Заметка «Столетие Александра Солженицына»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.7
Баллы: 11
Читатели: 920 +3
Дата:
Предисловие:




Столетие Александра Солженицына


11 декабря 2018 года исполняется сто лет со дня рождения Александра Исаевича Солженицына.

Солженицын родился в городе Кисловодске на территории, занимаемой белогвардейской Добровольческой армией. С самого рождения был сиротой, поскольку его отец погиб за несколько месяцев до рождения сына. Живя с матерью в тяжкой нужде, как и вся наша несчастная Родина, уже в юности проявил блестящие способности, поступив и с отличием окончив физмат Ростовского университета. В юности же начал заниматься литературным творчеством и историческими исследованиями.

С 1943 года, после окончания военного училища, Солженицын воевал на фронтах Великой Отечественной войны, участвовал в  самых кровопролитных её сражениях: Курской битве и боях в Восточной Пруссии.  За свою доблесть фронтовика награждён боевыми орденами.
Практически в окопах был арестован и попал подобно десяткам миллионов своих соотечественников под «красное колесо» незаконных репрессий. Находясь в сталинских концлагерях, чудом пережил рак. ГУЛАГ же стал и основным «университетом» Александра Исаевича, окончательно сформировав его мировоззрение.

Написанный после освобождения рассказ «Один день Ивана Денисовича», в котором Солженицын подробно, детально и даже довольно суховато, как бы отстранённо описывает жизнь обычного узника ГУЛАГа, стал для советской литературы словно солнцем, вспыхнувшим в инфернальном мраке лжи, словно набатным звоном в безмолвном пламени всеобъятного пожара. Сгоряча разрешённое к публикации Хрущёвым, который увидел в рассказе лишь антисталинскую направленность,  впоследствии это произведение, как и все другие, опубликованные во время Хрущёвской оттепели,  было впоследствии запрещёно советской цензурой.

В «Архипелаге «ГУЛАГ» есть автобиографический эпизод, когда арестованного Солженицына этапируют с фронта в тюрьму и в течение какого-то времени проводят средь бела дня по многолюдным московским улицам. Солженицын описывает свои чувства, обуревавшие его в тот момент, как ему захотелось закричать что-то вроде «смерть тирану», но показалось – слишком мало народу было вокруг, да и не поняли бы наверное большинство, о каком таком тиране идёт речь. Промолчав тогда, Солженицын своим «Иваном Денисовичем» уже на всю страну, на весь мир рассказал о преступлениях сталинизма.

Солженицын был не единственным, кто писал о том, о чём все знали и молчали по эту сторону колючей проволоки, но судьба распорядилась так, что он стал первым, кто сумел сказать об этом во весь голос прямо и честно. Александр Исаевич вообще во многом был первым. Был, если можно так выразиться, первым и главным диссидентом СССР, при этом сам себя диссидентом никогда не считал, а только писателем. Первым среди советского диссидентства в своих литературных произведениях однозначно заявил, что абсолютном злом являются не только пороки культа личности Сталина, абсолютным злом является сам кровавый коммунистический режим, тоталитарная коммунистическая партия и насквозь лживая и бесчеловечная коммунистическая идеология.

Беспрецедентный труд Солженицына «Архипелаг «ГУЛАГ» - не просто колоссальный по содержанию подробнейший документ о геноциде российского народа коммунистической властью. Это, пожалуй, главный обвинительный акт против коммунизма, составленный Солженицыным на основе как собственной биографии, так и сотен свидетельских показаний, скрупулёзно и беспощадно разрушающий все мифы советской пропаганды.  «Архипелаг «ГУЛАГ» - настоящий приговор коммунизму.

В эмиграции, куда его насильно выслала советская власть, Солженицын закончил своё многолетнее историческое исследование, повествованье в отмеренных сроках «Красное колесо» о причинах установления большевистского режима в России. Что-то равное этому фундаментальному труду уже вряд ли будет создано.

Александр Солженицын – гениальный русский писатель, чьи произведения отличаются восхитительно неповторимым, сочным русским языком, от которого получаешь невероятное наслаждение. Он создал сложнейшие по содержанию и глубочайшие по описанию образов персонажей романы «В круге первом» и «Раковый корпус». При этом Солженицын был и превосходным творцом коротких рассказов, представляющие собой истинные бриллианты русской литературы. По сути стал основоположником особого поджанра – двучастных рассказов. Солженицын являлся прямым наследником первых по значению писателей Золотого века русской литературы, особенно Ф.М. Достоевского. Недаром в 1970 году Нобелевская премия по литературе была присуждена Александру Исаевичу с формулировкой «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы».

Солженицын с полным правом можно назвать великим мыслителем и общественным деятелем России, обладавшим высокой нравственной силой и духом. Его призыв к народу «Жить не по лжи» - не просто красивая фраза, это один из главных нравственных принципов, по которому неукоснительно жил сам великий писатель, подавая тем самым пример для всех нас. Солженицын всю свою жизнь нёс народу свет правды, какой бы неприятной она не была. За это у него всегда было огромное количество ненавистников и злопыхателей – и в СССР, и в эмиграции, и по возвращении в новую Россию. Как блестяще выразился сам писатель, «потёмщики света не ищут».

Солженицын всегда был патриотом своей Родины, всей душой болеющим за её судьбу. Недаром он в эмиграции так и не принял гражданства ни одной зарубежной страны. Он как мог пытался исправить развитие страны, во многом предвидя грядущие события. В 1990 году в своей статье «Как нам обустроить Россию» Солженицын пророчески  написал о неизбежности развала СССР, во что тогда могли поверить немногие, и о необходимости объединения Русского мира, в частности, о создании на новых основах союза России, Белоруссии и Украины. При этом он указывал на серьёзную угрозу со стороны западных украинцев, ненавидящих русских, с чьей русофобией в полной мере столкнулся ещё в ГУЛАГе.

Вернувшись из эмиграции в 1994 году, проехав почти по всей стране от Владивостока до Москвы, он воочию увидел и категорически выступил против того, как на обломках коммунизма возникает вовсе не демократия, провозглашённая в нашей Конституции, а олигархия, власть воров в белых воротничках, оказавшихся в нужное время в нужном месте и беспощадно грабящих народ. Он жёстко выступил против, как я называю этот процесс, преступного расчубайсивания России. В это же время Солженицын стал говорить и об очередном предательстве и обмане России Западом, о постепенном, но неуклонном наступлении Запада на нашу страну по всем направлениям и его стремлении подчинить себе Россию, развалить её и разделить на сферы влияния.

Самый великий русский XX века, гений и пророк, настоящий праведник и мыслитель библейских масштабов, Солженицын навсегда останется олицетворением Совести русского народа,  Совести России.


Обсуждение
23:03 24.08.2022(1)
3
«Маленький желтый утенок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мною и пищит:»Где мря мама? Где мои все?»
А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик - перевернутую корзину без дна - отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.
И в чем тут держится душа? Не весит нисколько, глазки череые-как бусинки, ножки - воробьиные, чуть-чуть его сжать и нет. А между тем тепленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и желт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.
А мы - мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмемся,- за двадцать минут целый мир перепашем.
Но никогда!- никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать,- не смонтируем вот этого невесомого жалкенького желтенького утенка».
Александр Солженицын»Утенок»


Что особенно ценю в Человеке, в Авторе - вот это человеческое, сущее начало… Когда ни что не может разрушить в нас, людях самое главное - человеческое сущее. Таким был Александр Солженицын! 
10:01 21.05.2025(1)
-1
Солженицын был заклятым врагом нашей страны и многое сделал для ее развала. Это тоже надо учитывать.
10:47 21.05.2025(1)
1
Он сам за себя сказал, Кирил. Согласитесь...
10:50 21.05.2025(1)
Он много чего сказал. Вы что имеете в виду?
11:17 21.05.2025(1)
1
Я имею в виду - он ответил уже Вам. Встречный вопрос! Почему решили вспомнить Александра Исаевича? Посмотрела на дату своего комментария - удивилась... 
11:26 21.05.2025(1)
Да так, случайно набрел на статью и заинтересовался. На дату не посмотрел, извините.
А где это Солженицын мне ответил? Не понял, если честно.
11:46 21.05.2025(1)
1
Все ответы почти всегда зависят от того, кто хотел бы найти истину, Кирилл. Если ваше желание ограничено поиском только негативного мнения об ответчике - Вы истину не сможете найти. Если рассказ об "Утёнке" не смог открыть вашему сознанию истину, нужно продолжить поиски. Не отказываясь от объективного мышления. А затем поинтересуюсь у Вас следующим: "Вы, читали Молитву Солженицына?"
12:12 21.05.2025(1)
Нет, я не ищу негативного мнения о Солженицыне, его и без меня хватает. Я ищу как раз истину во всем ее многообразии. А "Молитву" Солженицына только что прочитал. Как и "Утенка".
А.И.Солженицын был очень сложной и противоречивой личностью. С одной стороны - предатель, с другой - несомненный талант. Не он один такой, конечно. Но Солженицын был знаковой фигурой, непререкаемым авторитетом для одних и заклятым врагом для других. И мало кто пытался оценивать его объективно и беспристрастно. Слишком это сложно.
14:07 21.05.2025(1)
1
В таком случае, предлагаю найти истину в другом положении. Поставьте себя на место самого Солженицына, который попал в тяжелейшие условия для выживания, принявшего свою судьбу, как испытание. Попробуйте прожить себя в его жизненных условиях, чтобы понять - достоин он был уважения или нет? 
14:39 21.05.2025(1)
Достоин, безусловно! Разве я против? Но, с другой стороны, не только он оказался в таких условиях. Но другие почему-то не возненавидели свою страну и не стали предателями. Хотя тоже приняли свою судьбу, как испытание. И разве они не достойны уважения?
Нет, дело не только в этом! Все гораздо сложнее.
16:13 21.05.2025(1)
1
"Но другие почему-то не возненавидели свою страну и не стали предателями..."

Остаётся выяснить другое, и сравнить ответы... По какому признаку Вы судите о человеческих достоинствах? Как выглядит лично для Вас предатель? Как его узнать? 
17:32 21.05.2025(2)
Как узнать предателя? По поступкам, больше никак! А выглядеть он может по-разному, даже вполне пристойно.
20:47 21.05.2025(1)
Что же такого предательского сделал Солженицын? Разберём поступки по факту. Что лично Вам не нравится? Назовите вслух эти поступки.
20:56 21.05.2025(1)
А активное участие в "холодной войне" на стороне Запада против СССР разве не предательство? Или этого не достаточно?
21:27 21.05.2025(1)
3
Я не изучала политику настолько, чтобы судить предательство Солженицына. Человеком был Настоящим по факту. Сам о себе много рассказал. Осуждал несправедливость и поддерживал добро и человечность. В таких людях не может быть предателя. Очень сильным и стойким человеком был. Много пережил, и при этом не потерял человеческое лицо... Не обозлился на людей. 
"Что высоко у людей, то мерзость перед Богом! Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал…" 
Александр Солженицын

"Сытость совсем не зависит от того, сколько мы едим, а от того, как мы едим! Так и счастье, так и счастье, Левушка, оно вовсе не зависит от объема внешних благ, которые мы урвали у жизни. Оно зависит только от нашего отношения к ним! Об этом сказано еще в даосской этике: «Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен.»
Рубин усмехнулся:
– Ты эклектик. Ты выдираешь отовсюду по цветному перу и все вплетаешь в свой хвост.
Нержин резко покачал рукой и головой. Волосы сбились ему на лоб. Очень интересно оказалось поспорить, и выглядел он как мальчишка лет восемнадцати.
– Не путай, Левка, совсем не так! Я делаю выводы не из прочтенных философий, а из людских биографий, которые рассказываются в тюрьмах. Когда же потом мне нужно свои выводы сформулировать – зачем мне открывать еще раз Америку? На планете философии все земли давно открыты! Я перелистываю древних мудрецов и нахожу там мои новейшие мысли."
Александр Солженицын


"Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя.

А.И.Солженицын, "В круге первом"


Может быть эти его рассуждения помогут Вам увидеть правду. 
23:24 21.05.2025(1)
А Вы разве были лично знакомы с Солженицыным? Откуда знаете, каким он был человеком? И что значит "Настоящим по факту"? Так-то все настоящие, а если с большой буквы, то как определить, Настоящий человек или нет? Чем он отличается от нас, простых смертных?
Какую несправедливость он осуждал? Если ГУЛАГ, то он сам от него жестоко пострадал, как тут не осуждать! И когда он поддерживал добро и человечность? В СССР всего этого было через край, но Солженицын ничего этого не замечал, видел только плохое. Он был очень сильным и стойким человеком, иначе в ГУЛАГе было просто не выжить. А вот насчет того, что он не обозлился на людей, не могу согласиться, факты говорят об обратном.
И зачем приводить его цитаты? Все это прекрасно, но слишком расходится с реальными делами Солженицына. А утверждать, что "в таких людях не может быть предателя", - это значит отрицать очевидное. Как еще можно назвать его подрывную деятельность?
Я понимаю, что Вам хочется его оправдать. Кумирам все прощают, на то они и кумиры. Но ведь есть заповедь "не сотвори себе кумира"!
В каждом из нас имеется светлое и темное начало. Но у кого-то темного совсем мало, у кого-то много, и это соотношение постоянно меняется. В Солженицыне всегда было сильно темное начало, и это постоянно проявлялось в его практической деятельности, и не только литературной. Но я его не осуждаю, а пытаюсь понять. И простить. Предательство - самый страшный грех, и простить его труднее всего. Но закрывать на него глаза - не выход. Чтобы простить грех, надо его признать.
Если бы Вы ненавидели советское прошлое, все было бы понятно. Но Вы вспоминаете о нем с теплотой. Но при этом с таким почтением относитесь к Солженицыну - заклятому врагу СССР. Не понимаю, как это можно совмещать?
Так что правду я вижу, и Вам того же желаю.
07:36 22.05.2025(1)
1
"Так-то все настоящие, а если с большой буквы, то как определить, Настоящий человек или нет?"

Убийцей не был. Все грехи человека оставлял на суд Божий. И молился так, как молится человек, наделённый терпением. 

"Какую несправедливость он осуждал? "

Незаслуженно осуждённых. Несправедливость всегда одна, Кирилл. Всем надо научиться судить сначала себя, а потом уже думать о поступках других. Экзюпери писал:"Судить себя намного труднее, чем других". Почему-то себе человек готов прощать любое зло. А в другом готов осудить даже безобидность и любовь. 

"И зачем приводить его цитаты"

А как без них? Вот Вы со мной говорите при помощи чего? Слов... Правильно... Людям дан язык человеческий
для того, чтобы находить путь к истине. А иначе зачем знать слова? Солженицын писал для того, чтобы его видели, слышали. Наверное так...

"Я понимаю, что Вам хочется его оправдать."

Кто я такая, чтобы это делать? 
Вы сами обратились ко мне. 
08:04 22.05.2025(1)
Убийцей не был? А предательство - это так, мелочи? И откуда можете знать, как он молился?
Незаслуженно осужденные были всегда, и сейчас есть. А с тем, что надо сначала научиться судить себя, полностью согласен! Сам постоянно так делаю. И продолжаю грешить. А кто-то ведь действительно прощает себе любое зло. Или своим кумирам, как Вы Солженицыну. А они ведь такие же люди, и человеческая мораль на них точно так же распространяется. Но я не осуждаю Солженицына, просто не закрываю глаза на факты.
А слова - это прекрасно, но если они расходятся с делом, цена им невелика. А Ваше желание оправдать Солженицына вижу и понимаю. Не понимаю только, как можно так им восторгаться и одновременно с такой теплотой вспоминать ненавистный ему СССР.
А что к Вам обратился, каюсь, конечно. Думал, в этом нет ничего предосудительного.

09:42 22.05.2025(1)
Одного не понимаю. Вы чего хотите от меня? Чтобы я признала Солженицына предателем? Зачем мне это? "В человеке я ищу, прежде всего свет, толщина свечи меня не волнует..." Так говорил Экзюпери. Мне понравился рассказ Солженицына об утёнке. Смысл отражён духовной близостью между нами, людьми. Поделилась с другими в комментарии его рассказом. Позицию Солженицына, предатель он или нет, я не обсуждала, Кирилл. Вы обратились ко мне с какой целью? Чтобы что? Говорите начистоту...
09:59 22.05.2025(1)
Да ничего я от Вас не хочу. Не хотите признавать неприятных фактов - Ваше право, факты от этого никуда не денутся. Для меня важна реальность во всей ее полноте: и свет, и тьма, которую я тоже не могу игнорировать. А обратился я к Вам вообще без всякой задней мысли, не надо ее искать. Просто понять не могу, как можно быть одновременно за Солженицына и за Советский Союз. Тут надо выбирать что-то одно. Вам так не кажется?
11:30 22.05.2025(1)
Я думаю на этот вопрос Вам сможет ответить только автор этой заметки. Я не изучала биографию Солженицына настолько, чтобы объективно поддерживать какое-либо мнение. 
Я смотрю на Александра Солженицына, как на человека, обладающего даром хорошего писательского мастерства. Это литературный сайт, прежде всего. 
11:55 22.05.2025(1)
Спасибо, что напомнили, что это литературный сайт, а то я и забыть могу! Я же не профессиональный литератор, многих условностей не знаю. А биографию Солженицына я знаю достаточно хорошо, читал некоторые исследования, да и с логикой и здравым смыслом у меня все в порядке. Хотя, действительно, даже некоторые великие писатели были далеко не ангелами в обычной жизни. Но меня волнует не только их писательское мастерство, но и моральные качества тоже. Не умею полностью отделять одно от другого, да и не понимаю, как это можно в своем творчестве быть одним, а в жизни - совсем другим. Хотя таких авторов и на Фабуле хватает.
А позицию автора заметки я уже понял, он за Солженицына. И точно не станет с такой теплотой вспоминать советские годы, как я или Вы.
13:13 22.05.2025(1)
Насколько я успела понять у Солженицына были проблемы с тем, чтобы свободно печататься. Значит это говорит о том, что он не был двуличным. Рассказал о своих переживаниях, не оправдывая зло, и не отказываясь от добра. Именно по этой составляющей у писателей получается стать интересными. Достоевский, Толстой, Чехов и многие другие классики. Все они были поводырями к истине человеческого существования. Рэй Брэдбери, Хемингуэй, Коэльо.., Все эти люди искали путь через философский подход к нашей жизни. На собственном опыте делали выводы, проживали переживания за других по факту. Только любовь к другим будет способна нас всех исцелять, Кирилл. Без этого никому не выжить. Окажись Вы рядом с убийцей, чтобы понимать нужду в своей жизни, о чём Вы его попросили бы? Сложный вопрос, понимаю. Но я не требую ответа. На этот вопрос уже ответили и Толстой, и Достоевский. И все те, кто переживал за любого человека, независимо от того, кем он был. Есть человеческая любовь. Когда не умеешь не любить. 
Что касается отношения автора заметки к советским временам - думаю на этот вопрос Вам лучше получить ответ от самого автора. Говорить за других с уверенностью, как минимум не порядочно. 
14:26 22.05.2025(1)
Проблемы с тем, чтобы свободно печататься, тогда были у всех. И у двуличных в том числе. Цензура не дремала, обмануть ее было трудно. Многих писателей тогда не печатали, но они, тем не менее, не шли на измену Родине, а пытались разными способами обходить цензурные барьеры.
То, что Солженицын не оправдывал зло, от которого сам пострадал, понятно и естественно. Но ведь он не обличал так же зло, которое его поддерживало! Если и критиковал, то осторожно, в рамках дозволенного. И активно его поддерживал в борьбе с "империей зла" - нашей Родиной! И от какого добра он не отказывался? В СССР добра было сколько угодно, но Солженицын от него отказался, а другого так и не нашел. Разве можно его ставить в один ряд с Достоевским, Толстым и Чеховым? Хотя многие ставят, конечно.
А что такое любовь к людям, я знаю не хуже Вас, Ирина, и учить меня этому не надо! Для меня это не просто слова! И к чему здесь этот вопрос про убийцу, тоже не понял. Я бывал в экстремальной ситуации и знаю, что это такое. И все время переживаю за людей, близких и не только.
А о своем отношении к советским временам автор прямо сказал в своей заметке. Вы ее читали? Да, я, конечно, не Солженицын, которому все простительно, но Вы все же будьте, пожалуйста, поосторожнее с обвинениями в непорядочности. Это уже оскорбительно.

16:14 22.05.2025(1)
Ответьте честно. Вы всех тех, кто восхищался рассудительностью Солженицына назовёте тоже предателями? Если Вы с уверенностью обвинили его в предательстве. 

" И к чему здесь этот вопрос про убийцу, тоже не понял."

Подумала о том, что пережил Солженицын в лагерях, чтобы не судить больше. Я не умею судить за муки, за страдания, которым подвергают человека такие же человеки. У меня есть только переживание и боль. 
А Вы сами смотрите. Как Вам легче так и поступайте. 
Неужели Вы до сих пор не поняли, что в этом утёнке Солженицын видел самого себя. Перечитайте и посмотрите на утёнка, как на себя самого. Может быть поймёте мысль автора. 
17:44 22.05.2025(1)
Я вроде бы никого, кроме самого Солженицына, предателем здесь не называл. И в чем заключатся его рассудительность, которой надо восхищаться?
Что пережил Солженицын в лагерях, я могу себе представить. Сам много чего пережил, и знаю, что почем. Но какое это имеет отношение к его предательству? Многие прошли через лагеря со всеми их ужасами, но почему-то не стали предателями, не перешли в "холодной войне" на сторону врага. И не озлобились, а были только рады, что наконец-то весь этот кошмар закончился! Да ведь и Солженицын поначалу поддерживал Хрущева в его "антисталинских" разоблачениях, пока не решил, что лучше ориентироваться на Запад. Я очень сочувствую Солженицыну, но точно так же сочувствую и другим людям, прошедшим через те же муки, как и всем остальным страдальцам. Или их переживания и боль не так важны?
И почему Вы решили, что в этом утенке Солженицын видел самого себя? И почему я должен был до этого догадаться? Разве это так очевидно? Вы можете понимать это так, другие - иначе. В принципе, в этом образе можно увидеть каждого из нас.

23:41 22.05.2025(1)
Не имею понятия почему Вы решили именно мне написать в комментарии, кто такой Солженицын?  Могли просто оставить свой комментарий автору заметки. 
 Хотели от меня лично узнать мнение? Мне не интересно в политике тех лет искать предателей, честно. Это литературный сайт. Мо интерес больше всего сводится к общению на темы об искусстве. 
Спасибо за общение. Мне Солженицын интересен как автор многих интересных рассуждений. Также, как Энтони де Мелло, также, как Нельсон Мандела. И многие другие. Вот и всё. Я не ищу причины для того, чтобы придираться. Они были интересными. Вот и всё. 
06:32 23.05.2025(1)
Почему я к Вам обратился? А к кому ж мне еще обращаться? Автора заметки я совсем не знаю, да и выяснять отношения не хочу. Это достаточное объяснение?
Вы мне уже второй раз напоминаете, что это литературный сайт, но я это и сам знаю. И напоминаю об этом другим авторам только в случае откровенного хамства и провокаций, иначе это выглядит как попытка поставить собеседника на место.
Мои интересы не ограничиваются одним искусством, меня интересует жизнь во всей ее полноте, включая политику. И Нельсон Мандела для меня не только автор интересных рассуждений, но и политический деятель, бывший президент ЮАР. Меня тоже притягивает светлая сторона жизни, но и темную я не могу игнорировать, это ей только на руку. Да и как игнорировать, если она на каждом шагу? Как и светлая.
Для меня нет чужих страданий, и простых людей мне жаль ничуть не меньше, чем знаменитых. А с человеческими страданиями я сталкиваюсь каждый день, и это очень тяжело.
Все люди интересны. Особенно противоречивые. И как можно видеть в них только светлое, а темное игнорировать - просто ума не приложу!
И Вам спасибо за общение! А придираться действительно не надо!

07:21 23.05.2025(1)
"А придираться действительно не надо!"

В таком случае, оставьте меня в покое. Прислушайтесь сами к своим словам, 
07:32 23.05.2025(1)
Я что, к Вам пристаю? Сами начали эту дискуссию.
09:53 23.05.2025(1)
-1
Вот теперь всё встаёт на свои места. Со стороны другие смогут судить объективно о том, кто начал, а кто находился в недоумении такого повышенного интереса  к себе. 
Вы мне напомнили образ ревнивой и завистливой женщины, которая любой ценой пыталась поймать соперницу на слове. 
В Вашем ответе нет нужды. 
На всякий случай предупрежу. Чтобы не тратили время на слова. Не интересно больше.
12:23 23.05.2025
Спасибо за сравнение! Уязвить хотели? Не получится!
Говорить нам действительно больше не о чем. До свидания!
17:40 21.05.2025(1)
1
На каком основании Вы считаете Солженицына предателем, почему полагаете, что он возненавидел Россиию?
Лично я не знаю большего патриота, чем Солженицын.
17:55 21.05.2025(1)
Просто не закрываю глаза на общеизвестные факты. А Вашего личного отношения к Солженицыну разделить не могу, к сожалению. Стараюсь по возможности быть объективным.
18:17 21.05.2025(1)
Просто не закрываю глаза на общеизвестные факты. 


А что-то конкретное? Кроме "общеизвестных" "фактов". Мне никакие такие факты неизвестны. 
18:38 21.05.2025(1)
Ознакомьтесь с биографией Солженицына. Многое узнаете.
08:40 22.05.2025(1)
Отсидишь десять лет за критику власти, не за предательство, сразу полюбишь её. Прошу не путать прислуживание власти с любовью к Родине.
08:46 22.05.2025(1)
А я и не путаю Родину с начальством. Власть меняется, а Родина остается. Многие сидели, но остались патриотами.
14:44 22.05.2025(1)
Александр Красилов
Да Родина остаётся...
А вот труп у неё из головы извлекли, не оставили...
И это правильно.
14:48 22.05.2025(1)
-1
Вы это о чем? Что это за намеки?
15:24 22.05.2025(1)
-1
Александр Красилов
За новостями следить надо.
А не балаболить...
15:35 22.05.2025
-1
Это кто балаболит? Вы все же выбирайте выражения, пожалуйста! И о каких новостях речь?
08:28 11.12.2018(1)
Александр Паршин
Не люблю читать статью в Интернете, где навязывается чья-то мысль. Люблю лишь факты и цифры.
И люблю историю России.
Вот в 1970 году в разгар холодной войны Солженицын получает Нобелевскую премию. Ответьте, пожалуйста, кто-нибудь на два вопроса:
1) За что он получил Нобелевскую премию (про его «Архипелаг ГУЛАГ» тогда ещё никто не знал)?
2) Кто выдвинул его на Нобелевскую премию?


23:06 24.08.2022
Если логически рассуждать, можно ответить на ваш вопрос, Александр. Но это мое предположение, прошу это учитывать…Ответ: те, кто хотел бы купить его Совесть… Получилось или нет, решать вам…
22:01 10.12.2018(1)
2
Анатолий Комогоров
Прекрасная статья! Полностью согласен с автором, спасибо.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
"Солженицын всегда был патриотом своей Родины". Патрио́т. Через французский язык, где это слово получило особое хождение и вес в дни революции 1789—1793 годов; пришло оно из поздней латыни. Там «patriota» имело значение: «тот, кто любит родину, отечество» («patria» — от «pater», «отец»). Вот почему нельзя говорить «патриот своей родины»: получается «масло масленое».
23:05 10.12.2018
1
Спасибо Вам за неравнодушие и комментарий)
02:58 11.12.2018
1
Борис Костинский
Отлично написали, Андрей! О таком событии нужно говорить, ибо сейчас Солженицын не в чести и многие о нём почти ничего не знают.
Александр Исаевич был очень сложной и противоречивой личностью, далеко не всё в его мыслях и высказываниях можно принять за истину, но факт остаётся фактом - Солженицын вошёл в мировую литературу и историю на века! А уж его призыв "Жить не по лжи!" стал подлинным путеводителем для тысяч и тысяч не только в России, но и на всей нашей планете.
Гость20:33 10.12.2018(1)
Комментарий удален
20:41 10.12.2018
-1
Пономаренко Николай Николаевич
" Про Гулаг он конечно писал сказки, это подтверждают те, кто так же сидел в лагерях."
Так и сейчас подтверждают некоторые те, что Путин спаситель России.
А по факту - предатель!!!
Так и во времена Солженицына были лизоблюды!!!