Предисловие: За декорацией
Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
воображается, что смерть
сейчас, в пути, под стылым кленом,
воспламененным, как заря,
приму я умиротворенно,
за все судьбу благодаря.
И дальше пусть в безбрежье синем,
предвосхищая мир иной,
на легкокрылой паутине
летает осень надо мной.
Все потому что ясно стало:
за декорацией в окне
есть бесконечное начало
(иль это только снится мне?)
* * * Эль Эф - 03.10.2019
Договорная рецензия. Стихотворение Автор -Эль Эф
Жалуясь на дефицит рецензентов, обратилась ко мне за рецензией автор Эль Эф, а я откликнулся и обещал попробовать.И вот что получилось. Представленное на рецензию стихотворение смотрите выше.
Стихотворение, как таковое,- это образец музыкальной рифмованной речи и поэтому, начинается с мысленного его произношения. А то и вслух. Чтобы на живом голосе, в потоке слов проверить плавность звучания, слога, отсутствие сбоев ритма и пр.Кроме того, в самом построении фразы заложен порой не меньший смысл, чем в словах.
Речь бывает,страстная,спокойная,командная,идиотическая,прерывистая,бессвязная и т.п. Живая речь всегда озвучена интонацией, настроением говорящего и этим в огромной степени сообщает смысл сказанному. Интонация помогает понять и услышать то, что сказал поэт или, по меньшей мере, хотел сказать. Изукрасить слово всеми цветами радуги. Вот почему невозможно без омерзения слушать авторское исполнение стихов И Бродским. Ибо там все перлы смысла напрочь убиты монотонным завыванием без точек, запятых, противно началам музыки.
Стихотворение " За декорацией" писано достаточно легко: много гласных, легко читаемая и произносимая рифма, сочетаемые ритмически и по смыслу образы.
В каждом стихотворении есть сюжет, основная мысль. Здесь сюжет прост: осень = умиранию, но не горестному. Она одушевляет и примиряет человека со смертью своей красотой. Редко кто не замечал сходство осени с умиранием, и редко кому не хотелось бы на эту тему высказаться. От А Пушкина, до настоящего рецензента, написавшего
"Как осень прозрачна .Но время ее истекает,
Заковано в цепи железных законов числа.
Как хочется жить, Но вода золотая стекает
И падает в пруд, заискрившись на кромке весла."
Первый куплет автора:
Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
воображается, что смерть
Читается как законченная и содержательная мысль. Законы риторики требуют здесь - остановиться и замереть. Пауза. Осмысление. Дать аудитории время понять и прочувствовать - что сказано.Дальнейшая расшифровка в следующем авторском куплете излишняя. Измельчает крупную мысль, переводит ее в суесловие и губит образ. К тому же делает трудно связуемым грамматическое построение. То есть потом можно связать, но путем грамматических мозговых усилий, убивающих поэтическое течение стиха и образ.
Между тем, второй куплет содержит не менее значительную мысль, которая требует самостоятельного прочтения и которая благодетельно развивает образ.
Первый тезис = осень- смерть,
Второй тезис = путь к ней красив и воспринимается умиротворенно.
Соответственно и акцент во втором куплете - на красоте и умиротворении. Со смертью здесь уже покончено и ее излишнее упоминание или насильственная грамматическая привязка к следующему куплету будет скорее во вред логике стиха. Все равно, как на ходу перебежать из одного вагона в другой.
Третий тезис = пусть продолжается осень.
И здесь, немного тормозит слово "осень":
во первых,- оно уже было и задало общий тон,
во вторых.- уместно несколько подзапутать читателя и употребить вместо "осень" нейтральное "она"
Подзапутать тем, что упомянуты "осень" и "смерть" и непонятно: кто из них витает над ЛГ и кого ЛГ призывает витать надо мной. Двусмысленность, загадка, тайна - это изящно,изысканно, манерно - совершенно в стиле А Блока, который по видимому был у Вас на уме и впорхнул в стих в виде концовки словами "иль это только снится мне".
Вот это неудачно. Слишком закрепился за данной фразой Блока определенный образный и смысловой ряд, который разрушает все, что писано автором. Между тем, последний куплет - итоговый Он провозглашает четвертый тезис в развитии образа: "за декорацией в окне есть бесконечно начало..."И здесь надо закончить образно, крупно, достойно бесконечности, в масштабе вселенной. Ибо весь стих теперь будет выстроен спиралью по возрастающей.От декорации в окне, через человека, смерть и красоту природы до бесконечного начала .Какой это будет конец - не знаю. Предлагаю условный вариант. Вам искать. Но без него все провалится, сведется к банальности.
Вот как видится это рецензенту, с учетом сказанного:
Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
-СМЕРТЬ.
ЕЕ в пути, под стылым кленом,
воспламененным, как заря,
приму я умиротворенно,
за все судьбу благодаря.
Теперь же пусть в безбрежье синем,
предвосхищая мир иной,
на легкокрылой паутине
ОНА витает надо мной.
Все потому что ясно стало:
за декорацией в окне
есть бесконечное начало
Явившееся мне во сне.(?)
И еще один совет. Если хотите выгодно и эффектно структурировать стих и разбивать его на строки -читайте Андрея Седова. Благо на сайте есть его стихи. Вот уж где и талант и истинное новаторство.
С пожеланием успехов
Валерий Свидерский
|
Во-первых, это сугубо индивидуально. Есть те, кого авторское чтение Бродского устраивает.
Во-вторых, привносить сторонние свои предпочтения в рецензию незачем. Они ничего не прибавляют. (Убавить же - могут). Вы же не рецензию по итогам областного конкурса чтецов-декламаторов пишете.
В-третьих, исполнительская интонация и поэтическая интонация стихотворного текста - это разное. Исполнительская интонация может действительно создаваться чем угодно. Кто-то читает "с выражением", кто-то - с придыханием, кто-то с завыванием, кто-то с суровой мужественностью и скупой слезой, ну и т.п.
Интонация же, вложенная автором в текст, выражается в чём? В лексике, конечно. В порядке расстановки слов (синтаксис) и, следовательно, в логических ударениях, даже в пунктуационных особенностях, в композиционных пристрастиях. Всё это можно назвать авторской интонацией, авторским голосом в широком смысле.
Так вот, у исполнителей и авторов зачастую эти интонации не совпадают.
Поэтому ещё раз могу отметить, что ссылаться на пример авторского чтения Бродским своих произведений - это неудачный ход.