Заметка «Как хороши, как свежи были розы... - история одной крылатой фразы.»
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Баллы: 24
Читатели: 590 +1
Дата:
Предисловие:


Иногда некоторые фразы становятся устойчивыми фразеологизмами, идиомами, за которыми стоят знакомые образы, ставшие естественным элементом культуры. Таким стал фразеологизм «Как хороши, как свежи были розы»: это и устойчивый поэтический образ, символ прошедшей молодости, и поговорка, обретающая различную окраску в зависимости от обстоятельств, в которых произносится эта фраза. Аллюзия, реминисценция. У этой строки весьма любопытная и интересная "биография".

Для справки:


Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:

идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.


Как хороши, как свежи были розы...
Эта фраза бытует в русской речи уже скоро два века.
Так говорят, вспоминая юные годы или счастливое далекое прошлое.Из стихотворения "Розы" (впервые напечатано в "Собрании стихотворений" в 1835 г. без указания имени автора) поэта пушкинской поры Ивана Петровича Мятлева (1796-1844): - Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы Не трогать их холодною рукой! Эти строки более известны благодаря И. С. Тургеневу, который использовал их в одном из своих "стихотворений в прозе" (1882). Поэтому иногда ошибочно автором этих строк считают Тургенева. 


Иван ТУРГЕНЕВ

«Как хороши, как свежи были розы…»
Стихотворение в прозе посвящено Полине Виардо (см. материал -  >>>История любви, породившая шедевры)
Текст - под катом >>>>
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею — но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шёпот…
Как хороши, как свежи были розы…

Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс* не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…

Сентябрь, 1879

Примечания

Как свидетельствует черновой автограф, Тургенев первоначально хотел дать другую концовку стихотворению. Оборвав наполовину заключительную цитату «Как хороши, как свежи…», Тургенев стал писать дальше: «Нет, не стану думать о розах», но, не закончив фразу, зачеркнул ее и дописал цитату: «были розы», очевидно, не желая нарушать общий меланхолический тон стихотворения.

Стихотворение, первая строка которого дала заглавие данному произведению и повторяется затем несколько раз в его тексте в качестве лейтмотива, принадлежит И. П. Мятлеву и было впервые напечатано в 1835 г. под заглавием «Розы». Начальная строфа его читается так:

Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!..


Первый раз на это стихотворение, начальная строка которого долгие годы звучала в памяти Тургенева, указал А. Ф. Кони в заметке «Певица Полина Виардо Гарсия» (Рус Ст, 1884, май, с. 403). 
Впоследствии Н. А. Янчук в «Литературных заметках» (Известия ОРЯС, 1907, кн. 4, с. 251–255), процитировав полностью это стихотворение по рукописному альбому 1840-х годов, напомнил о том, что строка, популяризированная Тургеневым, стала крылатой фразой и заглавием для вдохновленных им произведений скульптуры и музыки. 
Так озаглавлена, например, скульптура В. А. Беклемишева (Третьяковская галерея в Москве), изображающая молодую женщину с розой на коленях. На ту же тургеневскую тему с варьирующимся лейтмотивом («Как хороши тогда, Как свежи были розы», «Как хороши теперь, Как свежи эти розы» и т. п.) в 1886 г. написал стихотворение К. Р. («Новые стихотворения К. Р.». 2-е изд. СПб., 1900, с. 11–12). Популярность этой фразы-цитаты в словесном обиходе подтверждает В. В. Маяковский («Писатели мы») (см.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М., 1955, с. 250–251).

Ланнеровский вальс. — Вальсы И. Ф. К. Ланнера (1780–1843), дирижера, скрипача и композитора, были по манере близки к вальсам Штрауса-старшего и завоевали популярность благодаря мелодичной выразительности и изяществу. В повести «Ася» Тургенев упоминает звуки старинного ланнеровского вальса: «…я почувствовал, что все струны сердца моего задрожали в ответ на те заискивающие напевы» (наст изд., т. 5, с. 156). Вальс Ланнера упомянут также в поэме А. Григорьева «Видения» (1846):

   Ланнера живой
Мотив несется издали, то тих,
Как шепот страсти, то безумья полн
И ропота, как шумный говор волн…



Источник - отсюда


Скульптура В. А. Беклемишева - "Как хороши, как свежи были розы..." (С.-Петербург)


Как хороши, как свежи были розы... - история одной крылатой фразы.

Как хороши, как свежи были розы... (с)
Эта фраза вошла в золотой фонд русской поэзии, благодаря Ивану Петровичу Мятлеву (1796 - 1844), поэту-юмористу. Мятлев не считал себя поэтом, поэтому писал лёгкие, забавные стихи, куплеты, каламбуры, которые пользовались популярностью. Стихотворение “Розы” написано в 1834. <...> Мятлев написал стихотворение-мелодраму. Через 46 лет Тургенев создал полное драматизма стихотворение в прозе, а спустя еще 46 лет (опять эта же цифра) Игорь-Северянин (именно так подписывал он свои произведения) - трагедию.


(фрагмент статьи "Как хороши, как свежи были розы")

Первоисточник (1834 г.)


Розы
Мятлев Иван Петрович

Как хороши, как свежи были розы
В моём саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!

Как я берёг, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость;
Казалось мне, любовь дышала в них.

Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты;
Венка из роз искала молодая -
И я сорвал заветные цветы.

И мне в венке цветы ещё казались
На радостном челе красивее, свежей;
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!

И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг её вилась и радость и любовь!

В её очах - веселье, жизни пламень,
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок, -
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.

1834

На эти стихи было написано несколько любительских романсов. был также и классический  романс Антония Аренского (1861-1906), причем в афишах автор "Роз" был Тургенев. Почему стихи Мятлева в сборнике стихов дореволюционных остались без его имени? Я слышал, автор не захотел указывать. Но, может, врут...

А это стихи Игоря Северянина, подхватившего "поэтическую эстафету" и давшего ещё одну "новую жизнь", "новое освещение" бессмертной строчке. Это стихи "Классические розы", написанные в Эстонии в 1925 году. Кстати, слова о розах высечены на могильном камне, на могиле поэта на Таллиннском кладбище: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!». 


КЛАССИЧЕСКИЕ РОЗЫ

В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!

Игорь Северянин (1925)

В 1932 году на эти стихи написал романс А. Вертинский



Есть еще несколько песен. Одна из них, наверное, знакома многим - песня А. Пономарева в исполнении Жанны Бичевской


А это - классическая стилизация - Современный романс "Как хороши, как свежи были розы..." в исп. Ирины Крутовой, у рояля автор-Виктор Фридман


Тот же романс в исп. певца Евгения Соломина



Стихов с этой строкой - море только на одной Стихире. А еще есть немало иностранных источников.
Мне вот это понравилось - процитирую.

Лев Зазерский
"Как свежи были розы"


«Как хороши, как свежи были розы»,
Когда вокруг всё было молодым.
Ещё не мучали сердечные занозы,
Всё было настоящим – не былым.

Привычно тихо таял летний вечер,
И в окна лился пряный запах роз.
Звучал негромко очень старый плеер.
То было время юношеских грёз.

Но незаметно промелькнули годы,
Мы в прошлое смотреть обречены.
Там были радости, успехи и невзгоды
Как свежи были розы! Как нежны!

Источник - на Фабуле
Послесловие:
Фельетон - переделка стихотворения в прозе Тургенева:
Аверченко Аркадий Тимофеевич
КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ...

Это стихотворение в прозе будет
прочтено Львом Троцким в день
октябрьских торжеств на концерте
в Большом Московском театре.

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
  Где-то, когда-то давно-давно тому назад я, отложив в сторону Эрфуртскую программу, прочел одно стихотворение. Оно скоро позабывалось мною... Но первый стих остался в памяти:
 
  "Как хороши, как свежи будут розги...".
 
  Теперь скоро зима; Деникин уже почти под Москвой; мороз запушит стекла окон, будет темнота, потому что нет топлива для электричества; я буду сидеть одинокий, забившись в угол кремлевских палат, а в голове все будет звенеть да звенеть:
 
  "Как хороши, как свежи будут розги...".
 
  И вижу я себя перед низким окном загороднего русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка... Как трогательно невинны раскрыто-вопрошающие девичьи губы... Мои латыши только сейчас расстреляли ее родителей. Я смотрю на нее, а в голову все время лезет назойливая строка:
 
  "Как хороши, как свежи будут розги...".
 
  А в кремлевских палатах все темней и темней. Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на расписном потолке, за стеной слышны стоны какого-то "допрашиваемого" Петерсом саботажника -- и чудится мне в этих стонах:
 
  "Как хороши, как свежи будут розги...".
 
  Говядина 500 рублей фунт, конина -- сто, сахар покупается на вес керенок, угля нет ни фунтика, все плохо, все плохо -- и только:
 
  "Как хороши, как свежи будут розги...".
 
  Встают предо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни.
  Это мои китайцы отнимают у русского мужичка хлеб и сено и лупят его прикладами. А немного подальше, в глубине уютной комнаты, молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино, и Ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара... Велел своим коммунистам рояль порубить на дрова, а ворчащий самовар забрать в обоз, я ему, подлецу, поворчу. Наверное, на наш режим ворчал. Я даже знаю, что он ворчал:
 
  "Как хороши, как свежи будут розги...".
 
  Свеча меркнет и гаснет... Чья это победная музыка звучит там за стеной, чей удалой русский посвист слышится? А я одинок... Только, свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес Ленин -- мой единственный товарищ...
  Вот уже слышны их смелые, бодрые шаги в самом Кремле... Они входят... Они хватают меня...
  Мне холодно... Я зябну...
 
  "Как хороши, ах, как хороши и свежи будут розги!".
 
КОММЕНТАРИИ

  Впервые: Юг, 1919, "после 25 сентября" (согласно авторской помете). Печатается впервые по тексту вырезки, представленной в архиве А.Т. Аверченко (РГАЛИ. Ф.32. Оп.2. Ед.хр.3. Л. 29-30). С пометой "ex.".
  "Как хороши, как свежи были..." -- Фельетон пародирует стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Как хороши, как свежи были розы" (1879).
  ...отложив в сторону Эрфуртскую программу... -- Эрфуртская программа -- первая и единственная программа Социал-демократической партии Германии, написанная с марксистских позиций К. Каутским (теоретическая часть) и Э. Бернштайном (практическая часть), и принятая на съезде в Эрфурте в 1891 г.
  ...Деникин уже почти под Москвой... -- В сентябре 1919 г. Аверченко жил надеждами на успешное окончание "похода на Москву", предпринятого ВСЮР под командованием А.И. Деникина в июле 1919 г. (поход будет проигран).
  ..."допрашиваемого" Петерсом... -- Петерс Яков Христофорович (1886-1938) -- один из руководителей органов государственной безопасности. С октября 1917 г. член Петроградского Военно-революционного комитета, далее член коллегии ВЧК, заместитель председателя ВЧК. В 1918 г. председатель Ревтрибунала. С июня по август 1918 г. председатель ВЧК, затем до марта 1919 г. заместитель председателя ВЧК. Во время создания фельетона -- чрезвычайный комиссар в Петрограде.
 


А это - образ "тургеневских роз" в изобразительном современном искусстве - в графике (см. по ссылке).
Левицька Генриетта «Как хороши, как свежи были розы…» - 1977 Автолитографияhttp://archive-uu.com/ua/profiles/levic-ka-genriyetta/catalog/estampi_lev_g_1/picture/kak-horoshi-kak-svezhi-byli-rozyfdgzr


Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     10:52 11.11.2021 (1)
Великолепная работа.  Как близок и далек век минувший....
     11:03 11.11.2021 (1)
Преемственность, переклички, заимствования - всё работает на развитие, если люди мыслят себя в сотрудничестве. А когда начинается конкуренция - начинается уродство и торможение.
     11:19 11.11.2021 (1)
Да конкуренция тоже двигатель прогресса, если в хорошем смысле... Но все от человека...
     11:35 11.11.2021 (1)
1
Нет. Конкуренция - это "виагра" для прогресса. Искусственно возбуждающая в людях стремление друг друга сожрать, поскольку человек озабочен только собой и своими "творениями", при этом - стоит задача обгадить (обойти нечестно) конкурентов. Человек замкнут в целях - на себе. 
А сотрудничество - это здоровое явление, которое стимулирует передачу опыта, взаимообучение мастерству, сотворчество и доброжелательную взаимную поддержку - потому что в целях общего дела все происходит.
     11:55 11.11.2021 (1)
Ну почему? Есть здоровая конкуренция, которая служит развитию, как правило, в бизнесе, где конкуренты вносят новое , прогрессивное и это служит на благо, если, конечно,  конкуренты понимают это. есть много примеров в бизнесе. и есть не здоровая конкуренция, которая строится на отрицательных отношениях и не приводит ни к чему хорошему, ведет к регрессу. Там амбиции и личная выгода на первом плане, а не дело. 
     12:11 11.11.2021 (2)
Серьезно?
Честная конкуренция в бизнесе?
Нет такой. Есть честные бизнесмены - их разоряют нечестные бизнесмены под крышей соответствующих структур. То же самое в любом бизнесе - в издательском, в шоу-бизнесе, и т.д. То же самое происходит и в творческих организациях. Где честные режиссеры? Почему остался только бомонд в виде голых задниц на сцене БТ?
Я об этом много чего знаю - и потому говорю.
Любая конкуренция рано или поздно коррумпируется. Обычно - с самого начала.
А жлобство и жадность - неистребимы. Вообще то что сейчас называется "бизнесом" (от "бигфармы" до "бигдаты", от оптовых спекуляций  и сетевой торговли до штраф-поборов и торговли живым товаром) - есть концентрированная, материализованная ненависть к человекам.

Капитализм - вообще система крайне нечестная и крайне нездоровая. Всё дело в людях - регулировать можно иначе. По-Божески (исходя из любви к человеку), а не исходя из безбожных соображений (выгоды).
     12:57 11.11.2021 (1)
Наверно ты прав. Я 35 лет была в бизнесе, имела свое дело.У меня не было конкурентов. Пыталась вести максимально по совести. Но мы же еще и в государстве....
     13:25 11.11.2021 (1)
Наташ, ну я не уверен что это был большой бизнес. Скорее всего - встроенная ячейка в исполнительскую структуру. Я прав?
Я о принципе говорю. О магистральных предприятиях. И о том, что поставлено выше: сотрудничество или конкуренция. Если конкуренция - конкуренты будут друг друга разорять. Могла бы речь идти о корпоративном сотрудничестве. Но ведь и здесь - выгода на первом месте. Целые отрасли основанные на наживе наносят реальный вред человеку: плановая медицина будет лечить, а бизнес-медицина будет заинтересована в болезнях. Чтобы продавать лекарства. То есть... дальше можно писать увлекательный роман-детектив на производственную фармакологическую тему. Если возможность есть - она обязательно в конкуренции будет использована. Любая. В сотрудничестве есть этика. Вконкуренции все этические нормы попираются.
Повторю: я не имею в виду мелкий прикладной бизнес - на нем вся система держится человеческая, при всех минусах любой системы. От парикмахерских до кафешек и бутиков. 

А в духовной сфере конкуренция - опасна и отвратительна.
     13:48 11.11.2021 (1)
Да нет, это был самостоятельный   бизнес. В  России на тот момент такого не было.  Просто он был сам по себе, сам по себе развивался, попадая под  прессинг реальности , но не очень. Если интересно, в конце странички есть книга"Коза моя-любовь моя " Это мемуары, там поймешь.говорят интересно...Если не сложно напиши, открываются ли фото в разделах. Что-то с этим проблемы. У меня нормально, а у читателей нет. Ладно? Спасибо.
     14:09 11.11.2021 (1)
Нормально все открывается. Ну это не тот бизнес, который кому-то мешал. И конкурировать в этой сфере - действительно пока что некому) Вообще, все что связано с землей, с фермерством - трудно поддается порче.
     14:16 11.11.2021
1
это точно.  Тут особая  энергетика, которая  таит в себе многое от неба и земли.  Особая философия.  И без привязки к силам   Вселенским и их законам, вести такого рода деятельность просто невозможно..Это я точно знаю...
     12:30 11.11.2021
Наталья, в творчестве конкуренция - убийство творчества и вред для самого творческого процесса в обществе. Если человек исходит из таких соображений - это не творец, а делец. Потому и доносы, сплетни, слухи и подставы - именно в творческой среде так распространены. Здесь это всегда - борьба за место у кормушки (от лайков до гонораров). Обидно, что и хороших авторов портит эта болезнь.
     23:21 10.11.2021 (1)
Ого, сколько ты накопал...
Интересно читать, собрано все хорошо. 
     00:09 11.11.2021 (1)
Да накопал больше, отобрал просто самое интересное)
     12:00 11.11.2021 (1)
Спасибо тебе
     12:05 11.11.2021
и тебе)
     03:00 11.11.2021 (1)

Ей счастье долгое сулил, казалось, рок,

Я даже знаю, чей рок:


     10:16 11.11.2021
Класс. Люблю их песни)
     00:21 11.11.2021 (1)
Как всё переплелось и Вы так интересно это преподнесли, Юра!
Одна строка, а розы все пахнут... 
Вдохновение из прошлого, аромат до сих пор.

Отлично! Спасибо!
     00:28 11.11.2021 (1)
Да тут моей заслуги нет - моего текста тут не много. Просто собрал и скомпоновал материал.
Так чтоб было видно - кто у кого "тырил"))))
А в результате - целый букет красивых произведений.
     00:35 11.11.2021 (1)
Компилировать - это большой труд.
Не преуменьшайте своих заслуг.
И ведь никогда не знаешь, не проявятся ли эти розы и Вашем творчестве как-нибудь.
Информация может трансформироваться как угодно.
В этом волшебство творчества.

Я пока что видео не посмотрела)

     00:57 11.11.2021 (1)
Да было где-то стихотворение с этой строкой. но потерялось)
у меня же много рукописей пропало.
но, видимо, там не было ничего особо интересного - раз не вспоминается.
     01:16 11.11.2021
Жаль, что рукописи пропали.
Как пропали-то?
Недавно читала (слушала вернее Аксакова). Он пишет, что надо всё записывать, детали стираются из памяти, а как они хороши для описания.
     23:25 10.11.2021 (1)
Как хороши, как свежи были рожи...
     00:10 11.11.2021
Пишите пародию, Александр.
Аверченко вон Тургенева спародировал и глазом не моргнул)
     21:48 10.11.2021 (1)
Благодарю за ликбез.
     22:45 10.11.2021
Да сам получил массу удовольствия пока искал информацию. Рад, что пригодился материал.
     20:52 10.11.2021 (1)
Спасибо, очень интересная история у этой строки...А литография очень "говорящая."..печально.
     21:07 10.11.2021 (1)
1
Да самому было интересно. Вообще-то материала больше. Но я самый интересный дал. 
     21:10 10.11.2021 (1)
Я читала об истории строки, но мало. У тебя объемная хорошая статья. Спасибо еще раз!
     21:16 10.11.2021 (1)
1
У меня тоже были стишки где-то с этой строкой. Потерял где-то - может найду или вспомню...
Какие-то были такие... лирические и не плохие - для песенки.
     21:23 10.11.2021
Ищи. ПОКА!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама