Иногда некоторые фразы становятся устойчивыми фразеологизмами, идиомами, за которыми стоят знакомые образы, ставшие естественным элементом культуры. Таким стал фразеологизм «Как хороши, как свежи были розы»: это и устойчивый поэтический образ, символ прошедшей молодости, и поговорка, обретающая различную окраску в зависимости от обстоятельств, в которых произносится эта фраза. Аллюзия, реминисценция. У этой строки весьма любопытная и интересная "биография".
Для справки:
Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:
идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения; пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре; крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.
Как хороши, как свежи были розы... Эта фраза бытует в русской речи уже скоро два века. Так говорят, вспоминая юные годы или счастливое далекое прошлое.Из стихотворения "Розы" (впервые напечатано в "Собрании стихотворений" в 1835 г. без указания имени автора) поэта пушкинской поры Ивана Петровича Мятлева (1796-1844): - Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Эти строки более известны благодаря И. С. Тургеневу, который использовал их в одном из своих "стихотворений в прозе" (1882). Поэтому иногда ошибочно автором этих строк считают Тургенева.
Иван ТУРГЕНЕВ
«Как хороши, как свежи были розы…» Стихотворение в прозе посвящено Полине Виардо (см. материал - >>>История любви, породившая шедевры)
Текст - под катом >>>>
Скульптура В. А. Беклемишева - "Как хороши, как свежи были розы..." (С.-Петербург)
Как хороши, как свежи были розы... - история одной крылатой фразы.
Как хороши, как свежи были розы... (с)
Эта фраза вошла в золотой фонд русской поэзии, благодаря Ивану Петровичу Мятлеву (1796 - 1844), поэту-юмористу. Мятлев не считал себя поэтом, поэтому писал лёгкие, забавные стихи, куплеты, каламбуры, которые пользовались популярностью. Стихотворение “Розы” написано в 1834. <...> Мятлев написал стихотворение-мелодраму. Через 46 лет Тургенев создал полное драматизма стихотворение в прозе, а спустя еще 46 лет (опять эта же цифра) Игорь-Северянин (именно так подписывал он свои произведения) - трагедию.
Как хороши, как свежи были розы В моём саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой!
Как я берёг, как я лелеял младость Моих цветов заветных, дорогих; Казалось мне, в них расцветала радость; Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая, Прелестная, как ангел красоты; Венка из роз искала молодая - И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы ещё казались На радостном челе красивее, свежей; Как хорошо, как мило соплетались С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей! Среди подруг, средь плясок и пиров, В венке из роз она была царицей, Вокруг её вилась и радость и любовь!
В её очах - веселье, жизни пламень, Ей счастье долгое сулил, казалось, рок, - И где ж она?.. В погосте белый камень, На камне - роз моих завянувший венок.
1834
На эти стихи было написано несколько любительских романсов. был также и классический романс Антония Аренского (1861-1906), причем в афишах автор "Роз" был Тургенев. Почему стихи Мятлева в сборнике стихов дореволюционных остались без его имени? Я слышал, автор не захотел указывать. Но, может, врут...
А это стихи Игоря Северянина, подхватившего "поэтическую эстафету" и давшего ещё одну "новую жизнь", "новое освещение" бессмертной строчке. Это стихи "Классические розы", написанные в Эстонии в 1925 году. Кстати, слова о розах высечены на могильном камне, на могиле поэта на Таллиннском кладбище: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!».
КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Игорь Северянин (1925)
В 1932 году на эти стихи написал романс А. Вертинский
Есть еще несколько песен. Одна из них, наверное, знакома многим - песня А. Пономарева в исполнении Жанны Бичевской
А это - классическая стилизация - Современный романс "Как хороши, как свежи были розы..." в исп. Ирины Крутовой, у рояля автор-Виктор Фридман
Тот же романс в исп. певца Евгения Соломина
Стихов с этой строкой - море только на одной Стихире. А еще есть немало иностранных источников. Мне вот это понравилось - процитирую.
Лев Зазерский "Как свежи были розы"
«Как хороши, как свежи были розы»,
Когда вокруг всё было молодым.
Ещё не мучали сердечные занозы,
Всё было настоящим – не былым.
Привычно тихо таял летний вечер,
И в окна лился пряный запах роз.
Звучал негромко очень старый плеер.
То было время юношеских грёз.
Но незаметно промелькнули годы,
Мы в прошлое смотреть обречены.
Там были радости, успехи и невзгоды Как свежи были розы! Как нежны!
Преемственность, переклички, заимствования - всё работает на развитие, если люди мыслят себя в сотрудничестве. А когда начинается конкуренция - начинается уродство и торможение.
Нет. Конкуренция - это "виагра" для прогресса. Искусственно возбуждающая в людях стремление друг друга сожрать, поскольку человек озабочен только собой и своими "творениями", при этом - стоит задача обгадить (обойти нечестно) конкурентов. Человек замкнут в целях - на себе.
А сотрудничество - это здоровое явление, которое стимулирует передачу опыта, взаимообучение мастерству, сотворчество и доброжелательную взаимную поддержку - потому что в целях общего дела все происходит.
Ну почему? Есть здоровая конкуренция, которая служит развитию, как правило, в бизнесе, где конкуренты вносят новое , прогрессивное и это служит на благо, если, конечно, конкуренты понимают это. есть много примеров в бизнесе. и есть не здоровая конкуренция, которая строится на отрицательных отношениях и не приводит ни к чему хорошему, ведет к регрессу. Там амбиции и личная выгода на первом плане, а не дело.
Серьезно?
Честная конкуренция в бизнесе?
Нет такой. Есть честные бизнесмены - их разоряют нечестные бизнесмены под крышей соответствующих структур. То же самое в любом бизнесе - в издательском, в шоу-бизнесе, и т.д. То же самое происходит и в творческих организациях. Где честные режиссеры? Почему остался только бомонд в виде голых задниц на сцене БТ?
Я об этом много чего знаю - и потому говорю.
Любая конкуренция рано или поздно коррумпируется. Обычно - с самого начала.
А жлобство и жадность - неистребимы. Вообще то что сейчас называется "бизнесом" (от "бигфармы" до "бигдаты", от оптовых спекуляций и сетевой торговли до штраф-поборов и торговли живым товаром) - есть концентрированная, материализованная ненависть к человекам.
Капитализм - вообще система крайне нечестная и крайне нездоровая. Всё дело в людях - регулировать можно иначе. По-Божески (исходя из любви к человеку), а не исходя из безбожных соображений (выгоды).
Наверно ты прав. Я 35 лет была в бизнесе, имела свое дело.У меня не было конкурентов. Пыталась вести максимально по совести. Но мы же еще и в государстве....
Наташ, ну я не уверен что это был большой бизнес. Скорее всего - встроенная ячейка в исполнительскую структуру. Я прав?
Я о принципе говорю. О магистральных предприятиях. И о том, что поставлено выше: сотрудничество или конкуренция. Если конкуренция - конкуренты будут друг друга разорять. Могла бы речь идти о корпоративном сотрудничестве. Но ведь и здесь - выгода на первом месте. Целые отрасли основанные на наживе наносят реальный вред человеку: плановая медицина будет лечить, а бизнес-медицина будет заинтересована в болезнях. Чтобы продавать лекарства. То есть... дальше можно писать увлекательный роман-детектив на производственную фармакологическую тему. Если возможность есть - она обязательно в конкуренции будет использована. Любая. В сотрудничестве есть этика. Вконкуренции все этические нормы попираются.
Повторю: я не имею в виду мелкий прикладной бизнес - на нем вся система держится человеческая, при всех минусах любой системы. От парикмахерских до кафешек и бутиков.
А в духовной сфере конкуренция - опасна и отвратительна.
Да нет, это был самостоятельный бизнес. В России на тот момент такого не было. Просто он был сам по себе, сам по себе развивался, попадая под прессинг реальности , но не очень. Если интересно, в конце странички есть книга"Коза моя-любовь моя " Это мемуары, там поймешь.говорят интересно...Если не сложно напиши, открываются ли фото в разделах. Что-то с этим проблемы. У меня нормально, а у читателей нет. Ладно? Спасибо.
Нормально все открывается. Ну это не тот бизнес, который кому-то мешал. И конкурировать в этой сфере - действительно пока что некому) Вообще, все что связано с землей, с фермерством - трудно поддается порче.
это точно. Тут особая энергетика, которая таит в себе многое от неба и земли. Особая философия. И без привязки к силам Вселенским и их законам, вести такого рода деятельность просто невозможно..Это я точно знаю...
Наталья, в творчестве конкуренция - убийство творчества и вред для самого творческого процесса в обществе. Если человек исходит из таких соображений - это не творец, а делец. Потому и доносы, сплетни, слухи и подставы - именно в творческой среде так распространены. Здесь это всегда - борьба за место у кормушки (от лайков до гонораров). Обидно, что и хороших авторов портит эта болезнь.
Да тут моей заслуги нет - моего текста тут не много. Просто собрал и скомпоновал материал.
Так чтоб было видно - кто у кого "тырил"))))
А в результате - целый букет красивых произведений.
Компилировать - это большой труд.
Не преуменьшайте своих заслуг.
И ведь никогда не знаешь, не проявятся ли эти розы и Вашем творчестве как-нибудь.
Информация может трансформироваться как угодно.
В этом волшебство творчества.
Да было где-то стихотворение с этой строкой. но потерялось)
у меня же много рукописей пропало.
но, видимо, там не было ничего особо интересного - раз не вспоминается.
Жаль, что рукописи пропали.
Как пропали-то?
Недавно читала (слушала вернее Аксакова). Он пишет, что надо всё записывать, детали стираются из памяти, а как они хороши для описания.
У меня тоже были стишки где-то с этой строкой. Потерял где-то - может найду или вспомню...
Какие-то были такие... лирические и не плохие - для песенки.