Заметка «Сегодня - юбилей Александры Пахмутовой»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 28
Читатели: 719 +1
Дата:

Сегодня - юбилей Александры Пахмутовой

          Сегодня исполнилось 90 лет Александре Николаевне Пахмутовой.
          Ни в каких представлениях она не нуждается.
          Можно просто сказать: Александра Пахмутова - и ясно, о ком речь.
          Каково значение её песен для нескольких (не одного! нескольких!) поколений граждан нашей страны?..
          Давайте, я сделаю так.
          Из Википедии, где приведён список её 144 песен (скорее всего, даже и он - неполон), я выберу те, которые слышал лично я как один из типичных представителей советскорождённого поколения. А вы загляните в Википедию и, возможно, из приведённого там списка вы выберете гораздо больше.
          Так вот:


«Беловежская пуща» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВИА «Песняры», ВИА «Сябры», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова (солисты В. В. Николаев, Б. А. Руденко).
«Белоруссия» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВИА «Песняры».
«В песнях останемся мы» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. В. Мамонов и Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, ВИА «Верасы», Н. В. Басков.
«Весна 45-го года» (сл. Е. А. Долматовского) — исп. Ю. И. Богатиков.
«Виноградная лоза» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Павел Дементьев.
«Где-то в поле возле Магадана» (сл. Н. А. Заболоцкого) — исп. И. Д. Кобзон.
«Геологи» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. И. С. Бржевская.
«Герои спорта» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. М. М. Магомаев.
«Главное, ребята, сердцем не стареть» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. Л. П. Барашков, после его смерти песню исполняет И. Д. Кобзон, Э. С. Пьеха.
«Горячий снег» (сл. М. Д. Львова) — исп. Ю. А. Гуляев.
«Да разве сердце позабудет» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Э. А. Хиль, Н. В. Басков, М. И. Тишман.
«До отправления поезда осталось 5 минут» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВИА «Надежда».
«До свиданья, Москва» (прощальная песня Олимпиады-80) (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. дуэты Т. В. Анциферовой и Л. В. Лещенко, Л. В. Лещенко и Валерии, М. М. Магомаев.
«Добрая сказка» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Ж. Г. Рождественская и О. С. Рождественская, Л. П. Сенчина.
«Зачем меня окликнул ты?» (сл. Л. И. Ошанина) — исп. Л. Г. Зыкина, В. В. Толкунова.
«Звездопад» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. ВК «Аккорд».
«Звёзды над тайгой» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. И. Д. Кобзон и Е. А. Камбурова.
«Звёзды становятся ближе» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. С. М. Ротару.
«Знаете, каким он парнем был» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Ю. А. Гуляев, И. Д. Кобзон. Посвящается Ю. А. Гагарину.
«И вновь продолжается бой» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. И. Д. Кобзон, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, Л. В. Лещенко. Есть в исполнении Е. Летова.
«Как молоды мы были» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. А. Б. Градский, Э. С. Пьеха, З. Н. Тутов, Т. М. Гвердцители, А. Н. Асадуллин, Е. А. Камбурова, И. Бобул, Д. А. Хворостовский.
«Команда молодости нашей» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Л. М. Гурченко.
«Куба — любовь моя» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. М. М. Магомаев, И. Кобзон, ВИА «Надежда».
«Любовь, Комсомол и Весна» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Л. В. Лещенко, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова.
«Малая земля» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. М. М. Магомаев, Л. Г. Зыкина.
«Мелодия» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. М. М. Магомаев, Ю. А. Гуляев, В. В. Ободзинский, после его смерти песню исполняет М. М. Кизин, Р. И. Ибрагимов, Н. В. Басков.
«Надежда» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. А. Герман, Э. С. Пьеха, М. Магомаев, участники проекта «Старые песни о главном».
«На Мамаевом кургане тишина» (сл. В. Ф. Бокова)
«Нам не жить друг без друга» (сл. А. Н. Пахмутовой и Н. Н. Добронравова) — исп. М. М. Магомаев.
«Не покину тебя» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. Я. Леонтьев, М. М. Магомаев.
«Не расстанусь с комсомолом» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. И. Д. Кобзон, Н. В. Гнатюк.
«Нежность» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. М. В. Кристалинская, Ю. А. Гуляев, Т. И. Синявская, А. Н. Баянова, Т. Ю. Петрова, Т. И. Буланова, Томас Андерс (на английском языке исполнена 23 апреля 2009 года на концерте в Кремле), Д. А. Хворостовский, А. С. Бон.
«Ненаглядный мой» (сл. Р. Ф. Казаковой) — исп. М. В. Кристалинская, М. Л. Пахоменко.
«Обнимая небо» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Э. А. Хиль, Ю. А. Гуляев, Л. В. Лещенко, Ю. П. Cлободкин.
«Орлята учатся летать» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова.
«Парус алый» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. Я. Леонтьев.
«Песня о тревожной молодости» (сл. Л. И. Ошанина) — исп. Ю. Н. Пузырёв и Сергей Фёдоров, Е. Г. Кибкало и М. С. Решетин, Ю. А. Гуляев, В. И. Копылов и В. Л. Матусов, Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии имени А. В. Александрова, ВИА «Смена», Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, Я. В. Осин.
«Письмо на Усть-Илим» (сл. Н. Н. Добронравов) — исп. М. В. Кристалинская.
«По Ангаре» («Девчонки танцуют на палубе») (на слова С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. И. Д. Кобзон и М. В. Кристалинская.
«Пока не поздно» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. И. Д. Кобзон.
«Поклонимся великим тем годам…» (сл. М. Д. Львова) — исп. И. Д. Кобзон, Л. Г. Зыкина, Н. В. Басков.
«Прощай, любимый» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Т. И. Синявская.
«Прощание с Братском» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. Ю. Н. Пузырёв и А. С. Ведищева, И. Д. Кобзон.
«Птица счастья» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. Я. Леонтьев, ВИА «Здравствуй, песня», Н. В. Гнатюк, Н. А. Чепрага, Витас, Я. В. Осин.
«Русский вальс» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Юлиан, Н. В. Басков, М. И. Тишман.
«Слушай, тёща» (сл. Н. В. Дружининского) — исп. М. М. Кизин, Ю. И. Богатиков, ВИА «Песняры».
«Старт даёт Москва» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. В. Толкунова и Л. В. Лещенко.
«Старый клён» (сл. М. Л. Матусовского) — исп. Л. И. Овчинникова и Н. Н. Погодин, А. А. Абдалова и Л. В. Лещенко, сейчас М. М. Кизин, Н. Г. Бабкина и ансамбль «Русская песня».
«Темп» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. С. М. Ротару.
«Только так победим!» («…Ленин, Партия, Комсомол!…») (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. трио И. Д. Кобзон, С. М. Ротару и Л. В. Лещенко, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения (солист — Дмитрий Машнин).
«Трус не играет в хоккей» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. Л. П. Барашков, В. И. Мулерман, Э. А. Хиль, Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, вместе С. В. Мазаев, В. М. Сюткин и В. В. Рыбин.
«Ты — моя надежда, ты — моя отрада» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Л. В. Лещенко, Н. В. Басков.
«Усталая подлодка» (сл. С. Т. Гребенникова и Н. Н. Добронравова) — исп. Ю. И. Богатиков, Ю. А. Гуляев, И. Д. Кобзон.
«Хорошие девчата» (сл. М. Л. Матусовского) — исп. ВК «Улыбка», группа «Девчата», Л. А. Долина и И. А. Отиева, М. В. Девятова, группа «Фабрика».
«Чайка над волной» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. Ирина и Елена Базыкины.
«Шумят хлеба» (сл. С. Т. Гребенникова) — исп. Г. М. Белов.
«Я люблю тебя всегда» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. В. Ободзинский, Л. В. Лещенко.
«Я не могу иначе» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. В. В. Толкунова.
«Яростный стройотряд» (сл. Н. Н. Добронравова) — исп. А. Б. Градский.



          Впечатляет список...

          Я в начале употребил слова граждане нашей страны, советское поколение и т.п. Почему? Понятно, что у нас творчество Александры Пахмутовой невольно ассоциируется с идеологией тех лет (помимо, конечно, того, что это было наше детство, отрочество, молодость, юность...). Но насколько долговечны и так ли уж устойчивы эти "ассоциации"? Что мы видим сейчас? А видим то, что проходит время и всё меньше и меньше мы соотносим ту или иную песню Александры Пахмутовой непосредственно с тем "госзаказом", в исполнении которого можно бы упрекнуть Александру Николаевну. Но упрёки эти, буде они у кого-то возникают, несостоятельны. Ибо: не было никакого госзаказа. Была романтика, вдохновение, красивые мелодии. И вот этот главный композиторский дар - мелодический - это то, чем награждена Александра Николаевна в полной мере. А прекрасные мелодии живут долго. Если не вечно.

          Никаких роликов приводить не стал. Потому что - трудно выбрать. Выберите сами на своё усмотрение из огромных ресурсов сети.
          И можно привести их в виде комментариев к этой маленькой заметке в честь юбилея большого (именно так!) и мудрого человека.
Реклама
Обсуждение
     18:14 10.11.2019 (1)
3
Лично меня потрясли в своё время эти два исполнения. И до сих пор слушаю и - мурашки, ком в горле и слезы на глазах:







А Вам как, Александр?


     19:33 10.11.2019 (1)
Что ж, наверное, можно и так.
     19:38 10.11.2019 (1)
я-а-асно...

     20:07 10.11.2019 (1)
Ну... как бы это объяснить.
Вот представьте, вышла бы Пугачёва в, скажем, году так 92-ом или 2000-м и запела "Арлекино"...
Всему своё время. И двадцать пять лет - это не пятьдесят. И тем более не семьдесят. Александр же Борисович с "Как молоды мы были" никак не может расстаться. А ведь у него столько собственных произведений! Но поскольку он ещё в конце 90-х сообразил, что на ретро теперь мода, то быстренько извлёк из своих запасников эту песню и - вперёд! Помню его запись со Светлановым в проекте Евгения Фёдоровича "Шлягеры уходящего века"... Как это было грустно. В том смысле, что хотелось "замкнуть слух" (по-ахматовски говоря). Не надо Александру Борисовичу петь то, что он когда-то сделал бессмертным. Не входят в одну реку дважды. Понимаю, что он сейчас даёт как бы ретроспекцию. Но все эти его "р-р-р-р"ычанья - зачем? И эти хореографические этюды верхних конечностей? Что он хотел сказать этими отмашками?.. На молодого человека на его фоне я внимания не обратил. Что он там пел - как-то мимо меня прошло. Но, наверное, что-то пел.
По второму дуэту - аналогично. Патрисия Курганова - это что, шутка родителей? И почему она поёт мимо нот? И я так понял, что она, как и Диана Гурцкая, инвалид по зрению? Если так, то это, конечно, по-человечески достойно сочувствия, но только на основании этого участвовать в конкурсе, по-моему, не надо. Не надо играть на жалости. Молодой же человек поёт ладно, но... зачем нам второй Магомаев? Неужели нельзя петь своим голосом и в своей манере (если пока ещё нет стиля).
     20:38 10.11.2019 (1)
1
Свои песни у Градского очень сложные, и мелодией, и текстом, на любителя. Мне, например, не нравятся.
А здесь, если Вы не заметили, он как бы передаёт эстафету молодому певцу. Я так поняла задумку. И тогда эта песня тут к месту.
Конечно, сейчас текст песни соответствует тому, что Градский чувствует реально в таком возрасте. Петь "как молоды мы были", когда тебе двадцать...
Да он всю жизнь свою вложил в это исполнение, постарел лет на 10 за эти 4 минуты. Он же плачет, не обратили внимания?
А "рычание"... Думаю, именно потому, что песня далась ему тяжело эмоционально, было тяжело петь и физически. К тому же, он всегда выделял "р" при пении.

А где Патриция фальшивит, на какой минуте\минутах? Специально ещё раз прослушала её партию, ничего такого не заметила.
Если бы это было так, наставники не рыдали бы, они очень щепетильны к таким вещам. Фальш для них звучит, как железом по стеклу, поэтому всё остальное (эмоциональность, энергетика, чувственность и т.п.) их бы уже не тронуло.
И нет тут  никакого давления на жалость. Патриция поёт очень проникновенно, нежно, с чувством, и голос у неё хороший.
Кстати, действительно, голоса у них с Дианой похожи.
И что, Кургановы могут быть только Маши и Дуни?

     21:29 10.11.2019

Ну, я ж не говорю, что в данном случае только моё впечатление должно быть правильным.
     16:52 10.11.2019 (1)
     16:56 10.11.2019 (1)
1
Спасибо, конечно, и Вам, и Александру за ролики-отклики, но...
Но как-то всё вы какие-то версии предлагаете... ммм... странные, короче... Витас, Зара-Вера... (о последней вообще не ведаю. Кто это?)
Если честно, все эти перепевки я терпеть не могу.
Есть классические записи. Вот им я и верен.
     17:06 10.11.2019 (1)
Наверное вы правы, пусть будет классика.
Гость      17:12 10.11.2019 (1)
Комментарий удален
     17:18 10.11.2019 (1)
2
Незыблемость в принципах - это хорошо( это о Александре), но основную мысль в комментарии уловила, хотела написать, что хорошо когда поют старые песни - значит помнят и что эти песни прошли испытание временем, но не стала спорить.
     17:26 10.11.2019 (1)
Немножко не так.
Не против я современных исполнителей, но:
если петь, то без осовременивания (современно пусть поют своё, современное). А если обращаешься к эстрадной классике, то - изволь без новых аранжировок и - уж, конечно! - без мелодических изменений! (А бывает и это).
     17:43 10.11.2019 (1)
Будем надеяться вкусы изменятся. Посмотрела выложенное вами видео и подумалось - Это так серьёзно!
И тема и исполнение, и настроение, а молодости присуще  - всё про стрекозу и дом под каждым кустом.
     17:46 10.11.2019 (1)
Павел Дементьев живёт теперь в другой стране.
А Пахмутова... Пахмутова, на мой взгляд, композитор вполне серьёзный.
     17:53 10.11.2019
Столько  много написать! Список произведений, которые были озвучены очень длинный...
     17:02 10.11.2019 (1)
1
     17:06 10.11.2019 (1)
Сейчас юбилейный концерт Пахумутовой начался.
Путин её поздравляет...Объявляет, что
она удостена ордена Андрея Первозваного.
     17:09 10.11.2019 (1)
2
Считаю заслужила...
     17:34 10.11.2019
1
А то!
     21:26 09.11.2019 (2)
1
ВАМ К ЛИЦУ АЛЕКСАНДР ЭТО ЗАМЕТКА
Реклама