"…По всем флотам прошли наши дороги,
А порт приписки, Пушкин, лишь один…"
Время, друзья, не идет и не течет – оно, как волна цунами, накрывает нас и бежит вперед и вперед. Бежит без оглядки, перелистывая листки своего календаря – сумасшедшие шестидесятые, познавательные семидесятые, откровенные восьмидесятые, обидные девяностые и… вот он XXI век.
Особенно бег времени ощущается, когда пройден жизненный экватор, и мы вступаем в пору осени своей жизни.
Но наступает момент, когда внезапно, а может и осознанно, мы делаем остановку, чтобы оглянуться назад, чтобы постараться увидеть и осмыслить то, что у нас осталось позади, что может ждать впереди, кто еще идет рядом с нами, кого мы оставили (ведь дорог без потерь не бывает)….
И, чем дальше уходит от нас, то, время, тем, наверное, мы более остро воспринимаем и ощущаем настоящее.
А наша жизнь уходит в нашу память – в память наших сердец…
Вот и мы оглядываемся в ту сторону, откуда начинался наш путь в моря, в нашу жизнь…
Очень тяжело дается человеку первый шаг в его жизни.
Еще тяжелее ему дается первый, но осознанный, шаг в окружающий его мир, в котором ему необходимо выбрать себе профессию, выбрать свою дорогу….
Что побудило молодых парней в далеком уже 1967 году сделать свой шаг через КПП Ленинградского Высшего военно-морского инженерного училища и прошагать в здание Паросилового факультета?
Сегодня они, наверное, и не ответят на этот вопрос.
Одно можно сказать с уверенностью, что тот набор курсантов Паросилового Факультета был особенным…
Во-первых, это был год 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, во-вторых, им предстояло выпускаться в год 55-й годовщины этой самой революции, и, в-третьих, их командиром был назначен человек неординарный, хорошо образованный, а главное, выдержанный, но… строгий. А это говорило о многом.
Капитан 3-го ранга Степанов Георгий Вячеславович и стал их отцом-командиром.
Состав его роты был неординарным – были вчерашние школьники, знавшие о морской службе, разве, что по рассказам Станюковича и Грина, были повидавшие и понюхавшие военной службы зрелые, в понимании пацанов-школьников, мужи. Были и выпускники Нахимовского и Суворовского училищ, которые свысока смотрели на этих пацанов и спокойно на флотско-армейских, и знавших себе цену – «… в нас с детства влита кровь служения Отечеству…»
Вот из этой глины и начал лепить будущих флотских инженеров-механиков Паросиловой факультет.
А какие преподаватели работали с этими школярами – Александров и Александровский, Буллах и Казеннов, Богомолов и Нелепин, Кузнецова и Милованович, Ротштейн и Град, Орлов и Слуцкий, Арва и Бем…
Денно и нощно они передавали свои знания и опыт молодым парням, которые только тогда поняли, что выбранная ими дорога совсем не романтична, а это надолго и очень серьезно, когда старший преподаватель кафедры турбинных установок капитан 3-го ранга Казеннов предложил им рассчитать паровую турбину, назвав эту работу «Курсовой проект».
И они рассчитывали эти курсовые проекты, и по паровым турбинам, и по паровым котлам, и по вспомогательным механизмам и системам…
Они сдавали зачеты и экзамены, чередуя свою учебу с корабельной практикой на боевых кораблях Военно-Морского Флота, участвуя в боевых учениях и боевых службах.
По ночам им снились не любимые девчонки или папа с мамой, а цикл «пар-конденсат» или подполковник Слуцкий, держащий в руках ИДА-57…
Они проходили испытания огнем и водой, и, порою, фанфарами, это, когда средний балл за экзамен превышал 4,5. Это им принадлежит рекорд, который вряд ли когда будет побит – средний балл за экзамен – 4,95.
Они устраивали курсовые вечера, сами декорируя их. И на эти вечера трудно было попасть – так много было желающих.
Они, порой, поражали своего командира роты и все училище выдумками типа «Капитан Клосс» или «…воскресенье, 16.00, а я еще в самоволке в Москве, но успеваю вернуться к 24.00 в роту…» Это их командиру роты Георгию Вячеславовичу Степанову, как-то раз, выговаривал Начальник факультета Иосиф Давыдович Земляк: «Жора, самое спокойное время на факультете – это, когда твои спят. Вреда меньше». И в то же время Иосиф Давыдович хотел некоторых из них выпустить из училища не лейтенантом, а сразу старшим лейтенантом.
Они ходили в патруль и в комендатуру Пушкина в караул. Ходили так, что их боялись и уважали начальник гауптвахты и помощник коменданта Пушкинского гарнизона Миша Розенблат и Боря Логинов.
Вряд ли когда повторится подобная защита дипломного проекта, которую провели эти ребята – они защищались на английском языке.
Получив кортики, символ принадлежности к флотскому офицерскому корпусу, молодые лейтенанты разъехались по всем флотам нашей необъятной Родины. Их корабли, и даже подводные лодки, ходили во всех земных океанах и морях….
«Мы не считали пройденные мили –
Зачем считать, когда тех миль не счесть?!
Но навсегда в сердцах у нас остались
Слова простые – Родина и Честь!»
У них в привычку, при встречах, вошла традиция поднимать тост: «За то, что в этом году мы никого не потеряли…»
Да, на их жизненном пути были и есть потери друзей и однокашников, которые навсегда останутся в их памяти, став, как и они сами великим прошлым, и факультета Паросиловых энергетических установок, и Ленинградского Высшего Военно-Морского инженерного училища, и самой нашей Родины!
Да, труден первый шаг. А эти парни его сделали, не сомневаясь в его правильности, став защитниками своего Отечества.
Сегодня они оглядываются назад и удивляются, что этот шаг оказался длинною в ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ….
И, несмотря на свой возраст, они говорят будущему поколению курсантов Паросилового Факультета, на кафедры которого сами пришли полвека назад:
«Мы помним заповедь Петрову – «ФЛОТУ БЫТЬ!»,
Иначе, как России, да, и нам без Флота жить?!
Жизнь Флота Русского веками будет длиться!
В Россию верим мы!
Своим служеньем ей не стыдно нам гордиться!..»
МИРА И СЧАСТЬЯ ВАШЕМУ ДОМУ, ВЫПУСКНИКИ ПАРОСИЛОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ЛЕНИНГРАДСКОГО ВЫСШЕГО ВОЕННО-МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО УЧИЛИЩА 1972 ГОДА – ГАРДЕМАРИНЫ СТЕПАНОВА!
Ваш брат, рожденный в тельняшке, Шурка Ильин
Ваш брат, рожденный в городе Пушкин, Николаша Левушкин
P.S. Стихи, использованные в этом материале, написаны одним из гардемаринов Степанова Александром Ильиным.
|