Заметка «О Киевской Руси и былинах»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 775 +1
Дата:

О Киевской Руси и былинах

Легенда о Киевской Руси возникла в первой книге по русской истории под названием «Синопсис» (1674 г.) Автор Архиепископ Киево – Печерской лавры Иннокентий Гизель.

Источники, которыми пользовался Гизель, НЕ ИЗВЕСТНЫ. Однако, основную часть его труда занимает хронологическая таблица.

А в первой половине XVII века Киев посещал Гийом Левассёр де Боплан, французский учёный и инженер на службе у польского короля, автор книги «Описание Украины» (1660 г.).

Гийом интересовался историей края, древними книгами, но ничего не обнаружил. Ему сказали, что всё сгорело.
На основе чего же тогда Гизель составлял хронологическую таблицу?

Других письменных источников, кроме «ПВЛ», (её стали изучать только со второй половины XVIII века), в арсенале историков не было.

Самое смешное то, что хронологическая таблица Гизеля всплывает в «ПВЛ» не как смысловая составляющая произведения, а как вклеенный прямо посреди текста лист. 

Что «ПВЛ» документ искусственный и малонадежный, и многие её сведения носят явно легендарный характер, было известно уже в 1940 году. Вставленные задним числом даты, намеренно покалеченные, вырванные и вклеенные листы, сделанные поздней рукой приписки, абсолютно меняющие изначальный смысл написанного. Можно ли доверять такому документу?

«Все известные на сегодняшний день письменные источники по русской истории имеют очень позднее происхождение. «ПВЛ» по Радзивиловскому списку известна с первой половины XVIII века, а Лаврентьевская и Ипатьевская летописи - с 1809 г. (обе введены в оборот Карамзиным). При этом совершенно очевидно, что они имеют более позднее происхождение, нежели первый список, потому что в них воспроизведены ошибки Радзивиловской летописи, включая даже такие специфические, как неправильная нумерация страниц, произошедшая по вине переплетчика. Таким образом нельзя исключать, что «Поучение Владимира Мономаха» (составная часть Лаврентьевского свода) новодел, как и «Слово о полку Игореве», тем более что оба эти произведения происходят из коллекции Мусина - Пушкина, подозреваемого в фальсификациях древних рукописей». (с)

И как после этого относиться к утверждению историков, что слово БЫЛИНА впервые появилось в «Слове о полку Игореве»?

Говорят, что былины сложились в X–XI веках — в эпоху Киевской Руси. Это, смотря какие.
Сказания о Святогоре и Волхе Всеславьевиче, например, не вызывают сомнений в их древности.
А вот об Алёше Поповиче и Добрыне Никитиче, где стольный град Киев с князем Владимиром, непробудное пьянство с кабаками, борьба с Ордынским игом и т. д., явно создавались в XVIII веке, когда байеры, миллеры и шлёцеры писали российскую историю. Тем более, что официоз утверждает, массово записывать их стали только после 1860 года.

Былины Киевского цикла.

Князь Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси, в былинах такой безобидный, нуждающийся в защите. Никогда не поверю, что люди забыли или не знали в XI- XIV веках, каким чудовищем на самом деле он был.

«Византийские хроники о киевском крещении молчат. Объяснение просто – легенда о Владимире Крестителе возникла уже после того, как Ромея сошла с исторической сцены. Официально считается, что князь-креститель был прославлен в XIV веке (спрашивается, чего ждали 400 лет?), однако, как говорится, «так принято считать». Если же опираться на факты, а не на устоявшееся мнение, то почитание Святого Владимира начинается с XVII столетия. 1635 г. датируется обретение мощей святого князя киевским митрополитом Петром Могилой» (С)

Добрыня, дядя Владимира, его образ также, мягко скажем, далёк от героического.
Например: «В Новгороде схоронилась легенда о ведении там христианства епископом Иоакимом Крсунянином и княжими воеводами Добрыней и Путятой, когда «Путята крестил огнем, а Добрыня мечем»» (Татищев история М. 1962 кн. 1 стр. 113)

Илья Муромец. «Первые письменные сведения о нем встречаются в XVII веке в книге монаха Афанасия Кальнофойского "Тератургима"… богатырь жил за 450 лет до написания книги, то есть в конце XII в. При этом странно то, что в Киево-Печерском патерике житие преподобного Илии отсутствуют… персты на руке мумии сложены так, как принято было креститься после Никоновской реформы. В общем, если есть мумия, то объявить ее принадлежащей к древнему персонажу несложно. (с)

Алешу Поповича связывают с ростовским боярином и воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Надо же, не все учёные с этим согласны! «Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо». (с) Очень интересно!

«Летописец действовал параллельно создателям былин». (с)

Цитату можно перефразировать так: историки, начиная со времён Екатерины, действовали параллельно с создателями летописей и былин. Они писали свои труды в русле «Синопсиса»: сначала сочинили историю, потом сделали необходимые источники для её подкрепления, включая былины Киевской Руси. Противоречащие документы, естественно, уничтожили. Один только Миллер в Сибири уничтожил 20 архивов.

Исследователь фольклора Алексей Дмитриевич Галахов (1807 – 1892) приводит интересную статистику. Известных на конец XIX в. былин «киевского» цикла собрано:
в Московской губернии – 3,
в Нижегородской – 6,
в Саратовской – 10,
в Симбирской – 22,
в Сибири – 29,
в Архангельской – 34,
в Олонецкой – до 300
Всех вместе около 400. На Украине же не найдено было ни одной былины о Киевской Руси и богатырях! Странно, не правда ли?..
Послесловие:
Использованы материалы Алексея Кунгурова.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:23 24.10.2020 (1)
Опять Ольга интересно.
Мне здесь вспоминается киношная фраза про Бога:
- ...Все люди верят! Одни верят, что Бог есть. Другие, что его нет. То и другое не доказуемо..."
Всех благ.
     11:31 24.10.2020 (1)
2
Мне кажется, фразы про Бога и про историю несколько разные по своей сути.
Историю можно доказать. Я думаю, не все книги сгорели...
     11:59 24.10.2020 (1)
Я имел ввиду Истину. Да и к Истории это тоже относится.
Кто докажет где была Русь и где она крестилась?
Бога же нет или Он есть?
     12:02 24.10.2020 (1)
1
Не собираюсь вам говорить одно и то же по второму кругу.
     16:17 24.10.2020
Гость      20:44 01.03.2020 (1)
Комментарий удален
     07:38 02.03.2020 (1)
2
Очень рада, Лена!
Благодарю!
Гость      07:55 25.09.2020 (1)
Комментарий удален
     07:57 25.09.2020
2
Есть интерес, не так, чтобы большой... ))
     09:54 04.07.2020 (1)
2
У нас есть два способа узнать правду про свою историю: реальный и фантастический. 
1. Фантастический. Учёные, написавшие свои толстые диссертации, перестанут цепляться за всё придуманное и будут опираться только на археологические находки. 
2. Реальный. Прилетят инопланетяне и покажут нам свои записи нашей истории. 
     10:24 04.07.2020 (1)
1
Да, действительно, первый способ фантастический, увы...
     11:24 04.07.2020 (1)
1
Ждём второй. Реальный!
     12:19 04.07.2020 (1)
1
Прилетит вдруг волшебник
В голубом вертолёте...
))
     12:27 04.07.2020 (1)
1
Вероятнее всего, прилетят очень похожие на нас люди, возможно, что даже с нашим кодом ДНК. 
     12:29 04.07.2020 (1)
1
Говорят, что они давно среди нас. )
     12:34 04.07.2020 (1)
1
Я в этом тоже уверен. Снимков и видео НЛО много, а снимков пилотов нет. Или снимки есть, но их принимают за снимки землян. https://www.chitalnya.ru/work/1454320/
На "Фабуле" ещё не опубликовано.
     13:33 04.07.2020 (1)
1
Прочла. Очень интересно!
     13:48 04.07.2020 (1)
Спасибо. Космическая тема мне всегда была интересна. А НЛО доводилось видеть. 
     13:56 04.07.2020 (1)
А помните, в 2009 г. пирамида над Кремлём висела.
Очень много роликов было на эту тему.
Сейчас многое удалено.

