Заметка «Проблема взаимоотношений народа и власти в произведении Салтыкова-Щедрина "История одного города"»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Оценка: 4.5
Баллы: 4
Читатели: 1638 +1
Дата:
Предисловие:
Это довольно интересный эксперимент, и в нём я попробую выявить себя в роли литературоведа.

Проблема взаимоотношений народа и власти в произведении Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Во второй половине XIX века сатира в России занимала особое место в культуре. В первую очередь, это определялось тем, что одним из наиболее ярких сатириков того времени был Салтыков-Щедрин. В своих произведениях он, как и большинство представителей сатирического жанра, рассматривал различные злободневные вопросы. Одним из таковых был вопрос, связанный с проблемой взаимоотношений народа и власти. В большинстве своих произведений Салтыков-Щедрин обращается именно к этой теме.
Разберём её на примере двух глав его произведения "История одного города". Для начала возьмём главу "Органчик". Это очень яркая глава, описывающая различные стороны как власти, так и народа. В начале главы, когда новый градоначальник Дементий Брудастый ещё не прибыл в Глупов, народ уже восхищается им: "батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!". При этом глуповцы, признав, что старый градоначальник "тоже был красавчик и умница", находили, что Брудастый уже тем лучше, "что он новый". В этих строчках Щедрин описал близорукость, которая присуща народу, у которого сменяется власть. писатель показал, что народ, даже не узнав руководителя поближе, уже наивно считает, что он будет лучше.
Но в "Органчике" описываются не только проблемы народа, но и проблемы самой власти. Дементий Брудастый тому яркое подтверждение. По сюжету, в его голове находился "небольшой органчик, могущий исполнять некоторые нетрудные музыкальные пьесы". Это описание символически рисует нам такую сторону власти, как марионеточность. Ведь кто-то сделал этот органчик и тем самым определил "характер" градоначальника. А это значит, что кто-то при желании и возможностях может установить контроль за властью и через неё отдавать простому народу указания. Сама власть при этом будет всего лишь марионеткой. Щедрин чётко это показал, указав, что власть может контролироваться кем-то из народа.
Второй главой, которую мы рассмотрим, является "Подтверждение покаяния. Заключение". В ней перед нами предстаёт страшный градоначальник Угрюм-Бурчеев, соединявший кроткость и непреклонность, "почти граничавшую с идиотством". Он задумал уничтожить Глупов и построить Непреклонск, являвшийся по сути административным бредом. В этом городе всё однообразно, и жизнь общества находится под тотальным контролем. Таким образом, здесь Щедрин рисует власть беспощадную, тираническую и одновременно глупую, сошедшую с ума. А когда в конце главы мы узнаем, что Угрюм-Бурчеева "поразила тишина во время дня и шорох во время ночи", и он стал видеть "какие-то тени", то мы понимаем, что здесь описан страх, присущий любой деспотической власти. Угрюм-Бурчеев, можно сказать, сделал так много, чтобы укрепить свою власть, что боялся одного - потерять её.
Помимо этого, в данной главе Щедрин описывает и определённые стороны народа. Ведь глуповцы не стали противостоять Угрюм-Бурчееву, когда строили Непреклонск. Определённые намёки на такой бунт видны только в конце, когда глуповцы "взглянули друг на друга - и вдруг устыдились". Таким образом, мы приходим к выводу, что в этой главе писатель показал глупость, слепоту, раболепие и силу, которая проявляется слишком поздно и из-за этого выливается в бунт "бессмысленный и беспощадный". Всё это присуще народу, и Салтыков-Щедрин это отразил.
Таким образом, в "Истории одного города" Салтыков-Щедрин, как и в других своих произведеиях, отразил различные стороны взаимоотношений народа и власти. Тем самым, он превратился в одного из известнейших русских критиков.
Реклама
Обсуждение
     11:47 25.01.2024
Я не понял о чем автор написал. Даже намека на какое-то иносказание не возникает. Текст без содержания.
     15:42 09.03.2021 (1)
Автор, должно быть, всех фабулян держит за глуповцев, коли запустил серию таких популярных переложений классики.
     18:31 09.03.2021 (2)
1
Разъясните, пожалуйста, смысл фразы "переложений классики". "Переложением классики" может быть книга с оригинальным названием, но другим текстом. А то, что я написал, лучше подходит под "анализ классики". Описал проблему, формулирующую весь смысл произведения. И не более того. Кто-то, быть может, после этого захотел перечитать классику. Но, смотрю, вы не в их числе
Гость      10:05 25.01.2024 (1)
"...писатель показал, что народ...", "...Щедрин чётко это показал...", "...писатель показал глупость..."
     
     Чрезмерно частое употребление глагола "показал" в одной форме не может благоприятно влиять на анализ, который рассчитан на аудиторию далеко не начальной школы (данное литературное произведение не может быть полностью осознано и воспринято правильно учениками младших классов), ведь не подразумевает под собой той глубины смысла, который автор вложил в работу. Данная статья имеет место быть и крайне не плоха для предварительного ознакомления с "Историей одного гооода", но вот служить путеводителем в идейном подтексте проблемы не может. Не хватает детального анализа, а не простых выводов о том, что написано в книге. Слова типа "показал" и "объяснил" не несут того действия, которое могут удачно выражать слова "раскрыл", "отразил", "наполнил", "рассмотрел", "уделил внимание"...

"...определённые стороны народа..."(это как? Стороны характерны для физических и географических объектов, зд. переносное знач. некорректно) -  "...определённые намёки на..."

     Явление тафтологии не способствует как удачному литературному стилю, так и вполне четко осознанному плану работы.

     Все вышеизложенное - лишь личные мысли и предложения для редактирования материала. Но повторяюсь, следует дважды подумать, прежде чем использовать статью в качестве основного материала для подготовки (к сочинению, эссе, другой работе).
     11:41 25.01.2024
статья имеет место быть

Это словосочетание масло масляное, так писать/говорить неправильно.
     18:53 09.03.2021
Вы пересказываете содержание,снабжая пересказ своими ремарками-выводами например  
Таким образом, мы приходим к выводу, что в этой главе писатель показал глупость, слепоту, раболепие и силу, которая проявляется слишком поздно


Для младших классов-это  пожалуй достаточно.
Но для сайта Фабула где водятся и учителя, и литераторы, и писатели, и критики - маловато будет.
Что показал тот или иной писатель мы все читали.
Хотелось бы  разборов посодержательнее.
Не уверен, что вы вполне понимаете что я говорю.
Откровение котенка-мяу. Слышали такую поговорку?  
     10:39 25.01.2024 (1)
   Хороший текст. Автор анализирует произведение  Салтыкова-Щедрина, КЛАССИИКА РУССКОЙ литературы. 
Большие буквы для тех, кто впал в критику и защиту того, не знаю чего!

 Если нет аргументов против текста, то стрелы критиков летят в автора. Это прием бессильных против реальности.
 
 Салтыков-Щедрин  прекрасно знал свой народ. Описывал жизнь не только т.н. простого народа.   Его свидетельства  жизни захолустных дворян в произведении "Господа Головлевы"  вызывают страшный гнев  некоторых наших авторов. Стоит написать что-то по этим произведениям, как в автора летит обвинение в русофобии! 

Причем здесь автор? Он только излагает написанное  классиком, излагает заслуженно  комплиментарно.

     10:44 25.01.2024 (2)
Прочтите у этого автора "Памяти Жириновского".
По-моему, автор глуп как пробка.
     10:51 25.01.2024 (1)
 Прочла.
 Дальше стихотворца только стена, отделяющая глупость от  диагноза.
 Что делать? 
Удалить свой комментарий?
     11:00 25.01.2024 (1)
Не надо ничего удалять. Зачем?
Вообще, никогда не надо ничего переделывать. История есть история. Иначе выходит "лакировка действительности".
     11:17 25.01.2024 (1)
 Вы против исправления  явных ошибок?
 Но это же неправильно?   Или Вы за то, чтобы показывать свои ошибки всем? Но, мне кажется, я  не строю из себя непререкаемый авторитет, признаю свои ошибки и извиняюсь за них.

 Оставляю. Если взять текст без учета других текстов, то я согласна с автором.
 Остальное просто не читаю. )
     11:22 25.01.2024 (2)
Но ведь не все наши действия являются ошибками.
Порой по истечении времени ошибки превращаются в правильные решения.

Сегодня Татьянин день. Хотел найти материал какой-нибудь в интернете о знаменитых Татьянах, родившихся точно в свои именины. Оказалось, никаких всемирно известных Татьян 25 января и не родилось. Странно...
     11:38 25.01.2024
  Жаль, что нет знаменитых Татьян. 
А знаменитые Галины есть: Вишневская, Уланова!  
 Есть еще знаменитая Гала, жена Сальвадора Дали. Но вообще-то  она Елена Ивановна...
     11:35 25.01.2024
 Точно! Двадцать пятое!  Запеваем "Гаудеамус игитур!"

     10:49 25.01.2024
 Правда?  А это что? Вроде по делу?
 Ой, вечно я вляпываюсь.
 Подводит априорно хорошее отношение к незнакомому человеку.
Реклама