Миллион оттенков звучания перед концертом.
Старый город. Перекрёсток. Налево поедешь - в Суздаль приедешь. Направо посмотришь – ДК им. Ногина увидишь. Бюджетное учреждение, памятник архитектуры начала ХХ века. Более ста лет назад, во времена становления советской власти, самая амбициозная постройка нашего города перешла из частных рук в коллективные. В 1922 году особняк было решено благоустроить для театра, вследствие чего концертный зал Дома культуры приобрёл прекрасные акустические свойства. Замечательная идея с городским театром не смогла полностью реализоваться в то время, но Дом культуры им. Ногина, на сцене которого выступали многие знаменитые актёры и музыканты, по праву гордится акустикой своего концертного зала. Неудивительно, что именно в нём Ковровское филармоническое общество устраивает концерты, на которых можно насладиться профессиональной классической музыкой в живом звучании.
09 февраля 2020 год. Воскресенье. У центрального входа Дома культуры им. Ногина безлюдно. До начала концерта «Надежды земли Ковровской» час с лишним. Можно успеть дойти до моста, полюбоваться солнечным морозным утром, сверкающим над рекой Клязьмой. Но лучше посмотреть как музыканты-студенты, недавние ученики наших городских музыкальных школ, готовятся к выступлению. Сегодня они солисты, юные дарования, но пройдёт какое-то время и, вполне возможно, кто-то из них станет знаменитым музыкантом.
Вход со двора. Домофон. Лестница. На площадке между первым и вторым этажом, у окна стоит женщина, приветливо здоровается и, узнав о том, что я готовлю репортаж о концерте и хочу встретиться с Людмилой Кусточкиной, много лет возглавляющей наше городское филармоническое общество, воодушевлённо восклицает:
- О! Людмила Дмитриевна должна сейчас подойти, а мы из 1-ой музыкальной школы. С большим удовольствием участвуем в этих концертах! Так вот же она идёт!
Короткие, но добрые и искренние приветствия.
Ещё один пролёт. Второй этаж. Напротив друг друга массивные двери. На лево пойдёшь – в фойе попадёшь. Открывая дверь, направо попадаешь в то самое, заветное «закулисье». Коридор отделят выход на сцену от гримёрных. Можно предположить, что в изначальном проекте эта часть особняка была отведена под спальни для господ или их гостей. Но гадать о том, что было в далёком прошлом нет смысла. Сейчас из гримёрной №1 слышны оживлённые голоса юности, надежды и вдохновения. Быстро оценив обстановку, Людмила Дмитриевна организовывает взволнованных артистов:
- Мальчики! Гримерная №2 свободна! Пусть девочки спокойно подготовятся!
Мальчики и девочки - неоднократные лауреаты Международных и Всероссийских конкурсов, продолжающие своё музыкальное образование в средних и высших учебных заведениях. Одни учатся во Владимире, другие - в Нижнем Новгороде, кто-то из Москвы приехал. Все такие разные, но объединённые гармонией музыки и землёй Ковровской. Людмила Дмитриевна знакомит меня с выпускниками школ.
До начала концерта чуть меньше часа. От привычных прикосновений знатоков просыпаются музыкальные инструменты.
- С помощью музыки я хочу доносить до людей чувства, ощущения, которые очень сложно передать словами, - Эльвира Лемпп, студентка музыкального училища при Московской государственной консерватории им. Чайковского, хочет ездить с выступлениями по всему миру, показать, что российская школа классической музыки одна из лучших.
Не мешая друг другу, настраиваются духовые, струнно-щипковые, струнно-смычковые, клавишные, ударные инструменты, словно птицы вещие, с помощью которых исполнители готовятся рассказать о чём-то прекрасном и удивительном.
- Мы, как медики, должны постоянно учиться и повышать своё мастерство, - шутит Полина Петреченко, студентка Нижегородской государственной консерватории им. Глинки.
- Ещё бы это достойно оплачивали, - улыбается Мария Шолева, студентка института искусств и художественного образования ВЛГУ.
С помощью искусства, в процессе сочувствия и сопереживания человек возвышается душой, получает нравственное очищение, поэтому каждая, взятая перед зрителями, нота, каждый, извлечённый на сцене, звук должны быть чистыми, искренними, проникновенными.
Полчаса до начала концерта. Девушкам надо переодеться, уложить волосы, подправить макияж, самое время пообщаться и с юношами.
В коридоре оживлённо. Слышно, как вокалисты разогревают голосовые связки. Аурика Яковлевна Баркуца руководит подготовкой сцены, на которой уже заняли свои почётные места благородный рояль и ритмичная барабанная установка. Юноши заняты – все настолько сосредоточены, что отнимать у них время на разговоры кажется неприличным.
Но о стольком хочется спросить!
- Воздействие эстрадной музыки направлено не только на чувственное восприятие, но и на физическое, другими словами, эстрадная музыка заставляет двигаться - объясняет Алексей Ярыгин, молодой профессиональный исполнитель и начинающий композитор, – миссию музыканта, я назвал бы духовно терапевтической, но на самом деле мы просто выходим на сцену и волнуемся, - разбавляет шуткой достаточно серьёзный разговор о том, что любому музыканту необходимы содействие коллег и поддержка зрительного зала.
Джаз – высокая ступень эстрадного искусства, требующая чувственного восприятия и африканских ритмов, и европейской гармонии, и афроамериканского фольклора.
Дарья Курикова, студентка Владимирского областного колледжа им. Бородина (отделение эстрады), ждёт, когда освободится сцена, где настраивают минусовую фонограмму под вокал Юлии Маловой студентки музыкального факультета Московского педагогического гос.университета.
- Для меня, в первую очередь, важно самой получить удовольствие от своего исполнения, - немного отрешённо говорит Дарья о своих волнениях перед концертом, - иначе очень трудно передать, заложенный автором, замысел.
После чего с воодушевлением рассказывает о том, что Андрей Яковлевич Эшпай, чья музыка знакома многим только лишь по музыкальным композициям из советских кинофильмов, сочинял и серьёзные классические произведения.
- Хочется, чтобы в музыкальных библиотеках был более богатый выбор нот, - подвела итог Дарья Курикова и направилась к роялю.
Юлия Малова делится своими планами на будущее:
- Меня больше всего привлекает рок-музыка. Нужны учителя – специалисты в этом направлении, - и начинает с теплом вспоминать Елену Александровну Кретову, которая учила её азам эстрадного вокала.
Волею судьбы Юлию сейчас учит педагог Елены Александровны.
Хочется глубже погрузится в этот невероятный мир профессионального музыкального «закулисья», Аурика Баркуца деликатно возвращает меня в действительность.
- Через пять минут начнётся концерт, Вам лучше пройти в зрительный зал.
В зрительном зале полумрак. Рояль в центре освещённой сцены напоминает взлетающую мощную птицу. На экране, фоном мерцают розовые розы. Ведущая объявляет:
- «Голубка». Исполнитель - Князева София, выпускница преподавателей Матюхтной Н.Г. и Лиж О.А., студентка 1-ого курса Нижегородского музыкального училища им. Балакирева. Концертмейстер – Э. Ахтямова.
Начался концерт. Переливы живой классической музыки, обращаясь к зрителям, наполняют атмосферу. Создаётся ощущение, что Станиславский довольно улыбается с портрета и кивает:"Верю!".
| Помогли сайту Реклама Праздники |
Очень радостно читать как прививают детям понимание прекрасного. Даже если не все из них будут известными музыкантами, певцами, полученные знания помогут более насыщенному и богатому восприятию мира.
Написано живо, с участием и чувством гордости за события, происходящие в Вашем крае.
Надеюсь, статья будет скоро опубликована.