Заметка «"Русская красавица" Виктора Ерофеева»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 796 +1
Дата:

"Русская красавица" Виктора Ерофеева

...

А есть ли среди нас продвинутые литературоведы? Ау! Продвинутые! Помогите разобраться, что к чему...

Взял в библиотеке роман Виктора Ерофеева "Русская красавица" - мировой бестселлер, переведённый на 30 языков. Решил, так сказать, устранить пробел в знании творчества этого классика отечественной литературы, как определяют автора некоторые авторитетные рецензенты.
Первый раз, извините за выражение, сблевнул уже в самом начале. Далее произведение читал выборочно, произвольно открывая некоторые страницы, но и там не нашёл, за что зацепиться, чем бы можно было оправдать потраченное на это занятие время и труд. И дело совсем не в сюжете, фабуле или композиции. Даже не в откровенной порнографии, ибо я далеко не ханжа. Желание читать роман дальше убивается, пожалуй, самим авторским литературным стилем. Да впрочем, именно его, этот стиль, собственно и надо бы определить как порнографию.
В качестве иллюстрации приведу лишь одну цитату с одним предложением (на большее меня не хватит):

"Но я была шокирована известием и промолчала, воспринимая удар судьбы, хотя новость была относительная, и привкус этот во рту я узнала, как только однажды проснулась, безоговорочный привкус, самый ранний вестник тревоги, да и внизу тянуло, как всякий раз встарь, когда, беззаботно смеясь, залетала, утративши бдительность, однако надежда бодрила меня несомненно, потому как не могло этого случиться, в один голос они уверяли, никогда больше, и в хоре белых халатов Станислав Альбертович первый сокрушенно разводил руками, строил из себя фигуру сострадания, а я им из кресла смеялась: – Не хнычьте обо мне! – и шутила про деток в неволе, так что в конце концов я имела все основания верить и, беззаботно смеясь, давно махнула рукой на разного рода предосторожности, на всякие там спирали, пилюли, лимоны и мыла кусочки, не говоря уж о прочих спасательных кругах, а лекарь он, что говорить, неплохой, таких не сыщешь днем с огнем, несмотря на наклонности, которые, как заметила Ксюша, сведшая меня с ним на медовой заре нашего знакомства, когда она еще не была француженкой и не носилась впотьмах на розовом рыкающем авто, а был у нее тогда канареечный жигуленок, на нем-то она отвезла меня к Станиславу Альбертовичу, рассказав по дороге про некоторые его наклонности, которые, как заметила Ксюша, выводят пациенток из летаргического уныния".

Произведения Виктора Ерофеева классифицированы как классика отечественной литературы XX века. Хотелось бы спросить: это и есть классика? По каким тогда критериям и признакам определяется классическая литература? Должна ли элементарная эстетика присутствовать в классическом литературном тексте?
Ну, кто смелый? Поднимите мне веки!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     05:56 19.04.2019 (1)
2
Ни чего такого, вышибающего мозги, я не заметил, как и порнографического. Текст очень стильный, барочный (причем, даже в таком маленьком куске чётко проявившийся). Лично мне текст (очень образный) понравился и ассоциативно напомнил арабески (арабеска (итал. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов). Тут скорее всего, речь может идти о том, что Вы сейчас не готовы к восприятию данного текста. У меня подобное было с Булгаковским "Мастером и Маргаритой" и написанной корявым языком Набоковской "Лолитой". Но прошло время и теперь даже сам удивляюсь, как это могло вызывать отторжение.
     21:02 19.04.2019 (1)
1
"скорее всего, речь может идти о том, что Вы сейчас не готовы к восприятию данного текста"
Совершенно верно! Поэтому я и прошу помочь разобраться, кто понимает. Но в Вашем  случае доводы в пользу обсуждаемого произведения чисто субъективны, Вам это нравится, и я не имею ничего против. Но мне бы хотелось узнать, ПОЧЕМУ это хорошо.
Равносильно ли между собой "текст очень стильный" и "литературный текст"? Это литературный текст или стильный набор слов?
     07:22 20.04.2019 (1)
1
ПОЧЕМУ это хорошо?
Вопрос, конечно, интересный, но (к сожалению) он требует иного уровня, чем Фабула.

А есть ли среди нас продвинутые литературоведы?
Вы это серьёзно? Среди дилетантов с сомнительным образованием? Нет, конечно. Вы не там ищете. Здесь уровень "нравится" или "не нравится", а всё прочее просто клоунада.
     23:25 20.04.2019 (1)
1
Олег, я так понял, что Вы себя выносите "за скобки"? 
Шучу. Не обижайтесь.
Но то, что я написал в заметке - искренняя реакция, и я правда не знаю, как к этому относиться.
Спасибо за Ваше участие. И всё-таки, подскажите мне, дилетанту, раз уж владеете темой, кем и по какому принципу присуждается звание классика литературы. Ибо это самый интересный вопрос для меня. Стиль... да чёрт с ним - на вкус и цвет товарищей нет.
     05:52 30.04.2019 (1)
1
Немного под задержался с ответом, тем не менее.

Вы себя выносите "за скобки"?


Нет. К сожалению, не могу похвастаться: ни эрудицией, ни образованием, ни особо развитым интеллектом.

кем и по какому принципу присуждается звание классика литературы


Время + небольшая кучка ведущих филологов и литературоведов, пишущих обзоры, очерки и диссертации опираясь на ваши произведения. Не очень уверен, но мне так представляется.
     20:58 30.04.2019
И всё-таки, на мой взгляд, ключевой принцип - время, которое всё расставит по своим местам. А то заимей пару-тройку корешей среди авторитетных филологов и литературоведов, да вязанку фанатов на своё имя, да подружись с издателями на взаимовыгодной основе (если бабки водятся) - и вот ты уже классик отечественной литературы... Но кто его знает, может и ошибаюсь - я ведь тоже дилетант.
     21:55 22.04.2019 (1)
1
По мне так бред. Манерно,многословно,путано.С большой претензией на авангард начала прошлого века.
С величайшей нелюбовью к русскому языку,. его чистоте, простоте и изяществу. Тьфу!  
     22:48 22.04.2019
Валерий, спасибо за мнение! Ваше восприятие совпадает с моим.
     20:25 20.04.2019 (1)
2
Вячеслав, сразу оговорюсь: я не любительница творчества В. Ерофеева. Мне его авторский стиль не близок.
Но к словам Олега Рая стоит прислушаться. 
Есть, например, такое понятие в литературоведение, как "ритмическая проза". В широком смысле слова это  проза, в которой намеренно повторяются определённые ритмические фигуры или метрические схемы. Ну, вот яркий пример хотя бы хрестоматийное: "Чуден Днепр при тихой погоде" 
А в узком смысле это проза, которой присущи стопные закономерности стиха, ну как бы попроще сказать - сильно чувствуется ритмическое ударение. Ярчайший пример Мастер и Маргарита" "В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат."
И "Белая гвардия" - тоже. 
У А.Белого, у Б.Пильняка часто встречается такая проза.
А из наших современников тот же Тимур Зульфикаров. Его проза - это словно дым кальяна, или танец дервишей - завораживает.
Можно сказать, что В.Ерофеев тоже конструирует фразу, играет синтаксическими оборотами.
Можно воспринимать или не воспринимать такие тексты. Но они имеют право на жизнь, на прочтение, внимание и любовь.
     00:33 21.04.2019 (1)
1
Нет, Ляман, "право на жизнь" я ни у кого и ни у чего не отнимаю. Пусть будут.
Ваш комментарий оказался самым аргументированным. Всё приму к сведению.
Вопрос авторского стиля, замечу, для меня второстепенный. Если мне претит, я просто не буду читать. А вот титул "классика" - вопрос чрезвычайно интересный и, как мне кажется, актуальный для многих, кто интересуется литературой, дабы быть способным самостоятельно провести красную черту между классикой и не классикой. Как вы думаете: существует такая черта, разделяющая современную литературу на две эти категории, или это чистой воды условность, используемая исключительно для литературного пиара? Впрочем, если руководствоваться таким термином, как "классика жанра", то боюсь, что вся наша современная официальная литература подпадает под эту категорию.
Тут ведь ещё и тренд налицо: далеко не все классики золотого века удостоились такого признания при жизни, а ныне - два-три бестселлера, признанных особо одарёнными критиками, и пожалуйте на Олимп... Вероятно, я в своих сомнениях не прав и не справедлив по отношению к Ерофееву, и если мне удастся найти ответы на поставленные вопросы, то, конечно, изменю своё отношение.
Спасибо за Ваше участие, Ляман!
     13:32 22.04.2019 (1)
1
Да, Вячеслав, возможно, Вы и правы.
Классика, не классика - боюсь, что люди сами как им захочется (и в зависимости от обстоятельств) определяют кого считать под этими понятиями.
Классика — как определяется в словаре  в широком смысле «показательный, характерный, типичный». Образцовый. То есть то, что воспринимается как эталон.
А вот что и когда считать эталоном, скорее всего,  корректирует время и обстоятельства.
     20:30 22.04.2019 (1)
1
Спасибо за Ваше мнение, Ляман! Очень интересно было его узнать.
     21:11 22.04.2019
1
Вам спасибо за неравнодушие.
     00:39 21.04.2019 (1)
На том сайте, куда Вы сами же дали ссылку, аннотация выглядит так:

Произведения самого спорного писателя современности Виктора Ерофеева подвергаются жесткой критике, и одновременно классифицированы как классика отечественной литературы XX века.

Мне кажется, Вам не надо было опускать первую часть цитаты. И тогда не возникло бы требований к коллегам объяснить Вам, чем замечателен Виктор Ерофеев.
     01:00 21.04.2019 (1)
1
Уважаемый Александр! "Требований" у Вас звучит слишком тенденциозно. Я никаких требований ни к кому не выдвигал. Будьте корректны.
Что касается ссылки, то это не цитата, в противном случае я бы выделил её в кавычки. И ссылка дана лишь для примера, что писатель Виктор Ерофеев признан классиком. Иная информация выходит за рамки интересующего меня вопроса. А что Вас заело? Вы администратор сайта, на который я сослался?
     01:06 21.04.2019 (2)
1
С юмором тяжело.
Ну да речь не об этом.
Те, кто признали классиком, - это одна категория читателей и критиков.
Те, кто подвергают жестокой критике, - это другая категория читателей и критиков.
Можно принадлежать к той или, напротив, к другой категории? Легко! Вообще-то, это не должно напрягать.
Но иногда у некоторых возникает напряжение.
Сознание людей, которые привыкли шагать строем, не допускает множественности мнений (по иностранному - плюрализма). Им надо: либо все соглашаемся, что гений, либо все дружно говорим: какая же дрянь! То есть, идём строем в одну сторону. Потому что это - порядочек!
     11:37 21.04.2019
Кто не с нами - тот против нас. Так что ли господин Красилов!
     10:16 21.04.2019 (1)
1
Примите мои аплодисменты, Александр! Наконец-то Вы выразились внятно, а не как обычно. И в этом я вижу в не малой степени свою заслугу. С юмором у меня тяжело. Поэтому комментировать Ваше "у некоторых..." не стану.
Могу только сказать, что у Вас, как человека продвинутого в литературе, музыке, искусстве и не без оснований считающего себя компетентным во всём, что этого касается, как мне кажется, давно выработались устойчивые стереотипы относительно тех, кто не вписывается в Ваши представления культурного человека. Вы говорите о плюрализме, и тут же отказываете другим в ином мнении. Если я не принимаю творчество писателя Ерофеева, то с Вашей лёгкой руки тут же попадаю в категорию людей, привыкших шагать строем, думающих по шаблону и не терпящих инакомыслия. Что называется, с больной головы на здоровую. Ибо я всего лишь искренне выразил свои впечатления по поводу книги, своё восприятие, не отвергая право на существование подобной литературы, и не ущемляя его. И даже больше, я чистосердечно хотел понять, что это такое, поэтому поставил вопросы, ничего не утверждая категорично (и ничего ни от кого "не требуя", как пытаетесь показать Вы). а Вы тут же приклеиваете мне ярлык, завуалированный в многозначительное определение: "Сознание людей, которые привыкли шагать строем, не допускает множественности мнений (по иностранному - плюрализма). Им надо: либо все соглашаемся, что гений, либо все дружно говорим: какая же дрянь! То есть, идём строем в одну сторону. Потому что это - порядочек!" Кто из нас догматик, и привык жить "по образу и подобию"?
Если Вы ассоциируете мою заметку с речью Хрущёва "о педерастах и педерастии в искусстве" на выставке авангардистов - а Вы именно так и ассоциируете её, судя по этому вашему комментарию, то это, извините, плод Вашего больного воображения, терпко отдающий снобизмом. Это моё мнение, и хорошо, если я ошибаюсь в Вас. Но остаётся вопрос: у Вас никогда не возникало желания вести дискуссию конструктивно, уважая иное мнение, как это Вы сами декларируете в своих принципах плюрализма? Как это, например, сделала Ляман Багирова в своём комментарии, может быть, и не переубедив меня в своём отношении к подобной литературе, но искренне и культурно попытавшейся сделать это. Ну, держите себя в руках, Александр!
     13:35 21.04.2019 (1)
1
Да нет же, Вячеслав. Вы опять неверно поняли. Возможно, причина в том, что я выразился уж слишком метафорически.
Я-то как раз говорю о том, что можно иметь своё мнение по тому или иному вопросу (в том числе и в области искусства), не комплексуя при этом, что это мнение не укладывается в те или иные рамки. Если есть какие-то авторитеты, которые разделяют это мнение, - ну, замечательно. Можно использовать их для подкрепления своей позиции (если возникнет в этом необходимость). Если нет, то можно и без подкрепления обойтись.
Не комплексовать - это значит не добиваться от тех, кто восхищается тем или иным предметом, доказательств обоснованности их восхищения с тем, значит, чтобы либо присоединиться к их числу ("ну, вот, я, оказывается, и правда, бестолковый был, спасибо, что просветили!"), либо заклеймить их позором ("вот, видите, вы даже толком внятно объяснить не можете, чем вы тут восхищаетесь!").
К слову, ни "Русскую красавицу", ни "Жизнь с идиотом", ни много другое у Виктора Ерофеева я не люблю. Так как-то, как говорится, параллельно... Ну есть и есть. Но: у него интересные литературоведческие работы! Интересен он сам как человек - сужу об этом по его программе "Апокриф", которую он вел на ТВ "Культуре".
Вы хотите узнать, допытываетесь, за что его объявили классиком? "Ведь фигня полная!" - полагаете Вы. 
Ну, во-первых, кто объявил? Может, это обычный пиар-ход.
Ну как же, - возразите Вы, - вот ведь написано, что переведён на 30 языков.
И что? - отвечу. - Переведён, как одна из значимых фигур современной российской словесности. У Виктора Ерофеева есть история. За его плечами немалая литературная жизнь.
Во-вторых, пусть и объявили, что с этого? Зачем Вам присоединяться к мнению тех, кто так считает? 
     20:53 21.04.2019
Кажется, наш диалог начинает переходить в конструктивное русло. И это радует. Я всегда считал Вас умным человеком, но часто спонтанно высказывающемся в дискуссиях, ещё не разобравшись в точке зрения оппонента на проблему и упрощающего его как личность до примитива. Вообще, мне всегда казалось, что культурный человек должен взвешенно оценивать оппонента, особенно тогда, когда не совпадают позиции.
Я изначально признаю свой субъективизм в отношении произведений Ерофеева. А моё неприятие их имеет такое же право на существование, как и Ваше приятие. Но называть меня за это "оловянным солдатиком", как иносказательно позволили себе выразиться Вы, не есть правильно, а лишь попытка ущемить моё самолюбие. Потому что я сам против этого бездумного шагания строем в одну сторону. И столько, сколько я сказал против этого в своих эссе, боюсь, не сказали Вы в многочисленных дискуссиях.
Боюсь, наша с Вами общая проблема - нежелание до конца расслышать друг друга. Вот Вас возмутили мои вопросы, содержащиеся в заметке. А я просто искренне хотел услышать и понять иное мнение по поводу поднятой проблемы. Потому что я не хочу занимать крайнюю, бескомпромиссную позицию ни в чём. И мне не понятно, когда люди, много говорящие о демократических ценностях и плюрализме, на практике часто бывают нетерпимы к иному мнению.
"Зачем Вам присоединяться к мнению тех, кто так считает?"
- Да не присоединяться я хочу, а услышать и понять других людей, которые думают по другому! И часто встречаю в этом непонимание.
С уважением. 
     02:59 19.04.2019 (1)
4
Ну я смелая!
Мало ли кто классифицирован как классик! Бабушка моя классиком была,. Пироги классные пекла...
Впрочем, Ерофеев (а, может, и Ерофеевы) несомненно классик. В своем роде.
С вашей первоначальной реакцией на прозу данного мастера худ. слова полностью согласна. Моя реакция было такой же.

P.S. Предвидя возможные вопросы несогласных заинтересовавшихся, сообщаю заранее: никогда не считала, что авторы "всякие нужны... всякие важны".
     21:29 19.04.2019 (1)
То есть, на примере классика Ерофеева, Ирина, мы с Вами признаём, что само понятие классик и литературная классика - абсолютно аморфно и не характеризует соответствующих авторов и их произведения как образец качества, культуры, эстетики в их общепризнанном понимании, а не в понимании избранных - тех, кто что-то понимает "в колбасных обрезках"... Вот назвал какой-то известный французский критик Ерофеева классиком. и всё тут, попробуй оспорь. Во всех аннотациях теперь пишут: классик. А мы с Вами - темнота, ничего не понимаем "в колбасных обрезках"... Да и хрен бы с ним. Только за классику обидно: всё больше в цене падает у народа. Грань стирается между "классическим", "стильным", "модным", "популярным".
Если я раньше знал, что читая классику, приближаюсь к человеку образованному, культурному, одухотворённому, то к чему теперь приближаюсь, читая ТАКОЕ?
     21:57 19.04.2019
1
К собственному мнению. Не зависящему ни от кого или чего.
     06:44 19.04.2019 (1)
Мне нравится ваш подход. Но вспомните классическое выражение Дяди Вовы: Народу нравится! Какой народ, такие и классики.
     20:47 19.04.2019 (1)
Благодарю. Но судя по отзывам в Сети, народу как раз не нравится. А вот КЕМ признан этот автор классиком и по какому принципу - самый интересный вопрос.
     20:54 19.04.2019 (1)
Я точно его не выдвигал. И не читал даже. После вашей заметки тем более не стану. Принципы работы СП не знаю и знать не хочу. Нам тут своих шедевров хватает. Местного масштаба. Меняем афоризм: Какие члены СП, такие и классики.
     21:52 19.04.2019 (1)
"Какие члены СП, такие и классики"
Слишком много чести для литературной номенклатуры определять, кто классик, а кто нет.
     21:55 19.04.2019
1
Там своя тусовка. Нам не понять.
     18:08 19.04.2019 (1)
3
Слава, брось Ерофеева. Почитай Наринэ Абгарян "С неба упали 3 яблока". Точно понравится. 
Вот это и есть классика)))
Гюзель Яхнина "Зулейха открывает глаза", "Дети мои". Книги совсем дитяточки (меньше года второй), а уже переведены на многие языки.
Легко и просто рассказывается о самых трудных временах в жизни России. 
Не пожалеешь.
     20:40 19.04.2019 (1)
1
Лана, спасибо за рекомендацию. Буду иметь ввиду.
     20:52 19.04.2019
2
Уверена, что оценишь.
Особенно первую книгу.
Уже почти два года под ее впечатлением.
Планирую летом перечитать.
     06:54 19.04.2019 (1)
1
Тут нет ничего странного.
Идёт геноцид славян. Поэтому русская классика представлена в виде " Русская красавица"
Все делается на манер балалайка, водка, медведи!
По этому произведению будут судить о всех русских, как по клоуну об Украине!
     20:41 19.04.2019
Спасибо за ваше мнение, Николай.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама