Заметка «КАК ДЕЛАТЬ, ПРОСТИ ГОСПОДИ, СТИХИ»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 2
Читатели: 389 +1
Дата:
Предисловие:
почти учебное пособие

КАК ДЕЛАТЬ, ПРОСТИ ГОСПОДИ, СТИХИ


    КАК ДЕЛАТЬ, ПРОСТИ ГОСПОДИ, СТИХИ
Массово увлеченные стихописательством нуждаются в обучении составлению текстов. И столько здесь советчиков - ничем не отобьёшься. Давай только постигай и твори ...

Вы уже прочитали Маяковского "как делать стихи", проштудировали Холшевникова и глубоко вникли в понятия ямба и хорея. И ещё чего доброго наизусть выучили характерные признаки множества других размеров. Прочитали письма
Исаковского по мастерству поэзии. И ещё какую-нибудь полезно-никчемную литературу, о которой автор этих строк и не слыхивал.
В конце концов получили ц.у. старших товарищей по поводу сочинения виршей и улучшения собственного стиля письма.
Кажется, теперь садись и пиши гениальные стихи. Но...что-то опять не то. Только ещё труднее стало. Если раньше, на интуитивном каком-то уровне написания, можно было обнаружить  в своей коллекции перлов пару-тройку настоящих талантливых строк,
то теперь и этого нет. Как будто полученные знания только поме-
шали вашим творениях и груз умений навалился такой тяжестью на ваши неокрепшие плечи творчества, что вам кажется не возможным не то что сочинять, но и написать несколько строк письма родителям - возникает уже непреодолимая трудность. Приходится постоянно как бы оглядываться на указания по деланью стихов. Многие на этом заканчивают заниматься искусством, потому что радость творчества исчезает,
а рутинно правильное составление текстов как бы не входит в планы индивидуума, радостно и бездумно пописывающего до этого вирши. Такие дерзнувшие есть на необозримом пространстве стихописания.
  Но о них что называется говорить здесь нечего. Они истинные любители поэтического слова, им вдаваться в какие-то подробности не охота, не по себе, не для них, не за чем и т.д. Само удовольствие от сочинения, от чтения без всяких экивоков на правильности для них - главное условие стихов. Будут они писать дальше или не будут для настоящей литературы уже безразлично...
Но есть дотошные, не останавливающиеся перед трудностями, ищущие, доходящие до самой сути. Вот они пойдут и освоят и применят и поймут...Но все-таки в один прекрасный момент они оглянутся на все свое творчество и увидят: опять было все это не то, а может быть даже хуже, чем то, с чего они начали не имея никакого понятия о правильном стихосложении.
Но как же так, они делали все по предписанному: и ямбы и хореи налицо, метафоры даже составляли с эпитетами и неологизмами, а чего-то как-то не греет и не впечатляет - если уж быть до конца правдивым перед самим собой. У классиков лучше, хотя вы упорно копировали в какие-то моменты их стиль.
Так оказывается вы не Блок и не Есенин и даже не Пушкин, хотя он жил двести лет назад и точно не читал всего того, что удалось освоить вам… И вот она - трагедия личности, переживания с соплями и слезами, заготовление веревки и мыла, цианистого калия, и утопление через повешивание.
Но успокойтесь, истинно говорю я вам, может статься, вы не виноваты. И просто не оценив и не поняв, что значит для вас поэзия, из знающих вам никто не рассказал некую главную суть того, как делать, прости Господи, стихи. Как-то это не принято выдавать, рассказывать, объяснять. Наверное, посвященные думают: что нужно самому автору пройти трудный путь до осознания неких истин. Вот и подкладывают вам никчемные книжки, рассказывают, какими гениальными были с самого рождения великие поэты. И, делая многозначительные лица, втюхивают биографии, в которых нет главной правды о том достижении, о постижении авторами глубинных тайн творчества. А может просто не хотят посвящать непроверенных, ведь на самом деле истинных умельцев должно быть не много, иначе теряется смысл дара Божьего - поэтического таланта.
Но я вам расскажу, объясню, открою ...Может вам это в конце концов, дай бог, окажется не нужным, чтобы не искушали вы судьбу свою......
Да на самом деле тайны никакой нет. Нужно просто научиться проникать в запредельные сферы непостижимого мира, и тогда
пишите хоть ямбом, хоть задом наперед...если вам удастся изложить в тексте недоступное обычному зрению, ощутить то, что не подвластно привычным чувствам, объяснить то, что не может понять выученное мышление...Создать красоту словом. Но впрочем, даже не в этом дело...Поэтому - расслабьтесь, вы, напрягшиеся в ожидании каких-то неведомых откровений! Включите легкую музыку, закройте глаза. Не пытайтесь анализировать, умничанье просто убьет необходимое восприятие сказанного. Я вижу, как сам подхожу к каким-то  мистическим  слегка дурящим публику направлениям...
Дальше - можно было бы что-нибудь заявить из методов Кашпировского и дать установки, или - из системы Эриксона. Но в мои планы не входит воздействие психотехниками, потому что они, в принципе, находятся на более низком уровне по своему
проникновению в неведомые миры, чем высокоорганизованное поэтическое сознание...
Конечно же, многие увлеченные поэзией знают биографии своих кумиров.
Могут часами рассказывать, где те родились, с кем жили, как им было трудно и тяжело в жизни. Но вот о самом процессе их творчества мало кто скажет что-то вразумительное. Ну, вот Бог им дал дар, ну приходило к ним вдохновение, музы посещали...
Есть, конечно, в этом доля истины: музы посещали! Но как они посещают и при каких обстоятельствах - это вопрос. Обычно представляется этот процесс так: садятся дядьки или тетки(поэты) с пером в руках около окна и ждут, когда начнет им диктовать муза вирши. Но как правило в этот момент начинает что-нибудь отвлекать, какой-нибудь гвоздь в сапоге, что кошмарнее фантазий Гёте или - банальная лень размышлять о нужном, о чем угодно мысли текут, но от выбранной темы бегут как ч. от ладана.
Как же добивались великие расположения муз. (Буду говорить такими условностями, хотя с точки зрения науки, здесь, наверное, есть свои точные определения).
О том, как поэты получали благосклонности муз, мало сведений, и все-таки за общей мишурой словес биографии выплывают отдельные истинные факты.
Вот например, Верлен и Рембо для вхождения в особое состояние, принятия озарений придумывали разные психические расстройства организма. Не совершенствование физическое или духовное, а именно расстройство организма, не улучшение письма, а бесцеремонность обращения с языком ставилось во главу угла. Попадали в душевное состояние между здоровьем и заболеванием...
Такому пограничному состоянию способствовали приемы разных
не совсем законных средств, или не менее законного приема абсента.
А Бодлер судя по всему изобретал определенный цикл приема
«некоторых веществ», чтобы была возможность проникать в запредельные сферы. Даже создавал как употребление лекарств последовательность цикла и доз их применения. Правда, рецепт, кажется затерялся в глубине веков. Что они творили, зачем по-сути лишали себя здоровья? А если говорить языком мистики, устраняли у себя защиту – «божью благодать», не позволяющую иным сущностям проникать в человеческую душу. Но когда защита была снята, в начале приходили милые создания — вроде муз и сообщали разные полезные веселые вещи...Потом сфера потустороннего расширялась и завладевали душой, проникали в неё такие сущности, как научавшие писать" цветы зла". А потом умения творить
обменивались на здоровье и.... душу.
Но конечно нам милым добрым пиитам не подходит этот способ постижения истин.
Наверное, есть какие-то практики без вреда здоровья проникать в "суть вещей», наподобие каких-нибудь йог для поэтов. В русской традиции издавна применима практика углубляться в непостижимый мир с помощью употребленья разных много градусных снадобий, начиная с самогона. Думаете глушили тоску и грусть некоторые поэты таким образом? Как бы не так!
Многие понимали, что они делают. В нашей литературной истории в первые, кажется, Венечка Ерофеев указал на связь поиска истины с употреблением разных напитков. А вот "писатель Юрий Поляков конкретно уже называл периоды, когда нужно заниматься с текстом - после приема определенных доз...На примере Есенина: он хорошо показал процесс писания гениального автора. Он говорит о важном периоде, когда начинается возвращение к нормальному состоянию организма — после употребления, на фоне восстановления очень усиленно работают все структуры тела, в том числе и мозг. И вот в это время можно быть просто....  гениальным.
Правда и здесь есть опасность, когда в ослабленный организм, начавший усиленно работать над восстановлением, могут заглянуть совсем не добрые сущности. А некий иммунитет (та защита - Божья благодать) отсутствует, все ресурсы брошены на другое...Здесь не далеко до состояния, когда мерещатся чертики и дурдом приглашает в гости. Поэтому важно не перебарщивать с дозировками и отделять благое состояние от простого запоя. Трудно увлекающимся натурам придерживаться неких норм.
В сущности здесь не надо много. Несколько грамм, чтобы отрешиться от мешающего гула мира, сосредоточиться на важнейшем...И ещё подождав некоторое время, подождав начало мощной работы организма, приступить к творению.
Но кто может определить норму и не перебрать...Как правило все это заканчивается печально для человека, хотя как автор он и выигрывает.
Есть люди, которые не побоялись и рискнули и у некоторых получилось. Но сколько рискнувших ничего не добились. Так может быть хорошо просто пописывать - для близких, любимых
и не лесть в непролазные дебри поэтического искусства?..
И тогда вам достаточно всех тех указаний, почерпнутых из полезных книг...
Реклама
Обсуждение
     16:50 02.08.2020 (2)
Да на самом деле тайны никакой нет. Нужно просто научиться проникать в запредельные сферы непостижимого мира,
 ОЧЕНЬ СОГЛАСНА, но ещё важно, чтобы тебя туда "впускали" за присущие тебе качества....
И тут мера выпитого не аргумент.
     11:31 08.08.2020 (1)
Запредельная сфера есть кладбище ума. имхо
     11:42 08.08.2020
Запредельная сфера - кладезь чувств...
     16:58 02.08.2020 (1)
     18:13 08.08.2020
Мне нравится,что вызывает это всё полемику...
     20:08 02.08.2020 (2)
2
Если умеешь писать стихи, никакое пособие тебе не нужно. Если не умеешь писать стихи, никакое пособие тебе не поможет.
То же самое можно сказать и прозаикам.
     11:30 08.08.2020 (1)
Однако , осмелюсь предположить, чем больше знаний у умеющего писать стихи тем пользительней для взращивания оного таланта. Даже овощи на грядке нуждаются в поливе. А который дерзнет писать, отринув всякое ученье - быстро сядет в лужу. Такие  эрудиты как ув Эль Эф быстро его прибьют к полу одним щелчком
     14:15 08.08.2020 (1)
Тогда объясните мне, кто пишет пособие? Да, кому не лень? И вы хотите подражать им? Ну, вот пускай ваш Эль Эф прибьёт меня, даже не щёлчками, а ударами. Никогда не читаю пособия.  Посмотрим, что у него получится.
     14:24 08.08.2020 (1)
Эль Эф-женщина.Поэтому щелчком!
     14:28 08.08.2020
Тогда, сразу сдаюсь!
     20:31 02.08.2020
Реклама