Хочу рассказать об одной литературной детали из жизни Крыма.
В 1970-е годы среди крымских татар огромной популярностью пользовались два стихотворения, в которых в художественной форме раскрывалась трагедия изгнания народа со своей родины.
Очень значимыми были и фамилии авторов этих произведений: под стихотворением «Черное пятно» стояла подпись Твардовского, а под стихотворением «Крымские прогулки» — Евгения Евтушенко. Говорят, неспроста было, ведь оба этих поэта отличались своим независимым взглядом на многие стороны советской действительности.
И только позже оказалось, что подлинный автор обоих стихотворений - Борис Чичибабин.
"Крым я люблю, как говорится, с первого взгляда и на всю жизнь, люблю, как любят его все или многие люди, пишущие стихи и любящие поэзию. У меня много стихов о Крыме, и сказать о том, почему, за что и как я его полюбил и люблю, сказать об этом прозой лучше и больше, чем сказано в этих стихах, я не сумею", - так написал Б.А.Чичибабин в одном из писем читателю. "Крымские прогулки" (1961), "Черное море" (1962), "Есть поселок в Крыму. Называется он Кацивели" (1966), "Еще недавно ты со мной..." (1968), "Месяц прошел и год, десять пройдет и сто..." (1970), "Херсонес" (1971), "Памяти Грина" (1975), "На могиле Волошина" (1975), "Чуфут-кале по-татарски значит "Иудейская крепость" (1975), "С.Славичу" (1976), "Судакские элегии" (1972, 1982), "Феодосия" (1984), "Дельфинья элегия" (1984), "Ежевечерне я в своей молитве..." (1984), "Коктебельская ода" (1984), "Воспоминание" (1984) и др. - эти стихи Б.Чичибабина прямо или опосредованно связаны с Крымом. Их условно можно разделить на два тематических цикла: философское осмысление бытия и татарский Крым.
История создания стихотворения "Черное пятно" отражена в переписке А. Эмирова и Б.Чичибабина (1990 г.). Из письма А.Эмирова: "Ваше имя я впервые услышал от моего учителя Эшрефа Шемьи-заде, который в 1976 г. рассказал мне по секрету, что именно Вы, а не Твардовский или Евтушенко, являетесь автором популярного среди крымских татар стихотворения "Черное пятно"... В дополнение "к раскрытию тайны" Эшреф-ага рассказал, что он встречался с Вами в Харькове".
В ответном письме поэт подтвердил факт встречи с крымскотатарским писателем Э.Шемьи-заде, однако написал, что он не помнит такого своего стихотворения: "Наша встреча в Харькове и его рассказы "вдохновили" меня на небольшой стихотворный отклик, который я передал для распространения в дружеском кругу. Черновика у меня не осталось, и стихов этих я совершенно не помню. Может быть, в Вашем письме речь идет об этих стихах? Если да, то они написаны наспех и потому (повторяю, что я их не помню) вряд ли имеют какую-нибудь поэтическую ценность, но, пожалуй, там что-то говорилось о черном пятне, которое необходимо как можно скорее стереть".
По свидетельству вдовы поэта, Л.С.Карась-Чичибабиной, черновик этого стихотворения (в неоконченном виде) сохранился. Первая публикация стихотворения состоялась в № 2 (4) за 1993 г. крымской газеты "Мераба" с посвящением Эшрефу Шемьи-заде. А.Эмиров свидетельствует: "...Борис Чичибабин прислал мне от руки написанный текст "Черного пятна", который хранится у меня"
ЧЕРНОЕ ПЯТНО
Эшрефу Шемьи-заде
Я видел Крым без покрывала,
он был как высохший родник,
хоть солнце горы нагревало,
но горем веяло от них.
Росли цветы на камне твердом
и над волной клубился пар,
но в девятьсот сорок четвертом
из Крыма вывезли татар.
Сады упали на колени,
Земля забыла имена, —
была в неслыханной измене
вся нация обвинена.
И корни радости иссякли
и возродиться не смогли,
когда с землей сравняли сакли
и книги вещие сожгли…
Чтоб нам в глаза смотрели дети
без огорченья и стыда,
да будет всем на белом свете
близка татарская беда.
Их всех от мала до велика
оговорил и закатал,
как это выглядит ни дико,
неограниченный владыка
и генеральный секретарь.
Доныне счет их не оплачен
и не покончено со злом —
и чайки плакали их плачем
над уничтоженным жильем.
Они в слезах воображали
тот край, где много лет назад
их в муках женщины рожали
и кости прадедов лежат.
Не Русь красу его раскрыла
он сам в легендах просиял,
не отлучить татар от Крыма,
как от России россиян.
От их угрюмого ухода
повсюду пусто и темно.
Там можно жить кому угодно,
а им бывать запрещено.
Нельзя всем миром оболгаться,
нельзя быть телу без души.
Уже вернулися балкарцы
и воротились ингуши.
Постыдных дел в добро не красьте, —
живым забвенья не дано, —
скорей с лица Советской власти
сотрите черное пятно!
Не удержать водою воду,
не загасить огня огнем, —
верните родину народу,
ее душа осталась в нем!
Использованы материалы из газеты «Голос Крыма»
№ 2 (992) от 11.01.2013 г.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
при османском иге у падишаха были проблемы с ними. что при Сталине,
когда татары гитлеру служили и были частью СС.
за все нужно платить, увы.