     14:05 04.07.2020
Помню. Писали.  Похоже, это было предупреждение Медведеву. 
     14:49 12.03.2020 (1)
2
До правды никогда и никому не докопаться. И это правда. Оленька, раз уж о коронавирусе уже существуют великие тайны и я свидетель этому. А он здесь и сейчас. На какую правду можно рассчитывать в отношении времён Киевской Руси?
Подтасуют и подотрут где надо и как надо. 
Нравятся мне твои "раскопки". Честно. 
     15:39 12.03.2020 (1)
2
Привет, Татьяна!
Рада твоему появлению. )
Ты, смотрю, читательские рекорды ставишь.
))
Можно докопаться до правды. Было бы желание.
     16:13 12.03.2020 (1)
2
Желание есть. Но думаю, что не у всех. Многим нравятся готовые блюда. Потому, что сами готовить не хотят и не умеют. Вот и кушают полуфабрикаты или того хуже.
     16:20 12.03.2020 (1)
2
Да, что подсунут, то и едят,
не задумываясь о качестве продукта.
     16:34 12.03.2020
2
Да! Люди у нас кушают с аппетитом всякую заразу.
     16:33 01.03.2020 (1)
1
Киевская Русь - слыхал, что название "Киевская" появилось где-то в 18 веке?
а как на счёт Нестора и его писания? Они были или нет? в 11 веке...
     16:44 01.03.2020 (1)
1
Нестор считается автором "Повести временных лет"
Если судить по тому, как покалечен данный документ,
был и Нестор и его труд. Только его отредактировали.
Текст «Повести» был написан в начале XII века. И «Повесть» основывалась на предыдущих летописных сводах — это Начальный свод 90-х годов XI века, ему предшествовал Древнейший свод.
А Нестор жил в конце XI начале XII века.


     09:56 02.03.2020 (1)
1
как раз Ярослав Мудрый покидал этот мир...и завещал деткам - не воюйте!...что они и сделали... 
а как же сюда вписывается Велесова книга?...и была ли она?
     10:22 02.03.2020 (1)
1
Есть разные мнения.
Официоз утверждает, что подделка.
Те, кто проводил экспертизу ВК, считают,
что не доказано ни то, ни другое.
Есть доводы в пользу ВК и против.
ВК - это Русь до Киева.
     18:50 02.03.2020
1
Русколань...Бус Белояр...его 70 сыновей и т.д.Германцы, Готы, Хунну...
     21:38 01.03.2020 (1)
1
У НАС ПОРОШЕНКО ИЛЬЮ МУРОМЦА ЗАПРЕТИЛ
СЧИТАЯ ЕГО ОПЛОДОМ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
     07:39 02.03.2020
Насмешил, Андрей! ))
А Добрыня с Алёшей Поповичем не запрещены?
     19:01 01.03.2020 (1)

Князь Владимир Красное Солнышко, Креститель Руси, в былинах такой безобидный, нуждающийся в защите. Никогда не поверю, что люди забыли или не знали в XI- XIV веках, каким чудовищем на самом деле он был.

Владимир Красное Солнышко вовсе не был уж таким чудовищем, как здесь представляется. Не был хотя бы потому, что этот былинный образ - собирательный! Он включает в себя одновременно две исторические личности - Владимира I и его правнука Владимира II Мономаха.

Если первый князь был действительно отвратителен до того, что против него восстал под конец жизни даже его собственный сын, будущий Ярослав I Мудрый, то второй - Мономах - это, возможно, лучший из всех правителей России за все времена.
Я считаю, что все плохие качества собирательного образа Владимира Красное Солнышко - от Владимира I, а все положительные - от Владимира II.

Мономах, конечно, личность уникальная, мирового масштаба. Вот хотя бы пара фактов его деятельности. Он полностью разгромил на рубеже XI-XII вв. половцев, нещадно терзавших Киевскую Русь, отогнав их за "Железные врата" (Дербент!).
Он объединил впервые раздробившуюся после смерти Ярослава Мудрого Русь под своей властью, причём сделал это не огнем и мечом, а своим авторитетом. Следующее объединение произошло только при его дальнем потомке Иване III.
Это в его честь датских королей называли Вальдемарами, а один из персонажей "Айвенго" также носит славянское имя Вальдемар.
     19:16 01.03.2020
Благодарю, Андрей, за комментарий.
Я в курсе, что в былинах, якобы, соединили Красно Солнышко и Мономаха.
Хотела донести до читателя, что былины киевского цикла созданы в 18 веке,
когда немцы переписывали нашу историю.
О Мономахе у меня нет ни слова. Я назвала чудовищем Крестителя. За что,
распространяться не хочу.
И хочу напомнить, что Вальдемар в 1168 году уничтожил Аркону.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама