Заметка «Договорная рецензия. Стихотворение Автор -Эль Эф»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 13
Читатели: 694 +2
Дата:
Предисловие:
За декорацией

Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
воображается, что смерть

сейчас, в пути, под стылым кленом,
воспламененным, как заря,
приму я умиротворенно,
за все судьбу благодаря.

И дальше пусть в безбрежье синем,
предвосхищая мир иной,
на легкокрылой паутине
летает осень надо мной.

Все потому что ясно стало:
за декорацией в окне
есть бесконечное начало
(иль это только снится мне?)

* * * Эль Эф - 03.10.2019

Договорная рецензия. Стихотворение Автор -Эль Эф




      Жалуясь на дефицит рецензентов, обратилась ко мне за рецензией автор Эль Эф, а я откликнулся и обещал попробовать.И вот что получилось. Представленное на рецензию стихотворение смотрите выше.

     Стихотворение, как таковое,- это образец музыкальной рифмованной речи и поэтому, начинается с мысленного его произношения. А то и вслух. Чтобы на живом голосе, в потоке слов проверить плавность звучания, слога, отсутствие сбоев ритма и пр.Кроме того, в самом построении фразы заложен порой не меньший смысл, чем в словах.

      Речь бывает,страстная,спокойная,командная,идиотическая,прерывистая,бессвязная и т.п. Живая речь всегда озвучена интонацией, настроением говорящего и этим в огромной степени сообщает смысл сказанному. Интонация помогает понять и услышать то, что сказал поэт или, по меньшей мере, хотел сказать. Изукрасить слово всеми цветами радуги. Вот почему невозможно без омерзения слушать авторское исполнение стихов И Бродским. Ибо там все перлы смысла напрочь убиты монотонным завыванием без точек, запятых, противно началам музыки.

     Стихотворение " За декорацией" писано достаточно легко: много гласных, легко читаемая и произносимая рифма, сочетаемые ритмически и по смыслу образы.

     В каждом стихотворении есть сюжет, основная мысль. Здесь сюжет прост: осень = умиранию, но не горестному. Она одушевляет и примиряет человека со смертью своей красотой. Редко кто не замечал сходство осени с умиранием, и редко кому не хотелось бы на эту тему высказаться. От А Пушкина, до настоящего рецензента, написавшего

"Как осень прозрачна .Но время ее истекает,
Заковано в цепи железных законов числа.
Как хочется жить, Но вода золотая стекает
И падает в пруд, заискрившись на кромке весла."

Первый куплет автора:

Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
воображается, что смерть

     Читается как законченная и содержательная мысль. Законы риторики требуют здесь - остановиться и замереть. Пауза. Осмысление. Дать аудитории время понять и прочувствовать - что сказано.Дальнейшая расшифровка в следующем авторском куплете излишняя. Измельчает крупную мысль, переводит ее в суесловие и губит образ. К тому же делает трудно связуемым грамматическое построение. То есть потом можно связать, но путем грамматических  мозговых усилий, убивающих поэтическое течение стиха и образ.

     Между тем, второй куплет содержит не менее значительную мысль, которая требует самостоятельного прочтения и которая благодетельно развивает образ.

Первый тезис = осень- смерть,
Второй тезис = путь к ней красив и воспринимается умиротворенно.

Соответственно и акцент во втором куплете - на красоте и умиротворении. Со смертью здесь уже покончено и ее излишнее упоминание или насильственная грамматическая привязка к следующему куплету будет скорее во вред логике стиха. Все равно, как на ходу перебежать из одного вагона в другой.

Третий тезис = пусть продолжается осень.

И здесь, немного тормозит слово "осень":
во первых,- оно уже было и задало общий тон,
во вторых.- уместно несколько подзапутать читателя и употребить вместо "осень" нейтральное "она"

Подзапутать тем, что  упомянуты "осень" и "смерть" и непонятно: кто из них витает над ЛГ и кого ЛГ призывает витать надо мной. Двусмысленность, загадка, тайна - это изящно,изысканно, манерно - совершенно в стиле А Блока, который по видимому был у Вас на уме и впорхнул в стих в виде концовки словами "иль это только снится мне".

Вот это неудачно. Слишком закрепился за данной фразой Блока определенный образный и смысловой ряд, который разрушает все, что писано автором. Между тем, последний куплет - итоговый Он провозглашает четвертый тезис в развитии образа: "за декорацией в окне есть бесконечно начало..."И здесь надо закончить образно, крупно, достойно бесконечности, в масштабе вселенной. Ибо весь стих теперь будет выстроен спиралью по возрастающей.От декорации в окне, через человека, смерть и красоту природы до бесконечного начала .Какой это будет конец - не знаю. Предлагаю условный вариант. Вам искать. Но без него все провалится, сведется к банальности.

Вот как видится это рецензенту, с учетом сказанного:


Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
-СМЕРТЬ.

ЕЕ в пути, под стылым кленом,
воспламененным, как заря,
приму я умиротворенно,
за все судьбу благодаря.

Теперь же пусть в безбрежье синем,
предвосхищая мир иной,
на легкокрылой паутине
ОНА витает надо мной.

Все потому что ясно стало:
за декорацией в окне
есть бесконечное начало
Явившееся мне во сне.(?)

И еще один совет. Если хотите выгодно и эффектно структурировать стих и разбивать его на строки -читайте Андрея Седова. Благо на сайте есть его стихи. Вот уж где и талант и истинное новаторство.
С пожеланием успехов

Валерий Свидерский



Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:53 07.10.2019 (1)
Вот почему невозможно без омерзения слушать авторское исполнение стихов И Бродским.

Во-первых, это сугубо индивидуально. Есть те, кого авторское чтение Бродского устраивает.

Во-вторых, привносить сторонние свои предпочтения в рецензию незачем. Они ничего не прибавляют. (Убавить же - могут). Вы же не рецензию по итогам областного конкурса чтецов-декламаторов пишете.

В-третьих, исполнительская интонация и поэтическая интонация стихотворного текста - это разное. Исполнительская интонация может действительно создаваться чем угодно. Кто-то читает "с выражением", кто-то - с придыханием, кто-то с завыванием, кто-то с суровой мужественностью и скупой слезой, ну и т.п.
Интонация же, вложенная автором в текст, выражается в чём? В лексике, конечно. В порядке расстановки слов (синтаксис) и, следовательно, в логических ударениях, даже в пунктуационных особенностях, в композиционных пристрастиях. Всё это можно назвать авторской интонацией, авторским голосом в широком смысле.
Так вот, у исполнителей и авторов зачастую эти интонации не совпадают.
Поэтому ещё раз могу отметить, что ссылаться на пример авторского чтения Бродским своих произведений - это неудачный ход.
     22:26 08.10.2019 (3)

Уважаемый г-н Красилов!

Потому невозможно  без омерзения слушать стихи Бродского  в его исполнении, что его исполнение вызывает омерзение. Вот Качалов мог со сцены читать телефонный справочник.И публика требовала его "на бис".А Бродский?
Его монотонное, заунывное, на одной ноте  не  чтение,- нет-завывание, свидетельствует лишь об одном: о фантастическом зазнайстве и пренебрежении публикой. Он согласно новомодным веяниям испускает в публику ноту-а там пусть публика разбирается.Не уважает Бродский слушателя. Никаких разных интонаций у декламатора Бродского нет. 
При том,что стихи у него превосходные, а мысли им высказаны весьма значительные и он фигура в отечественной критике еще недооцененная. Уж вы то Красилов, как эстет от музыки, должны бы почувствовать музыкальную составляющую этого "исполнения".
Что касается должен ли рецензент высказываться о стихах других поэтов и о своем отношении к ним-то вопрос существенный.Полагаю,что да и даже обязательно.Если кто берется оценивать-пусть изложит внятно свои предпочтения.Прояснит эстетические позиции с которых взялся судить собрата. Я сужу поэтическую речь будучи по жизни специалистом разговорного жанра,чем и зарабатываю (и неплохо) на жизнь.Все что говорю-говорю на публике.Поэтому особенно требователен к простоте ясности и последовательности изложения.К эмоциональной окраске речи которая одна только и придает подлинную живость мысли. Никакой "своей" интонации я за автором не признаю,если за этим не стоит уважение к публике и желание донести до нее сочиненное всем арсеналом звуков и эмоций которыми природа оделила.
Такие вот мысли. 
  
     04:05 09.10.2019 (1)
1
Бродский- имперский .поэт. На нем печать изгнанника, "овидиева печать".
 Свои стихи он декламирует, как гекзаметр.
Как рапсод.
Туда, за пределы Ойкумены
     11:09 09.10.2019
     22:48 08.10.2019 (1)
Я недостаточно понятно объяснил.
Я не о вариантах произношения текста вслух говорю, а о двух значениях слова интонация.
Интонация как то, что задано автором в тексте (одно дело если написано: "Сегодня идёт снег" и другое - "Сегодня снег идёт"). Вот это и есть авторская интонация. А не то, как произносит свой текст вслух автор (это лучше назвать просто авторским исполнением).

А второе значение слова интонация - это особенности исполнения текста вслух. То есть и первое предложение из мной приведённых в качестве примера можно сказать вслух множеством способов, и второе - тоже.
Гость      04:47 09.10.2019 (1)
Комментарий удален
     11:09 09.10.2019 (1)
Верно.
Гость      11:16 09.10.2019 (1)
Комментарий удален
     18:48 09.10.2019 (1)
Кстати, не так уж плохо.
Не знаю, кто этот Жорж Октавио, псевдоним ли это или действительно иностранец, изучивший русский язык (акцент совершенно незаметный, но кое-где уловить можно: он, например, произносит "ворьюги"). Я послушал "Письма римскому другу" и "Сретение", которые знаю наизусть. И чтение первого произведения оказалось очень близким к моему видению. "Сретение" же - меньше. 
Гость      18:50 09.10.2019 (1)
Комментарий удален
     18:54 09.10.2019 (1)
То, что интонационно подражает авторскому чтению - это видно. Но всё-таки не полностью копирует Бродского.
Некоторая осиплость голоса тоже не есть совсем хорошо.
Вам ярко выраженные глубокие баритоны нравятся, не говоря уж о басах, да?
Гость      19:13 09.10.2019 (1)
Комментарий удален
     20:25 09.10.2019 (1)
У женщин действительно развита интуиция. Уже четвёртый раз на сайте со мной приключается случай, когда меня спрашивают именно о том, что интересует меня сейчас или было накануне.
Именно вчера вечером, когда мы тут переписывались с Евгением Угрюмовым, я слушал на ютюбе (почти три часа) все Бразильские Бахианы Вила-Лобоса. Они параллельно звучали, и периодически я заглядывал сюда. И даже хотел Евгению написать вопрос: "Любите ли Вы музыку и, в частности, как относитесь к Бразильским Бахианам Вила-Лобоса?" Правда, я захотел спросить не о шлягерной Пятой, а обо всех. Но как-то сделать это не успел...
Вила-Лобоса я знаю сравнительно неплохо. Если вообще можно говорить о том, что можно знать Вила-Лобоса, поскольку по количеству написанных произведений он - музыкальный рекордсмен. В течение последних двух-трёх лет я на ютюбе переслушал его фортепианные концерты, несколько симфоний, почти все квартеты. А вчера добрался до всех Бахиан. До этого слушал по отдельности те, которые даны в ютюбе с партитурами (score).
И вот на той записи, которую я нашёл в ютюбе, запись как раз Пятой не очень удачна. Или, может, я уже настолько привык к исполнению Вишневской (вернее, не я привык, а все советские меломаны привыкли - других-то вариантов в СССР вроде и не было), что прозвучавшая запись показалась мне очень бледной. Кроме того, певица не всегда в ноты попадает, увы. Но ролик хорош тем, что, повторюсь, там даны все девять Бахиан. И можно поставить себе сверхзадачу прослушать всё разом, что я и сделал вчера. И надо сказать, это впечатляет. Так вот, Пятая Бахиана, на мой взгляд, не самая гениальная из всех. Хотя мелодически она, конечно, ложится на слух (речь об Арии - о первой части Бахианы; вторую часть никто не слушает). А вот если хотите, послушайте фугу из Седьмой Бахианы. Вот это действительно Бахиана.


А лучше послушать всю Седьмую Бахиану целиком (начинается с 01:53:53, там под роликом можно раскрыть "подробности" и найти в списке Седьмую):

Гость      20:30 09.10.2019 (1)
Комментарий удален
     20:37 09.10.2019 (1)
1
Каллас - это феномен.
Гость      20:43 09.10.2019 (1)
Комментарий удален
     21:18 09.10.2019

Феномен - это то, на мой взгляд, что нельзя не назвать, если рассказывать кому-то (инопланетянину, например) о той сфере, где этот феномен существует. Если рассказывать о драматургии, нельзя обойтись без Шекспира, если о музыке - без Моцарта, если об архитектуре - без Корбюзье, если об искусстве вокала - без Каллас.
     22:47 08.10.2019 (1)
Какие грандиозные и новые мысли у Вас с г.Красиловым!
     22:51 08.10.2019 (1)
Между прочим, Вы знакомы ли с книгою "АнтиАхматова" автора Тамары Катаевой?
     23:05 08.10.2019 (1)
Знаком, но тут же каюсь и завидую одному поэту, который поблагодарил судьбу, которого увела судьба от чтения ненужных повестей и романов. Тут нас подстерегает эта, якобы, вечность, которой-то как раз и всё равно что мы читаем. 
     23:42 08.10.2019 (1)
Это какая-то большая мысль.
В маленькой голове добермана она не укладывается. 
Вы что ли ради вечности живёте?
     00:49 09.10.2019 (1)
Такие вопросы прилично задавать жене, сыну или даже своей собачке. В другом случае - это амикошонство. Но не удивительно, что в головке добермана идея вечности может не возникнуть. Хотя, всё от дрессуры зависит.
     00:55 09.10.2019 (1)
Вы опять меня третируете?.. Ну и ладно.
Не буду вот с Вами разговаривать.  И беседуйте тут опять сам и с собою же.
     01:15 09.10.2019 (1)
Да, ВЫ правы! Мало с кем здесь, кроме Вас, можно разговаривать... хотя бы на правильном русском языке. Но это неправда, что я издеваюсь над Вами. Я высказываюсь, высказываю своё мнение о предмете разговора. "Мнение о предмете", конечно, может быть противоположным у людей. И это создаёт впечатление такого противостояния и того, что я Вас третирую.   
     01:26 09.10.2019 (1)
А-а!..
Смутились.  То-то же!
     04:52 09.10.2019
Смутился!
     22:33 07.10.2019 (1)
Мне больше понравился авторский вариант. Немного выломала строчка: "сейчас, в пути, под стылым кленом,", сложно читается, понимается, и "подстылым" мне не нравится звучание. Последнюю строфу я бы вообще убрал, она ни к чему. И не очень удачная на мой взгляд. Впрочем, это моё первое читательское впечатление, особенно не анализировал.
Понравилось:
Смена декораций в окне, воспламененный клён, легкокрылая паутина. Но нет предела совершенству, и работу над любым стихотворением можно только приостановить, но не закончить.
     15:00 08.10.2019 (1)

Последнюю строфу я бы вообще убрал,

Это стихотворение таким и было после написания.

Не помню уже точно, что меня потом сподвигло на написание последней строфы.)
Да, выбрать окончательный вариант того или иного стихотворение лично мне всегда непросто.

     15:15 08.10.2019 (1)
Ну вот. И тогда в каждой из 3 строф есть что-то вкусное. Огранить ещё этот алмаз, и будет шедевр.
Тут спешить не надо. Потихоньку... На мой взгляд, будет замечательное стихотворение. Грех таким разбрасываться.
     16:35 08.10.2019 (1)
Побольше бы на этом сайте критических комментариев к стихам вместо похваляшек,
смотришь и огранки бы было больше.)
     16:41 08.10.2019 (1)
Пишите над текстом в предисловии: любая критика приветствуется. (Я так делал когда-то) И получите по полной. Люди ж не знают, шо автор желает, шоб его хвалили, или по щам отхлестали? Вот и скромничают, душат в себе ... Души прекрасные порывы.
     16:42 08.10.2019
Надо попробовать.)
     17:33 07.10.2019 (2)
Валерий! Вы хоть вникайте в смысл того что рецензируете!
" .

Что осень? Смена декораций
в окне. Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
воображается, что
СМЕРТЬ."

Продираться сквозь декорации в окне! Что за глупость?
Вникните в смысл написанного. Ведь это же бред!!!
     20:02 07.10.2019 (2)
2
Если что-то в должности рецензента я не состою Рецензия это в своем роде жанр. КАЖДЫЙ может испробовать свои силы.Вот я и попробовал. А Вы можете меня отрецензировать.Получится настоящий пир духа!
     20:15 07.10.2019
Валерий, нашли на кого обращать внимание.))
     20:13 07.10.2019 (2)
Истину глаголите, Валерий, я так же считаю - рецензию может написать каждый автор, но главным условием должно быть, чтобы рецензия была заказана и написана с согласия  автора рецензируемого произведения.
Вы правы.
     22:02 07.10.2019
На моё давнее предложение вернуть всем авторам сайта право писать рецензии Мелкор ответил, что думает над этим.
     21:17 07.10.2019
Рад встретить в вас единомышленника.
     18:23 07.10.2019
1
Попытаюсь оправдаться.Карьеру начинал рабочим сцены,так что как продираться через декорации испытал в натуре, а потому не кажется мне это выражение противоестественным. Наверное потому что могу это визуально представить. А за декорациями на сцене-черный задник. Зрелищно и философски Согрешил как то раз и сам:

Продираясь сквозь память когтистую
Через небо из серых полос
Вспомнил прядь я твою золотистую
Золотистых как солнце волос
     14:50 07.10.2019 (1)
Огромное спасибо, Валерий. И это не дежурный ответ, поверьте.)
Жаль, что Вы не хотите стать штатным рецензентом.
Есть над чем подумать.
У меня были варианты по разбивке начальной части, чтобы облегчить восприятие.
Что осень?
Смена декораций
в окне.
Но если посмотреть,
сквозь них пытаясь продираться,
воображается,
что смерть
сейчас,
в пути,
под стылым кленом,
воспламененным, как заря,
приму я умиротворенно,
за все судьбу благодаря.

С последней строкой были сомнения, потому что там не столько к Блоку отсылка, сколько к Есенину.
А что если закончить: и жизнь моя приснилась мне?
     18:25 07.10.2019 (1)
Это намного ближе к живой речи,а потому предпочтительней.имхо
     20:17 07.10.2019
Если пробьюсь во второй этап конкурса, попробую это послать.)
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама