Заметка «Эпигоны »
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 26
Читатели: 703 +1
Дата:

Эпигоны


У Сен-Лорана изумительный вкус. Чем больше он подражает мне, тем лучший вкус он обнаруживает. 

-Коко Шанель-
Что такое талант? Талант есть способность сказать или выразить хорошо там, где бездарность скажет и выразит дурно. 
-Федор Достоевский-
Вот доброе соревнование: подражать, а не враждовать, не скорбеть о совершенствах другого, а сокрушаться о собственных недостатках.
-Иоанн Златоуст-

Подражательство, эпигонство — обычное дело в литературе. Хорошие авторы по этому поводу не переживают. А слабые сочинители — переживают, и как правило — на пустом месте устраивают бурю в стакане.
Подражают всем талантливым поэтам. Почти всем. Не подражают только бездарным.

Впрочем, само явление эпигонства не так просто выглядит, если приобретает формы некоего движения, литературной тенденции. И с этой точки зрения не так уж безобидно.
Творческие натуры часто похожи на фокусников-иллюзионистов, но большинство из них мастерами не назовешь. Разыгрывая одно и то же представление на шаткой сцене со стандартными декорациями, неутомимые фигляры изо всех сил притворяются чудотворцами. Но чуда не происходит. И даже волшебства нет в этих вымученных пассах, рассчитанных на внешний эффект.
Тогда, выдавая себя за представителей мейнстрима, и даже обзаведясь для весомости более-менее ярким мастером, «вожаком», они сбиваются в стаи. В сообществах, в массовке, бесталанные люди чувствуют себя увереннее, безопаснее. Становятся более плодовитыми. Наглее себя ведут, вытаптывая вокруг себя всё, что выбивается за рамки негласно установленных правил. Иногда эти жулики от искусства даже способны на убийство. Впрочем, редко — на физическое.
Такими активистами во все времена забиты разнокалиберные кружки по интересам, любительские клубы, конкурсные комитеты и творческие союзы. Негласно договорившись о правилах, «великие комбинаторы» насильно подменяют искусство безвкусной имитацией, и с пылом берутся учить, диктовать, контролировать… Обезличивание, обесценивание всего, что находится за пределами их власти и компетенции, становится средством и целью для «ревнителей эстетического стандарта».
Мастерам такая власть, в отличие от воинствующих эпигонов, не нужна… Мастера не конкурируют друг с другом. У каждого из них свой путь, свой мир. Они идут, перекликаясь, перенимая и передавая опыт, формируя стили эпохи, школы, течения в искусстве. Не учат других, а лишь показывают чудо, не впадая в дидактику, удивляясь находкам у других мастеров, одинаково приветствуя единство и различия. Им не бывает тесно под солнцем.
Под авторитарным «прессингом» эпигонов многие ломаются, начинают верить, что вся эта чертовщина — нагромождение скучных слов, хаотических линий, случайно пришпиленных друг к другу звуков — и есть «истинное» искусство… Результат печален. Агрессивное эпигонство иногда определяет в эстетике целые направления и становится бедствием для культуры. Толстые журналы заумных, но невнятных стихов. Ворохи уродливых картин на престижных художественных выставках. Заунывные концерты рыхлой, аморфной, бессвязной музыки. Одни притворяются, потому что модно, другие плюются, потому что безобразно. Так прививается стойкая нелюбовь к поэзии, живописи, музыке, литературе.
Могучее эхо эпигонствующих «творческих натур» забивает голос мастера, к несчастью, послужившего «эталоном». Мастеру не сладко, ведь он, вольно или невольно, противопоставляется остальным, чаще всего - искусственно. И это вызывает раздражение, сказываясь на творческой репутации.
Таким образом, он превращается в заложника такого рода «почитателей и ревнителей», становится «сакральной жертвой» для ритуальной бесовщины, отталкивающей вменяемых почитателей безостановочным тиражированием оригинальных приемов в искаженном, упрощенном до примитива, гротескном, искалеченном виде. Обряд культурного пожирания, как правило, сопровождается громогласными панегириками. И возразить неловко. Бездарным не подражают.
Эта эстетическая трагедия стара, как мир. Таланты и поклонники. Кумиры и фанаты. Мастера и эпигоны. Не так страшен черт, как его «малютки»…

Послесловие:


Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
Гость      20:22 11.10.2018 (1)
Комментарий удален
     20:59 11.10.2018 (1)
Мастер - не означает праведник (черт всем страшен, да не все просто осознают что это за гадость).
Эпигоны часто отталкивают от мастера реальных потребителей культуры - вот о чем речь. на какое время - это уже второй вопрос. но вот так, кагалом - могут и отвращение внушить. и так бывает. 
Что такое "мастер эпигон сам себя"? эпигонство - вторичность, секонд хэнд. и если мастер начинает быть сам себе эпигоном - это деградация.
Мастер "не разделяет", действует как обычный ремесленник, разница - в результатах работы. Мастер делает уникальные вещи. обычный ремесленник - поделки и стилизации (т.е. подделки, имитации).

Вы, очевидно, смотрите с точки зрения "Мастера", а я так высоко не сижу - со стороны смотрю, на объективные процессы, происходящие в культуре.
За мастера я не особо переживаю. и не об нём речь в этой заметке.
Малютки объективную картину культуры искажают. уродуют. вот о чем речь.

Гость      07:53 12.10.2018 (1)
Комментарий удален
     08:23 12.10.2018 (1)
Мастер не разделяет, черти и ангелы - это лишь ваши/наши эгоистические фантазии, в реальности их нет. Какой уж тут может быть разговор о неких "внешних" эпигонах.

Я все написал выше. разговор тут не о мастерстве. и не о мастере. разговор - о подменах.
что касается чертей и ангелов - это на вас дао так действует, не все это мировоззрение абсолютизируют. есть люди, мастера, у которых конкретно есть демоны и ангелы, и которые НЕ ДАОСЫ.
а эпигоны внешние - не спрашивают какая система в башке у мастера, они свои коралловые рифы лепят не спрашивая согласия.

о деградации. будем реалистами. деградировавших стихотворцев я видел немало. мастеров, которые деградируют - видел мало. но их вообще как-то мало.
печальное зрелище.

Разница в результатах работы - для нас, у мастера там свои процессы в голове, я же пишу совершенно о другом.
в данном случае - я не на месте "мастера" нахожусь, это другой угол зрения.
а настоящему мастеру все до лампочки, согласен.
он даже не видит - сколько вокруг прилипал, а иногда и не прилипнет ничего к таким людям (бывает).
Насчет результатов и оценок - да, безусловно, вы правы. но речь не об этом здесь. хотя тема интересная, кто бы спорил=))

Мастер в неявном виде существует в каждом НеМастере, и всё дело в том, что второй не может увидеть первого, так как забит "культурой", "целями", "оценками"...

Отлить в граните=) Очень интересное наблюдение. и верное. вся эта суета сжирает главное. я об этом пишу в других статьях, но сформулировать вот так образно и красиво как у вас - не удавалось.

а вообще размывать границы - это модно. но я этого не делаю. можете считать меня максималистом, ограниченным, мракобесом, как угодно. но для меня есть объективные вещи, а есть субъективные. добро и зло тоже имеют границу между собой, и объективны. а не "субьективны и относительны".
возможно, кто то "видит иначе", я не возражаю, и не обесцениваю такую точку зрения. просто - иду мимо. не возмущаясь.
Гость      08:38 12.10.2018 (1)
Комментарий удален
     09:24 12.10.2018
Конечно) Согласен)
     17:33 11.10.2018

Гость      05:20 11.10.2018 (1)
Комментарий удален
     06:39 11.10.2018 (2)
2
Вот-вот! А мне тут кое-кто, было дело, мозг выносил. мол я мракобес ничего не понимающий в искусстве, и тупой старомодный ретроград!
Гость      10:11 11.10.2018 (1)
Комментарий удален
     10:27 11.10.2018
Ничего. переживем=)
тем более - мы ж не против, пусть всё живет и колосится)
     08:47 11.10.2018 (1)
Я только не понял, с чем связан "вот-вот".
С одобрением реплики о симфонической музыке или о футболе?
Кому-то частушки под гармошку милы, кому-то - симфонии.
И почему любовь к футболу обязательно должна быть показной?
     10:24 11.10.2018 (1)

К симфонической музыке,  в которой  слышен скрежет  металла и  грохот  парового  молота и  идиёты,  с  умилением  на лицах  слушающие эту  какафонию.

=)
     10:49 11.10.2018 (1)
Автор комментария не имел в виду авангардистскую музыку (поелику он о её существовании не в курсе).
Речь у него идёт о восприятии симфонической музыки вообще.
То есть речь именно о том "простом народе" (вспоминая простонародные времена Никиты Сергеича), для которого всё, что сложнее "Лебединого озера", уже и есть эта самая какофония.
     11:15 11.10.2018 (1)
Не, ну в сталинскую эпоху слушали "простые рабочие" и Шостаковича, и Прокофьева, и ничего. Я о том что много спекуляций вокруг "авнгардизма". Любое фуфло можно выдать за "арт-факт".
     14:08 11.10.2018 (1)
Ну... Не думаю, что любое фуфло.
Опять-таки эта дискуссия восходит по крайней мере ко временам (если не идти далеко в глубь веков) малевичского "Чёрного квадрата". В том смысле, что всегда есть некая группа экспертов, в которой можно выделить, в свою очередь, тоже несколько групп: специалисты, от народа давно оторвавшиеся и считающие себя кастой, которой доступны высокие тайны и наслаждения, и группа тех специалистов (просветителей в полном смысле слова), которые от народа не отрываются, и кто пытается объяснить слушателю (зрителю, читателю), внимающему их мнению, почему то-то и то-то является произведением искусства, а не фуфлом, как первоначально думал слушатель (зритель, читатель). Примеры экспертов первой категории приводить не буду, а вот за примерами экспертов второй группы далеко ходить не надо: тот же Соллертинский, та же Паола Волкова, Святослав Бэлза и другие.
Раньше именно эти категории и существовали: народ и его просветители. (Как в церкви: пастырь и паства, да?). Но наше время интересно именно тем, что появилась третья группа - "сами с усами". Народ, как говорится, взбунтовался. И не хочет верить и внимать экспертам-специалистам. "Сами разберёмся!", как в приснопамятные времена человеков с ружьём заявляют представители этой группы. "Чё вы нам лапшу на уши вешаете про всех этих Мондрианов и Булёзов с Сорокиными и Гринуэями! И без вас знаем, кто есть кто!" С другой стороны, подозрения "простого народа" в том, что все эти эксперты его попросту за нос водят, тоже не лишены оснований.
     14:20 11.10.2018 (1)

С другой стороны, подозрения "простого народа" в том, что все эти эксперты его попросту за нос водят, тоже не лишены оснований.

Еще как!

Кстати, никогда у Паолы, Соллертинского, Бэлзы не видел особых пристрастий к этой чертовщине. Их всегда б интересно слушать и читать (Игорь Соллертинский по прежнему интересен,, удивительно).
     14:28 11.10.2018 (1)
Опечатка.
Иван. Он - Иван Иванович Соллертинский.



Ну почему же... Паола Волкова рассказывала о довольно трудных вещах. Не только о Рафаэле. Хотя и Рафаэль тоже не так прост.
     15:32 11.10.2018
Да, Иван. это не опечатка. это я просто точно не помнил. ошибся. я не специалист)
Гость      19:14 10.10.2018 (1)
Комментарий удален
     23:33 10.10.2018 (1)
1
Ахха, ну вот я не совсем уже и бесполезный человек)
Гость      05:31 11.10.2018 (1)
Комментарий удален
     06:34 11.10.2018
1
Шо, от мово поведения будет зависеть?
     21:59 10.10.2018 (1)
На фоне нашего сегодняшнего разговора - 
     23:32 10.10.2018
1
Ну да, все одно к одному)
Рад ВАм, Лана))
Реклама