Заметка «Председатель колхоза "Россия" - Человек из СCCР ! Тикают ходики... главы 13-16» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: О людях
Сборник: Очерки и Публицистика
Автор:
Читатели: 494 +1
Дата:
Предисловие:

Председатель колхоза "Россия" - Человек из СCCР ! Тикают ходики... главы 13-16

13. Иван Микуров 'Председатель':
 
  'За целинные годы Фёдор Гуляев поставил на ноги два колхоза! 1954 год грянул с молодежными песнями, новой техникой, радостями и тревогами за хлебное поле, запахами свежевспаханной земли, полыни и зерна. А уж если говорить по большому счету, то с великой заботой о весомом куске хлеба для всего народа. Недоставало того куска до целины, чтобы наесться вдоволь. Эта круговерть захватила и нашего героя, успевшего к тому времени испытать, почем фунт хлеборобского лиха.
  Бобы на счастье.
  Ребятня в селе взрослеет рано. Вот и Федор Гуляев все работы прошел, пока выучился на комбайнера. Затем шесть лет молотил хлеб еще на "Коммунаре". Такой машины сейчас, наверное, и для музея не сыщешь.
  - А потом, - рассказывает Федор Леонтьевич, - нам с дружком моим, Сергеем, предложили ехать учиться на агрономов в Каменский техникум. Пока мы в своем Ново-Обинцево - это Шелаболихинский район - раздумывали, пока домолачивали хлеб, в техникуме уже два с половиной месяца учебы минуло. Примут ли? В Камень приехали потемну, где ночлег искать? В одной избе окошко светится - постучали. Немолодая женщина открыла дверь: "Кто такие, откуда?" Объяснили. "Ну, давайте разболокайтесь. " Наутро нам чаю тетя Нина заварила. А когда засобирались, она крупные черные бобы подала: "Возьмите на счастье, на удачу". Век не забуду эту женщину. И действительно - в техникум нас зачислили. А во втором семестре меня уже избрали комсоргом, а Сергея профоргом...
  После выпускных Федора оставили работать в техникуме заместителем директора по производственному обучению. Но не нравилась ему эта работа.
  Велика Россия.
  Наступил 1954 год. И Федор Гуляев стал председателем колхоза имени Ленина. Невелик был колхоз. Пашни в первые годы целины прибавилось на полторы тысячи гектаров. Больше распахивать было нечего... Оценив, как председатель вел дела, решили несколько лет спустя дать ему участок посерьезнее, помощнее. А было так. Два дня шло отчетно-выборное собрание в колхозе "Россия". Нещадно дымя махрой, мужики попрекали тамошнего председателя Филиппа Романовича Фетищева. Обещал в конце года выдать дополнительно по 30 копеек на трудодень - и не выдал. И нечем крыть председателю. В том, 1960 году в стране случился недород - накинули план хлебосдачи колхозу. Попробуй не выполни. Но собранию это - не резон.
  Районные власти, предполагая, что колхозники могут дать отставку Фетищеву, для подстраховки и привезли на то собрание Федора Гуляева. Все шло к тому, что быть ему новым председателем в этом крупном колхозе. И тогда Федор заявил: в ваш колхоз пойду, но для начала только заместителем к Фетищеву и главным агрономом.
  На том и порешили. Так и проработали два руководителя вместе четыре года. Гуляев считает, что многому научился у Фетищева. Не так-то просто работать в укрупненном хозяйстве. Ни хорошей телефонной связи между бригадами, ни легкового транспорта в достатке, а расстояния - дай боже! От Новоярков до Зеленой Дубравы почти два десятка километров. На лошадке туда и обратно - дня нет, ничего не сделал. А в составе колхоза еще поселки Курский, Филипповский.
  Колхозные стипендии.
  Золотая середина всегда лучше, чем крайности. Найти ее Гуляеву удавалось чаще, чем другим. Став председателем столь крупного колхоза, он во всем отличался обязательностью. Если уж что пообещал, то выполнял.
  - Раз пять убеждал колхозников, чтоб нашим студентам платить колхозную стипендию, - рассказывает Федор Леонтьевич. - Сегодня такое решение в любом хозяйстве на ура приняли бы. А тогда: "Наши дети вольны поступать, куда надумают. Не хотим, чтобы они в колхоз возвращались. Хватит, что мы тут свои жизни положили!" Каково это слушать? А сейчас вот гляжу: много наших вчерашних студентов, работают сегодня и в районе, и за его пределами. В общем, заботу о молодых людях по настоянию председателя стали проявлять основательную. Ушел парень в армию - в банке на его имя открывался счет. Вернулся солдат домой, остается в колхозе - получай трактор, комбайн, автомобиль не самый худший. Колхоз первым в районе построил стадион и хороший Дом культуры, который и сегодня работает с большим успехом. Есть в селе отличная музыкальная школа. Из этого колхоза не растекалась молодежь по городам и весям. От добра добра не ищут. За 21 год председательства Гуляева здесь построено около 400 домов. Село обновилось не на шутку.
  Новоселья.
  - Хорошо себя наши культпросветчики проявили, - говорит Гуляев. - Это они затеяли проводить праздники улиц. Готовятся селяне: забор поправят, фронтон покрасят, оторвавшуюся доску приколотят. Да мало ли что еще. Такие мероприятия результативнее любого сельсоветовского распоряжения.
  Меня немало подивил рассказ отставного теперь председателя (в декабре Гуляеву исполнилось 77), как он "воевал" с печами. В сибирских деревенских пятистенках обычны русская печь и грубка. Простору в избе мало. Так вот, начиная еще с колхоза имени Ленина, Гуляев стал "перетряхивать саманухи", строить более приличное жилье. И сразу предупредил: не ставить по две печи. Ворчали поначалу на него женщины, а позже, оценив удобство, спасибо сказали. В "России" это легче прошло, потому что ввели кирпичный завод и жилье строили с размахом. Примерно по два десятка новоселий было в год. А обустроенные люди всегда и работают лучше. Соблюдали агротехнику - и хлеб на колхозных просторах рос что надо. И коровушки молоко давали, потому как не впроголодь жили.
  У председателя на пиджаке к медали за целину и ордену "Знак Почета" прибавились еще пять медалей и орден Трудового Красного Знамени. Имена местных колхозников в районе произносились с большим уважением. Доярки Валентина Новикова, Валентина Харина, Лидия Швайцер, полеводы Николай Унгефухт, Леонтий Вечканов, Федор Миллер - всех не перечислишь. Председателю всегда было на кого опереться. Люди поверили ему, и эту веру он оправдывал.
  Свой двор, свой дом.
  Чем дальше уносит время от тех целинных лет, тем яснее их значимость. Да, были и ошибки, но была и работа над ошибками. А после "перетряхнутых саманух" в селах стали строить нормальное жилье. И целина особенно зримо показала, как много зависит - и будет зависеть впредь - от главного организатора производства, от его понимания происходящего и умения заглянуть в завтрашний день.
  Летом 2002 года Федор Гуляев остался один. Не стало жены. Два сына живут своими семьями в Барнауле и Яровом. Но свой двор и дом хозяин содержит в идеальном порядке. Уточняя кое-что, звоню Федору Леонтьевичу. Не разбудил? Он засмеялся: "Уже давно встал и борщ себе сварил. Приходи - угощу..."
  Каменский район. 12 февраля 2004г.''
 
  14. Из воспоминаний Ф.Л.Гуляева (беседа записана на видео, июль 2016г. Разговорная речь сохранена полностью):
 
  - Есть, что вспомнить?
  - Да, когда я начал работать председателем, то ещё были трудодни. Я тогда один из первых в районе, да и в крае начал колхозникам деньги платить вместо трудодней! Колхозники это новшество хорошо восприняли, а в районе дёргались по этому поводу, не нравилось им. Ну, потом всё встало как надо. Вот тут и пошло, как сказать, уважение, что ли, ко мне со стороны колхозников. В 1951 году неурожай был. Я и говорю колхозникам: " Наверное, надо на трудодни переходить!" А они мне как заорали: "Что Вы, что Вы! Какие трудодни!..." Я уж и не рад был, что про трудодни сказал... Трудодни! Они уж и забыли, что такое трудодни!
  - Да, к хорошему быстро привыкают!
  - Действительно люди работали, а им палочки поставят - трудодни! А работал каждый по-разному! А им - трудодни. Ну, такое было определение труда тогда принято. А на деньги тогда мне было трудно переходить. Потому что нужно было всё это пересчитать с того как было и как станет, перевести с трудодней на деньги, чтобы учесть всё. Нормативов-то тогда ещё не было. Всё походу приходилось определять: кто сколько сделал, сколько получить должен! В общем, я целый год тот упирался, здорово! Ну, что же, это надо было сделать! Вот так вот первым и перешёл на денежный расчет с колхозниками. Ну и после этого меня и давай во все совещания и конференции избирать и в районные, и в краевые, И всё в пример ставить, да в президиумы избирать. Мне так этого не хотелось. Статьи в газетах стали писать, кто-то и правильно писал, а кто-то и перебарщивал; лишь бы статью написать. Ну и некоторые зуб "точили". Был в районе прокурор один; понадобилось ему в другой район ехать, он и ко мне обратился. А я ему: "Ну, надо транспорт, дам. Только ты в бухгалтерию колхоза оплати за бензин и прочее, и езжай!" И он на меня обиделся, да сильно! "Я тебе, говорит, устрою - оплати!" Ну а тут вскоре его в другой район перевели. Так он мне оттуда как-то позвонил: "Если бы меня не перевели, я бы тебя застопорил, нашёл бы тебе место!" Он мне так испортил настроение, что приехал я к первому секретарю Парфёнову и говорю: "Вот так и так, мол, такое дело!" А он мне: "А ты можешь писменно это подтвердить! Мы его тогда сами зажмём!" А я решил, что не буду с ним связываться, ну его на хрен! А Парфёнов большим авторитетом в крае пользовался, он бы его, прокурора того, в край бы вытащил на пропесочку. Но я не стал писать! Может и зря не написал, дали бы подлецу по загривку!
  Не написал!
 
  15. Тикают ходики... Иван Микуров
 
  ""Недавно напросился в гости к Хариным, что живут в селе Новоярки. Хозяин дома, Александр Николаевич, работал бригадиром животноводства вместе с женой в одной бригаде здешнего колхоза "Россия" (ныне - колхоз "Новоярковский"). Сейчас домовничает, хотя возраст вовсе не пенсионный: вторая группа инвалидности.
  Хозяйка, Валентина Давыдовна, девятнадцать лет доит колхозных коров. Всегда в почете - на колхозном, районном и даже краевом уровнях. В феврале пришла необычная и радостная весть (потому журналист и напросился в гости): доярке присвоено почетное звание заслуженного работника сельского хозяйства.
  Нечасто такое случается в сибирских селах, что, на мой взгляд, очень даже несправедливо. Например, на Кавказе колхоз виноград или чай выращивал, в нем два-три Героя Соцтруда было. А уж Сибирь-то с Кавказом никак не сравнишь. Много труднее здесь жить и работать.
  - Прошлой зимой, в те морозы, - рассказывает В.Харина, -придешь домой, одежда на тебе коробом стоит: ни рук, ни ног не чувствуешь. Кажется, даже сердце застыло. А в избе теплынь, Саша печку истопил, ждет...
  Поскольку у нас речь о доярке и ее работе, то замечу, что фермы в большинстве своем по устройству непригодны для Сибири. Едучая сырость заставляет доярок ходить в резиновых сапогах. Из-за тяжелых и, как правило, плохо закрывающихся ворот сквозняки донимают до косточек. Дать бы людям вместо стекла с бетоном что-нибудь попроще и потеплее для работы. Но о том почему-то никто не думает.
  Но все же не из одних же трудностей соткана жизнь сибирячки. На вопрос моего коллеги из "районки" о самых счастливых днях жизни В.Харина ответила:
  - С Сашей хорошо живем. Четверо сыновей у нас. Бывало, вечером накупаешь их, накормишь, спать уложишь: лежат, посапывают. Смотреть на них - душе радостно, куда и усталость девается. Папа


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     09:32 10.08.2020 (1)
" ... как много зависит - и будет зависеть впредь - от главного организатора производства, от его понимания происходящего и умения заглянуть в завтрашний день". Именно от первого все и зависит. Или это командир, или просто погоны на кителе. 
Очень понравилось. Навеяло свои воспоминания.
С уважением   Никита Федоров.
     10:19 10.08.2020
Так было всегда! Только к "Голове" ещё нужны законы нормальные и чтобы не мешали этой "Голове" работать! Чем было хорошо в Советское время так вот наличием таких предедателей-хозяйственников плюс программами развития и планами пятилетними на страну, край, район, колхоз. Сам был поставлен в 28 лет Главным архитектором во вновь образованный крупный сельский район в 1985г. (кстати коммунистом не был. Это я к тому, что пишут, мол в Советское время если не коммунист, то и дорога закрыта. Брехня... извиняюсь за выражение!) Так мы сами (человек 8-10 из райкома, райисполеома) составляли План развития района и сёл на пятилетку (каждый готовил свой раздел, я - составлял план строительта школ, ж.домов, д/садов, ферм и пр инфраструктуры и благоустройства по райцентру и колхозам района. На 5 лет!). Через 1.5-2 года район зазвучал в крае! Приятно вспомнить!
Были, конечно, и просто "попутчики", но их было меньше и их быстро раскусывали и отправляли в сторону. Но, видимо, не всех! Да и горбачёвщина подгадила, многих не увидели...

БлагоДарю за прочтение, понимание и свои воспоминания!.. 
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама