Заметка «Я - памятник! Себе...» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 368 +1
Дата:
Заметка «Я - памятник! Себе...» самая оцениваемая(8) работа за сутки
05.11.2021
Предисловие:


Зацепились мы тут с Жоржем Декосье за тему "кража идей". В поэзии.
  В заметке - БАНАЛЬНОСТЬ. ПЛАГИАТ. ЗАИМСТВОВАНИЯ
И коснулись темы "Памятника".
Это к вопросу о заимствованиях, переводах, влияниях и подражаниях в литературе. А еще точнее - в поэзии.
Разговор получился интересный, и думаю - тема будет интересна не только нам с Жоржем.
Тем более на Фабуле есть прекрасные переводчики. И вообще, есть люди, которые интересуются и поэзией, и историей поэзии.

В общем, навскидку я собрал наиболее интересные стихи на эту тему.
Ну и себя не забыл... увековечить))) Там, в конце учебника))) Внизу. Шутка. Иронический стишок - в послесловии к заметке. Часть текста будущей песенки.

Кому интересно - можно проследить великолепную традицию, преемственность в русской поэзии, которая продолжается до сих пор. В современной поэзии много отсылок, аллюзий к стихотворению античного Горация. Всё бы тут просто не поместилось. 
Я привел наиболее известные образцы. Из классики. Вернее, из того, что уже стало классикой (18 - 20 вв)


Оригинал античной эпохи:

Quintus Horatius Flaccus (Квинт Гораций Флакк)
Carmina
Liber III
Carmen XXX
23 a.Ch.n.

Fairytale left blue.png III, XXIX

Exegi monumentum aere perennius
regalique situ pyramidum altius,
quod non imber edax, non aquilo impotens
possit diruere aut innumerabilis
annorum series et fuga temporum.
non omnis moriar multaque pars mei
vitabit Libitinam; usque ego postera
crescam laude recens, dum Capitolium
scandet cum tacita virgine pontifex.
dicar, qua violens obstrepit Aufidus
et qua pauper aquae Daunus agrestium
regnavit populorum, ex humili potens,
princeps Aeolium carmen ad Italos
deduxisse modos. sume superbiam
quaesitam meritis et mihi Delphica
lauro cinge volens, Melpomene, comam

О стихе (цит по Вики):

Exegi monumentum (с лат. — «Я воздвиг памятник») — ода Горация, заключительная в третьей книге «Од» (Carm. III, 30). Известна также под названием «К Мельпомене» (лат. Ad Melpomenem): Мельпомена традиционно считается музой трагедии, но первоначально понималась как муза песни. В стихотворении 16 строк, оно написано малым асклепиадовым стихом.

Содержание оды — рассуждение автора об основных достижениях своей жизни и своего творчества; в финале следует обращение к Мельпомене с призывом увенчать автора лавровым венком. По мнению некоторых специалистов, финал стихотворения содержит также обращение к неназванному Меценату.

Наиболее известные русские переводы оды созданы Валерием Брюсовым (в двух вариантах, 1913 и 1918), Яковом Голосовкером и Сергеем Шервинским. Имеются также шесть других переводов.

Это стихотворение дало начало новому поэтическому жанру — «памятнику», в котором автор, зачастую взяв за основу композицию оды Горация и её первую строчку, говорит о своих заслугах перед поэзией, о своих нововведениях, которые должны сохраниться в памяти потомков, обессмертить его имя. В этом смысле «памятником» можно назвать и заключительные строки поэмы Овидия «Метаморфозы» («Превращения») — «Iamque opus exegi…». В русской литературе стихотворения «Памятник», апеллирующие к первоисточнику Горация, писали Ломоносов, Державин (см. его «Памятник»), Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»), Иосиф Бродский, Владимир Высоцкий (песня «Памятник») и другие.

Я - памятник! Себе...

М. В. Ломоносов
Памятник

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром



Г. Р. Державин
Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.



А. С. Пушкин
Памятник

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.



Воздвиг я памятник вечнее меди прочной... : К Мельпомене
автор Гораций (68 — 8 г. до н. э.), пер. Афанасий Афанасьевич Фет (1820—1892)

* * *
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

5 Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.

И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый
10 Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран

За то, что первый я на голос эолийский
Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
15 Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.

1854

Примечания
1854 г. Ода XXX. Гораций, посвящая, в 732 году, три первые книги од Меценату, заключает их, в виде эпилога, этой одой, в которой он еще яснее, чем в II, од. 20, говорит о важности своей заслуги и своем бессмертии. Эта ода имела бесчисленных подражателей, начиная с Проперция и кончая Пушкиным.
Ст. 8. Доколь будут приноситься жертвы Весте и Юпитеру капитолийскому, следовательно, по понятию римлян, вечно.
Ст. 9. Берега Ауфида — родина Горация.
Ст. 11. Давн, первый царь Апулии. Гораций и здесь земляков своих поставил на первом плане.
Ст. 13. Гораций гордился тем, что первый начал подражать эолийским певцам.



Афанасий Фет 
(Однофамилец знаменитого А.А. Фета)
Памятник

Exegi monumentum Павлович!
С посошком, бродячею каликой

Пройди от финских скал вплоть до донских станиц,
Читай мои стихи по всей Руси великой, —
И столько мне пришлют яиц,
Что если гору их на площади Урицкой

Поможет мне сложить поклонников толпа —
То, выглянув в окно, уж не найдёт Белицкий
Александрийского столпа.

Апрель 1921 г.


Валерий Брюсов
Памятник

Преисполнись гордости… Гораций!

Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен.
Кричите, буйствуйте, — его вам не свалить!
Распад певучих слов в грядущем невозможен, —
Я семь и вечно должен быть.
И станов всех бойцы, и люди разных вкусов,

В каморке бедняка, и во дворце царя,
Ликуя, назовут меня — Валерий Брюсов,
О друге с дружбой говоря.
В сады Украины, в шум и яркий сон столицы,

К преддверьям Индии, на берег Иртыша, —
Повсюду долетят горящие страницы,
В которых спит моя душа.
За многих думал я, за всех знал муки страсти,

Но станет ясно всем, что эта песнь. — о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.
И в новых звуках зов проникнет за пределы

Печальной родины, и немец, и француз
Покорно повторят мой стих осиротелый,
Подарок благосклонных Муз.
Что слава наших дней? — случайная забава!

Что клевета друзей? — презрение хулам!
Венчай мое чело, иных столетий Слава,
Вводя меня в всемирный храм.


Валерий Брюсов
Памятник («Вековечной воздвиг меди я памятник…»)

(1-й асклепиадов стих Горация)

Вековечной воздвиг меди я памятник,

Выше он пирамид царских строения,
Ни снедающий дождь, как и бессильный ветр,
Не разрушат его ввек, ни бесчисленных
Ряд идущих годов или бег времени.
Нет, не весь я умру, большая часть меня
Либитины уйдет; славой посмертною
Возрастать мне, пока по Капитолию
Жрец верховный ведет деву безмолвную.
Буду назван, где мчит Авфид неистовый
И где бедный водой Давн был над сельскими
Племенами царем, из ничего могущ.
Первым я перевел песни Эолии
На Италийский лад. Гордость заслуженно
Утверди и мою голову Дельфийским
Благосклонно венчай лавром, Мельпомена.


Владислав Ходасевич
Памятник

Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок…


Николай Асеев
Памятник

Нанесли мы венков — ни пройти, ни проехать;
раскатили стихов долгозвучное эхо.
Удивлялись глазастости, гулкости баса;

называли певцом победившего класса…
А тому Новодевичий вид не по нраву:

не ему посвящал он стихов своих славу.
Не по нраву ему за оградой жилище,

и прошла его тень сквозь ограду кладбища.
Разве сердце, гремевшее быстро и бурно,

успокоила б эта безмолвная урна?
Разве плечи такого тугого размаха

уместились бы в этом вместилище праха?
И тогда он своими большими руками

сам на площади этой стал наращивать камень!
Камень вздыбился, вырос огромной скалою

и прорезался прочной лицевою скулою.
Две ноги — две колонны могучего торса;

головой непреклонной в стратосферу уперся.
И пошел он, шагая по белому свету,

проводить на земле революцию эту:
Чтобы всюду — на месте помоек и свалок —

разнеслось бы дыхание пармских фиалок;
Где жестянки и щебень, тряпье и отбросы,

распылались бы влажно индийские розы;
Чтоб настала пора человеческой сказки,

чтобы всем бы хватало одеяла и ласки;
Чтобы каждый был доброй судьбою отмечен,

чтобы мир этот дьявольский стал человечен!


Ярослав Смеляков
Памятник

Приснилось мне, что я чугунным стал.
Мне двигаться мешает пьедестал.

В сознании, как в ящике, подряд
чугунные метафоры лежат.

И я слежу за чередою дней
из-под чугунных сдвинутых бровей.

Вокруг меня деревья все пусты,
на них еще не выросли листы.

У ног моих на корточках с утра
самозабвенно лазит детвора,

а вечером, придя под монумент,
толкует о бессмертии студент.

Когда взойдет над городом звезда,
однажды ночью ты придешь сюда.

Все тот же лоб, все тот же синий взгляд,
все тот же рот, что много лет назад.

Как поздний свет из темного окна,
я на тебя гляжу из чугуна.

Недаром ведь торжественный металл
мое лицо и руки повторял.

Недаром скульптор в статую вложил
все, что я значил и зачем я жил.

И я сойду с блестящей высоты
на землю ту, где обитаешь ты.

Приближусь прямо к счастью своему,
рукой чугунной тихо обниму.

На выпуклые грозные глаза
вдруг набежит чугунная слеза.

И ты услышишь в парке под Москвой
чугунный голос, нежный голос мой.



Владимир Высоцкий
Памятник

Я при жизни был рослым и стройным,
Не боялся ни слова, ни пули
И в обычные рамки не лез.
Но с тех пор как считаюсь покойным,
Охромили меня и согнули,
К пьедесталу прибив «Ахиллес».

Не стряхнуть мне гранитного мяса
И не вытащить из постамента
Ахиллесову эту пяту,
И железные рёбра каркаса
Мёртво схвачены слоем цемента,
Только судороги по хребту.

Я хвалился косою саженью —
Нате смерьте!
Я не знал, что подвергнусь суженью
После смерти.
Но в привычные рамки я всажен —
На спор вбили,
А косую неровную сажень
Распрямили.

И с меня, когда взял я да умер,
Живо маску посмертную сняли
Расторопные члены семьи,
И не знаю, кто их надоумил,
Только — с гипса вчистую стесали
Азиатские скулы мои.

Мне такое не мнилось, не снилось,
И считал я, что мне не грозило
Оказаться всех мёртвых мертвей.
Но поверхность на слепке лоснилась,
И могильною скукой сквозило
Из беззубой улыбки моей.

Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подойти ко мне с меркой обычной
Опасались,
Но по снятии маски посмертной —
Тут же, в ванной, —
Гробовщик подошёл ко мне с меркой
Деревянной…

А потом, по прошествии года, —
Как венец моего исправленья —
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье,
Под моё — с намагниченных лент.

Тишина надо мной раскололась —
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет.
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.

Я немел, в покрывало упрятан —
Все там будем!
Я орал в то же время кастратом
В уши людям.
Саван сдёрнули! Как я обужен —
Нате смерьте!
Неужели такой я вам нужен
После смерти?!

Командора шаги злы и гулки.
Я решил: как во времени оном,
Не пройтись ли, по плитам звеня?
И шарахнулись толпы в проулки,
Когда вырвал я ногу со стоном
И осыпались камни с меня.

Накренился я, гол, безобразен,
Но и падая — вылез из кожи,
Дотянулся железной клюкой,
И, когда уже грохнулся наземь,
Из разодранных рупоров всё же
Прохрипел я: «Похоже, живой!»

И паденье меня не согнуло,
Не сломало,
И торчат мои острые скулы
Из металла!
Не сумел я, как было угодно —
Шито-крыто.
Я, напротив, ушёл всенародно
Из гранита.

1973 г.


Андрей Вознесенский
Памятник

Я — памятник отцу, Андрею Николаевичу.
Юдоль его отмщу. Счета его


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     19:04 04.11.2021 (1)
И кто только не возводил нерукотворные памятники за многие века!)

Лихо сдёрнув Пегаса с небес,
Я седлаю его и проворно
В честь свою возвожу из словес
Это... «памятник нерукотворный».
А читатель, заметив, чихнёт,
Прослезится от пыли строительной
И меня как пиита почтёт
Трёхэтажным ядрёным эпитетом.
Я – ни бровью (какого рожна!)
Я себя прославляю в эфире...
Муза нА дух мне тут не нужна,
Пусть в сторонке играет на лире...)
     19:05 04.11.2021 (1)
 Привет)
     19:08 04.11.2021 (1)
Добрый вечер, Юра!
Не сразу дочитала (отвлекли),
ну, вот вернулась и отметилась.
     21:34 04.11.2021 (1)
)) Самый прикольный у меня.
     22:02 04.11.2021
))
     11:44 04.11.2021 (1)
Интересный экскурс получился на фоне вашего огня...
     12:17 04.11.2021 (1)
Какого огня?
Вы стишок имеете в виду? Так он шуточный. Просто песенку пишем смешную с Гошей.
     14:57 04.11.2021 (1)
Да это и есть  огонек Получается хорошо. ,  
     15:53 04.11.2021
Ну да, с огоньком будет песенка. Дурацкая, конечно, смешная.
     06:46 04.11.2021 (1)
Интересная традиция заимствовать не только тему, но и ключевые фразы. Но познавательно.
     08:07 04.11.2021 (1)
Да в том-то и дело, что тут как бы самостоятельные штуки  - при том что и цитирование, и опровержение (анти-Гораций), и свои какие-то версии  независимые. Это просто работа с символом поэзии. 
Есть в литературе такие сюжетики - закачаешься. Одни "розы" чего стоят (во вчерашней теме, в комментах там есть - Тургенев, Мятлев, Северянин. И подозреваю - это не всё.
     08:11 04.11.2021 (1)
Но есть авторы, которые считают, что у них что-то украли-сплагиатничали.
     09:35 04.11.2021 (1)
Ну нет, не надо путать. Цитирование дословное - должно быть подписано. Просто из уважения и вообще это - этика. Иначе беспредел будет. Так что требование вполне законное у Оли было.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Тем более народ неграмотный - те кто эти памятники переводил - знали и латынь, и древнегреческий, и кто такой Квинт Гораций Флакк. Это входило в классическое образование.
А сейчас многие не знают  собственных поэтов.
Так что тут... есть разница.

Думаю, Н. могла ошибиться. Или дать слабину. Так бывает.
Она не права по сути.
Просто то как все это выглядело - вызывает неприятие. Как превышение самообороны.
У меня был случай, когда один поэт выдавал мои стихи за свои. Барышням нравилось - но он сам мне об этом сказал. И мы с ним дружим до сих пор. И он поэт хороший - без дураков.
Так что бывает и такое.
     10:06 04.11.2021 (1)
Ситуация с Жуковой вообще не понятная.
     12:22 04.11.2021 (1)
Да понятная вполне ситуация.
Я там Лялину ответил - как это выглядит и чем является.
Просто повод не стоил такого скандала, в котором люди просто потеряли лицо и перешли границы. Даже не наказание - с наказанием все нормально. А вот все что происходило вокруг - всё это свинство и ненависть.  Тяжело смотреть было. Люди, которые занимаются гуманитарными вопросами, литературой, стихами, про душу там пишут всякие слова - и вдруг такой свинарник и скотство. По-другому я это назвать не могу.
     12:37 04.11.2021 (1)
В декабре 2014 что-то подобное произошло со мной. Тогда Мелкор забанил мою страницу на 10 дней. Я не могла понять в чем дело. Потом оказалось, что некие активисты просто попросили таким способом меня наказать за мою активность и еще что-то. Типа приручить или остудить. Я тогда несколько часов переписывалась по эмейлу с Виктором. Настояла открыть вход, чтобы удалить все со страницы. Пару дней удаляла. Не было меня на сайте 8 месяцев. Потом я вернулась. Оказалось, что Виктор просто спрятал мой профиль. Я дорожу своими страницами. Если их незаконно удаляют или блокируют, то вызволяю, или пишу про это статью. А Жуковой вероятно без разницы вся эта шумиха. 
     12:42 04.11.2021 (1)
Кто знает, Тань. Есть люди которые просто держат в себе всё. Типа всё пофиг. А что там в душе - иногда лучше и не знать.
Может, и нужен человеку был этот жестокий урок. Так сказать, вакцина против невидимого недуга.
Иногда Бог так останавливает чтоб не утонули в грехе. Может, позавидовала да голову потеряла. Стихи у Оли и правда хорошие. дар такой - в соблазн вводит слабых людей.
Не знаю. Что мы можем знать - чужая душа потемки.
Своих косяков полно - чтоб судить кого-то.
     12:44 04.11.2021 (1)
Я одного не поняла... событие с Разумовской где произошло? На Фабуле или в другом месте?
     12:47 04.11.2021
Стишок был на Поэмбуке. А скандал тут.
В общем, всё вышло наперекосяк из-за эмоций. Ненависть всегда всё перекосячивает.
     07:16 04.11.2021 (1)
Воздвигнуть памятник я даже не мечтала
Так получилось, что его я родила
В том деле мамой многодетной стала
И позже званием почётным одарена.

Ветвей у памятника десять
И в настоящем созревают там плоды
Мой памятник что-то для меня да весит
Хотя к ногам его не топчет мир следы.

Но если вдуматься немного
Есть интернет, где можно зазвездеть
И от читателей дорога
От лайков будет там пестреть


     08:08 04.11.2021
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама