Заметка «Зачем мы ходим на работу?»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 6
Читатели: 570 +1
Дата:
Предисловие:
Нынешние российские публичные деятели все хором твердят о том, что, если бы у них была возможность не работать, то они бы никогда не работали. И я согласен с их точкой зрения для их части общества. Обычный трудовой человек не работать не сможет.

Зачем мы ходим на работу?


Или 

Какова должна быть продолжительность рабочего дня в современном обществе?



Предисловие

В эти дни  я посмотрел по каналу «пятница»  телешоу  «Мир наизнанку»  журналиста Дмитрия Комарова  о Японии.  Япония – странная и малопонятная для меня страна, образ жизни в которой для меня является абсолютно неприемлемым, несмотря ни на какие ее  достижения. Япония – это страна, где люди только и делают, что работают и работают по десять - двенадцать и более часов в сутки. Даже домой после работы не уезжают, а ночуют в «клетушках-капсулах» специальных гостиниц муравейников, разбросанных по Токио, чтобы утром опять на работу.

В  фирмах Японии  даже введена специальная должность  работника фирмы, который выгоняет японцев  с работы после десяти вечера.  У них даже спать разрешено  в рабочее время, но  только лишь на своих рабочих местах.  И Япония теперь,  это  самая изможденная от непрерывного  труда страна мира с одним из самых высоких в мире жизненных уровней  и  с  самым  высоким  в мире числом  ежегодных самоубийств  своих граждан.

Лозунг японца простой: жить, чтобы работать, а работать, чтобы… что?! Не знаю, не знаю, и  берусь судить.
Странная получается вещь, если задуматься. Двадцатый век,  вошел  в  историю  человечества  на земле настоящим  «апогеем»  классовой  борьбы  между  наемными рабочими  и  их  хозяевами  за сокращение рабочего времени  с десяти-двенадцати часов до семи, восьми или даже до шести  часов для вредных производств.

А вот двадцать первый век, судя по Японии и некоторым другим еще странам, преимущественно азиатским, пошел другим путем, путем добровольного увеличения наемными работникам своего  законного рабочего времени с шести - восьми часов до двенадцати и более часов.
Но я еще помню,  как  в СССР    активно  проводилась политика  сокращения  рабочего  дня  для того,  чтобы у каждого человека страны появилась  возможность  для его полного самовыражения  не только на производстве, но и в сфере искусства, культуры, спорта,  отдыха, чтобы  жизнь наших граждан  СССР  стала бы  более интересной, более яркой,  более насыщенной  и более  содержательной.  Но это было давно и сейчас уже считается неправдой.

Поэтому  я решил вспомнить  наши советские рабочие субботы и советские сверхурочные  часы.

Советские рабочие субботы.

В СССР на промышленных предприятиях суббота чаще всего была рабочим днем – надо было делать план. А выполненный план, это министерская премия всем работникам завода, это тринадцатая зарплата, это фонды на строительства жилья и социальных объектов для завода. То есть, с помощью производственного плана Советские предприятия осуществлялся  принцип социализма в стране -  сколько заработал, столько и получил; чем лучше работаешь, тем больше получаешь.

А план тогда бывал по объемам и по номенклатуре, и по срокам изготовления. Поэтому в субботу чаще всего  работали по показателям плана – подчищали  его срочные  заказы. Но работали обычно не полный рабочий день, а  сокращенный,  до обеда. Поэтому приказа о рабочем дне  по заводу обычно не делали, а ограничивались распоряжениям по цехам.  Делали это так для того, чтобы не платить  за  выходы по субботам  по закону о работе в выходные и праздничные дни, когда предусматривалась более высокая тарифная  оплата за работу.  А распоряжения по цехам давало возможность оправдания случившихся вдруг несчастных случаев с  работающими  в субботу.
Работали по субботам обычно до двух часов дня. И работали в основном  цеха и некоторые ИТР, которых назначало свое начальство в качестве дежурных по цеху. А платило этим ИТР обычно из премиальных за выход и. В цехах за выход платил сам начальник цеха из своих соображений.  А директор в пятничную оперативку всегда произносил одну и ту же фразу для присутствующих
-- Те, кто выходит в субботу – список на стол секретарю…

И руководители цехов и отделов знали, что, если у них никто не выйдет на работу в субботу, то это чревато неприятностями с Генеральным директором. Поэтому от греха подальше  лучше  вывести людей. Не всех, конечно же. Но несколько подразделений на срочные работы все-таки  надо  бы    вывести. Зачем начальство раздражать?

Ведь по субботам и само начальство заводское  выходило и, естественно,  по проблемным цехам обязательно пройдется и проедется. А как же иначе?!  И по итогам своего «проезда» по цехам потом в понедельник обязательно скажет.  Про кого одобрительно,  про кого  язвительно, а кого и в открытую  «отматерит».

А одним из самых проблемных цехов на нашем заводе тогда был, так называемый ЦМК,  или  цех сварных металлоконструкций, девяти пролётная громада « блока  цехов»  под одной крышей  с численностью работающих около тысячи человек. В этом цехе долгое время  работал и я на самых различных должностях, начиная от мастера и кончая заместителем начальника цеха.

Любая «субботняшняя»  работа в цехе заканчивалась выпивоном. Часов до двенадцати рабочие обычно работали активно, а потом начинали «соображать» и к двум часам все в цехе выпивали, «зажевывали», кто чем, и спокойно шли домой. И ничего с выпивкой по субботам поделать не могли. Потому что большинство рабочих выходили в субботы именно  для того, чтобы после работы выпить.
И вот однажды к нам в цех в субботу приехало все заводское начальство в лице Генерального директора, директора по производству, Главного инженера,  предзавкома и парторга  завода. Все начальство группой идет по пролетам, наблюдая, как идет работа. Начальство сопровождает начальник цеха, зам по производству, зам по подготовке производства, механик и энергетик цеха. Ну и мастер того пролета, по которому мы идем.

Заходим на один пролет, а там рабочие сидят, не работают. Генеральный сразу к начальнику цеха:
-- В чем дело? Почему не работаете?

Начальник цеха с тем же вопросом к мастеру. Тот разводит руками, крановщица, мол,  в  туалет пошла – с животом у нее что-то сегодня?
Что здесь поделаешь – непредвиденное обстоятельство. Такова она, жизнь! Не попрешь против ее законов, не попрешь! Потому всегда  и строили во всех цехах советских заводов общественные туалеты. И мужские, и женские, и даже женские гигиенические комнаты.  Вот и стоит теперь  все заводское начальство  и ждет эту крановщицу, которая пошла по своим делам в туалет.
И вот она наконец-то возвращается,  идет,  высокая стройная, красивая молодая женщина лет тридцати со свободно раскинутым по плечам  темными волосам и  в тщательном подогнанном по фигуре комбинезоне.

Начальник цех, разъяренный присутствием такого большого количества высокого начальства  у него на одном пролете, который стоит из-за какой-то смазливой крановщицы,  подбегает к ней и кричит чуть ли не матом:

-- Ты где шляешься?! Ты  что, не видишь – из-за тебя весь пролет  стоит?

Она, не останавливаясь ни на секунду, окинула его снизу  вверх пренебрежительным взглядом уверенной в себе женщины, и спокойно произнесла:

-- Пошел ты на «х…й», придурок недоделанный! Мне что, уже и в туалет сходить нельзя?

Начальник цеха оторопело открыл рот  - так с ним еще никто никогда не разговаривал. Да еще в присутствии большого начальства.
А она демонстративно поджала губы,  подняла кверху свой точеный подбородок, прищурила тщательно подкрашенные глаза (надо сказать, что крановщиц в цехе было несколько десятков женщин, все молодые и все красивые ) и с гордо независимым лицом прошла мимо начальника цеха и всей «кучки» высокого заводского начальства.
 
Генеральный директор не выдержал и зажал рот ладонью, чтобы сдержать рвущийся изо рта неудержимый смех, остальные  «начальники» из свиты Генерального сделали то же самое.

PS  Прошло много времени, завода нашего давно уже нет, а  эта прошлая история  у меня  никак не хочет  забывается. И сейчас после просмотра ТВ-шоу про Японию, вспомнились снова.  Да, это не нынешняя японская соковыжималка  неизвестно ради чего. У нас в те времена все было по другому  и  такого яркого единения интересов рабочего  коллектива завода и начальства я больше не помню.

PPS  В интернете есть фото, на котором  Премьер министр Японии спит в вагоне метро  по дороге с работы.  Время  в этот момент  22  с лишним часа.

***


Послесловие:
В современных сериалах герои "работают", сидя в кафешках или ресторанах, или на своих загородных виллах. Чем они занимаются профессионально - понять очень и очень не просто!

