Заметка «КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ. 10 советов начинающим» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 48
Читатели: 13298 +1
Дата:
Заметка «КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ. 11 советов начинающим» самая читаемая(28) работа за сутки
18.06.2020

Другие значения: 
05.06.2020 (значение 29), 02.06.2020 (значение 37), 27.05.2020 (значение 32), 23.05.2020 (значение 41), 21.05.2020 (значение 48), 17.05.2020 (значение 39), 14.05.2020 (значение 50), 13.05.2020 (значение 46), 08.05.2020 (значение 51)
10
«Пегас»

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ. 10 советов начинающим

   
Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. Это просто несколько личных советов.
В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему здесь "умничать"?
Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.

________________________

Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?

Ан, нет!

1

Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.

Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским "alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.

Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям... (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.

Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.

2

Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу... Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.

Но вот важный вопрос:
Какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?

Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", "усилители вкуса" для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.

К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.

Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:

"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог."

Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:

мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил,
когдА не в шУтку зАнемОг...

Если обратить внимание только на гласные буквы, то сильные, акцентированные отмечены КРАСНЫМ заглавным шрифтом, а слабые, неакцентированные - зелёным строчным. Попробуйте прочитать эти две строчки, ставя ударения на красных гласных - и сразу же ощутите ритм.

Если же обозначить гласные буквы или связанные с ними слоги альтернативным способом, то получим следующую схему (которая более наглядна):

_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /

Здесь каждый безударный слог обозначен как "_",
а ударный слог - как "/".

Одна такая повторяющаяся пара "_ /" - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.

Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному "довеску" в виде "_", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами четырёхстопный ямб.

Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?

Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку "/". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).

Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.

Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.

Так, например в приведенном отрывке из "Евгения Онегина" количество слогов в строках таково:
9
8
9
8

Почувствовали ритм? Так должно быть и далее: 9-8, 9-8, 9-8, 9-8...

И пусть Вас не пугают все эти "чёрточки" (_ /) и циферки (9, 8), поскольку они лишь помогают схематически отображать и контролировать ритм, но большинство из нас ритм чувствует.

Есть ещё один способ, помогающий не сбиться. Попробуйте подобрать мелодию под свои стихи и напевайте её в процессе творчества. Например, "мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..." легко ложится на мелодию (будете смеяться) Марка Бернеса "Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил...".

Правда Пушкин далее не повторяет эту схему и строит свою уникальную "онегинскую строфу". Но эти опыты пока не для новичка.

3

Совет по рифме:

а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: "кОлется - успОкоятся". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях. Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.

Освоив точные рифмы, можете переходить к рифмам более сложным.

б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы в неопределённой форме. "Кидаться - смеяться - ругаться - целоваться - "... Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "пришёл - нашёл - зацвёл - "... Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "козёл" - и будет счастье :).

в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).

г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.

Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).

Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например, генератор рифм онлайн. С длинным списком рифм дело пойдет быстрее, а стихи станут более складными.

4

На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе и растекаться мысью по древу может практически каждый.

Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.

5

Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?

Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:

"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".

"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной... Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)

Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку...

Мой же совет - для тех, кто его ищет.

6


Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:

Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:

а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.

Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________

Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:

"В нас часто проявляется плебейство...
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

Главная его мысль в двух последних строках:

"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."

И если вам удастся произвести на свет столь удачную


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     20:15 18.03.2022 (1)
Спасибо за Советы, Александр.
     21:52 18.03.2022
     16:18 21.12.2021 (1)
А где здесь функция добавить текст в избранное?
     16:28 21.12.2021 (1)
Спасибо за коммент.
Мелькор переставил кнопочку, отвечающую за внесение в избранное. 

Теперь это знак сердечка справа от названия заметки или стихотворения.
     16:38 21.12.2021
Спасиб
     16:57 18.10.2019 (1)
В избранное) Наконец-то мне разъяснили как для чайников что такое стопа
     10:34 08.12.2019
1
Улыбнула :)
     06:32 12.10.2019 (1)
Хорошие советы, но я бы добавил 12 пунктик, ребят, если у вас нету души, читайте эти советы, как научиться петь под "фанеру".

     17:14 12.10.2019 (1)
Не понял...
Но, всё равно, спасибо!
     19:52 12.10.2019 (1)
Я к тому, что стих, написанный без участия души,- "полуфабрикат" без перспективы. Разве не так?
     05:40 15.10.2019
теперь понятно :)
безусловно
     19:23 13.10.2019 (1)
Александр, всё верно ты написал. но на самом деле, вот как  надо писать стихи!

     14:11 14.10.2019
Почитал...
Порадовался ;)
     23:23 12.10.2019 (1)
     15:40 12.10.2019 (1)
В  избранное! Очень  интересная статья.
     17:12 12.10.2019
1
Спасибо!
     10:18 12.10.2019
1
И ещё хотел бы добавить - если можете НЕ ПИСАТЬ - не пишите.
     00:57 12.10.2019 (1)
Спасибо, Александр. Очень полезные советы. Думаю, они нам не раз пригодятся.
     00:59 12.10.2019 (1)
Эти советы обращены лишь тем, кому они покажутся полезными.
А методик и мнений может быть больше и они могут отличаться.

Рад, что понравилось
     01:57 12.10.2019
     23:47 11.10.2019 (1)
Очень понравилось! В избранное!
     00:05 12.10.2019 (1)
1
Услышать подобное от Вас - особенно приятно!
Реклама