Заметка «Клуб анонимных читателей: поиски внутреннего Карлсона»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Автор:
Баллы: 4
Читатели: 740 +1
Дата:

Клуб анонимных читателей: поиски внутреннего Карлсона

Культурный центр ЗИЛ сейчас меняется на глазах: остатки атмосферы советского ДК уходят в прошлое, а её место занимают креативные и смелые проекты. Изменения коснулись и афиши. День седьмого ноября, переставший быть праздником в масштабах страны, не был отмечен какими-либо торжествами и здесь. Вместо этого в книжном магазине Культурного центра «Додо / ЗИЛ» состоялась встреча Клуба анонимных читателей, а темой её стало «Карлсон: за что его можно не любить?».

Нетривиальная тема вызвала интерес у читателей: в самом деле, как же можно не любить Карлсона? Оказалось, можно! Многие сознались о сложных чувствах к этому литературному персонажу в комментариях к анонсу встречи.

Ольга (Екатеринбург): «Ой, Карлсон — это вообще такая книга, которая для меня была страшилкой из жизни буржуазного общества. Брошенный на попечение садистки ребенок попадает под влиянием бомжа-эгоиста, лишенного каких-либо моральных устоев! Это же детям до 21 года читать нельзя в принципе, во избежание психической травмы… А вообще, Общество Анонимных Читателей — это интересно. Еще бы интернет-версию неплохо было бы сделать. Хотя, атмосфера, конечно, не та».

Анна Журавлёва: «Жаль, что бабушка не дожила. По её мнению, Карлсон был буквально исчадием ада. Хуже на меня мог повлиять только Хрюша!».

В назначенный час в торговом зале собралось тридцать человек — то есть, он был практически набит битком. Девушки, работающие в «Додо / ЗИЛ» сделали всё для максимального комфорта присутствующих — нашлось и место для верхней одежды и «волшебный шкафчик», с чаем и кофе (это в других местах его называют «автоматом по продаже», а здесь — «волшебный шкафчик», и не иначе!).

Повинуясь стремлению рушить шаблоны и стереотипы, ведущий вечера Александр Гаврилов начал с последовательного развенчивания образа Карлсона, уверяя присутствующих, что Карлсона запросто можно не любить — особенно, если заранее поставить себе такую задачу. «Антропоморфное существо с пропеллером», — это была самая мягкая характеристика в адрес Карлсона со стороны обвинения. Правда, в речи Александра было не всё убедительно и стройно, и когда он усомнился в принципиальной возможности пить варенье из банки, сразу нашлось несколько человек, которые часто поступают именно таким образом. «А, может, Карлсон — стим-панковый персонаж?», — предположила одна девушка, имея в виду модное в последние десятилетия направление ретро-фантастики и дизайна с нарочито вычурными деталями ранней индустриальной эпохи — рычагами, пропеллерами, вентилями. Жаль, но эта идея не получила в разговоре дальнейшего развития, поскольку лишь единицы из присутствовавших знали, что такое стим-панк. Зато большинство имели вполне сносное представление о психологии и даже психиатрии. Именно в эту область вскоре сместилось обсуждение.

«У меня никогда не было воображаемых друзей, но я знаю, что они существуют: я сам являюсь воображаемым другом одного почтенного литератора», — сознался Гаврилов, — «Когда я понял, кто такой Карлсон, мне стало только страшнее: «воображаемые друзья» — это компенсаторный механизм. Не случайно, они всегда с детьми и всегда на их стороне!». Если верить Гаврилову, перед нами небогатая семья (Малыш донашивает вещи старшего брата), в которой у Малыша нет ровесников, не с кем играть. Получается, что Карлсон — это гипертрофированная совокупность семейных запретов и одновременно неудовлетворённых потребностей ребёнка. «Преодоление по Ницше», — предположил журналист Илья Морозов. «Сверхчеловек в самом расцвете сил!», — согласился Александр Гаврилов, — «Мне понравилось, что первая же версия, возникшая в Интернете — это то, что «Карлсон» — приквел к «Бойцовскому клубу». Я вообще считаю, что Карлсон — это тотемная фигура для той культуры ржаки и лулзов, в которой мы все тонем. К примеру, я встречал недавно Сергея Минаева — так по-моему это был Карлсон, который захватил телестудию».

Несколько интересных фактов рассказал и Илья Морозов, подготовивший небольшой мониторинг блогов — почему-то политических. К примеру, по его данным, известный провокатор Александр Босых, который «прославился» только тем, что публично около Мосгорсуда ударил по лицу Тасю Круговых, написал у себя в блоге: «Карлсон — фашист! Не зря это мой кумир детства!». Версия, продвигаемая бывшим скинхэдом, а ныне помощником Рогозина Босых звучит буквально так:

«…Мало кто сейчас знает, что создательница знаменитого “Карлсона” в 30-40-х состояла в ультраправой национал-социалистической партии Швеции (Nationalsocialistiska Arbetarpartiet), аналоге немецкой НСДАП, а сам Карлсон прямо списан со второго человека Третьего Рейха, Германа Геринга, с которым она дружила все 30-40-е, а познакомилась ещё в 1925 году, когда он, будучи лётчиком-героем Первой мировой, устраивал авиашоу в Швеции. “Моторчик” Карлсона – намек на Геринга-авиатора. Но все гораздо интереснее. В книгах Астрид Линдгрен их главный герой, Карлсон, постоянно употребляет наиболее расхожие фразы своего прототипа. Знаменитое “Пустяки, дело житейское” – любимая поговорка Геринга. “Я мужчина в самом расцвете сил” – тоже одна из наиболее расхожих фраз этого весельчака. И ему же, Герману Герингу, принадлежит сама идея о моторчике за спиной, которого ему в жизни так не хватало – именно это он сказал однажды в кругу друзей, в числе которых была и Астрид Линдгрен…».

Этот миф, впервые промелькнувший якобы в каком-то нижегородском нацбольском издании в разделе «культура», был блестяще уничтожен Гавриловым: «Во-первых, это врака, во-вторых, это худо составленная врака, а в-третьих, это гадкая врака. Астрид Линдгрен, как сказали бы теперь, была по-хорошему «демшизоидным» персонажем и могла бы обидеться». В то же время Гаврилов заметил, что культ Карлсона существует только в СССР, а в Швеции эта книжка считается проходной и известна гораздо меньше, чем, к примеру, «Пеппи Длинный Чулок». В качестве другого примера такого же парадокса Александр напомнил о книге Зюскинда «Парфюмер», которая по каким-то необъяснимым причинам продаётся в России огромными тиражами — но только в России.

Но тут к разговору подключились защитники Карлсона. Их было немного, и разнообразием аргументов они не баловали, но позиция их была сформулирована очень чётко. «Наряду с нарциссизмом это личность многогранная и благородная. Каждый из нас должен полюбить и принять своего внутреннего Карлсона!», «Это была просто книжка про приключения. Он себя любит настолько, что способен этому научить других!» — говорили они.

Эти доводы заставили мобилизоваться противников Карлсона. Многим показалось, что со стороны стадиона имени Стрельцова повеяло аурой фанатской драки, из-за которой месяц назад был остановлен и отменён кубковый матч между «Торпедо» и «Динамо». 

«Карлсон занимается бесконечной подставой! Он постоянно нарушает правила игры, смываясь сразу после того, как ситуация начинает грозить возмездием!», — жёстко и бескомпромиссно обвинила книжного героя публицист Анна Герасимова. «И вообще Карлсон — это непросто «воображаемый друг», он является признаком индуктивного психоза. Сначала Карлсона видит только Малыш, потом начинают видеть другие. Фрекен Бок признала, что сошла с ума. Это ещё хорошо, потому что означает, что у неё есть критика состояния, у других же критики нет вообще!», — сказала Анна.

Сторонники концепции «воображаемого друга» припомнили идею Ксении Рождественской, которая считает, что, наоборот, социопат Малыш — воображаемый друг старичка Карлсона, одиноко деградирующего на крыше. Этот неудачник вообразил себе мальчика, у которого есть всё, кроме развлечений, но сам не готов к роли отца. («Воскресший папа», — злорадно заметила Герасимова). 

Ваш покорный слуга, не составив определённого мнения, за он или против Карлсона, припомнил фотографию «Могила Карлсона» — фэйк, распространённый лет десять назад латвийским писателем Дмитрием Висковым — отвесная кирпичная стена где-то в Риге, в которую воткнут маленький ржавый пропеллер.

У защитников Карлсона был один аргумент. «Вы ещё не приняли своего внутреннего Карлсона», — говорили они, наотрез отказываясь мириться с тем, что их героя бесцеремонно и грубо стаскивают с пьедестала, отказывая ему хоть в каких-то достоинствах. Видимо, у обвинителей Карлсона в детстве хватало радостей, и они не нуждались в ломке шаблонов и приключениях, столь необходимых домашним детям. В итоге все остались при своих, и ни одна сторона не признала себя побеждённой, но зато внесла свой вклад в развитие ноосферы и, конечно же, хорошего настроения, особенно необходимого в этот холодный осенний вечер.

Что ждать в дальнейшем от «Додо / ЗИЛ»?

16 ноября, в среду, 20.00 в магазине состоится лекция о литературных персонажах Пэлема Грэнвила Вудхауза — Дживса и Вустера как представителей классического английского юмора. Лектор — Александра Шибалина, филолог, выпускница отделения филологического обеспечения связей с общественностью Московского государственного университета, переводчик.

Литература: репортажи || 08.11.2012 18:11 - Алексей Караковский

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     23:03 04.08.2013
Так хочется смеяться - до коликов!  Явно маются от безделья!
     16:17 26.01.2013
 
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама