Заметка «Несправедливо обиженные глаголы»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 20
Читатели: 434 +1
Дата:
«Несправедливо обидели глаголы!»
Предисловие:
Сейчас в поэзии устроили настоящие гонения на глаголы, как на рифмующиеся части, мотивируя это тем, что рифмовать их
очень легко, мол - и дурак сумеет. Но почему - то никто не говорит, что рифмовать существительные так же легко - стол, пол, дол,
- укол и.т.д. Прилагательные: прекрасный, ужасный, фугасный, разномастный и.т.д.
Всё это грамматические рифмы, но почему-то гонения именно на глаголы. Почему?
Вы, когда-нибудь обращали внимание на такое явление: Прекрасно написанный стих, грамотно и красиво, а прочитал и - забыл?
Стих в полуобморочном состоянии или вообще дохлый!
А всё это потому, что только глагол умеет улыбаться, смеяться и хохотать, плакать, рыдать, скулить!
Только глагол может любить и ненавидеть! Только он, родимый, может целовать и обнимать, забывать и помнить...
Тут дело не в глаголах, а в том, кто пишет. Поэтом можно назвать только того, кто может так писать, что никакая грамматическая рифма не царапнет слух читателя. А у нас всё сваливается с больной головы на здоровую.
      Наткнулась в интернете на статью по этой теме, она длинновата, но прошу всех дочитать её до конца. Нам, пишущим, это может быть очень полезно.

Несправедливо обиженные глаголы

 Данная статья об одном из множества существующих в поэтическом мире клише. А именно: "глагольная рифма - это плохо". И не только об этом.
 Скажите какому-нибудь поэту волшебное словосочетание "глагольная рифма", и тот тут же скривится. Примените глагольную рифму в стихе, и вас тут же запишут в безнадежные графоманы.
 Вот что пишет В.В. Онуфриев в "Словаре разновидностей рифмы": "Глагольная рифма - разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов : плыву - зову, жить - говорить... По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь - лететь..". Прочтя эти, либо подобные этим, строки, поэты на раз решили - рифмовать глаголы плохо.
 Странно, но почему-то мало кто, из числа яростных критиков глагольной рифмы, замечает, что рифмовать прилагательные или, например, наречия не менее просто: "прекрасный - страстный - опасный - напрасный", "прекрасно - страстно - опасно - напрасно". Да и, если уж совсем начистоту, 99% процентов существительных рифмуются элементарно, а рифму к оставшемуся 1%, поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
 Времена меняются. Глагольную рифму вполне заслуженно обижали прежде, когда число поэтов (именно поэтов, а не людей пописывающих стишки) не исчислялось третьим порядком. Сейчас же, наравне с глагольной, практически любую рифму можно назвать "банальной", "затертой до дыр". Если в творчестве современного поэта окажется десяток-другой рифм, которые до него никто не использовал - это уже будет большой удачей.
 Так как же быть? Многие, окончательно запутавшись в современной русской поэзии, решили вопрос просто - вовсе отказавшись от рифмы в пользу белого стиха, верлибра и хокку. Спорное и опасное решение. Спорное, потому как тот же белый стих или верлибр совсем не так "свеж и оригинален", как то желают доказать многие нынешние поэты. Например, даже у Пушкина есть такие строки:
 "Как весенней теплою порою
 Из-под утренней белой зорюшки
 Что из лесу из лесу из дремучего
 Выходила медведиха
 Со милыми детушками медвежатами
 Погулять посмотреть себя показать..."
 В поэзии же, начиная с периода символизма, белый стих и верлибр встречался в творчестве почти каждого поэта.
 Увлечение восточной поэзией тоже не является выходом, потому что, во-первых, восточная поэзия старше русской, во-вторых примитивней по форме, в-третьих не подходит русскому менталитету.
 Это решение опасно, потому как начинающему поэту кажется, что творить в данных формах легче, нежели в традиционных. В итоге сейчас в Рулинете наблюдается засилье текстов прячущихся под вывеской "стихи", и при том совершенно не являющихся поэзией. Безусловно, белый стих и верлибр являются одними из наиважнейших завоеваний прошлого, они должны существовать и будут, но творить в данных формах с правом называть написанное поэзией способен лишь поэт состоявшийся, имеющий в арсенале огромное количество наработок и технических приемов.
 Русская поэзия традиционно строилась на рифме. Ни один великий русский поэт рифмы не избежал. Будущее поэзии так же за рифмой.
 На мой взгляд, основная проблема нынешних "критиков" - недостаточное понимание ситуации в современной русской поэзии. Вокруг постоянно сыплют словами, которые, безусловно, звучали уместно из уст символистов 19-го века или футуристов 20-го и которые звучат сейчас как нелепица: "данная форма устарела", "эта рифма банальна", "нынешняя поэзия должна экспериментировать с...". Поэзия никому ничего не должна, любые эксперименты после Хлебникова всего лишь повторение, все рифмы расфасованы по словарям. "Поэма пустоты" давно написана.
 Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор попытался использовать все разнообразие, все многовековые поэтические наработки в конкретном стихе. Отказаться от чего-либо в нынешней ситуации - означает пятиться.
 Здесь необходимо сказать несколько слов о псевдопоэтах, ибо поддержка и распространение многих поэтических клише идет как раз из их кишащего болота. Тысячи авторов, совершенно далеких от поэзии, не способных ни "сыграть ноктюрна на флейте водосточных труб", ни "бряцать по лире вдохновенной", но при том желающие писать и быть читаемыми, вынуждены садиться за филологические тома, вычитывая там нелепые правила и условности, коих никогда не терпела поэзия. Распространяя их посредством Рулинета, ссылаясь на "авторитетные мнения", каждый вносит свою долю в попахивающий ком клише. Некоторые утверждают, что так авторы учатся писать хорошие стихи, совершенно забывая, что научиться поэзии невозможно (слова "талант от Бога" актуальны в любой сфере человеческой деятельности). Молодому таланту достаточно прочесть стихи Маяковского, Блока или Бродского, чтобы понять, как писать не нужно. Точнее даже не понять, а утвердиться в своем мнении. Прочим не поможет ни критика, ни многотомники. "Авторитетных мнений" для поэта нет и быть не может. Каждый поэт тем и хорош, что самобытен и самодостаточен.
 Но, вернемся к глагольным рифмам.
 У многих презрение к ним основано на твердом убеждении, что рифмованный стих - это некий набор слов, впихнутых в определенный размер, связанных общим смыслом, и с зарифмованными последними словами строк. Ни один настоящий поэт не воспринимает поэзию столь узко. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждой буквы на уместность использования в данном стихотворении и многое другое - без всего этого поэзия куца с технической точки зрения. Именно за счет использования широкого поэтического арсенала в стихах глагольные рифмы классиков не режут слух - даже простейшие рифмы идеально вписываются в общую фонетику стихотворения.
 Особенно нелепой сложившаяся ситуация выглядит, когда поэты, рьяно протестующие против "глагольных рифм" в описанном выше понимании, совершенно спокойно используют их же в качестве внутренних.
 Глагол создает движение в стихе, глагол - динамика жизни. Попробуйте написать стих, например о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов, эта нежность будет созерцательна, одинока. И лишь глагол способен заставить читателя выйти из состояния созерцания, ощутить прикосновение. У Маяковского есть отличные строки:
 "Глаза наслезнённые бочками выкачу.
 Дайте о ребра опереться.
 Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу!..."
 Как Маяковскому, не используя глаголов, до последней извилины дать понять читателю перевозбуждение, всю нервозность своего героя? Герой Маяковского кричит, герой готов действовать. Но давайте переставим слова, дабы удовлетворить "критика", получим:
 "Выкачу глаза наслезненные бочками" или "Глаза выкачу наслезненные бочками"
 Многие бы одобрили, только вот кричать герой перестал, стал пассивен. Герой стал похож на плачущего от обиды мальчика.
 Не спорю, рифмы вроде "был-любил" заезжены "до нельзя". Но разве это повод отказываться от гигантского и столь аппетитного куска русского языка, как глаголы?!
 Далеко не все глаголы просты. Стих только приобретет в ритмичности, если, например, применить конструкции "отказываться - оказывается", "нашкодить - наши ходят". И данные конструкции уж точно никак не менее сочны, чем "палка - зажигалка", которая, тем не менее, будет признана многими более правильной.
 Часто путают глагольную рифму и рифму образованную глаголом и другой частью речи. А ведь это мощнейший инструмент поэта! "Батистовая - перелистывает", "варево - разговаривать" - примеров можно привести множество.
 Не стоит забывать о внутренних рифмах, те же избитые глагольные рифмы, вшитые в тело стиха, усиливают, украшают его звучание.
 Примеров можно привести множество, но цель данной статьи не в создании пособия по применению глагольной рифмы, данная статья, скорее, попытка переосмыслить, попытка подтолкнуть поэтов к тщательному обдумыванию клише, которые так легко воспринимаются многими на веру.
 Есть замечательное высказывание С.Я. Маршака:
 "Конечно, богатая рифма лучше бедной, новая и оригинальная лучше затрепанной. Но оценки эти - вне строки, вне стиха - очень относительны. Нередко бывает, что самая бедная глагольная рифма оказывается сильнее (потому что нужнее) богатой и причудливой".
 Подытоживая, скажу. Не следует относиться к поэзии, как к конструктору, а тем более как к "упражнениям в филологии". Поэзия - это постоянный поиск компромисса между формой и содержанием. И в поиске этого компромисса поэт просто не имеет права ссылаться на учебники, стараться соответствовать различным клише - если слово проситься в строфу, оно должно быть там.

Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:30 20.01.2022 (1)
Поднятая тема очень важна.
Сколько раз мне приходилось делать пометки к своим стихам: "глагольная рифма не случайна", "употребление
глаголов намеренное", дабы не получать глубокомысленную критику!
Ты молодец, что написала об этом явлении развёрнуто и аргументированно.
     11:40 23.01.2022
Да достали уже! И самое интересное то, что кричат об этом те, кто и писать то толком не умеют. Пишут дохлятину - прочитал и забыл.
Спасибо, Галенька, за поддержку!
     16:07 20.01.2022 (1)
1
Мария!Читала эту статью чуть раньше, перечитала опять и согласна полностью. Полезная информация...
     11:19 23.01.2022
Светик, спасибо за поддержку!
     05:28 23.01.2022
2
Бедные и однородные рифмы это не одно и то же.
Но в целом, с автором согласен.
Глагол часто просится быть последним словом в строчке. Я думаю, это какая-то особенность русской речи. Потому это и кажется так банально. А существительное в конце строчки предаёт речи некий шарм.
Поэтическая речь должна быть красивой, но суть поэзии не в красоте, а в идеи.
Стихотворение должно шокировать вложенной в него мыслью, а не замысловатостью построения фраз.
     05:25 20.01.2022 (1)
1
Маша, я полностью с тобой согласен и согласен с автомотом статьи! Я в своих  сказках никогда не чурался глагольных рифм, ибо невозможно передать динамику действия без глагольной рифмый. Я пробовал,  получается очень пресно. Может и правильно, но пресно.
     05:13 23.01.2022
Нет, не правильно! Никто не убедит меня в обратном. Глагол имеет такое же право, как и все остальные, даже больше потому, что это движение, динамика, действие.
Ты прав, Женя.
     07:55 19.01.2022 (2)
1
если слово проситься в строфу - просится.
С Крещением Господним, Мария.
Я делился тут в заметках отличной систематизированной статьей Юлии Мигиты - о глагольных рифмах
Вообще реальные поэты как танки - грязи не боятся. И любят язык в полном объеме. Другое дело что не у всех хватает вкуса и мастерства для включения глагольных рифм в стихотворения. 
Хотя те кто не умеет писать - любкю рифму способны испортить. Не только глагольную)
     06:04 20.01.2022 (1)
Эту ошибку я видела ещё когда читала, а когда копировала статью - забыла про неё.
     11:26 20.01.2022 (1)
1
Мария, выше мой комментарий там ссылка на словах "о глагольных рифмах".
     04:12 21.01.2022
А, поняла! Я думала, что это просто выделенный текст. Спасибо!
     11:34 19.01.2022 (1)
А у многих всего хватает, и вкуса, и мастерства, а вот смелости нет. Потому, что  горе-писаки налетают кучами
и начинают долбасить, аж щепки летят!
У меня полно глагольных рифм потому, что я люблю их и живость, динамику и движуху что они дают.
     13:38 19.01.2022 (2)
1
Надо относиться к этому философски) И доверять себе.  А не оценкам случайных людей, которые часто руководствуются совсем не соображениями поэзии. В статье Мигиты - все по полочкам разложено, что где и когда МОЖНО и НУЖНО. 
     05:03 20.01.2022 (1)
А Вы не могли бы мне скинуть ссылочку на эту статью? Буду очень благодарна!
     11:27 20.01.2022
1
ст. Юлии Мигиты - о глагольных рифмах
     13:40 19.01.2022
1
У Вас воообще часто фольклорный такой подход к тексту возникает. Ну а там, как говорится - сам Бог велел, и сверхсхемные ударения, и живые "скользящие" ударения, и глаголы. Всегда же видно, когд это - стиль, а когда просто беспомощность техническая у неумелого автора.
     14:43 19.01.2022 (1)
1
Повезло А.С.Пушкину Его за глагольные рифмы никто не крошил в лапшу)))Мне тоже глаголы нравятся Они динамичны и показывают действие.А в стихе это важно Спасибо,Маша!
     06:02 20.01.2022 (1)
1
У нас же как? Один идиот сморозил глупость, остальные подхватили...
     15:52 20.01.2022
1
стадный рефлекс))))Как хорошо, что у меня он отсутствует!
     10:41 19.01.2022 (1)
1
Полностью с Вами согласна, Мария!
     06:34 20.01.2022
Спасибо, Солнышко!
     12:12 19.01.2022 (1)
1
Было и мне когда-то замечание про глагольные рифмы. И так как только "училась", вникала в каждую подсказку... Но потом поняла, что иногда в той или иной работе без глагольной рифмы не обойтись. Да и не из великих я
     06:34 20.01.2022
А кто из нас великий? И замечания по глаголам пишут такие же...
     14:48 19.01.2022 (1)
1
 
     05:58 20.01.2022
1
     15:20 19.01.2022 (1)
1
В любом произведении искусства должен быть ДРАЙВ - ЭНЕРГЕТИКА. Если этого нет, то никакие следования канонам и требованиям не помогут! Даже написанное верно и стройно, но без драйва, исчезает из памяти молниеносно. Написанное же мощно энергетически, даже и с какими-то отступлениями от общепринятых канонов, врезается в память навсегда. Образцом творчества, до краёв наполненного драйвом, является творчество Владимира Маяковского. Из поэтов нашего времени буквально брызгал энергией Евгений Евтушенко. Или вот живопись. Сальвадор Дали писал, с точки зрения всех канонов, безобразные картины. Тем не менее, благодаря яростной энергетике его художественного посыла, стал одним из самых известных живописцев современности. Таким же был и Иероним Босх, чьи фантасмагории просто вырубают каждого, кто их рассматривает. На мой взгляд и вкус, творчество, лишённое нерва, не имеет смысла. Холодным(пусть и правильным!) умом ничего интересного создать нельзя.
 Что же до "не таких" рифм, то тут всё просто и понятно даже для малограмотной уборщицы: стих должен "заходить". Кострубатый, сбОящий текст, не мелозвучен и его никто не воспринимает. И плевать, что там нет пресловутых глагольных рифм. Так же и навороченность в плане метафоричности, что считается "чайниками" признаком ИСТИННОЙ поэзии. Обилие "красивенных" сравнений не помогает сделать, "бьющий" и энергетически слабый стих, читаемым и запоминаемым. Общая гармония! Только её достижение делает работу яркой и воспринимаемой!
     05:57 20.01.2022
1
Согласна на все 100%! И чтобы этого добиться все средства хороши, в том числе и глаголы. Запрещать их, это всё равно, что запрещать художникам использовать какую-то краску!
И ещё Вы правы в том, что качество стиха зависит вовсе не от глаголов или ещё чего-то, а от таланта автора. Мы все говорим и пишем на одном языке, то есть играем на одном инструменте, но только талантливый поэт сможет заставить этот инструмент петь, плакать или смеяться!
Книга автора
Зарифмовать до тридцати 
 Автор: Олька Черных
Реклама