Заметка «Поют соловьи»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 28
Читатели: 693 +1
Дата:

Поют соловьи

       Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться встречи с близкими, теми, кто оставался у станков и в поле. Они были так нужны солдатам…
     Композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов...
Творческий союз этих людей подарил нам такие замечательные песни, как «На солнечной поляночке», 
«Потому, что мы пилоты», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»
 и, конечно же, «Соловьи»…Задушевные слова и  мелодия этой песни трогают душу слушателей уже не одно десятилетие.
   Много воды утекло, а "Соловьи" по-прежнему поют…                                 
 Песни Соловьева-Седого (а их им написано около четырёхсот) составляют своеобразную летопись истории России XX века. Хотя большинство из них было создано во время Великой Отечественной войны и первые послевоенные десятилетия, их влияние на формирование песенной культуры и нравственности продолжается и по сей день.                                                                                                  
     Соловьёв-Седой – выдающийся пианист и композитор, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий, Ленинской премии. Заслуженный деятель искусств, награждённый многими правительственными наградами…                    Он автор симфонических произведений,  музыки ко многим спектаклям, кинофильмам, Всё это будет потом,
 но уже в годы войны его знали как выдающегося композитора.
Он же стал первым композитором, написавшим музыку на стихи мало известного в то время поэта Фатьянова.
В начале 1942 года в судьбе молодого поэта  Фатьянова происходит знаменательное событие: он знакомится с известным советским композитором  Соловьевым-Седым, который впоследствии описал эту встречу в своих воспоминаниях:
«Ко мне подошел солдат в кирзовых сапогах – красивый, рослый молодец, голубоглазый, с румянцем во всю щеку, назвался Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочел, встряхивая золотистой копной волос, свою песню «Гармоника». Песня мне понравилась лиризмом, напевностью, юмором. Еще больше мне понравился автор.
 Чувствовалась в нем богатырская сила...».
Так началась их творческая дружба.                                                          
  Звонкий запевала лирической песни, Алексей Иванович Фатьянов прожил недолгую, но озаренную вдохновением жизнь. Отличительными особенностями творчества «поэтического наследника Сергея Есенина», как его называли, были необычайная искренность и  мелодичность стихов. Не случайно, лучшие строки этого поэта-песенника любимы и сейчас.
В 1942—1943 годах композитором Соловьёвым -Седым и поэтом Фатьяновым было написано около  десяти песен, в основном на военную тематику. Тогда же 23-летний поэт создал стихотворение «Соловьи», имевшее первоначальное название «Пришла к нам на фронт весна», ставшее через несколько лет, благодаря содружеству двух талантов, популярной народной песней.
Поэт Алексей Фатьянов вспоминал, как были созданы слова будущей, любимой народом песни «Соловьи»:
«Помню фронт. В большой зелёной роще мы, солдаты, после только что затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолётов, во всё горло, как бы утверждая жизнь, защёлкал соловей!» Это было так необычно: соловей – вестник мирной жизни - среди боли, страданий, потерь. Тогда же и родились трепетные строчки стихотворения. ( В архиве Фатьянова сохранился черновик, датированный 1942 годом).
Песней стихотворение стало лишь в 1944 году, благодаря счастливой встрече в гостинице «Москва».
       В конце декабря 1944 года корреспондент фронтовой газеты 6-й Гвардейской танковой армии Алексей Фатьянов после ранения  получил новогодний отпуск, приехал в столицу и поселился  в гостинице «Москва». Там же, в гостинице, он встретил жившего и работавшего над опереттой Соловьёва-Седого.
«Однажды утром дверь моей комнаты открылась, - вспоминал композитор, - на её пороге я увидел Алексея Фатьянова, молодцеватого, улыбающегося, с медалью на выцветшей фронтовой гимнастёрке. Соскучился я по Алексею и его песням!» За чаем поэт начал читать свои стихи, в том числе «Соловьи».
   Композитор встрепенулся – так он был увлечен проникновенными строками. Отвечая на расспросы Василия Павловича, Фатьянов рассказал, как родилось это стихотворение, о том, как поразило его звонкое пение птиц средь притихшего боя. Как ворчал пожилой боец: «Ишь  распелись, поспать не дадут…» (А сон на фронте, как и табачок, ценился по-особому).                                                                                     
      Во время своего рассказа Фатьянов обратил внимание, что собеседник его не слушает: он весь ушел в себя. Наверное, в тот момент в его душе зарождалась музыка к известным строкам: «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят».
В рекордно короткое время  в гостиничном номере была написана музыка к ставшей впоследствии знаменитой песне «Соловьи»!
Сами авторы испытывали необычайное воодушевление.
По воспоминаниям, они «зазвали к себе народ, обслуживавший гостиницу, а также генерала, жившего в соседнем номере».
Известны и некоторые подробности этого импровизированного концерта, состоявшегося в холле на 12-м этаже гостиницы «Москва». Слушатели тепло принимали авторов-исполнителей,  а после выступления к ним подошёл высокий, статный военный, представившийся генералом Соколовым. Он убедил Соловьёва-Седого и поэта Фатьянова заменить «ребят» на «солдат»:
«Он стал нашим соавтором, предложив исправить в „Соловьях“ одну строку: „Пусть солдаты (а не ребята, как было у нас) немного поспят», - позже вспоминали композитор и поэт.
Так начиналось триумфальное шествие знаменитой песни «Соловьи» .  Уже через несколько дней она звучала по Всесоюзному радио и была подхвачена народом.
По-особому воспринимали песню на фронте.
Очевидец описал первое знакомство с песней бойцов своего  подразделения:
«...Это было в начале марта 1945 года, всего за два месяца до Дня Победы. В нашу 10-ю гвардейскую армию тогда приехала бригада артистов Рижской филармонии... Под зрительный зал оборудовали боль¬шую госпитальную палатку. Перед эстрадой в несколько рядов положили длинные бревна, которые заменили кресла... Надо ли говорить о том, что в госпитальной палатке некуда было упасть не только яблоку, но даже маковому зернышку. На тесноту, однако, никто не жаловался. Еще бы — концерт! Довольны были даже те, кто не сумел проникнуть а «зрительный зал». Брезентовые стены палатки свободно пропускали слова и музыку, и они были слышны далеко за ее пределами...
— А сейчас, товарищи, артистка нашей филармонии,— конферансье назвал фамилию певицы,— исполнит песню композитора Соловьева-Седого на слова Фатьянова «Соловьи, соловьи...». Зал приветствовал артистку вежливыми аплодисментами. Аккомпаниатор дал вступление, и артистка запела. Первые же слова песни оглушили слушателей:

Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна...
Это было настолько реально, что даже не верилось, что песня написана вчера или позавчера, а не сейчас, сию минуту, вот здесь, в этой санитарной палатке. А певица продолжала:
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.

Всякая бывает тишина. Но та, что воцарилась в госпитальной палатке и за ней, была необычной, необыкновенной какой-то: я бы сказал, неестественной. Все, будто завороженные, впились горящими глазами в певицу и ждали, ждали новых слов и новой мелодии...

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.

Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много, разных и хороших, хватавших за душу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она аккумулировала все чувства воедино.
И когда песня окончилась, никто не шелохнулся. Молчал зал, молчала певица, плетьми повисли руки аккомпаниатора. И за палаткой стояла тишина. Я повернул голову и был ошеломлен еще больше. В окне палатки я увидел лицо молоденького солдата. По нему струились слезы, прокладывая тонкие белые бороздки на его закопченных порохом щеках».

Маршал Г.К.Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен Великой Отечественной войны. И сейчас, через 75 лет после  Великой Победы, продолжают звучать «Соловьи», ставшие поистине любимой народной песней.




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     15:34 05.08.2020 (1)
Спасибо, Галина, за замечательный рассказ. Он одновременно и познавательный, и очень эмоциональный. Далеко не все знают, как были написаны военные песни. 
Заберу в Избранное,  буду потом ученикам в свободное время рассказывать. А то их сейчас в школе совсем не знакомят с созданием песен. 
     15:51 05.08.2020
Очень рада, если буду полезной.
Гость      08:16 30.06.2020 (1)
Комментарий удален
     08:31 30.06.2020
1
Очень признательна Вам, Хильда, за тёплые чувства к русской песне.
     07:37 28.06.2020 (1)
Спасибо. Интересно. 
     19:45 28.06.2020
Благодарю.
     02:19 31.05.2020 (1)
1
Спасибо, Галя! Песня, действительно, великолепная, а теперь ещё мы знаем, благодаря тебе, как она создавалась!

Помню (глупое слово, как я могу не помнить????), в школе, в восьмом - десятом классах, в школе у нас был вокально-инструментальный ансамбль. Так вот, помимо песен собственного сочинения в нашем репертуаре была и эта песня. Очень уж она проникновенная и душевная!
     17:47 31.05.2020
Великая песня! Её можно слушать и слушать.
(чего и желаю тебе ).
Спасибо за тёплый отклик, Лёша.
     11:23 15.03.2020 (1)
1
Спасибо, Галина, статья очень интересная, да и все песни советского периода и времен Великой Отечественной войны звучали и будут звучать в сердцах всех поколений. СПАСИБО!!!
     15:31 15.03.2020 (1)
Очень рада, что ты прочитала. А то заметки мало читают.

     07:38 16.03.2020 (1)
Это и я заметила. У тебя всё читаю, когда на сайте. Вчера только приехала.
     08:47 16.03.2020
1
     05:11 14.03.2020 (1)
Наши композиторы и поэты как второй фронт в ВОВ.
     23:31 14.03.2020
Спасибо большое за прочтение и оценку.
     00:04 13.03.2020 (1)
Да, великая песня.
     08:58 13.03.2020 (1)
Такую песню трудно испортить даже корявой заметкой...
Спасибо, Александр, за прочтение.
     11:20 13.03.2020 (1)
Заметка не корявая.
     11:26 13.03.2020 (1)
Ну, спасибо! Но ведь не оценили...
     11:44 13.03.2020 (1)
Мне всё-таки кажется, что в заметке должен быть какой-то личностный элемент.
Знаете, как в передаче "Встреча с песней": Виктор Витальевич Татарский часто поясняет слушателям, что письма с заявкой на песню интересны ему только такие, в которых есть какая-то личная история, связанная с песней (потому передача и называется "Встреча с песней", а не Концерт по заявкам).
Вот и Вы - ведь не просто так написали именно об этой песне, много же и других хороших песен. Значит, у Вас с нею что-то связано.
     11:49 13.03.2020
Вы правы, только тогда, на мой взгляд, было бы эссе...
Заметка же тяготеет к объективности изложения.
"Я так думаю"
     02:22 13.03.2020 (1)

Прекрасная песня, которая  действительно трогает душу  и  сейчас .
Замечательно  написано  о её создании, создателях!
Спасибо !
     09:00 13.03.2020
1
Благодарю, Вера, за твою доброту.
Реклама