О крупнейшем польском представителе музыкального течения, называемого минимализмом, композиторе Хенрике Гурецком я уже писал в заметке Клавесин vs Рояль.
Хочу обратить внимание читателей (и слушателей) ещё на два произведения этого музыканта - "Три танца для оркестра" и "Четвёртую симфонию", последнее сочинение композитора, которое закончил уже его сын - Миколай Гурецкий.
В "Трёх танцах" явно чувствуются польские фольклорные мотивы. Впрочем, начну не с этого...
Сначала поясню для тех, кто не очень сведущ в музыкальной терминологии, что означает термин "минимализм".
Музыкальное направление с таким названием возникло в XX веке. Известнейшими его представителями являются такие, например, композиторы как Стив Райх, Филип Гласс, Арво Пярт (назвал тех, чьи имена, полагаю, более других на слуху). Даже обычный слушатель, как правило, легко может отличить произведения, написанные в минималистской технике, от других. Что характерно для минимализма?
Во-первых, это отказ от широкой развёрнутой мелодии. Мелодии минималистов состоят в основном из небольшого количества нескольких звуков (зачастую внутри этой мелодии неоднократно повторяющихся).
Во-вторых, для минимализма характерно на протяжении всего произведения многократное повторение сочинённой мелодии - либо неизменное, либо с очень небольшими (минимальными) изменениями. В музыке это называют остинатностью (от ит. ostinato - упрямо, упорно).
В-третьих, гармонии (переводя на любительский язык поясню, что гармония - это вот тот самый "фон", на котором звучит мелодия, те самые "аккорды") минималист выбирает тоже, исходя из самоограничения. Пышных, расцвеченных гармонических перемен (как, например у композиторов-романтиков Листа, Шопена и т.д.) вы в произведениях минималистов не найдёте.
Конечно, может возникнуть вопрос - а зачем композиторы-минималисты идут по такому пути? Что, они не в состоянии придумать красивую, протяжённую мелодию? А затем предложить слушателю её эффектное развитие? Или не могут создать произведение, в котором было бы несколько мелодий, чередующихся друг с другом, взаимодополняющих друг друга (в музыке это называется - главная и побочная партия)?
Нет, дело не в этом.
Минимализм воздействует именно многократной повторяемостью - ритмической, гармонической. Люди давно заметили эту особенность - что повторяемость производит на слушателя достаточно сильное впечатление (отсюда - сначала скандал, а затем успех "Весны священной").
Второй фактор воздействия, присущий некоторым минималистским сочинениям (не всем, потому что внутри минимализма тоже есть разнообразие течений и авторов) - это определённая статичность повторов. Музыка как бы вращается вокруг одной музыкальной мысли (послушайте, например, произведение Арво Пярта "Tabula rasa" - множество исполнительских версий этого сочинения есть на ютюбе, использовался фрагмент этого произведения и в фильме "Покаяние" в сцене поиска имён заключённых на спилах брёвен - кто смотрел фильм, тот вспомнит эту сцену). Понятно, что если эта музыкальная мысль будет убогой, то у слушателя она вызовет мало интереса. К слову, с некоторыми минималистскими сочинениями так и происходит. После некоторого времени слушать произведение становится скучно. Поэтому-то задача композитора-минималиста в том и заключается - как при помощи минимума средств сформулировать серьёзную (а не примитивную!) музыкальную мысль. А это не так-то просто.
Слушаем "Три танца для оркестра" Хенрика Гурецкого:
Следующее произведение, к которому я хотел бы привлечь ваше внимание, - "Чётвертая симфония".
Называется она - "Эпизоды Тансмана".
Александр Тансман - польский (а позднее французский) композитор, современник Гурецкого, и Симфония является данью уважения одного композитора - другому.
Произведение, в отличие от предыдущего, достаточно продлжительное. И действительно построено, как чередование эпизодов, сменяющих друг друга.
Для тех, кто будет слушать, сделаю предупреждение, что на протяжении произведения есть довольно резкие и неожиданные перепады звучности. Так что, если будете слушать, учтите это. И дождитесь довольно выразительного маршевого эпизода (он начинается примерно на 25-ой минуте), сменяющегося (на 27-ой минуте) мотивами, напоминающими музыку клезмеров - еврейских музыкантов, игравших на праздниках. Есть в этом эпизоде что-то и от традиционной хоры - национального танца, с которым многие из нас знакомы как с танцем румынским, молдавским.
Да, на заставке ролика, как вы догадались, - композитор Хенрик Миколай Гурецкий. В своей квартире в социалистической Польше в городе Катовице (оцените столь знакомый нам социалистический быт с этими родными сердцу радиаторами отопления).
Если кто-то из слушателей, имеющих достаточно серьёзный музыкальный кругозор, найдёт нечто общее в услышанной музыке с уже знакомой им "Весной священной" Стравинского или с музыкой Галины Уствольской, то могу вам сказать - вы на верном пути.
скучная музыка
ктати есть и минимализм в литературе
правда я незнаю что это такое
на одном сайте автор говорил редактором что он пишет в стиле минимализма
Вполне возможно, что такая музыка может показаться скучной. Это ведь всё индивидуальные предпочтения. Кому-то одно нравится, кому-то - другое.
А в литературе есть минимализм. Это верно.
Кстати, Арефьеву я как-то (зимой) слышал в программе по "Радио России". Там Гурцкая ведёт какую-то передачу... У неё как-то раз и Маршал был и ещё кто-то... Вот и Арефьеву пригласила на интервью...
Она там рассказывала о своём творпути, ну и всё такое...
Я удивился - она уже, оказывается, далеко не молода. Это если мягко сказать...
я её слушал 20 лет назад
дорога в рай
а мне нравится такой стиль мелодичный блек
послушайте там музыка классная
еще есть группа
THERION послушайте
у них классное направление
"Три танца" оставили тяжелое впечатление, на уровне "бум-бум", первые два по крайней мере. Не могу вообразить, что можно танцевать под эту музыку. А симфония "зашла". Конечно, не Пендерецкий, и тем более не Шопен, но слушается даже не под пивко.
Ну, в общем, первый и третий танец - это да, это такие danse macabre. Это не увеселительная музыка. И, наверное, без влияния упомянутого произведения Стравинского здесь не обошлось.
По поводу же симфонии... Пендерецкий, на мой взгляд, поверхностнее. У него всё в основном кунштюки. "Я и так могу, и вот так могу..." и т.п.
Я мало что у него люблю.
А вот и нет.
У меня специально так написано.
Звука "щ" в итальянском нет. Есть только "ш".
Причём "ш" всегда твёрдое. По-итальянски это звучит примерно как "крэшэндо".
ктати есть и минимализм в литературе
правда я незнаю что это такое
на одном сайте автор говорил редактором что он пишет в стиле минимализма