Заметка «Виктор Франкл. О смысле жизни»
Тип: Заметка
Раздел: О культуре
Автор:
Баллы: 10
Читатели: 1312 +1
Дата:

Виктор Франкл. О смысле жизни

           Прочитал заметку Валентина Филиппова "Великие люди, которые предали своих детей", представляющую собой перепост статьи Анны Кирьяновой.
           
           Мнению, что "дети - это главное", захотелось противопоставить мнение другого человека - Виктора Франкла.
           Вот что он пишет в своей знаменитой книге "Человек в поисках смысла": 
           
          Либо жизнь имеет смысл и сохраняет его вне зависимости от того, длинна она или коротка, воспроизводит она себя или нет, либо жизнь бессмысленна, и в этом случае она не станет более осмысленной, даже если будет длиться долго и воспроизводить себя. Если бы жизнь бездетной женщины действительно была бессмысленной только потому, что у нее нет детей, это значило бы, что человечество живет только для детей и что единственным смыслом жизни человека является воспроизводство себе подобных. Но подобный взгляд на эту проблему лишь оттягивает ее решение. Ведь получается, что каждое поколение передает проблему следующему, так и не разрешив ее. Весь смысл жизни одного поколения состоит в том, чтобы вырастить другое. Но бессмысленно увековечивать нечто, само по себе лишенное смысла. Ведь если что-либо смысла не имеет, оно его не приобретет, даже будучи увековеченным.
          Огонь факела имеет смысл, даже если он угас; а вот проводить бесконечно длинную вселенскую эстафету, передавая из рук в руки негорящий факел, бессмысленно. «То, что дает свет, рано или поздно неизбежно сгорает», — утверждает Вилдганс. То есть все дающее свет обречено на страдания, пока оно не сгорит, не сгорит полностью, «до конца».
          Таким образом, мы приходим к парадоксу: жизнь, смыслом которой являлось бы размножение, была бы, по сути, столь же бессмысленна, как и размножение. С другой стороны, продолжение жизни имеет смысл только в том случае, если жизнь сама по себе наполнена смыслом. Поэтому возводить материнство в единственный смысл жизни женщины — значит бросать тень не только на жизнь женщины, не имеющей детей, но и на жизнь женщины-матери. Жизнь выдающейся личности не может лишиться смысла из-за того, что у этой личности нет потомства. Более того, самим своим существованием подобная личность способна придать смысл жизни многим поколениям своих предков, являясь как бы пиком, венчающим династию.
          Из всего вышесказанного видно, что жизнь никогда не кончается сама в себе и что воспроизводство жизни никогда не является ее смыслом; скорее жизнь приобретает смысл в других, небиологических сферах: интеллектуальной, этической, эстетической и т. п. Таким образом, эти сферы отношения оказываются внешними по отношению к биологической стороне жизни. Жизнь превосходит себя не в «длину» — в смысле самовоспроизводства, а в «высоту» — путем реализации ценностей — или в «ширину» — воздействуя на общество.

Цит. по: В.Франкл. Человек в поисках смысла. М. Прогресс. - С.195-196


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     21:23 27.02.2023
Смысл жизни у каждого индивидуума свой. У неё рожать, у него бросать семя.
Но у человечества смысл в выживании.
Кому-то приходится ради этого думать, кому-то выполнять задуманное.
     22:20 04.06.2020 (1)
Смысл земной жизни не в этом. Глобальный смысл -- свалить с Земли домой. Но человечество застряло в сотнях, тысячах второстепенных смыслов и никак не организуется до состояния всеобщего понимания истинной цели воспроизводства себеподобных и поиска того, кто сумеет вспомнить куда сваливать, на чём сваливать и зачем сваливать. Проблема в том, что кое-кто давно знает ответы и бережно хранит знания в сыром подвале, например, Ватикана...))) Вопрос: почему он не делится информацией. Ответ: потому что он здесь очень неплохо устроился, а посему, хитроумно подменил истинный смысл второстепенными...) Подменил и живёт припеваючи: бабы, водка, власть и деньги...) Привет Франклу...) Пойду спать...
     22:24 04.06.2020 (1)
1
Здрасте, Владимир.
И спокойной ночи, если собрались спать.
     21:07 05.06.2020 (1)
Саша, поделись с населением -- в чём смысл жизни? Без ссылки на Франкла, прошедшего тяжёлый жизненный путь.
     21:27 05.06.2020 (1)
1
Так чего я делиться буду, коли Вы всё время уходите спать?
     22:05 05.06.2020 (1)
Иначе говоря, собственного мнения не имеется. )
     22:10 05.06.2020 (2)

Вы что за последние три месяца прочитали?
     14:49 23.05.2021 (1)
 Добрый день! Этот парень (Вальтер Блат) любит "постукивать", Александр. Весь его бизнес выстроен по коррупционным схемам. Они и есть его книги и его мнение.
     18:52 23.05.2021 (1)
Ну...  Кто его знает, чего там каждый любит.
     10:49 27.02.2023 (1)
По заяве (заявлению в правоохранительные органы) этого с позволения сказать Вальтера ко мне приходил полицейский, чтобы расследовать мои преступления в отношении этого господина. Так что я говорю не по слухам, а по факту.
     14:02 27.02.2023 (1)
1
Нехорошее дело, согласен.
     16:18 27.02.2023
Спасибо, что ответили.
     22:58 05.06.2020
2
За последние полгода я раскрутил продовольственный магазин. А за последние два месяца -- в разгар коронавируса -- официально трудоустроил два человека..)
А габдуллин как всегда...)
     22:27 19.05.2021 (2)
Поскольку вопрос для меня не праздный и копий на эту тему на разных поприщах немало было сломано - внесу свои десять копеек..
Увы, мне смыслов жизни найти не смотря на усиленные поиски не удалось. Вместе с тем, как человек верующий в благого Творца, весь этот,творящийся вокруг нас хаос, пытаюсь как то позитивно осмыслить. На ум приходит следующее:
- Творец, зачем то, непонятно зачем, проводит всю тварь через страдания и смерть..
- Мы страдаем, скорбим, отчаиваемся или не отчаиваемся, стареем до деменции и умираем..
- За гробом, нам станут известны смыслы всего произошедшего, мы все поймем и за все Творца простим..
- Абсолютно все наследуют благую участь в новом мире.
Наверное это несколько банально, но - что есть, то есть..
     14:40 23.05.2021
 Добрый день! Смысл жизни в поиске смысла. Довольно просто. Любопытно, если Вы не обрели смысла жизни, то во что и в кого Вы верите?... Вопрос риторический.
     22:33 19.05.2021 (1)
Конечно, человек верующий смотрит на смысл жизни несколько иначе, чем агностик или атеист.
     22:39 19.05.2021 (1)
А я не зацикливаюсь в этом вопросе на факторе веры. В вопросе смысла жизни, я с удовольствием присоединюсь и к атеисту, и к агностику, если только они предложат нечто действительно стоящее. Но, честно, ничего не попадалось, чтобы отвечало на вопрос смысла жизни. Если, вам что то попадалось - дайте ссылку. С удовольствием познакомлюсь. Или, если можно, то прямо здесь - в нескольких тезисах поделитесь..
     22:45 19.05.2021 (1)
Ну... я не могу пересказывать всю книгу Франкла.
Наверное, его открытие в том, что жизненный смысл - понятие индивидуальное, и - второе - что важен не столько смысл, сколько его поиск. То есть Франкл рассматривает его, как процессуальное явление (возможно, незавершаемое).
     22:56 19.05.2021
Последний тезис мне вполне близок. Мы живем не имея смысла жизни, но подразумеваем, что он есть и потенциально может быть обретен. Мое дополнение, лишь в том, что его обретение я предполагаю за гробом..
Франклом заинтриговали. Надо восполнять этот пробел..
     22:50 04.06.2020 (1)
Дело в том, что нельзя ставить  так узкоколейно вопрос о смысле жизни и что в нём важнее, тогда видится воспроизведение потомства - это как обрезка от всей сути понимания этого вопроса широких полос по бокам и оставление узенькой чёрточки посредине.
Именно взращивание потомков даёт возможность человеку увидеть, что он живёт на этой планете не один и солнце крутится не только вокруг его головы.
Наверное сильно творческие личности, те поглощены воплощением своих идей и у них не возникает мысли поделится своим временем с кем-то ещё, но те рождают великие творения, которые живут в веках, а человеку простому необходимо расстаться со своим детским эгоизмом, чтобы научится прощать, терпеть, отдавать и любить и ведь он не становится от этого более примитивным и хуже, чем был?
Думаю - нет.
А иметь смысл в своей жизни просто необходимо и про факел очень здорово сказано товарищем Франклом.
     23:04 04.06.2020 (2)
1
Ну, это я ведь привёл только цитату. 
На самом деле, хотя зачастую приходится слышать и читать мнение, что книга Франкла относится к тем, прочитав которую можно совершенно пересмотреть свои взгляды на жизнь, на смысл её и т.д., всё это не так просто. То есть, книга Франкла - это не такое чтение, что как "Три мушкетёра" - взял, прочёл за два вечера и - опа! - всё становится ясно. Почему акцентирую на этом внимание? Потому что из вот этих советов прочитать Франкла часто складывается именно такое впечатление: что это какая-то беллетристика, ну или Ремарк.
Трудности же возникают вот какого порядка: во-первых, понятно, что Франкл изначально писал не для русскоязычного читателя. То есть перед нами (кто языком оригинала не владеет) всегда перевод. Во-вторых, книга Франкла - не художественная литература. Может, она и не так темна, как специальные труды Хайдеггера (допустим), но написана всё-таки языком достаточно трудным. Франкл много размышляет, не даёт никаких, разумеется, готовых рецептов. Иногда суждения его таковы, что они кажутся некоей общей (и зачастую красивой) фразой, понять (осмыслить то есть, прошу прощения за каламбур) которую при внешнем её блеске трудно. Иногда фразы эти кажутся трюизмами. Ну вот, например (в упрощении): "Смысл жизни - это не данность. Смысл жизни нужно найти". Вот прочтёшь такое и думаешь: "И что?.. Что это означает?" (типа: "Это и ежу понятно!"), ну и так далее.
     17:41 30.12.2020 (1)
1
Недаром говорят, что немецкий - язык философов и поэтов. Когда читаешь что-то "заумное" на немецком, то все как-то четко, ясно и понятно, а когда в переводе, муть какая-то. Особенности языка и мышления, полагаю.
     17:47 30.12.2020 (1)
1
Приведённый отрывок как раз, на мой взгляд, совершенно понятен.
Можно соглашаться с ним, можно нет и ставить в вершину пирамиды человеческого существования не терпящее возражения "яжмать!".
     17:52 30.12.2020
Соглашусь, яжнемать, шо ж мне теперича утопиться?))
     23:08 04.06.2020 (1)
Вы меня заинтересовали, пойду я читать Франкла, начну по крайней мере, а там как пойдёт...
     23:15 04.06.2020 (1)
Самая ценная-то часть в том сборнике, который вышел в СССР (на его излёте) - это часть, посвящённая тому, как выжить (проще говоря, как не сойти с ума) в концлагере, через который Франкл прошёл. Не знаю, в интернете, возможно, есть и как-то по-другому скомпонованные его сборники - у меня сборник его работ "Человек в поисках смысла" в книжном варианте - тот самый, на который я ссылаюсь в заметке. И, разумеется, сказать, что к настоящему моменту я прочёл его "от корки до корки", я не могу. Я периодически возвращаюсь, прочитываю какие-то главы.
     23:24 04.06.2020
Интересно издают эту книгу? Надо поискать, я бы купила читать с книги, ведь вопрос о смысле жизни самый пожалуй захватывающий.
     17:44 30.12.2020
1
Все теплое суждено страдать, а холодному уже все равно, да. 
     21:40 14.06.2020 (1)
Добрый день!
 Дети не единственный смысл существования человека, но дети  единственный сегодня способ продления жизни вида.
 Вот только смысла существования всего живого нам понять не дано. То есть смысл заключен в бессмысленном и бесконечном поиске Истины ...
 Эту проблему не решить никому.
 Бесплодность одних особей обусловлена некими неизвестными нам законами, но это нисколько не определяет нам смысла хизни.
