Заметка «Борис Чичибабин: из цикла крымских стихотворений »
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 6
Читатели: 2363 +1
Дата:
«рукопись»
текст стихотворения
Предисловие:
Празднично-яркая, экзотическая и притягательная природа Крыма, его богатая история, сложившаяся на основе перманентных процессов дивергенции и конвергенции сотен племен и народов, колоритная мозаика его совокупной культуры - все это издавна привлекало внимание художников слова, кисти, звука и служило питательной почвой для их творчества.

Борис Чичибабин: из цикла крымских стихотворений

Хочу рассказать об одной литературной детали из жизни Крыма.

В 1970-е годы среди крымских татар огромной популярностью пользовались два стихотворения, в которых в  художественной форме раскрывалась трагедия изгнания народа со своей родины.
Очень значимыми были и фамилии авторов этих  произведений: под стихотворением «Черное пятно» стояла подпись Твардовского, а под стихотворением «Крымские прогулки» — Евгения Евтушенко. Говорят,  неспроста было, ведь оба этих поэта отличались своим независимым взглядом на многие стороны советской действительности.
И только позже оказалось, что подлинный автор обоих стихотворений - Борис Чичибабин.
    "Крым я люблю, как говорится, с первого взгляда и на всю жизнь, люблю, как любят его все или многие люди, пишущие стихи и любящие поэзию. У меня много стихов о Крыме, и сказать о том, почему, за что и как я его полюбил и люблю, сказать об этом прозой лучше и больше, чем сказано в этих стихах, я не сумею", - так написал Б.А.Чичибабин в одном из писем читателю. "Крымские прогулки" (1961), "Черное море" (1962), "Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели" (1966), "Еще недавно ты со мной..." (1968), "Месяц прошел и год, десять пройдет и сто..." (1970), "Херсонес" (1971), "Памяти Грина" (1975), "На могиле Волошина" (1975), "Чуфут-кале по-татарски значит "Иудейская крепость" (1975), "С.Славичу" (1976), "Судакские элегии" (1972, 1982), "Феодосия" (1984), "Дельфинья элегия" (1984), "Ежевечерне я в своей молитве..." (1984), "Коктебельская ода" (1984), "Воспоминание" (1984) и др. - эти стихи Б.Чичибабина прямо или опосредованно связаны с Крымом. Их условно можно разделить на два тематических цикла: философское осмысление бытия и татарский Крым. 
История создания стихотворения "Черное пятно" отражена в переписке А. Эмирова и Б.Чичибабина (1990 г.). Из письма А.Эмирова: "Ваше имя я впервые услышал от моего учителя Эшрефа Шемьи-заде, который в 1976 г. рассказал мне по секрету, что именно Вы, а не Твардовский или Евтушенко, являетесь автором популярного среди крымских татар стихотворения "Черное пятно"... В дополнение "к раскрытию тайны" Эшреф-ага рассказал, что он встречался с Вами в Харькове".
    В ответном письме поэт подтвердил факт встречи с крымскотатарским писателем Э.Шемьи-заде, однако написал, что он не помнит такого своего стихотворения: "Наша встреча в Харькове и его рассказы "вдохновили" меня на небольшой стихотворный отклик, который я передал для распространения в дружеском кругу. Черновика у меня не осталось, и стихов этих я совершенно не помню. Может быть, в Вашем письме речь идет об этих стихах? Если да, то они написаны наспех и потому (повторяю, что я их не помню) вряд ли имеют какую-нибудь поэтическую ценность, но, пожалуй, там что-то говорилось о черном пятне, которое необходимо как можно скорее стереть".
    По свидетельству вдовы поэта, Л.С.Карась-Чичибабиной, черновик этого стихотворения (в неоконченном виде) сохранился. Первая публикация стихотворения состоялась в № 2 (4) за 1993 г. крымской газеты "Мераба" с посвящением Эшрефу Шемьи-заде. А.Эмиров свидетельствует: "...Борис Чичибабин прислал мне от руки написанный текст "Черного пятна", который хранится у меня"


ЧЕРНОЕ ПЯТНО

Эшрефу Шемьи-заде

Я видел Крым без покрывала,
он был как высохший родник,
хоть солнце горы нагревало,
но горем веяло от них.

Росли цветы на камне твердом
и над волной клубился пар,
но в девятьсот сорок четвертом
из Крыма вывезли татар.


Сады упали на колени,
Земля забыла имена, —
была в неслыханной измене
вся нация обвинена.


И корни радости иссякли
и возродиться не смогли,
когда с землей сравняли сакли
и книги вещие сожгли…

Чтоб нам в глаза смотрели дети
без огорченья и стыда,
да будет всем на белом свете
близка татарская беда.


Их всех от мала до велика
оговорил и закатал,
как это выглядит ни дико,
неограниченный владыка
и генеральный секретарь.


Доныне счет их не оплачен
и не покончено со злом —
и чайки плакали их плачем
над уничтоженным жильем.

Они в слезах воображали
тот край, где много лет назад
их в муках женщины рожали
и кости прадедов лежат.

Не Русь красу его раскрыла
он сам в легендах просиял,
не отлучить татар от Крыма,
как от России россиян.


От их угрюмого ухода
повсюду пусто и темно.
Там можно жить кому угодно,
а им бывать запрещено.


Нельзя всем миром оболгаться,
нельзя быть телу без души.
Уже вернулися балкарцы
и воротились ингуши.


Постыдных дел в добро не красьте, —
живым забвенья не дано, —
скорей с лица Советской власти
сотрите черное пятно!


Не удержать водою воду,
не загасить огня огнем, —
верните родину народу,
ее душа осталась в нем!


Использованы материалы из газеты «Голос Крыма»

№ 2 (992) от 11.01.2013 г.
Послесловие:
Литературная карта полна интересных, почти детективных, порою трагических деталей и тайн.
Реклама
Обсуждение
     18:05 02.03.2019 (1)
1
ох уж эта война...и ох уж эти татары крымские.
при османском иге у падишаха были проблемы с ними. что при Сталине,
когда татары гитлеру служили и были частью СС.
за все нужно платить, увы.
     22:14 23.03.2019 (1)
Ох, уж эти войны. Надеюсь, действительно, за все надо платить. Пусть Бог воздаст виновным сторицей за мои потери.
     21:13 24.03.2019 (1)
Постыдных дел в добро не красьте, —
живым забвенья не дано, —
скорей с лица нацистской страсти
сотрите черное пятно!


Во время Крымской весны татары тоже почти не подписались нацистам из Киева..
но им все доходчиво пояснили.
Это один из народов. который вечно живёт с этим позорным пятном.
Там тоже все помнят!
     22:16 24.03.2019 (1)
Не смейте ни о каком народе так говорить - это  признак фашизма: ставить себя выше, судить другие народы. Вы не ходили в обуви татарской, так что не судите и не судимы будете. А то, что "объяснили" - ну, так опыт же многого стоит, правда? Вы помогли мне уяснить суть происходящего четче.
     03:28 25.03.2019 (1)
Интересно, что я такое и о ком сказала?)
Может о крымско- татарском радикальном исламе? Так их всех в шею выгнали на Украину...именно
в лоно этих самых фашистов. Пусть скачут вместе- теплее!
Я вот русская и больше о своей нации  волнуюсь, которую хотят
заставить каяться за победу над фашизмом.
и русских погибло куда больше. чем отдельно взятой нации и не только в ВОВ, а
и в горячих точках..Чечне, Кавказе в целом, в Средней Азии
Не слышала о том. что метили дома русским семьям, а потом кишки на забор развешивали?
То ещё фашистское отребье. Религия- путь к геноциду!

     12:00 27.03.2019
Так и волнуйтесь на здоровье о своих, причем тут другие нации? Я лично ничего вас не заставляю. А других называть фашистами - это разжигание  ненависти между народами. В цивилизованных странах не поощряется, хотя и случается, увы. 
О погибших же во второй мировой надо говорить в соотношении от количества живых в то время и от количества просторов , теми народами занимаемых. Я это не изучала, но должна же быть такая статистика. В Украине, кстати,  погиб каждый четвертый.  
Что касается так называемых горячих точек - война на чужой земле = это война на чужой земле. Хочется верить, что Господь когда-то ниспошлет мир и взаимопонимание всем народам. Хотя бы нашим внукам. Пусть каждый будет счастлив на своей земле.
Гость      19:13 02.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:12 23.03.2019 (1)
 Много же предателей было по бумагам тех времен, чуть не полстраны тогдашней.
Гость      22:28 23.03.2019 (1)
Комментарий удален
     20:00 24.03.2019
Да, конечно, Вы правы. Это каждый определяет лично. По своей вере и по своей совести.
Гость      21:55 02.03.2019 (1)
Комментарий удален
     22:11 23.03.2019
Да, Вы правы, в Крыму климат не для всех новоприбывших привычный. 
Реклама