Предисловие:
Дюрренматта всегда было сложно ставить на сцене, ну сложный он дядька. Его драматургия это конгломерат из социальной психологии, футурологии, демонологии и много чего еще, и поэтому любой режиссер берущийся за такое неблагодарное дело, должен сто раз подумать, а еще не раз задуматься прежде чем отрезать. И только подумайте, как сложно органично выстроить на сцене появление Лукавого в маленьком городке и карающего всех его жителей до одного, походя завладевая их душами. Воланд на мой взгляд, был гуманнее к жителям Москвы, чем демоническая аватара Клары. И когда Клара сказала главную фабулу действа: "Этот город сделал меня шлюхой, а я сделаю из него бордель", жители Гюлена уже не поняли, что теперь Бездна смотрит в них.
Но Илиан Ронен, работая над этим спектаклем и подумал хорошо, но и резать не стал... Он стал творить, что ему весьма удалось.
Архитектура спектакля, всегда опирается на определенные точки опоры, бывает, что свита играет короля, бывает и наоборот, но тут Илиан Ронен построил все так, что с одной стороны прекрасно подобранная свита вроде бы играла королеву, но с другой стороны, королева доминировала надо всем. Клара, Людмилы Титовой буквально потрясла глубиной изображения характера и буквально инфернальной элегантностью. И свита была под стать... Трагический Илл Василия Бочкарева, верящий и не верящий в близкую черную пропасть. Чиновник-конформист в исполнении Александра Клюквина, абсолютно синтетически сыгравший переход от дружелюбного земляка, до холодной убийцы протягивающего инструмент суицида марки Вальтер Р-38. Василий Дахненко, которого я даже сначала не узнал в штатском и который, не смотря на сутану, очень профессионально обращался с карабином Маузера, Мария Дунаевская едина в четырех лицах играя сразу четыре роли и ни в одной из них не повторившаяся. Виктор Низовой, буквально растворившийся в роли полицейского (хотя на мой вкус, ему надо бы было вместо фуражки ввести в костюм каскетку немецкого полицейского, к маузерам и вальтерам массовки, это было бы органичное добавление). Кстати на счет карабинов Маузера, очень повеселил штрих, когда хористы поющие жалостный реквием по убиенному ягуару, поют с ружьями на ремне.
И очень в тему были двухуровневые декорации и безусловно, блестящее решение с интегрированным в спектакль театром теней. Про живой почти Шекспировский лес, это вообще воссторг.
Еще хочу отметить работу Художников спектакля Лили Бен-Нахшон Аарон и Анат Штерншус Бедани. Великолепное костюмное и цветовое решение спектакля. Анатомические бронежилеты Тоби и Роби, это просто восторг. Ну а тонкое психологическое нарастание желтого цвета в композиции, которое начиная от желтых ботинок и заканчивая к финалу полностью желтым ансамблем костюмов, показывает степень и градацию захвата душ демоном стяжательства, это вообще высочайший класс. И тончайший органический хореографический флер, вносящий в спектакль непревзойденную пластичность, прекрасная работа Н.В. Цибульской.
В общем большое спасибо Театру и Коллективу. Короче рекомендую.