Во второй половине XIX века сатира в России занимала особое место в культуре. В первую очередь, это определялось тем, что одним из наиболее ярких сатириков того времени был Салтыков-Щедрин. В своих произведениях он, как и большинство представителей сатирического жанра, рассматривал различные злободневные вопросы. Одним из таковых был вопрос, связанный с проблемой взаимоотношений народа и власти. В большинстве своих произведений Салтыков-Щедрин обращается именно к этой теме.
Разберём её на примере двух глав его произведения "История одного города". Для начала возьмём главу "Органчик". Это очень яркая глава, описывающая различные стороны как власти, так и народа. В начале главы, когда новый градоначальник Дементий Брудастый ещё не прибыл в Глупов, народ уже восхищается им: "батюшка-то наш! красавчик-то наш! умница-то наш!". При этом глуповцы, признав, что старый градоначальник "тоже был красавчик и умница", находили, что Брудастый уже тем лучше, "что он новый". В этих строчках Щедрин описал близорукость, которая присуща народу, у которого сменяется власть. писатель показал, что народ, даже не узнав руководителя поближе, уже наивно считает, что он будет лучше.
Но в "Органчике" описываются не только проблемы народа, но и проблемы самой власти. Дементий Брудастый тому яркое подтверждение. По сюжету, в его голове находился "небольшой органчик, могущий исполнять некоторые нетрудные музыкальные пьесы". Это описание символически рисует нам такую сторону власти, как марионеточность. Ведь кто-то сделал этот органчик и тем самым определил "характер" градоначальника. А это значит, что кто-то при желании и возможностях может установить контроль за властью и через неё отдавать простому народу указания. Сама власть при этом будет всего лишь марионеткой. Щедрин чётко это показал, указав, что власть может контролироваться кем-то из народа.
Второй главой, которую мы рассмотрим, является "Подтверждение покаяния. Заключение". В ней перед нами предстаёт страшный градоначальник Угрюм-Бурчеев, соединявший кроткость и непреклонность, "почти граничавшую с идиотством". Он задумал уничтожить Глупов и построить Непреклонск, являвшийся по сути административным бредом. В этом городе всё однообразно, и жизнь общества находится под тотальным контролем. Таким образом, здесь Щедрин рисует власть беспощадную, тираническую и одновременно глупую, сошедшую с ума. А когда в конце главы мы узнаем, что Угрюм-Бурчеева "поразила тишина во время дня и шорох во время ночи", и он стал видеть "какие-то тени", то мы понимаем, что здесь описан страх, присущий любой деспотической власти. Угрюм-Бурчеев, можно сказать, сделал так много, чтобы укрепить свою власть, что боялся одного - потерять её.
Помимо этого, в данной главе Щедрин описывает и определённые стороны народа. Ведь глуповцы не стали противостоять Угрюм-Бурчееву, когда строили Непреклонск. Определённые намёки на такой бунт видны только в конце, когда глуповцы "взглянули друг на друга - и вдруг устыдились". Таким образом, мы приходим к выводу, что в этой главе писатель показал глупость, слепоту, раболепие и силу, которая проявляется слишком поздно и из-за этого выливается в бунт "бессмысленный и беспощадный". Всё это присуще народу, и Салтыков-Щедрин это отразил.
Таким образом, в "Истории одного города" Салтыков-Щедрин, как и в других своих произведеиях, отразил различные стороны взаимоотношений народа и власти. Тем самым, он превратился в одного из известнейших русских критиков.
| Помогли сайту Реклама Праздники |