Заметка «Парадоксы современной российской литературы» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 13
Читатели: 1057 +1
Дата:

Парадоксы современной российской литературы

Интересная статья. По-моему, это и нам: как не надо писать.
Ссылка

INOSMI.RU

Джаудат Хошияр

Советская пропаганда не уставала повторять, что народ СССР — самый читающий в мире, однако нам известно, что граждане США, Англии, Франции, Испании, Германии и Италии читали больше, чем советские граждане до распада Советского Союза, а также больше, чем жители современной России.

Однако мы можем сказать, что русский народ — не советский — серьезнее всех относился к чтению литературы и проявлял наибольший интерес к высокой культуре и изобразительному искусству. Возможно, нехватка книг и других развлечений является одной из причин такого повышенного внимания, но, в любом случае, не главной.

Высокая литература всегда была одним из факторов формирования русской личности: литературные гиганты из числа поэтов и писателей — учителя народа. Они играют важную роль в формировании духовных, художественных и эстетических ценностей читательской аудитории. Именно эта роль подтолкнула поэта Евгения Евтушенко к тому, чтобы заявить: «Поэт в России — больше, чем поэт». Эти слова стали названием его знаменитого стихотворения, и к ним часто обращаются российские интеллектуалы и писатели. По этой причине будет справедливо сказать, что писатель в России — тоже больше, чем писатель.

Мне довелось увериться в этом, когда я был студентом и учился в Москве в 60-х годах прошлого века. Тогда значимость человека, особенно в глазах представительниц прекрасного пола, в немалой степени измерялась глубиной его общей культуры, тем, насколько хорошо он знаком с шедеврами русской литературы и зарубежного искусства. Мужчине было довольно трудно произвести впечатление на женщину, если он не был знаком с лучшими образцами литературы и других искусств.

Здесь я имею в виду реальный случай, который произошел с моим иракским коллегой, который продолжал свое обучение в Москве. Мой коллега слышал, что лучший способ впечатлить российскую девушку — говорить с ней о литературных шедеврах и обсуждать их содержание. Однажды он похвастался перед своей новой подругой, что усердно читает роман Льва Толстого «Анна Каренина». Известно, что произведение великого писателя начинается со строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Конечно, девушка прочла этот замечательный роман, возможно, даже не один раз, поскольку его чтение было частью программы по литературе в средней школе. В надежде узнать, каково впечатление иностранного студента от этой книги, она произнесла: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Иракский студент ответил: «О, я еще не добрался до этой страницы!» Девушка посмотрела с удивлением и навсегда покинула его.

Большой интерес к литературе в советское время связан с тем обстоятельством, что после введения в стране обязательного образования миллионы рабочих и крестьян научились читать и писать. Однако тоталитарный режим подавлял личную инициативу, и литература в значительной степени стала альтернативой политической оппозиции, представляя собой параллельный, воображаемый мир, в котором можно было забыть о страданиях, психологическом давлении и нарушении личных прав и свобод.

Каждый был поглощен поиском новых изданий и пытался различными способами получить копию любой запрещенной русской или зарубежной книги. Иногда книги приобретались на черном рынке по цене вдвое выше официальной. Это были, к примеру, все произведения Франца Кафки, полностью запрещенные и отсутствовавшие на российской литературной сцене вплоть до 1965 года, когда были изданы сборники его рассказов и романов в переводе на русский язык.

В Москве новости о выходе новой книги разносились молниеносно. В день, когда книга появлялась в продаже, желающие ее купить с раннего утра выстраивались в длинную очередь перед каждым книжным магазином столицы.

Стоимость книги составляла около двух рублей, и десятки тысяч экземпляров исчезали в течение нескольких часов. К счастью, я мог легко получить копию, хоть и по высокой цене.

Я знал девушку, работавшую продавщицей в «Доме книги», — так называется один из крупнейших книжных магазинов в центре Москвы. Главным образом с ее помощью я получал новые книги выдающихся русских и зарубежных писателей и поэтов.

Однажды она сказала, что, если я в этом заинтересован, она может достать для меня копию Кафки за двадцать рублей. Я заплатил двадцать рублей и был ей крайне благодарен. Сегодня, каждый раз, когда я прикасаюсь к этой книге в моей личной библиотеке, я сразу вспоминаю свою подругу — красивую девушку, которая продавала книги в самом центре Москвы.

Идеологическая цензура и склонность к запретному

По иронии судьбы, идеологическая цензура издаваемых произведений сформировала литературный вкус миллионов читателей в России, играя на руку авторам запрещенных книг. Подобные авторы прибегали к публикации своих книг в западных странах, что приводило к запрету на их продажу в России. Автора обличали, могли поместить в психиатрическую клинику или вовсе высылали из страны и лишали советского гражданства. В то же время для книги такой запрет был лучше всякой бесплатной рекламы. Распространение копий книг по стране, напечатанных на пишущей машинке или втайне воспроизведенных при помощи примитивных методов копирования, было проявлением любви к запретному. Копии распространялись, подобно лесному пожару, потому что читатели полагали, что если книга запрещена, значит, она должна быть хорошей или, по крайне мере, интересной. Зачастую одна копия столько раз переходила из рук в руки, что становилась непригодна для чтения.

Литература и экономические потрясения

Во времена политических потрясений и переходных периодов общество дичает, что имеет катастрофическое влияние на культуру, литературу и степень увлечения чтением. Люди, за исключением небольшого количества профессионалов, более не любят литературу, ведь главной заботой подавляющего большинства из них становятся безопасность и пища, а не покупка и чтение книг. Этот факт ярко проявляется в каждой стране, в которой происходят существенные перемены при смене власти или серьезные экономические кризисы, и Россия не является исключением из этого правила.

После распада Советского Союза в начале 90-х годов Россия столкнулась с экономическим кризисом и снижением уровня жизни всего населения, за исключением немногочисленного слоя обеспеченных граждан, которые приватизировали богатства, а также государственную собственность. Это было в эпоху Ельцина, которая стала свидетельницей многих неудачных экономических реформ при переходе к рыночной экономике и в то же время появления свободы мнений, отмены идеологической цензуры, упразднения государственных издательств и учреждения частных. При этом с течением времени работа этих издательств перестала ограничиваться изданием и распространением книг, она также включала их продвижение в широких масштабах через средства массовой информации и в целом деятельность в области культуры.

Возросшие цены на книги этих издательств в условиях экономического кризиса привели к сокращению количества читателей. По данным последних исследований, 40% россиян никогда не читают книг, 50% их не покупают, 34% из них не имеют в своих домах ни одной книги, а 80% граждан не читают бумажных газет и журналов (так к тексте — прим. ред.). Нынешнее поколение предпочитает легкое и быстрое чтение на страницах социальных сетей. Ежегодно сокращается количество книжных магазинов в Москве и других городах, а те, что остались, наряду с книгами продают картины, подарки и канцелярские принадлежности, а иногда мы обнаруживаем, что часть магазина превратилась в кафе, предоставляющее услуги вроде Wi-Fi.

Литература для потребителей

Посещая крупнейшие книжные магазины в Москве, вы видите на стеллажах длинные ряды новых книг, что говорит, на первый взгляд, об обилии интеллектуальных и литературных работ, в особенности романов с цветными глянцевыми обложками и привлекательными названиями, а также изображениями драматических ситуаций, вампиров и стреляющих мужчин. Обложки и названия зачастую не отражают содержание этих плохих романов, которые не имеют ничего общего с настоящей литературой. Такие произведения включают рассказы об организованных преступных группировках, похождениях детектива, шпионаже или эротических приключениях женщин на летних курортах.

Подобные сочинения провоцируют любопытство, но написаны плохим языком. Многие из них содержат описания различных видов насилия, сексуальных извращений, поведенческих отклонений, проявлений психологической и психической неустойчивости, всякого рода экзотики и бесконечно далеки от магического реализма, присущего литературе стран Латинской Америки. Большая часть публикуемых российскими издательствами произведений поверхностны и предназначены для общества потребления. Проблема заключается не в существовании такого рода сочинений — они существовали на протяжении всей истории литературы и сегодня продаются во всем мире — а в том, что они выходят в лидеры продаж. Особенно это касается популярных романов (поп-арт), которые люди читают, чтобы убить время в залах ожидания, вагонах поездов или на берегу моря, а потом выбросить в мусорное ведро.


Обычно критиков не волнует такого рода литература, несмотря на всю ее популярность — их внимание сосредоточено на литературе более серьезной. Как у первой, так и последней имеется собственная аудитория. В России нет ничего, что могло бы сравниться с потоком дешевой литературы: каждый встречный и поперечный принимается сочинять рассказы и романы, считая это легким способом заработать деньги, однако из-за отсутствия спроса количество печатных экземпляров каждой книги сокращается и может составлять не более тысячи единиц.

Издательства выплачивают авторам скромное вознаграждение в размере около 1000 долларов за роман из ста тысяч слов, к примеру. Чтобы выжить на эти деньги, авторы вынуждены писать по книге каждый месяц-два, и очень часто они трудятся по специальностям, не имеющим ничего общего с литературой. Исключение — так называемые звезды литературного небосклона, работающие на большие коммерческие издательства, которые, в свою очередь, с помощью инструментов маркетинга превращают писателей в популярный бренд.

Преступления издательств по отношению к литературе

Большинство российских писателей получили известность благодаря крупным издательствам, эксперты которых возглавляют жюри литературных премий. Днем и ночью они работают над масштабными рекламными кампаниями, всеми возможными способами продвигают своих авторов, чествуют их, публикуют заказные статьи и организовывают пресс-интервью с писателями.

Подобные писатели хорошо усвоили правила игры на книжном рынке, поэтому они принимают участие в фестивалях, выставках, во время которых выступают с речью, встречаются с читателями в залах, клубах, на вечерах по случаю выхода новой книги, где они


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:29 12.01.2019 (2)
Мне кажется, что время чтения книг подошло к своему историческому концу. Почему я дико читал в 60-70-х? А чем ещё было заполнить своё свободное время? Два канала КПСС-ТВ и два проводных радио-канала от той же КПСС - вот и всё развлекалово, рождённого в провинциальном городке в 1960-м году. Походы в кино были нечастой роскошью, а транзисторный приёмник и катушечный магнитофон появились в нашей семье только в начале 70-х. Значит книги и только они! Отчасти, толстые литературные журналы. Тем и спасался... А сейчас любой ребёнок имеет доступ к Сети, где есть ТОТАЛЬНО ВСЁ. А будет ещё больше. Быстрый доступ к разлекалову! К изобилию роскошного  развлекалова! А чтение книг - это долго и трудно. Поэтому во всём мире чтение будет сокращаться. Литература будет приспосабливаться к ситуации, она уйдёт в элитарные круги студентов престижных мировых ВУЗов, она станет этакой роскошью для интеллектуальной суперэлиты. Для миллиардов же прочих обычных людей будут экранизации литературы и комиксы. Тем же, у кого есть время в общественном транспорте, предложат записи чтения книг - нацепил наушники и вкушай, что хочешь. Пройдёт время и средний уровень интеллекта людей снизится до нуля. Тотальная компьютеризация и роботизация сделают жизнь простой и удобной. От человека будут требовать самый минимум знаний. А впереди высвобождение миллионов рабочих рук! Исчезнут профессии шоферов, сборщиков, продавцов, учителей и даже медработников! И это произойдёт ещё при нашей жизни. Не исключаю, что тексты литераторов будут за секунды загружать прямо в мозг желающих - одел шлем, нажал на кнопочку и - хоп! - ты уже потребил целую книгу за пару секунд.   Время, когда литература была главной отдушиной в жизни, сменится временем, когда литературные тексты станут такой же архаикой, как сейчас мы считаем архаикой танцы во дворе дома под баян какого-то соседа. А ведь было такое ещё не столь давно - я помню такие времена. И что, кто-то сегодня готов плясать летним вечером во дворе многоэтажки под баян? Вот так же и с чтением будет через лет 10...
     12:24 01.02.2019
Тьфу на вас, какой то прям коммунизм получается. Надеюсь до такого успеть не дожить.
     23:57 12.01.2019 (1)
"Одно сплошное телевидение"… Возможно.
Направление развития, как автоматизация, роботизация, искусственно-интеллектуализация и т.п.
Тут социалисты и их антагонисты сходятся. Различие - в использовании свободного времени.
Ну, Вы не хуже меня знаете эти положения.
То есть будем ли мы дичать или, наоборот, развиваться?
Я не пророк. Katsotaan (посмотрим).
     03:30 13.01.2019
В странах Скандинавии уже сейчас на полном серьёзе говорят о введении ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ выплаты прожиточного минимума КАЖДОМУ гражданину. То есть, в такой ситуации работать захотят или очень жадные(прожиточный минимум ведь это - маловато), или же подлинные трудоголики. А что же миллионы прочих? Скандинавы пишут о тысячах БЕСПЛАТНЫХ курсов по обучению кулинарии, музыке и рисованию, где миллионы бездельников должны будут убивать их световые дни. Пишут о невероятном развитии физкультуры и туризма, о массовых конкурсах хорового пения и чтения стихов... Короче, это коммунизм, который из сказки станет реальностью. Лично я прямо сейчас готов к ТАКОМУ кайфу! Не запью, не скурвлюсь, не стану воровать и буянить! Буду кайфовать и самосовершенствоваться! Но! В США об этом пока даже и снов ни у кого нет. Скандинавы обогнали янкесов лет на 50. В Америке имеется массовое неприятие любого безделья, которое ассоциируется у НОРМАЛЬНЫХ людей с местными негритосами и прочими "цветными", давным-давно сидящими на социальных пособиях. Но эти люди - рассадник наркомании, алкоголизма и криминала. Они не хотят самосовершенствоваться и участвовать в поэтических конкурсах. Они, скорее, отберут у вас кошелёк в темноте, ибо их социального пособия на кокаин совершенно не хватает... Таким образом, с коммунизмом в Америке пока не проканывает.
     12:19 01.02.2019
Глубокая, обстоятельная работа. Диагноз верный. Жаль только, что автор не назвал имён современных, достойных писателей. Я таких не знаю.
     10:25 12.01.2019 (2)
Спасибо за ссылку! Мне статья очень понравилась,  особенно как автор "прокатил" популярных бездарей типа Сорокина и Пелевина.
     23:54 12.01.2019 (1)
О Пелевине ни слова не сказано
     04:38 13.01.2019 (1)
Сказано и о нём, слава Богу. Перечтите, пожалуйста, внимательнее.
     21:01 13.01.2019
Перечитал. Один раз упомянута фамилия Пелевина, но ни слова о его творчестве. Ни цитат, ни анализа произведений, ничего.
     11:07 12.01.2019
Есть питерская газета-дайджест "24 часа", выходит по четвергам, я покупаю, там интересные подборки статей из разных источников.
Это оттуда.
     16:56 12.01.2019
Спасибо.
     14:59 12.01.2019
 В мире происходит то же самое. Народ кидается на сенсации вроде "Довинченного кота" (сюжет уже забылся, но про версию Грааля помню), шизу вроде "Парфюмера" и порнуху из 50 оттенков... А молодежь тащится от комиксов.
Но мою любимую "Песнь Льда и Огня" не трогать! Иначе проснется дракон
     12:20 12.01.2019 (1)
А можно и сюда текст? Ссылка не открывается
     14:29 12.01.2019 (1)
1
Странно, но ладно.
     14:33 12.01.2019
Спасибо)
     11:01 12.01.2019 (1)
Похоже, это русский чел писал. Все верно.
ОДНАКО ВЕРНО И ТО,ЧТО ИСТИННАЯ ЛИТЕРАТУРА ЖИВА.
В горизонтах российской истории ее накоплено столько, что читать не перечитать.
А там глядишь и иные времена проклюнутся.
     11:09 12.01.2019
А там глядишь и иные времена проклюнутся.

Надеюсь и я на это. Переболеем засилием бездарей.
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама