Софья Алексеевна знала латынь. Писала пьесы для придворного театра, сочиняла стихи.
В 1680-е годы написаны портреты Софьи. И они очень разные.
Например, такое изображение:

Этот портрет мало похож на предыдущие. Он является подтверждением того, что Софья Алексеевна была очень привлекательна.

На этих двух портретах как будто изображена одна и та же женщина:

Слева портрет царевны Софьи Алексеевны (гравирован с подписью "Софья Алексеевна, регент России ум.1704 г). Неизвестный художник. Ок. 1687 г. Версаль, Франция. История создания портрета неизвестна. Картина считается также портретом жены посла во Франции Андрея Артамоновича Матвеева. И этот же портрет очень похож на изображение Марфы Матвеевны Апраксиной (справа), жены царя Фёдора Алексеевича.
Кроме того, подобный портрет находится в Шарлоттенбурге:

И это не последние похожие изображения. Вот ещё: слева София Шарлотта Ганноверская, герцогиня Брауншвейга и Люнебурга (1668 – 1705), жена Фридриха 1, справа на гравюре – Софья Алексеевна.

Гравюра 1685 г. считается сомнительной достоверности, издана Боннером во Франции во время нахождения там посольства князя Якова Долгорукова. Интересная деталь: на обоих портретах лежит прусская корона.
Гравюра И. Штенглина 1776 г. тоже считается сомнительной. Создана на основании неизвестного оригинала.
И вот после всего этого картина Репина 1879 года в Третьяковской галерее. На ней Софья изображена через год после заключения её в Новодевичьем монастыре в возрасте 33 лет.

«… трудно сказать, кто послужил прототипом царевны Софьи для знаменитого портрета на картине Ильи Ефимовича Репина «Царевна Софья» … портрет никак не может служить достоверным изображением знаменитой царевны». (с) А. Буровский.
Тем не менее Устрялов Николай Герасимович (1805 - 1870) в книге "История царствования Петра Великого" полностью подтверждает версию Репина.

Работа К. Е. Маковского «Портрет царевны Софьи» находится в Национальном художественном музее респ. Саха.
Вот такие разные портреты от утончённой красавицы до мужеподобной бабы...