 Наше воспроизводство способствует человеку продлить во времени возможность исследовать смысл нашего существования, нисколько не приближая нас к пониманию ... То есть без воспроизводства некому будет заниматься поиском истины ...
     21:54 14.06.2020 (2)
Франкл о том и пишет, что подавляющее большинство людей приходят к выводу, что, поскольку какое-либо иное воплощение смысла жизни им не по силам, то пусть в качестве этого смысла будет рождение и воспитание детей. По крайней мере, это им понятно, доступно и освобождает от философских размышлений о смысле жизни. Построил дом, посадил дерево, вырастил сына. Смысл жизни воплотился. Сериал продолжается.
     16:08 17.06.2020
 Добрый день!
 Сериал?.. Тут тоже стоит разобраться со смыслом. Кто-то снимает для пустого развлечения, а кто-то, чтобы углубиться в философские размышления о смысле жизни ("Молодй папа", "Новый папа" Соррентино из последнего).
 Смысл воплощается с кончиной каждого смертного. По крайней мере для него и его близких.
 В остальном смысл состоит в бессмысленном и бесконечном поиске Истины. Это касается всего живого. Тем не менее, без жилища (Отчизны), без деревьев (культуры), без потомков (наследия) вообще ничего не было и не будет...
 И что человеку по силам сам человек вряд ли когда-нибудь сможет понять. Просто дорога к истине идёт посредством рождения и воспитания себе подобных. Но это только самый первый и важнейший шаг ... Без него получаются одни Утопии.
     23:23 14.06.2020 (2)
сериал продолжается, но за счёт этого появляются те, кто, способствуя прогрессу, выводит всех
участников на новый виток развития... по крайней мере в материальном плане... в духовном
всё не так очевидно... 
     16:11 17.06.2020 (1)
 Тёплый клозет ни на какие витки развития людей не поднимает и не выводит. Наоборот, учит  безделью, даря толпе безвозмездно буквально рай, который они не заслужили.
     17:05 17.06.2020 (1)
читайте внимательно комментарий... это и вас выведет на новый виток понимания... -)
     21:39 20.06.2020
Куда же за Вашими витками ...
     23:25 14.06.2020
Верно.
     22:38 28.05.2020 (2)
Как любил повторять мой папа-"художники это большие дети.Но не следует забывать что бывают дети и злые, и жадные".
Но в русской природе бросать детей-большой и непростительный грех.Тут уж никакой философией не извинишь.
Оказался лорд Байрон - форменная свинья!
Жаль я раньше про него такого не знал.Меньше бы нараспев с девушками декламировал
Гость      21:57 29.05.2020
Вы декламировали Байрона?
С девушками? Нараспев?
Не смешите.
     08:55 29.05.2020
"Личность есть совокупность всех общественных отношений." К. Маркс
Байрон, как и Руссо, как Цветаева-жили в обычном обществе, процветающего порока и соответственно приобретали качества которые господствовали в нем -жестокость, эгоизм, своекорыстие.
Их отличие в том, что они были гениальны.
Именно это отличало их от других, но отнюдь не прекрасные нравственные качества.
Зависть , так называемых "нормальных " людей толкает их выискивать нечто, что ставило бы великих в один ряд со всеми.
Но как сказал на эту тему Пушкин, примерно-он конечно  отвратителен и низок, но не так... как вы.
     19:08 29.05.2020
Красилов, сия тема глубоко индивидуальна, для меня, к примеру, верх счастья, что мои дочь и внук живут  в Дубаи, на четвёртом этаже А смысл жизни- обеспечить себе спокойную старость, за их счёт, не в прямом, понятно, смысле.
Гость      22:10 28.05.2020
     21:30 28.05.2020

скорее жизнь приобретает смысл в других, небиологических сферах:

а разве воспитание, не вскармливание, не является небиологической сферой?.. 
Реклама