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     11:50 12.09.2020 (2)
72 год  Ош текстильный  комбинат. То же  работали по  субботам, но за  наличную  оплату. Деньги  выплачивали  в  конце  смены. На  площади  у  комбината   стоял  павильон,  в  котором  торговали местными   винами  на  разлив. Отдельно  в  пакетах стояли  наборы  для  плова. Брали в канистру вино,  пару пакетов и   бригадой  в  чайхану. Приятно  вспомнить.
Гость      15:37 12.09.2020 (2)
Комментарий удален
     18:46 12.09.2020
1
Ну, что ж, очень и очень вкусно! Восточная кухня, надо отдать ей должное - является образцом вкуснотищи  и сытности! Это не придурошные американские гамбургеры.
     16:43 12.09.2020 (2)
Лагман  и  манты - это  в  ашхану,  там  подадут  уже  готовые  блюда. А  в  чайхане  тебе  дадут казан,  дрова и  очаг. Пока  коллективный  плов  готовится,  сидим разговоры  разговариваем,  кто  вино пьет,  а  кто  чай. Такие  мужские  посиделки называются "Гяп" -  беседа,  разговор.
     18:51 12.09.2020 (2)
1
Да, согласен!
Есть национальные кухни, такие, как восточная, кавказская, украинская, итальянская, французская и даже американская. А вот русской кухни нигде нет. Вот  советская рабочая кухня была-  стакан водки и бутерброд с колбасой. И было классно!
     19:16 12.09.2020 (1)
Нет,  не  согласен! Русская  кухня это щи  на  квашенной  капусте,  это  лапша на молодом  петушке. Это  грибы   соленые - это  яблоки  моченые. Это уха  из  различных  сортов  речных  блюд. Каша разных сортов  в  печи томленая. А главное  русское  блюдо - это  холодец с  хреном. а  в  рабочих  столовых  повсеместно готовили  русские  блюда. На  первое суп  на  мясном  бульоне,  второе  котлеты  и  пюре  картошка или  макароны с  мучной  подливой.
     10:15 13.09.2020 (1)
1
Может быть, может быть! Но это не русская кухня и специалисты вам запросто найдут нероссийские первоисточники всех этих блюд. За русское блюдо из перечисленного можно  принять лишь холодец - его терпеть не могут все иностранцы.
     11:46 13.09.2020
Точно,  Макар Николаевич, они  считают,  что желе должно  быть  сладким,  а  тут мясной  вкус. Да  и  к  питию русские  не были  горазды,  слабоалкогольный напиток Мед,  упоминаемый  в  былинах и  солодовая  брага,  для  простонародья. Вина  и  водка - это  уже  пришло  к  нам  из Европы. А  Русь  довольствовалась  ягодными  настойками. А  самые  русские  блюда у  простонародья - это  тюря  и  мурцовка!
Тюря: сухари  размоченные  в  квасе сдобренные растительным  маслом и  с  накрошенным  луком.
Мурцовка: сухари размоченные  в  воде и  лук  в  прикуску.
Гость      19:00 12.09.2020 (1)
Комментарий удален
     10:16 13.09.2020
Для этого и пьют на Руси. Выпить, пообщаться, а потом по морде друг друга!
Гость      17:26 12.09.2020 (2)
Комментарий удален
     19:17 12.09.2020
Хоп  майли, Дос!
     18:56 12.09.2020
Конечно! Кто бы спорил!
     14:19 12.09.2020 (1)
1
По всякому бывало в СССР, но работа по субботам было обязательной для всех предприятий! Это сейчас трудно понять, кто как работает, потому и завели разговор о дистанционной работе!
А вот на Липецком тракторном, (сейчас этого завода нет!) по субботам Генеральный директор стоял у выпускного конвейера и каждому работающему в два часа выдавал без ведомости по сто рублей. Потом была разгромная статья в Правде и его сняли с работы.
Гость      19:06 12.09.2020 (1)
Комментарий удален
     10:22 13.09.2020 (1)
Ну, зачем глупости говорить?!
Никто из руководителей заводов СССР не имел права получать премии свыше шести окладов в год. И то при условии выполнение производственных планов. А премии давало Министерства и этот закон жесточайше выдерживался до второй половины восьмидесятых. Потом стали повсеместно нарушаться. 
А хороший станочник, сварщик, сборщик или металлург получали зарплату гораздо более высокую, чем советский директор. Это было нормой в СССР.
Гость      10:51 13.09.2020 (1)
Комментарий удален
     10:42 14.09.2020
Плохой, значит, фрезеровщик!
У нас на заводе при СССР квалифицированные фрезеровщики  спокойно зарабатывали по 400 с лишним рублей. И за них держались изо всех сил. И сейчас фрезеровщики на остатках советстких заводов  зарабатывают свыше ста тысяч рублей.
     12:18 12.09.2020 (2)
1
В Азии выходной воскресенье. Одна знакомая вьетнамка рассказывала, что у нее два выходных... в месяц. Надо понимать. Там настолько не уматываются. Работают неторопливо, не летят, как голый в баню за рекордами и достижениями. Просто делают свое дело. Климат чудесный. Плюс, обед может длиться и два часа и более. Даже поспать люди успевают. 
Гость      11:01 13.09.2020 (1)
Комментарий удален
     11:25 13.09.2020 (1)
Приятно, что сумел доставить хоть небольшую радость ) 
Климат на любителя. Я любитель. Обожаю тепло и даже дома не стал устанавливать кондиционер. Особенностью жаркого и влажного климата тропиков является например то, что работая физически, необходимо выдерживать определенный темп, весьма размеренный и часто отдыхать. Поэтому, кажется, что азиаты лениво ползают и работают спустя рукава. 
Гость      11:35 13.09.2020 (1)
Комментарий удален
     11:48 13.09.2020 (1)
Вьетнам это да! Раньше в Тае предпочитал отдыхать от трудов. Теперь на Вьетнам переключился ) 
Гость      11:52 13.09.2020 (1)
Комментарий удален
     12:24 13.09.2020
Спасибо! ) 
Удача пригодится. 
И тебе всего самого доброго! 
Вьеты откроются для туризма, прилетай. 
     14:10 12.09.2020 (1)
Да нет, гонятся они за рекордами и даже очень гонятся. В странах востока сейчас  работа основана на соревновании работников друг с другом, как по производительности труда, так и по количеству поданных рацпредложений по улучшению работы в фирме и  на своем рабочем месте. Они переняли наше стахановское движение и детальнейше его развили дальше. Каждый японец в год подает свыше сотни рацпредложений. А у СССР в лучшие времена - по 3-4, не больше.
     14:16 12.09.2020 (1)
Говоря об Азии, я подразумеваю Индокитай, не Японию. 
     14:26 12.09.2020
Ну, про Индокитай я мало что знаю!
     11:18 12.09.2020 (2)
1
да, Япония это такой менталитет) Страна малая и самурай сидит внутри.
Им точно роботы не помешают- вот и придумывают. Правда это выходит вот таким боком.
Есть версия, что это приоритет носителя языка- быть творческим.
И к ним относят русские! Как бы не было трудно смекалка наша впереди всех бежит)
Более туповатый народ в мире это те, кто имеет иероглифы.
Скажу прямо- индокитай вместе с японией)
Они и пашут, если честно больше всех в мире!
     13:48 12.09.2020
Япония для меня - чужая страна. Не понимаю ни  психологию японцев, ни культуру их, ни их  смысла жизни. Хотя не уважать их невозможно, особенно за их промышленное производство, основанное на личном отношении японцев к своему труду  и в котором мощнейше развито наше давно забытое и жутчайше  "обосранное" либералами соцсоревнование.
Гость      12:40 12.09.2020 (2)
Комментарий удален
Гость      15:42 12.09.2020 (2)
Комментарий удален
Гость      22:23 12.09.2020 (1)
Комментарий удален
Гость      22:33 12.09.2020 (1)
Комментарий удален
Гость      22:50 12.09.2020 (1)
Комментарий удален
Гость      22:55 12.09.2020 (1)
Комментарий удален
     10:10 13.09.2020
Здорово вы тут поговорили! Аж завидки берут!
     19:05 12.09.2020
Я изобретал в СССР, когда страна развивалась и ей были нужны для патентования  технические решения на уровне абсолютной мировой новизны. Нынешняя Россия технически не развивается и до сих пор пользуется багажом советских изобретений. В том числе и моих!
     14:01 12.09.2020
Насчет природной лени русского человека не могу согласится. Ленивый человек не мог за сотню всего лишь лет пройти от Москвы до Тихого океана и далее до самой Америки. А вот американцы топали от восточного своего побережья до западного аж целых две сотни лет. А ведь расстояния - несопостовимы!!!
Да и японцы никак не могли переплыть малюсенькое Японское море, чтобы покорить Дальний  Восток. Поэтому, кто кого ленивей - вопрос вопросов!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама