     21:11 12.10.2018
Хорошо сказали... Но наших либерастов этим не проймёшь, у них чёрный огонь мщения горит в крови...

Торчит, ага... 

Мои страницы после начала войны на Донбассе несколько раз закрывали по жалобам... вы не поверите. либералы жаловались. писали, стало быть... письменные жалобы на контент. такие вот интересные дела.
Я всегда вспоминаю слова Довлатова:

Мы все ругаем товарища Сталина, и наверное, за дело... Но я хочу спросить: кто написал 4 млн доносов?

Это не касается собеседников в данной теме. Никоим образом. но по сути ... интересно.
     18:41 12.10.2018
Это лишь часть реальности, которую Вы видите. из того места в котором находитесь.
     18:04 12.10.2018 (1)

Нет. Вся соль как раз в том, что читатель никому и ничего не обязан. И выбор что именно ему читать он делает исключительно из собственных соображений. )

ВОТ! ДА!
     18:21 12.10.2018
Нет!
     17:56 12.10.2018 (1)
у меня есть знакомый продавец, который пишет стихи. есть таксист, работник болерной - оба писатели.
все эти "эксперименты" - ерунда.
я пишу о том, что читатели в сети находятся. вот там и мониторьте. на одно поэтическое сообщество без раскрутки - в среднем от 800 до 2000 читателей. на публичных страницах хороших авторов - от 500 до 5000 подписчиков.
можно еще посмотреть сколько форумов читательских, клубов, сообществ (именно читательских). в том числе и закрытых. кстати, там литераторов не любят, гонят в шею часто. есть такие - регистрируются чтобы пропиарить своё или поумничать. я несколько раз видел такое. 
я прежде чем говорить, вопрос изучил как читатель. как сетевой читатель.
     18:18 12.10.2018 (1)
Юрий...
Ну что Вы прямо как защищаете бедного несчастного рядового человека. Так и хотите убедить его, что он носитель вековой гутенберговской культуры. Давайте подойдём к делу математически.
Сколько нас в СССР раньше было? 150 000 000 вроде, так?
Каким тиражом выходили поэтические книги (разумеется, не программные Пушкин и Лермонтов)?
Сборник малого формата - 10-25 тысяч. Сборник в твёрдой обложке (вообще-то, это называется "в переплёте") - 50-100 тысяч. Книготорг же не дурак был, когда планировал такие тиражи. Давайте поделим 100 000 на 150 000 000, умножим на 100 - узнаем процент тех, на кого рассчитывал наш любимый Книготорг.
И что не хватало, скажете, этих книг? Или что плохих поэтов выпускали? Вот выпустили бы, мол, Ахматову или Мандельштама в советское время тиражом миллион экземпляров, так их тут же сразу бы расхватали.  Да, Ахматовой и Мандельштама не было. Но были - вот беру с полки - Леонид Мартынов (двухтомник), Поженян, Виктор Боков, Сергей Городецкий... несть числа! И лежали они свободно в магазинах. И не только в разных сельпо и так далее. Но и в промышленных городах, с интеллигентской прослойкой не тоньше, чем слой шоколада на "Сникерсе". И никто особо их не расхватывал. Дорого было?.. Ну не сказал бы...
     18:26 12.10.2018 (1)
Я не защищаю. я констатирую факты. это реальность. а те кому нравится мечтать какими ДОЛЖНЫ быть люди... ну, мечтать не запретишь.
Книготорг же не дурак был, когда планировал такие тиражи.

Да, и был дефицит.  хронический. мать переписывала стихи в тетрадки. и подруги были такие же. у нас их много было, этих тетрадей. общие, помните, такие... по 40 копеек, по 20 копеек...
Другое дело что не интересны они были, ваши Городецкие. переписывали то, что нравилось.
     18:33 12.10.2018 (2)
Вот! Вот об этом я и говорю!!!
Читать Асадова и т.д. (и даже Ахматову)  - это не значит быть любителем поэзии.
Равно как нельзя говорить о себе: "я люблю классическую музыку", слушая (зная) только лишь Сороковую симфонию Моцарта, "Шутку" Баха да "Щелкунчика" Чайковского.
     19:42 12.10.2018
Александр, любить и знать разные вещи. Большинство читателей, слушателей - любят, но не знают и как раз-таки они то и составляют наибольший пласт нашего общества. Другие знают и являются специалистами, таких меньшинство. Но вся загвоздка в том, что по большей части, всё создаётся именно для первых.
     18:43 12.10.2018
Александр... Это всего лишь Ваше мнение. оценочное и не исчерпывающее.
     17:45 12.10.2018 (1)
1
На Фабуле нет читателей- одни писатели!
     17:50 12.10.2018 (1)
Сто процентов. читатели обычно гостями ходят - с меркантильной целью скопировать то, что они ищут. тексты.
     17:58 12.10.2018 (1)
Поясните сию интересную мысль, а то у меня тут каждый день более 200 гостей...И это разве не читатели... Что им надо тогда..Тупой я , тупой, ещё тупее...Скоро совсем затуплюсь...
     18:06 12.10.2018 (2)
это поисковики. и читатели есть которые штудируют литсайты. я сам знаю лично таких людей.
а еще сексоты и спецслужбы! роботов много. мониторят чего мы пишем. это - подавляющая часть. это читатели самые преданные - по долгу службы
     20:06 12.10.2018
Решила заглянуть в свои архивные данные и узнать, сколько читателей посетило меня в октябре за прошедшие 10 дней.. 274+100+174+186+198+170+183+211+189+785=2410. В среднем в день 241 Гость. Ну и зачем им что-то у меня копировать? Надеюсь мои публикации им в чем-то помогли.
     18:21 12.10.2018 (1)
А я то думал, что бред  авторов литсайтов мониторят исключительно психиатры и психологи...
     18:27 12.10.2018 (1)
нужны мы им... как же)
     18:35 12.10.2018 (1)
А почему бы и нет? Благодатный материал для ихних  диссертаций на тему: "Наполеонизм и макростуктуированные видоизменения в корпускулярном либидо третичного гена пятой коробки передач гипофиза хениев Фабулы"
     21:14 12.10.2018
Это в нас ЧСВ говорит=)) ну что поделать, нам всем хочется быть интересными... хотя бы для психиатров=)))
Шутю.
     14:46 12.10.2018 (2)
А поэзия без любви — механический набор мертвых слов. Трескучая уродливая пустышка, каких бы мы туда не впихивали необычных рифм, каких бы ни плодили противоестественных метафорических монстров. Сколько бы ни прилагали «ледяного мастерства»

Без любви чего?))) Тут каждый любит поэзию , потому и заходит на сайт. А набор мертвых слов и клише- пруд пруди, особенно
в верлибрах. где люди не понимают. как словами выразить эмоцию - банальный текст о всеобщем добре или зле))
Наши стихи таковы — каковы мы сами. Читатель лишь платит взаимностью.

Не всегда художник или писатель занимается описательством своих качестеств или пишет мемуары.
Иногда и сублимирует, создавая другой мир- на то он и творческий чел...а не писарь при конторе!
А если писать только для народа, то это уже потребительский подход, ибо и продать рукопись можно)
Не я сказала это, а Пушкин!
     16:37 12.10.2018 (1)
Без любви чего?

Лиза, без любви, как состояния души человека. Скажем так - любовь как созидающая сила и главная мотивация поступков человека.

А если писать только для народа

Перед теми, кто пишет литературу - не стоит вопрос "для кого". Этот вопрос стоит для тех, кто пишет "на заказ" или "для денех". Вообще, у русских писателей было принято писать на совесть - для Бога, Бог был главным судьей и критиком. я о писателях и поэтах говорю, а не об имитаторах этого занятия.
Об атеизме не говорю - его нет, тео-мировоззрение работает в течение 2-3 поколений минимум. это в генах просто сидит. а уж потом люди начинают превращаться потихоньку в свиней.

     17:00 12.10.2018 (2)
Лиза, без любви, как состояния души человека. Скажем так - любовь как созидающая сила и главная мотивация поступков человека.

Мы говорим о поэте, а не о человеке в целом. Это совершенно другая конституция человека.
Любая эмоция для творческого чела является вдохновением, Музой!

А главная мотивация моих поступков в жизни не была любовь...а скорее месть, которая и заставила все мои
возможности заработать. Любовь обездвиживает, ослепляет, даже озлобляет- разные посылы от этого чувства.
Только блаженные постоянны в своих чувствах. ибо совсем к мирскому не привязаны)
Вообще, у русских писателей было принято писать на совесть - для Бога, Бог был главным судьей

Что было, то уплыло) Раньше вааще русские писатели и поэты в основном были дворянских званий.
Пиши не хочу- не нужно было о хлебе насущном думать. И мы бы их не знали. если бы не было
пиара этих людей в определенном обществе. Получив определение- классика мы узнаем о них и в школах.
Но русский народ талантлив. Инет дал узреть незримое и понять именно своё мнение на определенные догмы. без коих нет текстов.
Автор, который банально подсел только на любовную лирику или религиозную - для меня не поэт.
Стихоплёт)
Тут не только нужна типа любовь. тут многое сочетаться должно и без кропотливого труда над словом
трудно добиться результата. Вопрос только к читателям. Способны ли они принять, понять и прочувствовать?

Авторы - люди все сердобольные...))

     17:27 12.10.2018 (1)
Любовь - не эмоция.
я о другом. о любви как о свойстве души. о состоянии духа и души человека.
а эмоции - это эмоции. не надо путать.
     17:31 12.10.2018 (1)
я о другом. о любви как о свойстве души. о состоянии духа и души человека.

Любви к чему?))) ко всему миру? Так есть такие люди...только я не встречала их на своем пути)
На поэт сайтах из тем более нет)
     17:41 12.10.2018 (1)

о любви как о свойстве души.

Для того чтобы перевести через дорогу слепую старушку - не обязательно пылать к ней любовью и сопутствующими эмоциями. милосердие, сострадание. совестливость. без любви человек - жесток, даже при наличии высокого интеллекта. а иногда и просто - свинья. человек с душой с таким свойством - не станет педофилом, не пойдет убивать безоружных, мирных, слабых, не будет прятаться от необходимости защищать свою страну. не станет в храме плевать. не станет выискивать гадости и тыкать их другим. и так далее. это мотивация. а если человек мотивирован другими свойствами - он и поступает соответственно. и такие же у него и стихи.
     17:53 12.10.2018 (2)
Для этого нужно банально правильное воспитание и что немаловажно
расположенность к таким поступкам!
Это и есть тот самый русский характер, независимый порой от опций.
Люди заступаются. кидаются в огонь спасать других не раздумывая.. и прочее
но после идут и соображают на троих
автоматически перекрестив рюмки))

Стихи не зависят от личности чела. Он может быть грубиян, наркоман и пьяница, но написать о любви шедевр. Я тоже пишу порой жуткие вещи, но это не значит, что я такая)
Много тут пишут о правильности, любви и прочее...но как только дашь обзор произведение не в положительный...тут же начинают хамить , оскорблять и давить толпой.- про почту молчу- там прой несусветный мат. Но матом они не пишут- это омрачает их творчество
И не поверите...у многих та же религиозная тематика)))
Я ржу  с них и пишу пародьки.
Никакой жалости нет, просто творчество и всё.
     18:20 12.10.2018
Стихи не зависят от личности чела. Он может быть грубиян, наркоман и пьяница, но написать о любви шедевр. Я тоже пишу порой жуткие вещи, но это не значит, что я такая)

Зависят.

Качество - не то что вы перечислили. я знал отъявленных негодяев, которые не пили, не курили, вели себя "прилично". но по сути были ... не хочу говорить кто. и стихи были такие же. внешне прилизанные - внутренне гнилые, и дурные, как отрава.
качество личности. это другое. я вот Бориса Рыжего люблю - именно за качества его личности. а дурацкие поступки - это уже следствие столкновения личности и среды. это уже шелуха.
     18:10 12.10.2018
Много тут пишут о правильности, любви и прочее...но как только дашь обзор произведение не в положительный...тут же начинают хамить , оскорблять и давить толпой

Подмен хватает. я например удивляюсь - люди давят друг друга в очереди к мощам, т.е. обращаются к Богу как в стол заказов. это не есть вера. это так... релизиозность внешняя.

