Предисловие: Верхушка России всегда предавала интересы России, будь Россия Царской или Советской. Вот историю одного такого предательства я попытался рассказать в этой статье Как Горбачев и Шеварнадзе продавали территорию СССР.
Есть события в международных отношениях между СССР и США, произошедшие в конце эпохи существования СССР, о которых у нас, да и за рубежом тоже, никто толком ничего не знает. Не знают ни сами граждане страны, не знают ничего и политические деятели нынешней России.
Хотя событие, о кот ором я хочу рассказать, чрезвычайной государственности важности и касается каждого из нас, живущих в России. Касается потому, что тогда, в годы развала Великого государства наша Советская верхушка в лице Горабачева и Шаварнадзе продала США часть нашей территории, причем, продала за кругленькую сумму в несколько сот миллионов или даже миллиардов долларов, точное значение которой никто у нас до сих пор не знает.
Этим событием является «Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств», и было было подписано в Вашингтоне 1 июня 1990 года бывшим министром иностранных дел СССР товарищем Шеварнадзе по поручению тогдашнего президента СССР М. Горбачева во время его государственного визита в США с 30 мая по 4 июня 1990 года. Со стороны США его подписал государственный секретарь США Дж. Бейкер.
Это Соглашение разграничило экономическую зону и континентальный шельф между СССР и США в акваториях Северного Ледовитого океана, Чукотского и Берингова морей, а также Тихого океана. Соглашение противоречило национальным интересам СССР и России, поскольку предусматривало существенную уступку зоны экономических и географических владений в пользу США со стороны СССР в районе Чукотского, Берингова моря и Тихого океана, а также советской экономической зоны в Арктике.
Я не буду здесь детально рассматривать суть соглашения, и для любопытных сообщаю, что оно есть в интернете, но тот факт, что соглашение было с эйфорией встречено в США с перечислением значительных денежных средств на тайные счета Горбачева и Шеварднадзе в Швейцарии за проделанную сделку, говорит о многом.
В итоге Соединенным Штатам Америки отошел участок 200-мильной советской экономической зоны в Беринговом море, так называемый «восточный специальный район». Подобное положение вещей противоречит Конвенции ООН по морскому праву, законам как бывшего СССР, так и сегодняшней России, противоречит даже законам самих США. Уступка этого морского района нанесла экономический ущерб интересам СССР и России.
При разграничении экономических владений в Беринговом море в соответствии с нормами международного морского права (Конвенции ООН по морскому праву 1982 года) экономически значимые ресурсы (биологические, геологические, химические, энергетические и другие) этого значительного морского района принадлежали бы Советскому Союзу (и России). Ранее он являлся частью 200-мильной экономической зоны СССР и интенсивно использовался для рыболовства.
В отличие от второго крупного района советской экономической зоны в Арктике, подаренного американцам, который постоянно покрыт движущимися льдами и поэтому представляет непосредственный практический интерес лишь в отдаленном будущем, морская поверхность в «восточном специальном районе» Берингова моря не замерзает. Этот участок моря имеет благоприятные условия для промысла рыбы и являлся одним из основных традиционных участков работы для советского рыбопромыслового флота. В нем советские рыболовные суда ежегодно вылавливали около 150 тыс. тонн рыбы ценных видов, в том числе: минтая — 120 тыс. тонн, сельди — 20 тыс. тонн, трески и других видов — 10 тыс. тонн.
Кроме того, уступленный «восточный специальный район», находящийся в Беринговом море, богат не только рыбными ресурсами, но является также потенциально особенно богатым нефтеносным районом. Оценка его ресурсов, по данным американских экспертов, составляла около 200 млн. тонн нефти и 200 млрд. кубометров газа.
Советская сторона, согласившись в 1977 году на предложение американской стороны о применении линии Конвенции 1867 года в качестве особого обстоятельства для разграничения рыболовных зон двух стран в спорных (взаимно перекрывающихся) районах, пошла на явно невыгодный для СССР вариант в Беринговом море.
Что же касается свободного пространства в центральной части Берингова моря («голубой зоны») площадью около 175 тыс. кв. км, находящегося за пределами 200-мильных экономических зон СССР и США, но окруженного этими зонами, то на ресурсы континентального шельфа на морском дне в этой зоне могли претендовать только СССР и США. По Соглашению 1990 года СССР получил значительно меньше того, на что он мог претендовать при разграничении континентального шельфа в «голубой зоне» по методу срединной линии, — 4,6 тыс. кв. км (оценка В. Зиланова) к западу от линии Конвенции 1867 года, а США получили все остальное.
16 октября 2002 г. 43 члена Совета Федерации направили в Счетную палату РФ запрос, в котором просили этот контрольно-ревизионный орган провести ряд мероприятий для «точного установления финансовых потерь России» в результате действия подписанного в 1990 году соглашения Горбачева-Бейкера-Шеварднадзе.
12 февраля 2003 года Счетная палата Российской Федерации в соответствии с планом работы и в связи с обращением членов Совета Федерации провела проверку воздействия Соглашения на рыбопромысловую отрасль России и подготовила отчет в котором, в частности, давалась оценка потерь России. Согласно отчету палаты: «За период действия советско-американского Соглашения о линии разграничения в Беринговом море (1991—2002 года) потери России составили 2,6-2,9 млн тонн рыбы, что эквивалентно 2,8-3,2 млрд долларов США».
Уступка морских владений Америке лишила Россию возможности ежегодно вылавливать 300 тыс. тонн минтая. Кроме того, наличие пограничной линии усложняет свободное торговое судоходство и блокирует с востока Севморпуть, возрождение которого, в том числе для евроазиатских транзитных грузоперевозок, правительство России объявляло стратегической задачей. Не пускают в этот район и российских рыбопромысловиков — при том, что канадские, японские, южнокорейские и тайваньские рыбокомпании имеют там квоты.
Эксперты отмечают, что с самого начала переговоров, которые начались еще в 1987 году, одним из главных вопросов при разграничении был вопрос о нефти. По данным экспертов, спорные районы богаты не только рыбными ресурсами, но также включают перспективные нефтегазовые месторождения «Наваринское» и «Алеутское». Об этом свидетельствует и распродажа правительством США участков в спорных районах американским компаниям, которая началась в 1992 году — сразу после подписания соглашения. Ресурсы проданных с тех пор участков, по данным американских экспертов, составляют свыше 200 млн тонн нефти и свыше 200 млрд кубометров газа.
Именно поэтому очень высокая оценка Соглашению была дана при его ратификации Сенатом США в 1991 г. В послании президента США Сенату от 26 сентября 1990 г. Дж. Буш старший рекомендовал «дать согласие на ратификацию» Соглашения 1990 г. В послании отмечалось, что «Соглашение полностью соответствует интересам Соединенных Штатов Америки» потому, что «подводит под юрисдикцию США около 70 % площади шельфов Берингова моря и Тихого океана, что дает Соединенным Штатам дополнительно 14 800 кв. морских миль»
PS В девяностые годы Ельцин еще раз уступил США наши дальневосточные шельфы и экономические районы за финансовую поддержку его предвыборной копании. Так что, как не крути, но последние руководители СССР и России уже активно начали активно продавать территорию страны за семь «иудиных грошей» американцам. И что же тогда начнут вытворять с Россией наши пост Путинские руководители страны, работающие только на свою выгоду и лишенные элементарных нравственных критериев.
Послесловие: Слава Богу, что нынешняя Конституция России запретила продажу и уступки нашей территории любому желающему. |