В Российской интеллигенции, как нынешней, так и дореволюционной, было принято считать русский народ очень и очень религиозным. Причем, под религиозностью подразумевалось что-то туманно абстрактное и не слишком понятное, вроде некой веры в Высшую Справедливость, в Высшую Правду, в Высший Суд, всегда и обязательно наказывающий грешников, негодяев и преступников, но никогда не имеющее никакого отношения к реальной нашей действительности.
Вспомните Великое Лермонтовское:
… Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный судия, он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.»
Но это в мечтах, в сказках, в которых всегда побеждала высшая русская правда, а в натуре были попы и монахи в церквах и монастырях, на полях которых горбатились крестьянин, отдавая им свою «церковную подушную подать» и которых в большинстве своем крестьяне не только не любили, но даже презирали за тунеядство, мздоимство, а порой и ненавидели за сверх жестокое отношение к ним, к крестьянам, за счет труда которых они, эти священнослужители, безбедно существовали долгие века на Руси.
Ведь в страшных голодоморах конца девятнадцатого и начала двадцатого веков, периодически возникающих в России через каждые 4-5 лет ее жизни, были виноваты наравне с самим царем, еще и помещиками с кулаками и церковниками, забиравшие у голодающих крестьян последний хлеб для продажи за границу и оставляющие крестьян на голодную смерть.
Так что это такое, религиозность?
Вот что написано в словарях русского языка:
Религиозность, (англ. religiosity; нем. Glaubigkeit.) это характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп, сообществ и целых народов, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему.
Синонимы религиозности:
благочестивость, благочестие, богобоязненность, духовность, набожность, смиренность.
Чаще всего сверхъестественное существо называли Богом.
А что такое это такое, Бог? Вот вам выписка из векипедии:
Бог— название могущественного сверхъестественного Высшего Существа в теистических и деистических учениях. В монотеистических авраамических религиях Бог рассматривается как личность как персонификация Абсолюта, как непостижимый трансцендентный личный Бог, «Бог Авраама, Исаака и Иакова» и как проявление высшей реальности причём, как единого и единственного Бога, не имеющего себе подобных. В политеистических религиях мира боги создают и устраивают мир, дают вещам, существам и лицам их бытие, меру, значение и закон, а затем из их пантеона выделяется один главный бог (монолатрия).
Понятно, не правда ли? Умеют наши ученые мужи наводить тень на плетень и говорить о сложных вещах таким ясным и понятным языком, что проще голову сломать, чем понять, о чем речь идет! Гораздо проще сказано в самой Библии. Там сказано - Когда ты смотришься в зеркало, ты видишь там Бога. Ты думаешь, что в зеркале это ты. А оказывается, что Господь Бог!
Ну-у, если в зеркале на меня смотрит сам Бог, это ладно! С этим можно еще и смериться. Хотя порой, мне на себя в зеркале смотреть совершенно не хочется. И я не смотрю. Благо, это не так уж и сложно для меня. Так что, пусть там, в зеркале, будет Бог! Бог, так Бог! Какая мне разница…
Однако физического доказательства существования бога не существует в самом своем принципе. Так есть он или нет, этот самый, всесильный и всемогущий?! Для кого есть. Для кого – нет! Потому и существуют в мире верующие и неверующие, или атеисты. Кто из них более прав – сказать трудно. Наверное, в какой-то степени, оба правы. Кому трудно в жизни жить без ощущения своей зависимости от воли Всесильного и Всемогущего существа во вселенной, пусть верят. А кто может без Него обойтись – пусть не верят. Но не надо забывать слова Великого академика Капицы: в природе места для Бога не предусмотрено вообще. Ни в микрокосмосе, ни в макрокосмосе, ни в обычном космосе. Значит, Бог, если он есть, находится в душе верующего человека. Другого места во Вселенной для Бога просто нет!
Но душа человека дело темное и мало понятное, настоящие потемки. Даже своя Душа. Не говоря уж про чужую. Там можно, при желании увидеть кого угодно и что угодно. Было бы желание. Некоторые там видят Бога, другие видят Сатану, третьи Бабу Ягу, четвертые "змия зеленого", пятые - своего любимого человека или же своих детей. Так что, каждому свое! Богу – богово, кесарю – кесарево. Выбор за вами - выбирайте!
Поэтому, хотим мы того или нет, но Бог от нас как-то уж очень и очень далеко. А вот его служители, в лице священников, попов, монахов и других церковников очень даже близко, прямо в соседней церкви. И мало когда на Руси обожали или уважали этих самых наместников Бога на земле, этих священнослужителей. Как и раньше, так и сейчас.
Возьмите русские сказки или русскую классику. Там нет положительных образов русских священнослужителей, русских попов. В русском языке слово поп стало нарицательным, обозначающим человека ленивого, тупого, вороватого, обязательного чревоугодника и любителя женских прелестей. Нет, как ни крутись, но даже Пушкин не смог вывести образ положительного попа. И Гоголь не смог, и Толстой, и Горький, и Андреев. Да практически ни у одного крупного русского писателя нет привлекательных образов русских попов и монахов. Даже у самого Достоевского!
Почему? Я уж здесь не буду говорить про западную религиозность. Там сплошные ужасы, там Варфоломеевская ночь, там инквизиция, крестовые походы, индульгенции по отпущению грехов, там костры, сжигающие еретиков и неверных на всех материках необъятной нашей земли. Поэтому, западная религиозность – это многие и многие миллионы загубленных церковью жизней иноверцев. И рассматривать ее мне не хочется. Тем более, что сейчас к ней добавилась еще массовая педофилия западных церковников и кое что еще «похлеще» и погрязнее.
Поэтому вернемся в Россию. В Первую русскую революцию по всей России усадьбы священников горели вместе с усадьбами помещиков и кулаков. Это есть исторический факт, от которого никуда не денешься. Еще с начала двадцатого века церковники оказались в ряду самых страшных врагов русского народа.
Добавлю еще! В Первую мировую войну, после того, как Временное Правительство отменило обязательность исповедования солдат военным священникам, священники оказались ненужными никому в действующей армии и массово побежали с фронтов, опасаясь расправы над собой со стороны крестьян, одетых в серые солдатские шинели.
Потому что обозленные войной солдаты расстреливали вместе с офицерами еще и священников. Ну, а в Гражданскую войну, священники выступили на стороне белых, защищая свою церковную собственность. Тем же самым они занимались и после ее окончания. И крестьяне совершенно искренне громили церкви во время раскулачивания. Не большевики, как кричат нынешние демократы, а обычные крестьяне, потому что из церкви шла для народа опасность возврата ненавистного для них царского режима.
В нынешней России с религиозностью дело несколько иное. В нынешней России, у представителей интеллигенции быть религиозным стало модно еще с девяностых годов. Церкви тогда хором пели дифирамбы. Но потом, как только церковь отказалась участвовать в агитации против Путина, ее назвали пренебрежительным буквосочетанием РПЦ и стали третировать во всех СМИ России.
И в то же время в интеллигентных кругах России стало модным говорить о своей врожденной религиозности, идущей у них, якобы, еще от их предков, все как один и вдруг оказавшихся из состоятельных классов царской России. Как сказала в свое время Алла Борисовна в ответ на вопрос журналиста о ее отношении к Богу.
Она сказала так:
-- Конечно же я верующая и крещеная. Правда крестилась я уже взрослой женщиной. Потому что в Советские времена нельзя было быть крещеной. И я вынуждена была терпеть это варварство. А теперь я крещеная. Как и мои родители, представители известного купеческого дома Москвы, ( а она на самом деле является дочерью колхозной доярки). Теперь у меня есть свой духовник. Но в церковь я не хожу, так как у меня нет свободного времени, поэтому батюшка приходит ко мне сам, когда я дома и когда я смогу его принять.
Примерно то же самое говорят и другие звезды нашего политического и развлекательного шоу бизнеса. Церковь и религиозность они просто купили у нынешних священнослужителей для своего блага.
То есть, говорить о религиозности нынешнего российского народа, право, не стоит. Ее нет и в помине. Религиозность Российской интеллигенции стала «бизносовой» и за деньги. Поэтому у нынешней Российской интеллигенции священники стали карманными или домашними. И вера в Бога теперь тоже стала карманно-домашней, показной, искусственной, не настоящей.
И социологические опросы ВЦИОМ показывают, что верят в Бога и соблюдают церковные обряды у нас не более 2% населения. Остальные делают вид, что верят. Поэтому о религиозности современного русского общества говорить не стоит – его нет и в помине. Хотя наши руководители, все как один, публично ходят в церковь и публично крестятся. Что за этим скрывается, не берусь судить.
Хотя вопросы возникают. Ведь все они бывшие убежденные коммунисты…
***
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Но, есть иная религиозность. Возьмем к примеру буддистов. У них свое отношение с высшими силами. Будда призывает их быть чище и лучше и не низводит до статуса рабов. Когда наша уборщица, кхмерка отпрашивается в храм, лицо ее светится. Когда люди подают монахам на улице, нужно видеть их лица, при этом.
Плохо ли, хорошо ли быть религиозным? Думаю, все хорошо, что на пользу, что способно послужить духовному совершенствованию и внутреннему спокойствию. Но, мы, атеисты, несем самый тяжкий груз. И груз этот - Истина. Но, кто-то должен его нести...