Заметка «Старые болезни новой литературы» (страница 1 из 2)
Тип: Заметка
Раздел: Обо всем
Сборник: #ТриумфРемесленника_эссе
Автор:
Читатели: 98 +1
Дата:
Предисловие:
Давно хотел написать эту статью. Но как-то руки не доходили. Увидел маленькую, но умную и проницательную заметку Ольги Михайловой - Идеал героя. Она, как говорится, последней каплей оказалась. Ибо накипело давно...

Текст статьи под спойлером.
Идеал героя
Автор: Михайлова Ольга  
16 августа 2022
#Заметки_на_полях

Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
В последнее время  в литературных кругах нашего региона всё чаще звучала мысль о том, что литература должна предоставить читателям образ положительного героя, образца для  подражания молодёжи.  Так как мысль эта звучала с трибун, натурально, нашлись и авторы, которые ее реализовали, и мне, бедняжке-журналюге, пришлось тащиться на презентации оных опусов.

Скажу сразу, едва узнав имена авторов, сделала большие глаза. Труд по воплощению идеального героя взяла на себя хитроватая дама, снятая с прежней работы за систематическое присвоение бюджетных средств, и старый зануда, никогда ни о ком на моей памяти не сказавший доброго слова. Отсидев презентацию и разжившись опусами коллег, принялась за чтение. 

Я  не удивилась, когда поняла, что их положительные герои немного кривоваты.  Причем, если первый персонаж был простым картоном, тупо  спасающим мальчика из-под электрички и теряющим ногу, которую ему потом пришивают,  то второй, тоже картонный,  был еще и занудой, по три раза объяснявшим в романе и без того всем понятное. И тоже без колебаний бросающийся на нож бандита.

Оказывается, за минувшие десятилетия мы полностью утратили представление  о нормальном  герое,  и не можем придумать  ничего  более положительного, чем  заставить героя  идти на амбразуру совершать подвиги.  Ни один из персонажей этих книг  ни разу не проявил сострадания, обычной доброты,  простой человечности... Все выспренно, пафосно, лживо.
А вдруг для того, чтобы реализовать идеал человека, надо самому быть таковым?

#картонные_персонажи, #сильный_герой

Ольга Михайлова

Старые болезни новой литературы

#современная_литература


О вопросах литературы и её роли в воспитании общества, погрязшего в дурновкусии и кривой морали, говорят все, кому не лень открывать рот. Все мечтают о «новой литературе», делаются попытки заменить вчерашнюю либерал-сатаническую ахинею на что-то более вменяемое. Остро встаёт вопрос о положительном герое. О таком герое, которому захотят подражать, как примеру, как образцу здоровой морали.

В качестве замены смертельно больной литературщины более здоровой и жизнеспособной — предлагаются разные варианты.

В лучшем случае это герой, совершающий жертвенный подвиг или — жертва жестоких обстоятельств. Благо война, происходящая у нас на глазах, даёт для этого много фактического материала. На этой теме многие делают себе имена — это не секрет. Есть более удачные попытки, есть менее удачные. Много спекуляций, слезливых и жалостливых. Много пафосно-фальшивых политагиток. Есть масса прозаических и поэтических текстов, откровенно слабо написанных. Не хочется приводить список поэтов и поэтесс (особенно поэтесс), «раскрутивших» на этой теме имя, но стихов по-настоящему глубоких так и не написавших. И это не зависит от политических ориентиров авторов — неважно, кто это пишет, поэтесса с откровенно неонацистским «майданным прошлым» и крайне мутным настоящим типа Е. Бильченко, или со всех сторон «правильный автор» типа А. Долгаревой. Ни там, ни там — искусства нет. Есть эффекты и нарратив — в русле патриотического мейнстрима. Без особых «поэтических глубин». Впрочем, может быть, просто пока ещё кем-то из них не написаны магистральные тексты. Время всё поставит на свои места. А пока - литературная продукция так себе. С литературной точки слабовато, с морально - сомнительно. К тому же отталкивает обилие грязного мата, к которому прибегают авторы, видимо, полагая, что это хорошо и способно выразить суть. А это плохо, как ни крути. И не в сути дело здесь, а в авторской беспомощности выразить собственную мысль. А иногда и просто замена мыслей, в виду их отсутствия. В общем, не глубоко это всё, и эстетически не состоятельно.

Лишь единицам удаётся представить что-то действительное стоящее.Такого уровня, как, например, стихи Дмитрия Мельникова — пронзительные, глубокие, талантливые. Как, например, это:

 «Напиши мне потом как живому письмо..».




Что сказать о персонажах новой прозы, претендующих на героев нашего времени, судя по тому, как произведения с ними сегодня проталкивают в истеблишмент? Не знаю, зачем, но подавляющее большинство их ругается матом по воле автора, они крепко пьют непритязательные напитки и решают проблемы в режиме «экшена», средствами оружия и физической силы. К таким авторам, увы, относятся и те, кто сегодня заявляет о себе, как об «авторе завтрашней литературы» — например, Захар Прилепин, которому, к слову, некоторые литераторы стараются подражать. И не потому, что написано это талантливо, просто чувствуют конъюнктуру. Герои получаются грубоватыми, с матерком, без особых примет, так сказать, и глубоких мыслей. «Брат-2» в упрощённом варианте. Или в усложнённом. В зависимости от запросов аудитории...

Есть также «фольклорные герои», причем не герои сказок и мифов, а представители «посконной Руси», противопоставленные, как водится, «глянцевому Западу» своей незамысловатостью, матрёшечной простотой, опять-таки питьём крепких напитков домашнего изготовления, с неустойчивой психикой, эмоциональными взрывами и откровениями не самых приглядных сторон жизни. Как правило, это жители каких-то полуразрушенных деревень, о которых так причитают порой радетели за Отечество, живущие, к слову, исключительно в комфортных городах и деревню совершенно не знающие.

Недавно читал рассказы молодого прозаика Никиты Контукова , лауреата каких-то премий — страшно удивился: да где он такую «деревенскую Россию» откопал? Сплошные Марфуши да Дуняши, какие-то епанчи и жуткая речь в духе Солженицына, который любил выворачивать русский язык навыворот, да так коверкать, что не сразу и сообразишь, что он в виду имел. А если и затесался в нетленках молодого перспективного автора такой персонаж, как писатель — то это глубоко пьющий, недовольный всем окружающим миром, совершенно неадекватный, бездарный и не востребованный сочинитель неизвестных опусов, который добывает блага жизни, роясь в мусорных баках на помойке. Хочется спросить: в каком загадочном месте проживают подобные писатели. И нет ли каких-нибудь других. Более вменяемых по человеческим и писательским качествам. Кстати, писатель в рассказе Контукова не обнаружил признаков рефлексии, да и вообще никаких вызвавших интерес мыслей я не нашёл у этого персонажа.

Цитата из рассказа Н. Контукова - под спойлером.
Скрытый текст
Показать скрытое
Спрятать скрытое
ЦИТАТА из рассказа Никиты Контукова:
Глаза у него синели кругами от частых попоек, а негнущиеся ноги привели в незнакомое селенье. По всему видно, народ жил здесь небогато — дощатые хибары с низкими окошками уродливо лепились одна к другой до самого оврага. Однако острым нюхом своих предков Яков почуял, что и тут есть чем поживиться.
Пьяницей он был конченным, но умело прятал рябое лицо под густой бородой, а слабость к алкоголю оправдывал нелёгкой долей — на лихих поворотах судьбы сам чёрт ногу сломит. Пьяница Яков давил на жалость — нищему грех не подать. А нищий и пьяница одного поля ягоды.
Из дома его прогнали: Яков женился на молодой женщине, а жить пришлось с её матерью. Места своего не нашёл, всё чаще прикладывался к бутылке. На дверь указали без лишних слов. «Нет пророка в своём отечестве!» — оправдывался Яков, оглашая криком подъездное помещение. И, поостыв, добавил: «Пойду искать иное убежище, иную землю.»
Яков был писателем, искал человеческую душу остриём пера, тщательно шлифовал текст, но не мог заработать и на корку хлеба. Книги его охотно печатали издания разного калибра, однако покупались они вяло, и в читательской среде говорилось о них меньше всего, хоть Яков и не чурался дешевых детективных эффектов, дабы придать своим повествованиям занятный смысл.
— Кому в наш век нужна хорошая литература? — оправдывался Яков — неуспех на издательском рынке не поколебал его уверенности в себе, напротив, породил мысли об изолированности его творчества, до понимания которого читателю предстоит отмахать немалый путь. Яков считал себя выше презренной толпы и писал для избранных.

КОНЕЦ ЦИТАТЫ


Вот такой удивительный литературный персонаж, этот «писатель»: мыслей нет, алкоголик и роется на помойке. Неплохой портрет с натурального, так сказать, лица представителя изящной русской словесности? Что это за чучело такое с ярлыком «русского писателя» и уверенностью в своей избранности?

В общем, сплошной лубок — у одних похожий на «палехскую роспись» русского быта, у других — на китч в духе «коврика с лебедями». И то, и другое не живёт, не дышит, смотрится как симпатичный или отталкивающий муляж жизни, основанной на «традиционных устоях», выраженных в архаике и нарочитом диалекте, на котором мало кто додумается разговаривать даже в самых забитых сёлах. У других русская тема выглядит как гротеск унылого мизантропа, злобная сатира на реальную жизнь. 
Иногда положительные герои «новой литературы» получаются настолько гротескными, даже карикатурными, что сразу понимаешь: это стёб. В лучших литературных традициях чёрных анекдотов. Представляете, что это такое — карикатурный положительный герой? Мне кажется, это какой-то нонсенс.
Вот только подобных этим буффонным героям, сколько я ни искал, найти не смог — так, чтобы в прототипы годились. Где они берут таких уродцев — остаётся только догадываться.

Если писателю нужно выразить некую гражданскую идею, не допускающую зубоскальства и смакования/бичевания человеческих пороков, приходится обращаться к такому явлению литературы, как «благородный герой» — но в большинстве случаев на выходе из творческого процесса получается ходульный персонаж, смело бросающийся то на нож какого-то криминального отморозка, то в ледяную прорубь для спасения погибающего человека, то в огонь без шансов на выживание... Сцены спасения и гибели чаще всего описываются смачно, но очень редко за «подвигом согласно сюжету» стоит живой характер, реалистически воплощенный (то есть облеченный в словесную плоть) живой человек. В таких литературных героях, будь они хоть десять раз позитивны и положительны,  нет ни реального живого дыхания, ни человечности...

Всех героев объединяет невидимая общая черта: у них нет души. Они ведут себя порой как куклы, не вызывая того сострадания, которое вызывает живое существо. По сравнению с этим посредственные тексты здесь - не самая большая беда. Текст можно отредактировать, в конце концов. А вот мёртвое оживить почти невозможно.


Впрочем, что толку ругать их за это. Они всего лишь продукт времени и подхода к отбору.  Не в них дело, а в личных качествах и уровне мастерства. И то и другое при отборе игнорируется. А это значит, сам отбор будет неизбежно отрицательным. Отрицательный отбор проявляется везде: от политики до искусства. А в литературе он проявляется, пожалуй, наглядней всего.

Нас, пишущих людей, злой постмодерн последних десятилетий так просто не отпустит — с его привычкой возводить в культ отъявленных негодяев, злодеев, извращенцев — и глумиться над проявлением здорового начала. Например, унифицировать и клонировать всё положительное: подстричь «положительных героев» под одну гребёнку и заставить маршировать в жутковатом марше, больше смахивающем на демонстративный перфоманс, нежели на реальную жизнь.

В общем, как-то всё не очень естественно в нашей «новой литературе». Она есть в лучших человеческих проявлениях — но на задворках. На сцену, «к микрофону» рвутся те, кто циничнее и бойчее. За всей это суетой у «литературного алтаря» угадывается неприятная тенденция: вчерашнюю тусовку, синхронно свалившую за рубеж, пытаются заменить собой более патриотичные литературные деятели. Энергичные, распиаренные в одних и тех же блогах, газетах, ток-шоу. Но цели те же. Занять «должность властителей умов». Интересно, зачем? Чему они будут учить общество? Некоторые уже в президенты готовы баллотироваться. Некоторые учреждают некие загадочные партийные структуры по «очистке культуры от...» ( Против, молчит, покаялся...) Правда, данные инициативы сопровождаются утешительными обещаниями, что, мол, дело не коснётся авторов, а направлены эти инициативы совсем-совсем на другое, доброе и нужное. Но мы прекрасно знаем, куда ведут такие пути-дорожки. Историю можно исказить или скрыть, но её невозможно обмануть.

Причём определять, от чего и от кого эта самая «зачистка», будут какие-то странные, имеющие отношение то ли к культуре, то ли к политике, то ли путающие политику с искусством, люди. Меня эта самодеятельность, честно говоря, настораживает так же, как и инициатива с внедрением в жизнь «культуры отмены». Суть дела мало чем отличается от ультралиберального стремления «разобраться с неугодными». А какими нравственными

Реклама
Реклама