Заметка «Диссонансная рифма / Виды рифм»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 4.9
Баллы: 14
Читатели: 3037 +1
Дата:

Диссонансная рифма / Виды рифм

Диссонансная рифма – рифма, основанная на полном или частичном совпадении корневых согласных при расхождении в гласных: по-СТаРому – в СТоРону, паЛУБе – гоЛУБи, нем – нём, гиБЕЛЬ – стеБЕЛЬ, мышь-ПОЛёВКА – ПОЛВеКА, НеКая – четвероНоГое, дым – дом, влаСТИ – груСТИ, куМиР – АМуР (И. Бродский), ПуТяМ – По ТеМ, улыБКУ – юБКУ (Ирина Иванченко).


Ты помнишь, строки жужжали над ухом,
как пчёлы в медовом твоём раю,
и кот, отзывчивый, словно эхо,
мурлыкал тебе колыбельную.
(Ирина Иванченко)


И уходили по прохладным тропам
Гуськом, как поднимаются по трапам.
(Юрий Каплан)


В отличие от ассонансных рифм, которые показывают техническую неискушённость, неумелость автора (или его осознанное нежелание пожертвовать очень важным смыслом конкретных строк всего лишь ради игры звуками), диссонансные рифмы, – чей подбор является технически трудно осуществимым, – однозначно говорят о нестандартном мышлении и мастерстве.
Обсуждение
08:45 01.09.2023
Аles
Ян, спасибо 
19:43 22.10.2019(1)
Иванка
А "слОва-условий" это хорошая рифма? ))

19:57 22.10.2019(1)
Януш Мати
А чем она плоха?
20:13 22.10.2019(1)
Иванка
Не то, чтобы плоха, но ведь это однокоренные слова, нет?

20:17 22.10.2019
Януш Мати
Не вижу ничего криминального. С моей точки зрения рифма слова-трава, к примеру, намного более неприемлема.
00:42 19.10.2019(1)
Непринцесса
Здравствуйте, Януш.
Просмотрела комменты и захотела вмешаться.
Мне нравится "злой рок", как диссонансная рифма к слову сумрак.
А если подумать еще немного, то и "м" можно пристроить.))


По поводу связи вида, используемых рифм и наличия поэтики - не согласна.
Рифма - материал, а сделать из него можно сахарную вату, а можно и нечто противоположное...
12:28 19.10.2019(1)
Януш Мати
Здравствуйте, Непринцесса.

Мне "злой рок" не понравилось.

Насчёт поэтики, рифм и всего остального, то обсуждать нужно в каждом конкретном случае.

Удачи!
20:31 20.10.2019
Непринцесса
Не удивлена.)) 
Спасибо. Взаимно.
22:34 18.10.2019(2)
2
Александр Красилов
            Диссонансы

Однажды Херлок Шолмс
пошёл куда-то в горы.
Ему навстречу - Брамс
и Шуман вместе с Кларой.

И Брамс ему сказал:
"Послушай-ка, дружище,
Не съел ли ты кизил?
Уж больно вид дрожащий"

"Я карту потерял!" - 
ответил гордый Херлок.
А Шуман повторил
и погрузился в сумрак.

Обратно вчетвером
друзья спустились грустно  
и фразою "Warum?" 
их встретил доктор Ватсон.
23:43 18.10.2019(1)
Алёна Мамина
Прелесть какая! Я тогда уж и пытаться не буду, тут уже всё есть, и оно шикарно
Просто пир духа! И никаких тебе сложностей.
23:49 18.10.2019(1)
1
Александр Красилов
Необычный Вы автор...
"Я никак не могу Вас раскусить" (С).
 
10:05 20.10.2019
Алёна Мамина
Меня??
Меня не надо кусать, я же не булочка
22:48 18.10.2019(1)
Виктор Ка
ну, если херлок шолмс, то почему не вжони датсон?.. -)
22:57 18.10.2019
1
Александр Красилов

Патамушта Ватсон с ними в горы не ходил.
Он вполне рационально сидел внизу и ждал.
19:47 18.10.2019(1)
Виктор Ка
какой странный вывод... а если именно ассонансная рифма точно отражает смысл и автор ничем не жертвует?.. -)
19:52 18.10.2019(2)
Януш Мати
Гм. Задайте этот вопрос автору статьи.
23:39 18.10.2019
Алёна Мамина
Так это не Ваша статья?
То есть, Вы, кагбэ, почтальон Печкин, который принёс журнал "Мурзилка"?

19:55 18.10.2019(1)
1
Виктор Ка
но если вы это перепостили, то я так полагаю - согласны с автором... иначе зачем?.. -)
20:02 18.10.2019(1)
Януш Мати
О, я безусловно согласен с автором, хотя часто спорил с ней.
Кроме того, диссонансная рифма чрезвычайно редко используется, большая часть поэтов счастливо не знают о её существовании.
Одно из применений данного вида рифм мне представляется случай, когда нет возможности использовать другие виды.
20:22 18.10.2019(1)
Виктор Ка
ну если согласны, тогда почему отсылаете меня к автору статьи?.. 
в чем техническая неискушенность автора, использующего ассонансные рифмы, если именно ассонансная рифма точно отражает смысл и автор ничем не жертвует?.. -)
20:27 18.10.2019(2)
Януш Мати
Хорошо. Вы технически искушённый автор и Вам всё по силам. Придумайте рифму на слово "сумрак". Тавтологическую, типа полусумрак - не предлагать.
00:08 19.10.2019
Валентин Филиппов
В  ущелье  опустился сумрак,
Устало по тропе бредёт ишак.
Курджун висит на нем огромный
На перевал не выйдет он никак.
20:33 18.10.2019(1)
Виктор Ка
а зачем?.. это слово должно обязательно быть зарифмовано?..
какие рифмы вообще в данном условном тексте преобладают?.. 
брак, фрак, домра, кунак...
20:43 18.10.2019(1)
Януш Мати
Предложенные варианты плохи уже тем, что это слабые рифмы.
Используя грамматические рифмы (в том числе и глагольные) можно писать километрами. Останется только один вопрос, будет ли во всем написанном хоть капля Поэзии? Или это будет очередная проза, зарифмованная и записанная в столбик.
20:49 18.10.2019(1)
1
Виктор Ка
на этот вопрос можно ответить только прочитав весь, я подчеркиваю -весь текст...
голые рифмы (как в этом случае) - любые, не могут достоверно свидетельствовать ни о мастерстве автора, ни о поэтичности текста... -)
не хотите грамматическую, пожалуйста - умру... только какой смыл, если не видно - насколько она гармонична в тексте... -)
21:09 18.10.2019(1)
Януш Мати
Свидетельствует. Неумение работать над рифмой очень хорошо показывает уровень автора.
Но, повернувшись, вслух произнесла:
- Котлетку подложить?.. с капустой - вкусно.
И, собирая крошки со стола,
добавила, что завтра мясопустный...

Это Ваше. Выбрано наобум. Вынужден огорчить, это проза в стихах. И рифма слаба.

Андрей Яшин 68
Давай мы в осени с тобой сегодня погуляем
И, взявшись за руки, пойдём встречать закат.
Мы безвозвратно в жизни многое теряем
Без права изменить и возвратить назад.

А это классика жанра. Найдутся и на это стихо желающие поставить оч понр.
21:18 18.10.2019(1)
Виктор Ка
меня сложно чем-то огорчить, особенно единичным мнением кого-то... -)
и почему тест не весь?.. я же выше написал - весь... 
хотя этот текст уже сам за себя все сказал... 
у меня есть похуже... -))
21:25 18.10.2019(1)
Януш Мати

у меня есть похуже... -))

Это повод для гордости?

С рецензиями на свои стихи обращайтесь к рецензентам.
Не ставил целью заниматься здесь этим.

Как мне кажется, спор уже беспредметен и скучен. Предлагаю закончить его. Вы не признаете мою правду, я (тем более) никогда не признаю Вашу, к чему терять время?
21:32 18.10.2019(1)
Виктор Ка
вы для начала эту правду озвучьте... я что-то так и услышал ответ на свой первоначальный вопрос...  -)
21:35 18.10.2019(1)
Януш Мати
Глухие да услышат, незрячие да увидят, немые - запоют, безногие - пойдут.
21:41 18.10.2019(1)
1
Виктор Ка
понятно, предметно говорить не настроены...-)
21:49 18.10.2019(1)
Януш Мати
Дам небольшой совет, читайте побольше хороших стихов. Не те, которые здесь плодятся и размножаются, а что-то более достойное: Цветаеву, Ахмадуллину, Пастернака, Блока и т.д.
21:51 18.10.2019(1)
Виктор Ка
как предметно, а главное оригинально...-))
21:55 18.10.2019(1)
Януш Мати
За оригинальностью - к церкви, я по пятницам (и прочим дням) не подаю.
22:02 18.10.2019
1
Виктор Ка
ну всё, началось - полилсЯ поток банальностей...-))    
19:15 18.10.2019(1)
Владимир Яремчук
Сложно всё это, это не для нас. )
19:23 18.10.2019(1)
Януш Мати
"Для остановки нет причин
Иду, скользя,
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя."
В.С. Высоцкий
21:25 18.10.2019(3)
Виктор Ка
а здесь с рифмой все в порядке?.. -))
Гость21:52 18.10.2019(1)
Комментарий удален
21:55 18.10.2019
Виктор Ка
тебя не спросили...-))
21:44 18.10.2019
Жорж Декосье
Абсолютно ритмично. Мне любопытны все те, кто критикует классиков. (В надежде к ним примазаться?).
21:27 18.10.2019(1)
Януш Мати
Когда напишите хоть что-то близкое к тексту этой песни, тогда будете критиковать Высоцкого.
21:49 18.10.2019(1)
Виктор Ка
а где вы видите критику?.. 
это же вы специалист судить о тексте по одним рифмам... -))
21:50 18.10.2019(1)
Януш Мати
Процитируйте, где я такое писал?
21:59 18.10.2019(1)
Виктор Ка
вы вывод автора статьи, с которым согласны, внимательно прочтите...-)
22:02 18.10.2019(2)
1
Януш Мати
Вот что, сударь, не приписывайте мне того, что я не говорил. Все Ваши попытки манипуляции весьма убоги.
22:05 18.10.2019
Виктор Ка
кто бы сомневался...
22:05 18.10.2019(1)
Жорж Декосье
Из мухи  сделали слона,
Где человек - всегда война.

22:11 18.10.2019(1)
Виктор Ка
да какая война?.. так, хождение вокруг да около... склизкий автор, всё в сторону норовит...-)
22:15 18.10.2019(1)
Жорж Декосье
Как правильно: брэк или брэйк?
22:19 18.10.2019(1)
1
Виктор Ка
вначале нужно диссонансную рифму подобрать, потом будет видно... -)
22:20 18.10.2019
Жорж Декосье
Мрак.
21:20 18.10.2019(1)
Жорж Декосье
Читал раньше этого автора. Скажу честно: терпеть не могу выкобенивание, закамуфлированное под "правила". Для меня лирика - прежде всего красота слога.
21:28 18.10.2019
Януш Мати