Заметка «СКРЕПЫ ОТЕЧЕСТВА»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Оценка: 5
Баллы: 4
Читатели: 302 +1
Дата:
«Церковь Илии Пророка »

СКРЕПЫ ОТЕЧЕСТВА

Как-то вечером, обдумывая научную статью по проблемам устойчивого развития социальных систем, мне, неожиданно для самого себя, привиделся разрушенный православный храм Илии Пророка, что в селе Палатовка-Вторая Красногвардейского района Белгородской области.

У стен этого Храма я побывал еще в далеком 2002 году. И ничего примечательного не обнаружил — руины как руины. А сейчас, как будто, озарило каким-то неведомым светом. Отложил статью в сторону. Пошарил в соцсетях. Залез в свой архив. Порылся в своей памяти. И вот, что обнаружил. 

Храм был возведен в 1899 году и приписан к Воронежской епархии. Расстояние от Воронежа — примерно 220 км по очень живописной и не очень загруженной дороге через Острогожск, Алексеевку и Никитовку. Ни архитектор, ни спонсор — неизвестны. Основание у него кирпичное, а само здание сделано из дуба, который, как утверждают местные старожилы, рос в соседнем лесу. С приходом советской власти произошла обычная история, храм закрыли и приспособили под склад, а прихожан обратили в колхозников-атеистов. Во время войны село захватили итальянцы, но храм они не тронули. Они вообще вели себя как-то обреченно. Больше мечтали о том, как бы живыми вернуться в родную Италию, чем завоевывать вместе с немцами необъятную и холодную Россию. После войны здание ветшало и постепенно приходило в негодность, обрушилась колокольня и крыша. В наше время церковь уже не подлежит реставрации и доживает свою не очень длинную жизнь в ужасающем виде.


Мне этот храм дорог по нескольким причинам. 
Пожалуй, самая веская причина, в том, что примерно в трех километрах от него в селе Арнаутово испокон веков проживали все мои предки по отцовской линии.
В самом Арнаутово церкви не было. Жители по праздникам ублажались в Димитриевской церкви, что в Никитовке, а в обычные дни молились в более близкой Ильинской церкви, о которой и идет речь. В ней же в 1912 году, то есть спустя сто лет после изгнания Наполеона из России, крестили моего новорожденного отца и нарекли Иваном. Дату эту я упомянул не для «красного» словца. Дело в том, что, будучи уже взрослым, я обнаружил в бабушкином комоде бережно завернутый в тряпочку крест, на лицевой стороне которого изображено «всевидящее око», а на обратной стороне выбита надпись: «Не намъ, не намъ, а имени Твоему». 

Как потом выяснилось, это был не обычный крест, а государственная награда. Такими крестами удостаивали священников Русской православной церкви, принимавших непосредственное участие в боевых действиях против французов. В отличие от других церковных наград, кресты 1812 года после смерти обладателя не подвешивались к иконам в церкви, в которой служил священнослужитель, а передавались родственникам покойного. 
Как попал этот крест к моей бабушке, и почему она хранила его как заветную драгоценность — мне неведомо. Толи ее дед служил священником и защищал свою Родину на полях сражений с Наполеоном, толи она его нашла, копая огород, и приняла за дар Божий — останется тайной. Спросить уже не у кого: в живых нет ни ее, ни ее мужа, ни ее дочери, ни ее сына. Да и крест я утратил по своей глупости, доверившись своему хорошему знакомому. Как бы то ни было, в моей душе навсегда поселилась гордость за моих предков, и я начал понимать, что неспроста большую часть своей жизни отдал службе в армии. На то была воля Божия! 

Другая причина моей душевной привязанности к этому Храму связана с тем, что трижды моя бабушка Екатерина Даниловна истово молилась у его стен. И Господь внял ее молитвам. Первый раз она молилась за своего мужа перед отправкой его на фронты Первой мировой войны. И он, по полной мере «хлебнув» все солдатские невзгоды, вернулся домой живым и невредимым. Во второй раз она припадала к стенам уже разрушенного Храма и молила Господа, чтобы он вернул ее сына с фронтов Великой Отечественной войны. Молитвы возымели свое действие. Мой отец, преодолев на своем танке Горный Хинган и, пройдя с боями до предместий Пекина, благополучно вернулся с войны живым и невредимым. В третий раз она пришла к Храму уже со мной — тогда пятилетним ребенком. О чем она просила Господа, для меня осталось загадкой. Но с тех пор я прожил счастливую жизнь и уверен, что благополучно живу до сих пор во многом благодаря молитвам этой Святой для меня женщины.

Следующая, не менее важная причина, моего влечения к этому, почти исчезнувшему Храму, заключается в том, что он посвящен святому Илии Пророку. 

Пророк Илия родился на Земле Ханоанской в израильском колене Левина за 900 лет до Рождества Христова. Он совершил множество чудес, но самое главное его «чудо» состояло в объединении постоянно враждовавших колен израилевых на основе поклонения единому Богу и дарованных им духовных ценностей. С тех пор прошло почти три тысячи лет. Канули в лета множество государств и народов, а род иудейский, пройдя через множество невзгод и лишений, живет и процветает поныне. Пример воистину уникальный!

У нас в стране после краха марксистско-ленинской идеологии постоянно поднимается вопрос о некой общенациональной идее, который есть ни что иное, как попытка отказаться от Православной веры. Мы забыли или не понимаем, что только Вера в единого Бога и православную систему духовных ценностей являются системообразующим началом, способным сохранить государственность от развала в самых тяжелых условиях. Для всех нас общенациональная идея изложена в Библии, и любая подмена христианского учения — путь к общенациональной катастрофе. Конечно, каждый вправе выбирать свою Веру, но следует помнить, что именно Православие объединило многочисленные княжества и народности в то, что мы сегодня называем Россией. В нашем многоконфессиональном государстве нельзя ставить вопрос о том какая религия лучше. Все истинно религиозные учения одинаковы по своему интеграционному потенциалу, отличаясь лишь этническими оттенками, не принципиальными с точки зрения системообразующего начала. Случилось так, что для нас История выбрала Православие, так пусть оно и будет — коней на переправе не меняют. Тем более что у нас, что ни десятилетие, то «переправа» или «засада».

Хочешь, чтобы твоя семья не распалась под давлением неурядиц и невзгод — молись Илии Пророку. Мечтаешь о жизни в сильном и благополучном государстве, не раздираемом внутренними противоречиями, припади к иконе Илии Пророка и молись: «Святейший Илия! Каемся в том, что, как и древний Израиль, мы отступили от пути истинного, предначертанного через Тебя  Господом Богом. Опираемся не на Веру Православную, а почитаем различные «…измы». Поклоняемся идолам  корыстолюбия, зависти и тщеславия. И вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времени. Заверяем Тебя, что будем на деле бороться с искушениями Диавола и не сойдем с пути Православного ныне, присно и во веки веков. Аминь».

PS. Отдельно ученым, занимающимся проблемами устойчивого развития социальных систем. В нашем мире устойчиво только то, что соответствует законам Божиим или по Френсису Бекону — законам Природы. Все остальное отсекается и разрушается. Мы же связали социальную устойчивость с идеологией и мечемся как оглашенные: то строим социализм, то возрождаем капитализм; то формируем пятилетние планы, то отказываемся от них; то управление передаем Советам, то вручаем бразды правления олигархам. Так, что: «Ищите, изучайте и внедряйте, но Библию при этом не забывайте. И помните, что «атеизм — это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну».
Реклама
Обсуждение
     06:09 01.11.2020
Здесь тонкость. Национальная идея всегда шире конфессиональной. Хотя, пахнет зачастую, далеко не фиалками и легко, по щелчку, трансформируется в национализм самых непривлекательных оттенков. Проблема в том, что процент истинно верующих в РФ далеко и далеко не решающий. Если во многих мусульманских или буддистких государствах религия является мало что не обществообразующим фактором, то в странах с европейской тенденцией развития, а Россия безусловно ближе к таковой, церковь имеет скорее признаки некого клуба по интересам, нежели ведущей силы в консолидации социума. Хорошо это или плохо - вопрос другой. Единственно, должен заметить, что вряд ли в примерно наполовину атеистическом государстве, к тому же, государстве многоконфессиональном, одна из государственных религий сможет выполнять функции главной национальной идеи. Речь ведь идёт не о стране с ярко выраженными национальными признаками, но о многонациональном государстве. 
Реклама