Память услужливо мне выдала этот фрагмент из романа А.С. Пушкина, видимо, чтобы я могла понять ситуацию и ее осмыслить!
И что же видит?.. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
XVII
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями трещит и машет;
Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,
Людская молвь и конской топ!
Но что подумала Татьяна,
Когда узнала меж гостей
Того, кто мил и страшен ей,
Героя нашего романа!
Онегин за столом сидит
И в дверь украдкою глядит.
XVIII
Он знак подаст — и все хлопочут;
Он пьет — все пьют и все кричат;
Он засмеется — все хохочут;
Нахмурит брови — все молчат;
Он там хозяин, это ясно...
Несколько мыслей ( буквально фрагментарно!) о памяти, разборе художественного текста и вообще о жизни.
Мы часто говорим: держи в себе ситуацию! Ситуация - это предполагаемые обстоятельства. Обратите внимание на свою жизнь: все, что в ней происходило, где-то в глубине остается, оно никуда не уходило, и если вас спросить:о чем? Вы никогда последовательно все не расскажите, что происходило, потому что большую часть не помните. Но если вас спросят об этом, то у вас начнет работать механизм восстановления. А если с вами давно что-то произошло , если вы увидите человека, который в той ситуации делал какое-то движение, к примеру, гасил сигарету, сказал какое-то слово, то у вас мгновенно вспыхнет в памяти эта ситуация, то, что вы ощущали, и память услужливо подскажет, что происходило на самом деле. Именно ассоциация поднимет с глубины необходимую ситуацию, так как наша память не линейна, она -синусоида.
Литература представляет собой модель человеческих отношений, читая произведение мы невольно его разбираем и очень часто допускаем грубейшую ошибку: главный критерий разбора( оценки, если так можно сказать) - это ВПЕЧАТЛЕНИЕ. Какое впечатление оставило художественное произведение? Но мы идем ЛИНЕЙНЫМ разбором текста (и поэтического, и прозаического): катрен за катреном, абзац за абзацем , и так от начала и до конца! А должно быть все иначе!
Все , что происходит , имеет массу причин. Когда с нами что-то случается и если нас "стукнуло", то мы хотим понять, почему это случилось? "Психологии человеческих глубин неисчерпаемы, бесконечны". Поэтому не с начала и до конца, а с конца к началу, с того момента, когда случилось, поиск причины: почему это произошло? А когда мы идем с начала, там нет критерия. Кто вызвал на дуэль: Грушницкий Печорина или Печорин Грушницкого? Оружие выбирает оскорбленный, тот, кто вызвал! В тексте романа оружие выбрал Печорин!
В анализе художественного текста вопрос всегда важнее ответа, так как он требует исследования. Что такое жизнь? Это и есть поисковая деятельность. Если поиска нет, то и жизни нет! Жизнь сама требует поиска, и только в процессе поиска существует ТВОРЧЕСТВО и больше никак не получается.
Скотинины, полу-скоты,
Онегиных нет и в помине,
Бугором быть дано Марине.
Я с мельницами не борюсь,
Синицей не даюсь в ладони,
А журавлем вверх устремлюсь,
И не не уволит, не догонит
Полу-петух и полу-гусь!