вера - связь с Богом. у многих тех, кто лоб расшибает себе в храмах такой связи нет. но они через страх Божий хотя бы ведут себя прилично. более менее и не всегда. но хотя бы так...
с другой стороны провокация - это не есть хорошо. шарлиебдошники, ёмаё... 
     17:25 12.10.2018 (1)
Мы говорим о поэте, а не о человеке в целом. Это совершенно другая конституция человека.
Любая эмоция для творческого чела является вдохновением, Музой!

У нас с Вами точки зрения разные на это. на поэзию. не любая эмоция, далеко не любая. с такими любывми эмоциями - этой недопоэзии полно, горы. я о поэзии говорю, а не о ее имитации. "любые эмоции" - это в толстых журналах и на тусовках. там в статье об этом тоже есть.
я о тех стихах, которые любят. и читают. а не о тех которые пишут и пишут.
     17:34 12.10.2018 (1)
Любят и читают в основном  порой простые и доступные понимаю стихи. Это не Поэзия.

Это шип потреб.

Поэтому поэтов с большой буквы почти нет - их банально не понимают)
Я то замечаю...это)
     18:13 12.10.2018
Поэты есть. большие буквы - это пафос ненужный. 
беда в том что пока живые - мы их не ценим. так всегда было. и есть. иногда поэты возвращаются к читателям спустя несколько десятилетий после смерти. это факт.
и обычно это происходит благодаря тем, кто искренне любит поэзию. и потому тратит время на сбор, обработку и презентацию текстов, которые "за бортом" официально признанной литературы.
     15:50 12.10.2018 (1)
Рукопись, конечно, продать можно. Но для этого нужно, чтобы ее (рукопись) купили.
Проблема, Лиза.- У Пушкина покупали.
     16:28 12.10.2018 (1)
Время было другое, да и дворяне одне и читали))
А Пушкин таки по другому об этом говорил- найди если не лень)
     16:31 12.10.2018 (1)
"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать". Вот я и говорю- попробуй,продай.
     16:34 12.10.2018 (1)
Вот именно...вдохновение порой не сочетается с потребностью народа.)
     16:43 12.10.2018 (1)
Какая потребность у народа?-
Какая у тебя потребность (ты ведь тоже-народ)?
Что ты читала за последний год, кроме интернета?
Вспомни, и сразу поймешь, каковы твои духовные  потребности.
Лично я так и делаю, время от времени.
     17:17 12.10.2018 (1)
Какая у тебя потребность (ты ведь тоже-народ)?

Выпилить из души то. что мешает жить! Во-первых это психотерапия.
Заметь, кто пишет тут стишки, куда приятней в реале)

Во- вторых....это болезнь и у меня она с детства. Не помню дня. когда мне не хотелось что-то срифмовать.
Это не дар, это фобия!

Что я читаю? Да инет. Я увидела много талантливых людей, которые не только высвобождаются от своих
негативов( в основном маргиналы!) но и показывают свою степень образованности( я не о простых стихоблудах!)
И их миллионы!
Мне становится легче на душе и я не чувствую себя ущербной.
А классики ещё в школе надоели...даже переводы  и прочее что я читала ещё в 4-5 классе.
     17:33 12.10.2018 (1)

Выпилить из души то. что мешает жить! Во-первых это психотерапия.

Лиза, насчет психотерапии - очень близко к правде. Исцеление, воскрешение чувствительности души, возвращение способности чувствовать (чужую боль в том числе) - все это и есть признаки живой души, здоровья души. поэзия исцелять может, это правда.


Это не дар, это фобия!


Не согласен. это нормально! это инстинктивная потребность - как во всех творческих людях. так душа сама себя спасает
     17:39 12.10.2018 (1)
Не согласен. это нормально! это инстинктивная потребность - как во всех творческих людях. так душа сама себя спасает

Это не нормально не для творческих челов, если в реале у тебя других забот полно)
А все творческие челы больны этой фобией. но не хотят в этом сами себе признаться)

     18:15 12.10.2018
Это правда. фобия - перестать создавать что-то. деградировать умственно. простая и понятная фобия)
     17:25 12.10.2018 (1)
наши личные мизантропические «душевные вавки» никому не понятны, да и не интересны, по большому счету.

Нам не поется.
Им не надо песен
Плетется век уныл и нелюдим
Живой читатель - нам не интересен
А мертвый - вовсе не необходим.
     17:29 12.10.2018
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама