Вот набрался наглости написать статью с практическими советами для начинающих. Это ни в коем случае не страница учебника. Это просто несколько личных советов.
В статье не стану использовать редкие специфические термины, известные лишь кругу посвященных. К чему здесь "умничать"?
Несогласным предлагаю поделиться с читателями своими публикациями.
________________________
Итак, с чего, по моему мнению, следует стартовать в стихосложении:
С ритма? Рифмы?
Ан, нет!
1
Нужно обнаружить в себе желание высказаться, возможно, в свой собственный адрес, возможно, в адрес потенциального читателя.
Часто в стихах от первого лица действует или повествует литературный герой, которого ни в коем случае не следует путать с автором. Но этот герой частенько является авторским "alter ego" - его отражением, внутренним голосом или собеседником.
Очень важно обнаружить в себе мысли, которые захочется передать читателям... (в законченном или достаточном объеме для начала творческого процесса). Большинство сетевых стихов наделено главным своим недостатком: отсутствием вразумительной авторской мысли. И это, по-моему, основной "бич", напрочь обесценивающий результат.
Редким исключением может являться пейзажная лирика - словесная картина. Но этой "продукцией" настолько завалены литературные сайты, что, говоря "коммерческим языком", предложение намного опережает спрос. А, как известно, если в стакан с чаем добавлять сахара больше, чем хочется, то наступает отвращение к напитку. Посему я не буду советовать новичкам начинать с пейзажной лирики и пугать читателей потоком плохо перевариваемого контента. Отыщите в себе иные, волнующие вас темы.
2
Ну, вот, наконец, мы дошли до ритма с рифмой. И тут я вас снова огорошу... Я не стану излагать теоретические основы поэтического искусства. На эту тему написано много достойнейшей литературы, и её легко найти в сети с помощью Яндекса. К тому же большинство из нас знакомо с поэзией не понаслышке, буквально, с детского сада. А, значит, основные понятия давно заложены в умах. Но я дам ряд практических советов новичкам.
Но вот важный вопрос:
Какую роль играют ритм и рифма в стихотворении?
Самый короткий ответ, приходящий на ум таков:
ритм и рифма - это "специи", "усилители вкуса" для прозаического текста, творящие из него поэтическое блюдо.
К слову, в поэзии существуют "свободные стихи", то есть стихи без очевидного ритма и рифмы. А поскольку они практически лишены вышеуказанного "усилителя вкуса", то на автора накладывается дополнительная нагрузка по насыщению текста достоинствами литературного плана. В итоге, можно сказать, что традиционные стихи – с ритмом и рифмой – это короткий путь к сердцу читателя и не стоит игнорировать их силу и притягательность.
Совет по ритму:
начинайте творить с двусложных стихов, а точнее с ямба, коим, например, написан пушкинский роман в стихах "Евгений Онегин". Все помнят:
"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог."
Формальный ритмический рисунок (ямба) данного отрывка таков:
м
ой д
Яд
я с
Ам
ых ч
Естн
ых пр
Ав
ил,
к
огд
А н
е в ш
Утк
у з
Ан
ем
Ог...
Если обратить внимание только на гласные буквы, то сильные, акцентированные отмечены
КРАСНЫМ заглавным шрифтом, а слабые, неакцентированные -
зелёным строчным. Попробуйте прочитать эти две строчки, ставя ударения на красных гласных - и сразу же ощутите ритм.
Если же обозначить гласные буквы или связанные с ними слоги альтернативным способом, то получим следующую схему (которая более наглядна):
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
_ / _ / _ / _ / _
_ / _ / _ / _ /
Здесь каждый безударный слог обозначен как "_",
а ударный слог - как "/".
Одна такая повторяющаяся пара "_ /" - называется стопой. В одной стопе - одно ударение.
Как видите, в каждой строке 4 ударения, а значит 4 стопы ( _/ _/ _/ _/ ). На конце первой и третьей строки можно обнаружить по маленькому безударному "довеску" в виде "_", который на подсчёт не влияет. Таким образом, перед вами четырёхстопный ямб.
Как обнаружить в своём стихотворении ритмическую ошибку?
Читайте свои стихи вслух, ритмично, нараспев, согласно схеме акцентируя голосом все слоги, соответствующие знаку "/". И если в ваше творение закралась ритмическая ошибка (лишние или недостающие слоги), то неожиданно "законное ударение" в том или ином слове обернётся безударным местом, а это обязательно покоробит ваш слух (если вы, конечно, носители чистого русского языка).
Итак, благодаря ямбу вам легче будет подбирать/укладывать слова в строки.
Старайтесь придерживаться на всём протяжении стихотворения постоянной длины для соответствующих рифмованных строк, выраженной в количестве стоп или слогов. Если, конечно, обратного не требует жанр или ваш обоснованный литературный приём.
Так, например в приведенном отрывке из "Евгения Онегина" количество слогов в строках таково:
9
8
9
8
Почувствовали ритм? Так должно быть и далее:
9-8, 9-8, 9-8, 9-8...
И пусть Вас не пугают все эти "чёрточки" (_ /) и циферки (9, 8), поскольку они лишь помогают схематически отображать и контролировать ритм, но большинство из нас ритм чувствует.
Есть ещё один способ, помогающий не сбиться. Попробуйте подобрать мелодию под свои стихи и напевайте её в процессе творчества. Например, "мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог..." легко ложится на мелодию (будете смеяться) Марка Бернеса "Шаланды, полные кефали, в Одессу Костя приводил...".
Правда Пушкин далее не повторяет эту схему и строит свою уникальную "онегинскую строфу". Но эти опыты пока не для новичка.
3
Совет по рифме:
а)
Существуют сложные, богатые звучанием рифмы. Например: "к
Олется - усп
Окоятся". При этом они бывают более или менее корректными. Чтобы "набить руку" в стихосложении советую для начала придерживаться точных рифм с максимально совпадающими окончаниями и не слишком далеко от них удаляться. Как вам ни покажется странным, но писать точными рифмами довольно сложно. Вы же себя таким образом будете ограничивать в вариациях. Но это дисциплинирует стихотворца и уберегает его от рифм некорректных.
Освоив точные рифмы, можете переходить к рифмам более сложным.
б)
Старайтесь не злоупотреблять глагольной рифмой. Глагольная рифма сама по себе ещё не беда - беда её засилье и тривиальность. Последние проистекают от простоты её подбора. Особенно раздражают слух зарифмованные глаголы в неопределённой форме. "Кидаться - смеяться - ругаться - целоваться - "... Такие рифмы производят угнетающее впечатление ограниченного словарного запаса. Из той же категории рифмы вроде: "пришёл - нашёл - зацвёл - "... Разнообразьте таковую хотя бы существительным, например, "козёл" - и будет счастье :).
в)
Если вдруг вам не отвертеться, и применение глагольной рифмы неизбежно, постарайтесь привнести в концовку строк хотя бы минимальное разнообразие. Пусть, к примеру, рифмующиеся слова будут разной длины по количеству слогов. Например: "шла" (1 слог) и "заволокла" (4 слога).
г)
Не используйте в рифме однокоренные слова. Классический образец такой рифмы и любимая многими сетевая цитата: "ботинок - полуботинок". Кто только уже над этим не посмеялся.
Здесь есть и исключения: слова одинаковые или близко звучащие, но разные по смыслу (т.н. омонимы). Такая рифма, пожалуй, может даже украсить стихи, привнося в них игру слов. Например: "брак" (семейный союз) и "брак" (плохое качество).
Если вы испытываете трудности с подбором рифмы, используйте, например,
генератор рифм онлайн. С длинным списком рифм дело пойдет быстрее, а стихи станут более складными.
4
На ранней стадии не пишите длинных стихотворений. Придет умение - оттянитесь вволю. Научитесь выражать свою мысль коротко и ёмко (лапидарно). Лапидарность стихов - важнейшая характеристика. А разводить седьмую воду на киселе и растекаться мысью по древу может практически каждый.
Избегайте прямых и косвенных тавтологий (повторений). Они - типичные враги лапидарности.
5
Научитесь писать свои стихи с конца!
Как так?
Выделите в ваших замыслах главную, итоговую мысль (если таковая имеется) и вложите её в заключительное четверостишие (или двустишие). А далее, руководствуясь пунктом (5) как можно ловчее, не добавляя лишней "воды", допишите предыдущие строки и строфы, необходимые для описания всего процесса от предпосылок до уже сочиненного финала. Не всегда всё получается гладко, но стихотворчество - это такой процесс, который очень удачно описал Маяковский:
"Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в годы труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды".
"Ударная концовка" - удачное завершение для стихотворения, поэтому и главная ваша мысль не должна быть посредственной, невнятной, вторичной... Уж, постарайтесь, не разочаруйте своих читателей! ;)
Есть стихотворцы, вполне удачно пишущие и без таких приёмов. Вполне возможно, что они всё чувствуют интуитивно. Или хватает таланта вне зависимости от изначальной мысли всегда найти удачное продолжение и отменную концовку...
Мой же совет - для тех, кто его ищет.
6
Как было замечено в предыдущем пункте, удачная концовка - важнейший элемент ваших будущих произведений. Но здесь я усилю требования следующим призывом:
Если в стихотворении несколько четверостиший (строф), то подойдите к ним с такими же требованиями, как и к финалу. То есть 6-ой пункт - это тот же 5-ый пункт, но творчески применённый к каждому четверостишию в составе стихотворения. А именно:
а) выделяйте для себя основную мысль каждого четверостишия;
б) ставьте строку или строки с этой мыслью в конец четверостишия;
в) и лапидарно дополняйте "сюжетной подводкой" рифмованных (по отношению к концовке) строк.
Если пункт (в) исполнен некачественно, то это непременно будет отмечено продвинутым читателем.
______________
Рассмотрим для примера четверостишие Георгия Фрумкера:
"В нас часто проявляется плебейство...
Ну, что ж, один — атлет, другой — Атлант.
Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."
Главная его мысль в двух последних строках:
"Несовместимы Гений и Злодейство,
Но совместимы зависть и талант."
И если вам удастся произвести на свет столь удачную