Заметка «О критике »
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Сборник: Разное_заметки
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 12
Читатели: 397 +1
Дата:
Заметка «О критике » самая читаемая(42) работа за сутки
24.07.2020
Заметка «О критике » самая комментируемая(33) работа за сутки
24.07.2020
Предисловие:
А. С. Пушкин о сетевых критиках и о их роли в становлении поэта)
авт. Женя Гнедой

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:(с)

"не заменить ли дуб вам кленом,
так поэтичней и потом
откуда дальше по сюжету
идеи странные взялись?
кот на цепи! - жестоко это…
старушки против и Гринпис...
вот был бы псом ваш кот, был вызван
привычный всем видеоряд…
в стихе не видно правды жизни -
коты вообще не говорят!
я проверял, кота однажды:
у морды тапкой тряс, крича…
туда нассал кто, думал, скажет -
кот на вопрос не отвечал…

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;(с)

конечно это нынче модно,
но гадко, честно говоря….
вопрос: кому он станет мужем?
с кем утешение найдет?
в то время как царевна тужит
и слезы в ожиданье льет..."

хожденье ступы!!! жжете, Автор!!!
умерьте вы фантазий пыл..
шагающий в даль экскаватор
в стихе куда б уместней был..."

известно всем и повсеместно:
Рисковый Сашка и не трус,
не испугался я Дантеса...
я только критиков боюсь…


© Copyright: Гнедой, 2017
Свидетельство о публикации №117100705057

О критике



#критика #анализ #мнение #компетентность

...Будучи русским писателем, я всегда почитал долгом следовать за текущей литературою и всегда читал с особенным вниманием критики, коим подавал я повод. Чистосердечно признаюсь, что похвалы трогали меня как явные и, вероятно, искренние знаки благосклонности и дружелюбия. Читая разборы самые неприязненные, смею сказать, что всегда старался войти в образ мыслей моего критика и следовать за его суждениями, не опровергая оных с самолюбивым нетерпением, но желая с ними согласиться со всевозможным авторским себяотвержением. К несчастию, замечал я, что по большей части мы друг друга не понимали. Что касается до критических статей, написанных с одною целью оскорбить меня каким бы то ни было образом, скажу только, что они очень сердили меня, по крайней мере в первые минуты, и что, следственно, сочинители оных могут быть довольны, удостоверясь, что труды их не потеряны. Если в течение 16-летней авторской жизни я никогда не отвечал ни на одну критику (не говорю уж о ругательствах), то сие происходило, конечно, не из презрения.

Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы. Разборы «Вестника Европы» и приговоры «Северной пчелы» достаточны для нас. Мы не имеем еще нужды ни в Шлегелях, ни даже в Лагарпах. Презирать критику потому только, что она еще находится во младенчестве, значит презирать юную литературу за то, что она еще не возмужала. Это было бы несправедливо. Но как наша словесность с гордостию может выставить перед Европою Историю Карамзина, несколько од Державина, несколько басен Крылова, пэан 12-го года Жуковского и несколько цветов северной элегической поэзии,— так и наша критика может представить несколько отдельных статей, исполненных светлых мыслей, глубоких воззрений и важного остроумия. Но они являлись отдельно, в расстоянии одна от другой, и не получили еще веса и постоянного влияния. Время их еще не приспело.

Не отвечал я моим критикам не потому также, чтоб недоставало во мне охоты, веселости или педантства; не потому, чтоб я не полагал в сих критиках никакого влияния на читающую публику. Но, признаюсь, мне было совестно для опровержения оных повторять школьные или пошлые истины, толковать о грамматике, риторике и азбуке, а что всего затруднительнее, оправдываться там, где не было обвинений, важно говорить:

Et moi je vous soutiens que mes vers sont trés bons  (А я утверждаю, что стихи мои хороши. (Франц.))

или от нечего делать идти судиться перед публикою и стараться насмешить ее (к чему ни малейшей не имею склонности). Например, один из моих критиков, человек, впрочем, добрый и благонамеренный, разбирая, кажется, «Полтаву», выставил несколько отрывков и вместо всякой критики уверял, что таковые стихи сами себя дурно рекомендуют. Что бы мог я отвечать ему на это? А так поступали почти все его товарищи. Критики наши говорят обыкновенно: это хорошо, потому что прекрасно, а это дурно, потому что скверно. Отселе их никак не выманишь.

Еще одна причина и главная: леность. Никогда не мог я до того рассердиться на бестолковость или добросовестность, чтоб взять перо и приняться за возражение. Нынче в несносные часы карантинного заключения, не имея с собою ни книг, ни товарища, вздумал я для препровождения времени писать опровержение на все критики, которые мог только припомнить, и собственные замечания на собственные же сочинения. Смею уверить моего читателя (если господь пошлет мне читателя), что глупее сего занятия отроду ничего не мог я выдумать.

_________________
Иной говорит: какое дело критику или читателю, хорош ли я собой или дурен, старинный ли дворянин или из разночинцев, добр ли или зол, ползаю ли я в ногах сильных или с ними даже не кланяюсь, играю ли я в карты, и тому под. Будущий мой биограф, коли бог пошлет мне биографа, об этом будет заботиться. А критику и читателю дело до моей книги и только. Суждение, кажется, поверхностное. Нападения на писателя и оправдания, коим подают они повод, суть важный шаг к гласности прений о действиях так называемых общественных лиц (hommes publics), к одному из главнейших условий высоко образованных обществ. В сем отношении и писатели, справедливо заслуживающие презрение наше, ругатели и клеветники, приносят истинную пользу: мало-помалу образуется и уважение к личной чести гражданина и возрастает могущество общего мнения, на котором в просвещенном народе основана чистота его нравов.
Таким образом дружина ученых и писателей, какого б рода они ни были, всегда впереди во всех набегах просвещения, на всех приступах образованности. Не должно им малодушно негодовать на то, что вечно им определено выносить первые выстрелы и все невзгоды, все опасности.
........................А.С. Пушкин

Опровержение на критики (А. С. Пушкин) - фрагменты
Полностью здесь


____________________________________________________________________________________________________________
"Я лучше знаю! Я всю жизнь самокаты чинил! Ты ракеты неправильно собираешь!"

С развитием интернета творчество, опубликованное на его просторах, все чаще стало подвергаться критике. Или … с приходом интернета нам на глаза стало попадаться все больше «творчества», вызывающего лишь критику? Является ли крик «куда ты прешь?!», услышанный от бородатого мужика из лексуса, конструктивным? В этих и других вопросах сегодня попробуем разобраться.
Критика творчества, личности, действительности. (видео  из блога издательства Ляссе  ВК)

Видео: О компетентности критики. Критика и мнение. Конструктивный анализ и деструктивное высказывание.
А под катом - интересные высказывания о критике разных людей из разных эпох.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
_______________________________________________________________________
Критика - это яд для слабых и лекарство для сильных.
• Константин Мелихан

Если не получается разгромить произведение - они громят автора, от бессилия.
• Януш Л. Вишневский

Бездарные люди - обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного, и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.
• Василий О. Ключевский

Есть критики, считающие произведение автора эпиграфом к своей рецензии.
• Станислав Е. Лец

Человек не должен критиковать других на той почве, на которой он сам не может стоять перпендикулярно.
• Марк Твен

Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды.
• Владимир И. Ленин

Больше же всего я сожалею о том, что в Оксфорде до сих пор так много молодых людей, которые готовы считать свое собственное невежество мерилом, а свое собственное самомнение критерием любого произведения, порожденного творческим воображением и чувством прекрасного.
• Оскар Уайльд

Иные люди, прочитав какую-нибудь книгу, приводят потом места, смысла которых они не поняли и вдобавок еще исказили, перетолковав по-своему. Они вложили в эти страницы собственные мысли, облекли их в собственные слова, испортили, обезобразили и вот выносят их на суд, утверждая, что они плохи, - и все с этим соглашаются. Но тот отрывок, который цитируют подобные критики, - вернее, полагают, что цитируют, - не становится от этого хуже.
• Жан де Лабрюйер

Критика, безусловно, способна загубить любую мысль.
• Сергей П. Капица

Я предпочитаю резкую критику одного умного человека, чем бездумное одобрение масс.
• Иоганн Кеплер

Критики всегда сравнивают. Несравнимое от них ускользает.
• Жан Кокто

Учти и помни, что лягушка строго критикует бредовый полёт ласточки.
• Федерико Лорка

Конечно, критика нужна и обязательна, но при одном условии: если она не бесплодна.
• Иосиф Сталин






Реклама
Обсуждение
     15:56 23.07.2020 (1)
1
Самое полезное:

Я предпочитаю резкую критику одного умного человека, чем бездумное одобрение масс.

• Иоганн Кеплер


     21:19 23.07.2020 (1)
Это мог себе позволить сказать Кеплер, а вот какие-нибудь Вагнер или Верди - вряд ли бы с ним согласились)
     22:17 23.07.2020 (1)
 Я за себя говорю.)
     22:40 23.07.2020 (1)
Ахах, ну да. тяжело нам, гениям)
     22:56 23.07.2020 (1)
Чтобы придерживаться изречения Кеплера, совсем не обязательно быть гением.)
     23:05 23.07.2020
Конечно. Достаточно себя считать умнее и  "выше толпы").
У Верди в этом смысле положение не очень: от толпы зависели сборы и материальное благосостояние) Приходилось тщательно скрывать истинное отношение к "презренной толпе")
Да я шучу, я с Кеплером согласен. Совет дельный от мастера получить или ведро помоев от какого-нибудь некомпетентного дурачка - разница есть.
     13:55 23.07.2020 (1)
Догадываюсь, Юрий, чем вызвана эта заметка...
Несколько дней назад, забегая на сайт, нарывалась в ленте комментариев
на бурную критику ваших стихов и даже экспромтов. Читала и подражание на
ваше мистическое стихотворение.
Хотела оставить комент, но меня отвлекли, а после  не было смысла:
по поводу сего "подражания" довольно точно, на мой взгляд, высказался А. Красилов...
(Допишу позже, опять отвлекли)))
     14:06 23.07.2020 (1)
1
А, Вы про "чучела" стихов. Да Бог с ними. Каждый вкладывает в написанный текст то, из чего состоит внутри, свои смыслы. Пошлый - пошлость, агрессивный - агрессивность, бездарь - бездарность.  Самовыражаются люди)
Нет, не потому. Я вообще смотрю, как народ друг друга рвет. Не только на Фабуле. Не понимаю - смысл какой в этом. Не нравится - не читай, не делай холивар - не будет пиара.
А то получается - как реклама. 
Если стихи настолько плохи - зачем их тогда распиаривать?)

Просто наткнулся на эту статью, думал, это интернет - ан нет, это было и во времена Пушкина)
И очень понравилось как он публично ответил на всё это. Его капитально  обливали помоями, оказывается.  Крови попортили человеку. Может, потому и умер рано - надоели они ему) Шучу.
Ну а тут еще и попалось на глаза стихотворение - вверху см. (автор Гнедой)
Очень смешно стало) Решил поделиться)
     14:24 23.07.2020 (2)
1
Да, читала в скрытом. Смешно.) По примеру
Гнедого можно препарировать любое произведение,
было бы желание.

Уважаю толковую критику и остроумные пародии, к которым
не относится паразитирование на чужих текстах
 в виде пусть не всех, но многочисленных "подражаний" (на нашем сайте), 
отчего этот жанр очень редко читаю.
Подражание, как верно заметили, это стиль, манера изложения.

К слову, здесь встречала парочку интересных стихов - подражания Маяковскому.

     19:37 23.07.2020 (1)
1
Подражание требует мастерства, качественная пародия - требует остроумия. Иначе это просто графомань.
     20:10 23.07.2020 (1)
У меня дополна всяких подражаний и пародий, которые я предпочитаю называть подражаниями. Наверно, все их можно отнести к графомани. Но ничего не могу с собой поделать. Увижу какой-нибудь "цепляющий" стих и начинаю шлёпать по клаве...
     20:25 23.07.2020 (1)
Юра, я ни разу не видел у тебя "чучела" чужих стихов, т.е. злобно искаженных чужих смыслов. 
Поэтические отклики - игры, известные со времен возникновения поэтической речи вообще. Этого полно в литературе, в рок-н-ролле, в песенном жанре. Искусство пародирования - вообще неисчерпаемо. Остроумная пародия - подарок автору исходника. 
Стёб требует все-таки мастерства.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Речь идет о другом. Ну например ты берешь чей-то стих и вкладываешь в него другой, совершенно чуждый,  грязный, чернушный смысл. Называешь это чужим названием и стараешься прилепить этот бездарно сляпанный объект в сознании людей - к исходнику. Хотя между ним и исходником никаких даже условных, связей нет - ни в сюжете, ни в смыслах, ни в стиле написания. 
Вот это и есть паразитирование. Обесценивание.
Паразитирование - попытка опошления, запомоивания, умерщвления чужого произведения за счет подмены смысла и связанная с этим информационная компания - как правило крикливая, агрессивная и наглая.
А перекличка - это наоборот, когда смыслы новых стихов прорастают из исходника. Это ведет к цветению, к обогащению поэзии.
В любом деле - судить по плодам надо. 
Таких людей понять можно - это такой селюковский способ поднять самооценку и удовлетворить свои похоти. Ненадолго, но - приобщиться, так сказать, к свежей крови. 
Паразитирующие - всегда в этом смысле - упыри.


     20:30 23.07.2020 (2)
Наталья считает, что на фабуле полным-полно "паразитирующих" произведений. Я с ней не согласен. Привела бы лучше несколько примеров, но она же их не читает, кроме подражаний Маяковскому.)))
     22:29 23.07.2020
1
Дико извиняюсь за поздний отклик) Уходила по делам.
А отвечать ...собственно, за меня ответил Фрагорийский.
Насчёт паразитирования и отличие его от перепевок, игр. Почему же не поиграть на 
какую-ннибудь тему: один начал, другой подхватил, третий... Это поднимает настроение, 
бодрит, как вино, сплачивает. Человек чувствует себя защищённым, нужным.
Но это далеко не всегда подражание или пародия как жанр, имея в виду 
мастерство, художественную ценность.
Впрочем, я повторяюсь. Твой тёзка - автор этой заметки - всё подробно разъяснил.
     20:56 23.07.2020 (1)
Не знаю, я подражания читаю с удовольствием. Как и пародии, если они остроумны и хорошо написаны.
     21:03 23.07.2020 (3)
Ну так заходи в гости. Есть у меня три "персональных" сборничка: Шляпников, Буряк и Крюков.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Кстати, сегодня Сергей Константинович Крюков опубликовал интервью, в котором он очень подробно рассказал о себе и своём творческом пути. Рекомендую. https://fabulae.ru/prose_b.php?id=105025
Гость      21:57 23.07.2020 (2)
Комментарий удален
     22:00 23.07.2020 (1)
Я даже не знаю кто это.
Гость      22:07 23.07.2020 (1)
Комментарий удален
     22:10 23.07.2020
Экий я дремучий, да)
     22:00 23.07.2020
Кто бы спорил!
     21:17 23.07.2020 (1)

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
А почему панегирик? Интервью как интервью. Обычное.


     21:28 23.07.2020 (1)
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Мне кажется, что можно было и поскромнее рассказывать о своей причастности к разработке военной и космической техники, спортивных и литературных успехах и пр.
И вообще публикация подобного рода интервью, на мой взгляд, очень похожа на саморекламу.

     21:42 23.07.2020

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Да многие этим грешат. Человек слаб) я к таким слабостям людей снисходительно отношусь.
Абы не людоедствовали и не вытаптывали других вокруг себя.

Абы нэ шось, Юра)
     21:08 23.07.2020
Не люблю я мемуары читать))
И сам не пишу) Зайду. Я потихоньку порошки твои таскаю в копилку)
Есть - просто коллекционные экземпляры)
     16:02 23.07.2020 (1)
остроумные пародии, к которым

не относится паразитирование на чужих текстах

Не дойдет. У таких паразитов один аргумент: "многим" нравицца.))
     20:02 23.07.2020
Не дойдет. У таких паразитов один аргумент: "многим" нравицца.))
===========================================
Да и Бог с ними. Каждому своё)
Гость      11:55 23.07.2020 (1)
Комментарий удален
     12:12 23.07.2020 (1)
 Пушкин терпел - и нам велел))
 Да просто интересный материал попался как-то под руку. под горячую руку)
Шучу. 
Гость      13:50 23.07.2020 (1)
Комментарий удален
     13:58 23.07.2020 (1)
Состояние критики само по себе показывает степень образованности всей литературы. Разборы «Вестника Европы» и приговоры «Северной пчелы» достаточны для нас. Мы не имеем еще нужды ни в Шлегелях, ни даже в Лагарпах. Презирать критику потому только, что она еще находится во младенчестве, значит презирать юную литературу за то, что она еще не возмужала. Это было бы несправедливо. (Пушкин)

Есть надежда, что критика повзрослеет и поумнеет)
Гость      20:31 23.07.2020 (1)
До квалифицированной критики надо ещё дорасти самому автору.
А то пишут как Незнайка, а критику подавай как Пушкину.)
     20:48 23.07.2020
Пушкин пишет как Незнайка? Тут вроде нет вообще ничьего авторского текста.
А критика - это конструктивный диалог, а не истерика и злобствование. Заметим: хорошо пишущие авторы этого не делают. Уважают других людей.
Здесь разговор о критике, а не о личностях.
Литература паразитам не интересна, и разговоры о ней они обычно сводят к личным разборкам. Как правило, такие "критики" не дотягивают до уровня автора.
Книга автора
Ноотропы 
 Автор: Дмитрий Игнатов
Реклама