Заметка «О книгах, писателях, поэтах... и вообще»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 2
Читатели: 340 +1
Дата:

О книгах, писателях, поэтах... и вообще

      


Сейчас посыплются комментарии в духе: «Автор обижен, что его не читают и не комментируют…» - и все равно напишу. Потому что читать научился рано, читал много всего, читал буквально запоем, и писателей считал непререкаемыми авторитетами. Поэтому, и прискорбно разочаровываться.

В детстве я зачитывался «Незнайкой». И тогда не мог понять, и до сих пор не могу понять – почему строки «Я поэт, зовусь Незнайка, от меня вам балалайка!» были всеми обитателями сказочной страны осмеяны, а строки местной поэтессы Семицветик «Я поймала комара, Тру-ля-люшки, тру-ля-дя» ими же почитались чуть ли не шедевром поэтической мысли. «Тру-ля-люшки, тру-ля-ля» - это, конечно, высокая поэзия. Кто бы спорил!

А этот, который написал: «Идут белые снеги…» Идут – с удареньем на первом слоге. Не идут, а Идут. И не снега, а снеги.

Или вот, читаю ребенку сказки. Мамин-Сибиряк, «Серая шейка»… Бедная утка плавала в полынье в замерзающей горной реке. В горной реке была тихая, спокойная вода, и полынья с каждым днем все больше замерзала. В горной реке.

Еще одна сказка: «Белолобый». Голодная волчица залезла в хлев, схватила первого попавшегося и унесла в свое логово. Схваченный оказался щенком. И волчица, напоминаю: голодная! – долго раздумывала: съесть его или нет. И так и не съела, не смогла преодолеть брезгливость. Голодная, напоминаю, волчица. Автор сего опуса – известный писатель, я бы даже сказал: великий – Антон Павлович Чехов. Очевидно, именно величие помешало Палычу заглянуть в томик Брема «Жизнь животных», иначе он бы узнал, что волчица вряд ли смогла так обмишуриться в хлеву, и схватить вместо ягненка – щенка собаки. Обоняние у волков – любя тварь позавидует. И перепутать ягненка со щенком?.. А уж коль и перепутала – почему бы и не съесть? Голодная ведь?

Нет, я понимаю: сказка. Сказка – ложь, но в ней… И так далее. Но надо хоть как-то придерживаться здравого смысла.

Еще одна книга, правда, не столь великого и титулованного автора. Борис Полевой, «Повесть о настоящем человеке». Помните, где на Мересьева напал медведь, и Мересьев прикинулся мертвым, а медведь «преодолевая брезгливость», рванул на нем комбинезон.

Если бы товарищ Полевой заглянул во все тот же томик Брема, он бы узнал, что медведи обладают прекрасным обонянием, и уж отличить мертвечину от живой плоти как-нибудь сумеют, сколько бы вы перед ними ни прикидывались... А еще, они любят тухлятину, они даже свежее мясо закапывают в землю, чтобы оно протухло.

Такие вот писатели, такие поэты. Такая литература. И ладно бы это были писатели Сталинской эпохи, которые залезли на литературный олимп не талантом, а умением писать «куда надо» на своих коллег по литературному цеху. Как, например, все  тот же Полевой. Но ведь и Чехов, и Мамин, сами понимаете, Сибиряк – писатели досоветской эпохи.




Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     03:11 31.07.2020 (1)
1
Мне  кажется  надо  терпимее  относиться к  ляпам,  которые  допустили  великие  писатели  в  свое  время. Я  читал  все эти  прои в  которых  вы  нашли  ошибки.  Я  искренне  радовался  за  Белолобого и  с  уважением  отнесся  к  волчице. Мне  было  жаль   Серую шейку и  мне было  пофиг  какая там  река. Ну  и  медведь  молодец,  что  не скушал  Маресьева. Все  это  полод  фантазии,  когда  рука  записывающая  мысли  не  успевает  за  её  полетом. Но,  вы  молодец,  что   читаете  внимательно и  видите  несуразности.
     00:43 01.08.2020 (1)
1
А у меня другое мнение. Я помню слова Горького о том, что каждый, даже самый отстойный писатель, должен хоть чему-то научить читателя. Вот, представьте, встретил читатель медведя, и, вспомнив Полевого, прикинулся мертвым...
     02:02 01.08.2020 (1)
Я  помню  и  у  кого-то из  классиков  есть  рассказ как  два друга встретились  с  медведем  и  один  притворился  мертвым  лежал   неподвижно,  а  другой залез  на дерево.  Медведь  понюхал  лежачего и  ушел. И  если  мне  не  изменяет  память  это  рассказ  Льва  Толстого.
     02:29 02.08.2020 (1)
Этот рассказ я не читал, судить не могу. Видимо, медведь был не голоден. У Полевого же дело происходило зимой, стало быть, медведь - шатун, а значит, голодный и злой
     04:26 02.08.2020
Писатель  в  своем  произведении царь  и Бог, хочет  казнит,  хочет  милует. Было бы  очень  несправедливо  если бы  мишка  скушал  Маресьева. Вот  и  пришлось  Полевому наградить медведя  добрым,  человеколюбивым  характером.
     00:35 01.08.2020
Кстати о волках.  В садоводство "Мшинская", что в Ленинградской области, повадился ходить волк и таскать собак и кошек. Наверняка и во времена Чехова волки таскали собак
     07:05 31.07.2020 (1)
И ладно бы это были писатели Сталинской эпохи, которые залезли на литературный олимп не талантом
=============
Я не помню что-то на Олимпе бездарей. Мне кажется, это утверждение не точное, мягко говоря.
Вот раньше чуток и позже (при Хрущове) - да, там играло роль большую, как графинчик поднести, где прогнуться...


Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
По поводу Чехова - так там же речь в рассказе о пожирании себе подобных. Тогда же тема расистская тоже муссировалась в артистических кругах, была такая же ситуация, как и сейчас. Так что - аллегория вполне уместна. Вы же Крылова не ругаете за то что у него антропо-подобные звери.

Идут белые снеги - очень поэтическая вещь, запоминающаяся на всю жизнь. Поэзия вырабатывает правила, а не "критики-теоретики", эти как раз идут за поэзией и записывают правила, как наиболее вероятный рецепт создания хорошего стиха. Поэзия же сплошь и кряду - работает в поле исключений. И после приходят теоретики-критики и делают свою работу.
Не надо путать, что из чего растет.
У литературы одни задачи, у справочника Брема - другие, а у словаря Даля - третьи, а у учебника зоологии - четвертые... у инструкции по использованию утюга - пятые... иногда у авторов разные задачи, хотя тема - одна. Стихи не медицинское заключение, сказка - не учебник физики, роман не научное исследование. Везде есть вымысел, а также различные приемы - от олицетворения до аллегории, метафоры, и так далее.
В общем, как бы ни о чем это замечание. Да и большинство остальных.

Только не обижайтесь. А если что-то вызовет обиду - я могу помочь разобраться с вопросами. Например - порекомендовать великолепный архивно-исторический материал по литературной среде Союза сталинской эпохи. Не Сталин заставлял людей быть лизоблюдами. И никогда лизоблюды не попадали при Сталине "на Олимп". На Олимпе при Сталине находились ярчайшие поэты, иногда - с очень даже не лояльной политической платформой. Так что лучше историю. изучать - по источникам историческим, а не по сомнительной литературе а ля Солженицыны и прочие пристрастные  фантасты, озабоченные очернением одних и побелкой  других.
" Мы без конца проклинаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить — кто написал четыре миллиона доносов? " С. Довлатов (надеюсь, не будете спорить, что этот писатель - умный человек и ни разу не блюдолиз?)


Так что нормальные у нас писатели и поэты.  Не надо подмен. А вот искусству ПОНИМАТЬ надо учиться. Что касается критиков - то я замечаю жуткую болезнь: синдром Даннинга-Крюгера. Так что видимо надо что-то делать с критиками, учиться их заставить и любить предмет  которым они решили заняться. Или пусть не берутся вообще за дело, в котором не понимают ничего.
И запомнить бы им, что после чего: литература впереди критики - или критика впереди литературы. Всё-таки это важный момент. 

     15:00 31.07.2020 (1)
А вы не думаете, что человек, написавший эти слова, заражён жуткой болезнью: синдром Даннинга-Крюгера?
"Что касается критиков - то я замечаю жуткую болезнь: синдром Даннинга-Крюгера. Так что видимо надо что-то делать с критиками, учиться их заставить и любить предмет  которым они решили заняться. Или пусть не берутся вообще за дело, в котором не понимают ничего.
И запомнить бы им, что после чего: литература впереди критики - или критика впереди литературы. Всё-таки это важный момент".
     16:34 31.07.2020
 Саша, вот Вы все с полуслова поняли. 
     09:34 31.07.2020
А как Вам фабулянское "собачка на полу присела и в этой позе прилегла"?
Медведь перед этим-сущий пустяк.
Прости  же великим.В их времена не было интернета и невозможно было отыскать ответ на вопросы из Брэма.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама