430 лет назад жители Рима легли спать 4 октября, а проснулись на следующий день – 15 октября. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед, и день после четверга, 4 октября, предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII.
Так, началось победное шествие нового «григорианского» календаря. Который пришел на смену, так называемому «юлианскому», дейстовавшему с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществленной в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем.
Для чего это было сделано? Истоки идеи – религиозные. «Поводом к принятию нового календаря стало смещение дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До Григория проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»).»
(http://ru.science.wikia.com/wiki/Григорианский_календарь)
Реформа шла не то чтобы с большими проблемами, а в каком-то плане ни шатко - ни валко, можно сказать в течение более трехсот лет. Основными оппонентом была православная ветвь христианства, иерархи которой наотрез отказались плясать под новый календарь. В 1583 г. Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи. Впрочем, неточность «юлианского» календаря все же была констатирована, но это, как бы, просто осталось особым мнением.
Поэтому одним из мировых столпов «юлианского» отсчета времени оставалась Российская Империя. «Григорианский» календарь был принят уже в стране под другим названием - после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.
Но, тем не менее, православные, в первую очередь РПЦ, продолжали листать календари юлианские. А с 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Сербской и Афона, приняло все-таки свой исправленный вариант - новоюлианский календарь (оба календаря совпадают до 2800 года). Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 г. Однако это нововведение, хотя было принято практически всеми московскими приходами, в общем, вызвало несогласие в церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 г. патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня.
В 1948 г. на Московском Совещании Православных Церквей постановлено, что Пасха должна рассчитываться по Александрийской Пасхалии (юлианскому календарю) и все переходящие праздники, а непереходящие по тому календарю, на котором живет Поместная Церковь. Только Финляндская Православная Церковь празднует Пасху по григорианскому календарю. В обшем, даже через 430 лет РПЦ и остальной руский народ живут по несколько разным календарям. Хотя, вряд ли есть разница, когда праздновать Пасху. Но принципы, наверное, на то и принципы, чтобы отстаивать их, особенно, в мелочах.
| Помогли сайту Реклама Праздники |
советскихправославных собственная гордость!Лучше всех в Румынии устроились православные.
Пасха у них по юлианскому, а Рождество по григорианскому календарю ))
Не противопоставлять же себя остальной Европе и не сидеть на строгом посту, пока все Рождество и Новый Год празднуют. (и еще 10, кажется, поместных ПЦ отмечают вместе с католиками РХ)
А россиян православных мучают этим самым постом в разгар новогодья.
Ажно до 7-го числа оне не веселятся ))
V