Заметка «ЧТО ТАКОЕ РИФМА В СТИХАХ?»
Тип: Заметка
Раздел: О литературе
Автор:
Баллы: 16
Читатели: 973 +1
Дата:
Заметка «ЧТО ТАКОЕ РИФМА В СТИХАХ?» самая оцениваемая(3) работа за сутки
08.05.2022
Предисловие:
Дорогое авторы и читатели сайта Фабула.
Тема нашей сегодняшней беседы: "ЧТО ТАКОЕ РИФМА В СТИХАХ?"

ЧТО ТАКОЕ РИФМА В СТИХАХ?

Как обычно начнем с Учебника стихосложения.

Рифма - повторение более и менее сходных сочетаний звуков, связывающих окончания двух и более строк или симметрично расположенных частей стихотворных строк. В русском классическом стихосложении основным признаком рифмы является совпадение ударных гласных. Рифма отмечает звуковым повтором окончания стиха (клаузулы), подчеркивая междустрочную паузу, а тем самым и ритм стиха.

В зависимости от расположения ударений в рифмующихся словах, рифма бывает: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая, точная и неточная.

Читаем и запоминаем.


Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.


И море, и буря качали наш челн;
Я, сонный, был предан всей прихоти волн.
Две беспредельности были во мне,
И мной своевольно играли оне.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

Девочка во поле с дудочкой ивовой,
Зачем ты поранила веточку вешнюю?
Плачет у губ она утренней иволгой,
плачет все горше и все безутешнее

Гипердактилическая - с ударением на четвертом и последующих от конца строки слогах. Эта рифма на практике встречается очень редко. Появилась она в произведениях устного фольклора, где размер как таковой просматривается далеко не всегда. Четвертый слог от конца стиха - это не шутка! Ну, а пример такой рифмы звучит так:

Леший бороду почесывает,
Палку сумрачно обтесывает.







Оценка произведения:
Разное:
Реклама
Обсуждение
     18:11 13.11.2023 (1)
1
Познавательно. Однако это нужно для профессиональных поэтов, которые стараются разнообразить свои творения. Такая информация нужна для преподавателей словесности, которые обучают будущих поэтов этому интересному искусству. Для любителей, скорее всего, такие понятия неинтересны и они не вникают в понятия "мужской" и "женской" рифмы, а так же не отличают "хорей" от "ямба". Конечно, если задаться, то можно эти правила стихосложения изучить и выучить, а потом ими щеголять. Скорее всего, это нужно литературным критикам, чтобы заниматься разбором того или иного произведения. Если я не критик, то я и не вникаю во все эти тонкости, поскольку не собираюсь заниматься литературной критикой. Любители стараются просто излить свои чувства в стихотворной форме и обращают внимание, в основном, на хорошую рифму и размер, чтобы было "гладко" читать. А будет это "ямб" или "хорей", с "мужской" или с "женской" рифмой, им всё равно. От этого, если стихи хорошие, они ничего не потеряют. Зато для критиков - обширное поле деятельности.
     23:06 13.11.2023 (1)
Дорогой друг Сергей.
Это полезно знать всем. И особенно начинающим поэтам.
     23:34 13.11.2023 (1)
Ой, блин! А я то как опоздал!
     00:05 14.11.2023
Лучше поздно, чем никогда.
     20:03 07.05.2022 (1)
   У меня на рифмы своё мнение: есть окончания строк а не рифмы. А рифмы, как раз, двойные, опоясывающие и перекрёстные.
   Женские и мужские окончания это самые распространённые. Женские окончания это хорейные, мужские - ямбовые. Дактилическая она и есть дактилическая, а супер дактилическая это пеонная. Первый пеон это: ! - - -. Пеоны отличить от ямба и хорея на практике очень не просто, как в музыке на слух трудно отличить размер две четверти и четыре четверти. 
   Кстати: меня зря критиковали за грязноватые рифмы. Может быть идеала и нет в некоторых местах, но формально придраться к ним нельзя!
   А моему солнышку спасибо! Правда связываться с чересчур амбициозными особами не стоило!
     20:07 07.05.2022 (1)
Илья, посмотри сколько ошибок я нашла у твоей "критиканши"
https://fabulae.ru/prose_b.php?id=117550
     20:43 07.05.2022 (1)
Мне их ошибки не интересны. А придирки на пустом месте их проблемы!
     20:56 07.05.2022 (1)
Там еще одна подруга к тебе в гости зашла.
     21:42 07.05.2022
Милости просим! А что им остаётся, если сами двух слов связать не могут?
     17:12 07.05.2022 (1)
1
Очень интересно! Кабы раньше знать про эти рифмы, то, может быть, и...
Эх...
А какая рифма лучше: женская или мужская? Для меня это очень важный вопрос.
     17:42 07.05.2022 (1)
Золотая середина, Юра.
Пушкин и Блок писали 50 на 50.
Для мня женская рифма лучше!
Но могу писать универсально.

     20:34 07.05.2022 (1)
Универсально? Это очень круто...
А вот ещё кто ни попадя ругает глагольные рифмы.
А мне их жалко...
     20:58 07.05.2022 (1)
Пушкин и Лермонтов тоже любили "глаголить".
Здесь есть примеры:https://fabulae.ru/note.php?id=61057
     21:05 07.05.2022 (1)
1
Пушкина и Лермонтова остерегаются костерить за глагольные рифмы. А вот простых графоманов, как я, к примеру, и в хвост, и в гриву, как говорится. Оттого и обидно, даже очень.
Что делать, подскажите, please...
     21:08 07.05.2022 (1)
Послать этих "критиков" туда, куда Макар телят не гонял... далеко...далеко!
     21:17 07.05.2022
Понял. Спасибо большое за ценный совет.
Книга автора
Предел совершенства 
 Автор: Олька Черных
Реклама